Перспективы Особой экономической зоны для алмазов

Раздел: Драгоценные камни
05 июля 2010 г.

Перспективы Особой экономической зоны для алмазов. Ювелирные Известия - J-izvestia.ru

В кон­це мая 2010 го­да на рас­смот­ре­ние в Го­с­ду­му по­сту­пил за­ко­но­про­ект «О вне­се­нии из­ме­не­ний в Фе­де­раль­ный за­кон «Об осо­бых эко­но­ми­че­ских зо­нах в РФ». До­ку­мен­том пред­ла­га­ет­ся снять за­прет на об­ра­бот­ку ал­ма­зов на тер­ри­то­рии осо­бых эко­но­ми­че­ских зон. При этом го­су­дар­ствен­ный кон­троль при вво­зе и вы­во­зе дра­го­цен­ных кам­ней и брил­ли­ан­тов пред­ла­га­ет­ся осу­ществ­лять на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ном та­мо­жен­ном по­сту осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны­.

И­ни­ци­а­то­ром за­ко­но­про­ек­та вы­сту­пи­ли в 2008 го­ду якут­ские вла­сти во гла­ве с пре­зи­ден­том Яку­тии Вя­че­сла­вом Шты­ро­вы­м. Фор­маль­но за­ко­но­про­ект внес­ло Го­су­дар­ствен­ное Со­бра­ние Яку­тии (Ил Тум­эн). За­ко­но­про­ек­том пред­ла­га­ет­ся вне­сти в за­ко­но­да­тель­ство из­ме­не­ни­я, преду­смат­ри­ва­ю­щие воз­мож­ность со­зда­ния осо­бых эко­но­ми­че­ских зон для раз­ви­тия ал­ма­зо­об­ра­ба­ты­ва­ю­щей и юве­лир­ной про­мыш­лен­но­сти. В этих це­лях пунк­том 1 ста­тьи 1 за­ко­но­про­ек­та пред­ла­га­ет­ся вне­сти из­ме­не­ние в пункт 2 ча­сти 5 ста­тьи 4 фе­де­раль­но­го за­ко­на, раз­ре­ша­ю­щее осу­ществ­лять об­ра­бот­ку ал­ма­зов на тер­ри­то­рии осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны про­мыш­лен­но–­про­из­вод­ствен­но­го ти­па.

Первую в стра­не осо­бую эко­но­ми­че­скую зо­ну про­мыш­лен­но–­про­из­вод­ствен­но­го ти­па по огран­ке ал­ма­зов и про­из­вод­ству юве­лир­ных из­де­лий пла­ни­ру­ет­ся со­здать в Якут­ске. Эту идею лоб­би­ру­ет мест­ная власт­ная эли­та – на­при­мер, пер­вый за­ме­сти­тель пред­се­да­те­ля Го­су­дар­ствен­но­го Со­бра­ния Алек­сандр Мо­роз­кин, пред­се­да­тель по­сто­ян­но­го ко­ми­те­та Гос­со­бра­ния по эко­но­ми­че­ской, ин­ве­сти­ци­он­ной и про­мыш­лен­ной по­ли­ти­ке, пред­при­ни­ма­тель­ству и ту­риз­му Петр Фе­до­ро­в, ми­нистр иму­ще­ствен­ных от­но­ше­ний Вик­тор Ефи­мо­в, за­ме­сти­тель ми­ни­стра про­мыш­лен­но­сти Вла­ди­мир Фе­до­ро­в.

Про­ект при­зван обес­пе­чить раз­ви­тие биз­не­са, со­здать но­вые ра­бо­чие ме­ста, уве­ли­чить объ­е­мы про­из­вод­ства юве­лир­ных из­де­лий с брил­ли­ан­та­ми. В ре­зуль­та­те ре­а­ли­за­ции про­ек­та се­бе­сто­и­мость вы­пус­ка­е­мой про­дук­ции долж­на по­ни­зить­ся за счёт «ну­ле­вой» став­ки НДС на сы­рье для про­из­во­ди­те­лей, на­ло­го­вых льгот (с­ни­же­ние на­ло­га на при­быль, на­ло­га на иму­ще­ство и зе­мель­но­го на­ло­га), со­кра­ще­ния из­дер­жек по экс­пор­ту и им­пор­ту за счет со­зда­ния спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­но­го та­мо­жен­но­го по­ста на тер­ри­то­рии ОЭЗ. От­сут­ствие ввоз­ных та­мо­жен­ных по­шлин на про­из­вод­ствен­ное обо­ру­до­ва­ни­е, сы­рье поз­во­лит осна­стить про­из­вод­ство но­вы­м, бо­лее эф­фек­тив­ным обо­ру­до­ва­ни­е­м. В Якут­ской ОЭЗ пла­ни­ру­ет­ся раз­ме­стить ал­ма­зо­гра­ниль­ные и юве­лир­ные пред­при­я­ти­я, а так­же пред­при­я­тия по про­из­вод­ству ме­бе­ли, ху­до­же­ствен­ны­х, су­ве­нир­ны­х, ко­же­вен­но–­ме­хо­вых из­де­лий. За счет средств рес­пуб­ли­кан­ско­го бюд­же­та раз­ра­бо­тан биз­нес–­план (тех­ни­ко–­эко­но­ми­че­ское обос­но­ва­ни­е) про­ек­та, ко­то­рый по­лу­чил одоб­ре­ние на за­се­да­нии Ал­маз­но­го со­ве­та при Пре­зи­ден­те Яку­тии и на за­се­да­нии кол­ле­гии Ми­ни­стер­ства эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­ти­я. Опре­де­ле­на пло­щад­ка под раз­ме­ще­ние ОЭЗ в се­ве­ро–во­сточ­ной ча­сти го­ро­да Якут­ска на ули­це 50 лет Со­вет­ской Ар­ми­и. Про­ве­де­на ра­бо­та с по­тен­ци­аль­ны­ми ре­зи­ден­та­ми по под­твер­жде­нию их на­ме­ре­ний уча­стия в про­ек­те.

Од­на­ко за­ко­но­про­ект вы­звал от­ри­ца­тель­ную оцен­ку со сто­ро­ны не­ко­то­рых вли­я­тель­ных чи­нов­ни­ков фе­де­раль­ных вла­стей. В част­но­сти, Сер­гей Со­бя­нин, за­ме­сти­тель Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства РФ, воз­ра­жа­ет про­тив пунк­та 2 ста­тьи 1 за­ко­но­про­ек­та, в ко­то­рой пред­ла­га­лось рас­про­стра­нить ре­жим осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны на де­я­тель­ность по про­да­же ал­маз­ных то­ва­ров (про­дук­ци­и) пу­тем ее от­не­се­ния к про­мыш­лен­но–­про­из­вод­ствен­ной де­я­тель­но­сти. То есть преду­смат­ри­ва­ет­ся вве­де­ние льгот­но­го по­ряд­ка та­мо­жен­но­го и на­ло­го­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния в тор­го­во–­за­ку­поч­ной сфе­ре, не име­ю­щей пря­мо­го от­но­ше­ния к раз­ви­тию про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства, при­чем в от­но­ше­нии лю­бых то­ва­ро­в. По убеж­де­нию Со­бя­ни­на, пред­ла­га­е­мые из­ме­не­ния не со­от­вет­ству­ют за­креп­лен­ным в Фе­де­раль­ном за­ко­не прин­ци­пам со­зда­ния осо­бых эко­но­ми­че­ских зон в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и мог­ли бы при­ве­сти к не­обос­но­ван­но­му рас­ши­ре­нию сфе­ры ис­поль­зо­ва­ния на­ло­го­вых и та­мо­жен­ных льго­т. Кро­ме то­го, пунк­том 3 ста­тьи 1 за­ко­но­про­ек­та опре­де­лял­ся по­ря­док го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля над ка­че­ством сор­ти­ров­ки и оцен­ки при­род­ных ал­ма­зов и брил­ли­ан­тов при их вво­зе на тер­ри­то­рию осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны с тер­ри­то­рии ино­стран­но­го го­су­дар­ства и вы­во­зе с тер­ри­то­рии осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны за пре­де­лы та­мо­жен­ной тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и. Но, как спра­вед­ли­во от­ме­тил Со­бя­нин, «дан­ный во­прос не от­но­сит­ся к пред­ме­ту пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния дан­но­го фе­де­раль­но­го за­ко­на, а под­па­да­ет под сфе­ру ре­гу­ли­ро­ва­ния фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях».

От спе­ци­а­ли­стов зву­чат раз­но­на­прав­лен­ные от­зы­вы. Та­к, за­ве­ду­ю­щий от­де­лом экс­пер­ти­зы Гем­мо­ло­ги­че­ско­го цен­тра МГУ Юрий Ше­ле­мен­тьев по­ла­га­ет, что ес­ли на­ло­ги и та­мо­жен­ные по­шли­ны ну­ле­вы­е, как в Ду­ба­и, то биз­нес с низ­ким уров­нем до­ход­но­сти (в том чис­ле огран­ка, ди­лер­ские опе­ра­ци­и) про­сто обя­зан там ока­зать­ся, ина­че на­ло­ги съе­дят всю при­быль. «У­про­ща­ет­ся оформ­ле­ние вво­за и вы­во­за, это важ­но для да­валь­че­ской огран­ки. Ес­ли про­из­вод­ство, тор­гов­ля и ин­фра­струк­ту­ра кон­цен­три­ру­ют­ся в ОЭЗ с удоб­ны­ми усло­ви­я­ми и низ­ки­ми на­ло­га­ми, воз­ни­ка­ет ка­че­ствен­ный ска­чок и все пред­при­ни­ма­те­ли устрем­ля­ют­ся ту­да, т. к. на­ло­ги и дру­гие из­держ­ки не­пре­мен­но ска­зы­ва­ют­ся на окон­ча­тель­ной сто­и­мо­сти про­дук­та и про­дук­ты за пре­де­ла­ми этих зон ста­но­вят­ся не­кон­ку­рен­то­спо­соб­ны­ми», – по­яс­ня­ет Ше­ле­мен­тьев.

На­про­тив, Дмит­рий Зве­рев, ру­ко­во­ди­тель ком­па­нии Euro Jewellery, очень пес­си­ми­стич­но смот­рит на по­пыт­ки ре­ани­ма­ции рос­сий­ской ал­маз­ной и юве­лир­ной от­рас­ли. Мол, «то, что в Го­су­дар­ствен­ную Ду­му вне­сен этот за­ко­но­про­ек­т, ни­че­го не зна­чи­т: уже мно­го лет не мо­жет ре­шить­ся пу­стя­ко­вый во­прос с от­ме­ной опро­би­ро­ва­ния лег­ких се­реб­ря­ных из­де­лий, и по­это­му ма­ло­ве­ро­ят­но, что так сра­зу ре­шит­ся во­прос с раз­ре­ше­ни­ем пе­ре­ра­бот­ки ал­ма­зов в ОЭЗ».

Сей­час за­ко­но­про­ект на­хо­дит­ся в Ко­ми­те­те Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы на пред­ва­ри­тель­ном рас­смот­ре­ни­и.

У­чи­ты­вая об­ще­ми­ро­вую тен­ден­цию к дег­ло­ба­ли­за­ции (из–­за тя­же­лых по­след­ствий ми­ро­во­го фи­нан­со­во–­эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са) и к ро­сту про­мыш­лен­но­го про­тек­ци­о­низ­ма, мож­но по­ла­гать, что пер­спек­ти­вы у дан­но­го за­ко­но­про­ек­та пе­чаль­ны­е.

Вла­ди­мир Тес­лен­ко для Rough and Polished

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->