«Ширпотреб» работы Фаберже

Раздел: Выставки
21 февраля 2014 г.

Очень мно­гие зна­ют о пас­халь­ных яй­цах, из­го­тов­лен­ных Фа­бер­же для рос­сий­ских им­пе­ра­то­ров. Но эта фир­ма вы­пол­ня­ла не толь­ко цар­ские за­ка­зы, она про­из­во­ди­ла и ути­ли­тар­ные пред­ме­ты. Три из них хра­нят­ся в му­зее Бу­ры­ли­на в Ива­но­ве. Это ковш, на­груд­ный знак и рю­моч­ка. Пер­вые два на­хо­дят­ся в экс­по­зи­ции «Зо­ло­тая кла­до­вая», рю­моч­ка – в за­пас­ни­ках.Д­ля ре­ги­о­наль­ных му­зеев из­де­лия Фа­бер­же – ред­ко­сть. Боль­шин­ство из них на­хо­дит­ся в Эр­ми­та­же, в Го­су­дар­ствен­ном ис­то­ри­че­ском му­зее в Москве, а так­же за гра­ни­цей.

Бо­га­тыр­ский ковш ве­сит бо­лее трех ки­ло­грам­мов

Вид это­го ков­ша до­воль­но вну­ши­те­лен. Сде­лан из се­ребра, внут­ри по­крыт по­зо­ло­той.

- В ос­нов­ном из дра­го­цен­ных ме­тал­лов Фа­бер­же ра­бо­та­ли с се­реб­ром и пла­ти­ной, - рас­ска­зы­ва­ет за­ве­ду­ю­щий от­де­лом фон­дов му­зея Д. Г. Бу­ры­ли­на Игорь Ли­сен­ков.

На экс­по­на­те есть клей­мо фир­мы Фа­бер­же.

Вес ков­ша – 3 ки­ло­грам­ма 280 грам­мов, объ­ем 5 лит­ров. Сде­лан он в фор­ме древ­не­рус­ско­го ков­ша – скоб­ка­ря.

- В то вре­мя про­сле­жи­ва­ет­ся яв­ный ин­те­рес к древ­не­рус­ско­му ис­кус­ству. Юве­ли­ры по­вто­ря­ют фор­мы дав­но ушед­ших из оби­хо­да пред­ме­тов – ков­шей, бра­тин, чаш, - по­яс­нят Игорь Вик­то­ро­вич.

Ло­пасть (руч­ка) ков­ша име­ет лу­ко­вич­ную фор­му (тра­ди­ци­он­ную для древ­не­рус­ской куль­ту­ры: вспом­ним шле­мы бо­га­ты­рей и ку­по­ла церквей). На ло­па­сти изоб­ра­же­ны три бо­га­ты­ря.

Укра­шен ковш во­се­мью аме­ти­ста­ми – по 4 с каж­дой сто­ро­ны.

- Аме­ти­сты – по­лу­дра­го­цен­ные кам­ни. Они под­чер­ки­ва­ют ху­до­же­ствен­ную цен­ность ков­ша, - про­дол­жа­ет Игорь Ли­сен­ков.– По пре­да­ни­ям, аме­тист об­ла­да­ем сверхъ­есте­ствен­ной си­лой: при­но­сит уда­чу, за­щи­ща­ет от ма­гии, опья­не­ния. Ино­гда аме­тист на­зы­ва­ют ар­хи­ерей­ским кам­нем: выс­шие чи­ны свя­щен­но­слу­жи­те­лей но­си­ли перст­ни с та­ким кам­нем. Огра­не­ны аме­ти­сты фор­мой ка­бо­шон - за­круг­лен­но. Это са­мая ран­няя фор­ма огран­ки, сей­час она ис­поль­зу­ет­ся для не­про­зрач­ных или сла­бо­про­све­чи­ва­ю­щих кам­ней.

Из­го­тов­лен ковш в на­ча­ле XX ве­ка. Од­но вре­мя счи­та­лось, что он вхо­дил в кол­лек­цию Бу­ры­ли­на. За­тем по до­ку­мен­там уда­лось уста­но­вить, что экс­по­нат по­сту­пил в му­зей в 1922 го­ду из Ива­но­во-Воз­не­сен­ско­го губ­фин­от­де­ла, ку­да сво­зи­лось иму­ще­ство, кон­фис­ко­ван­ное у фаб­ри­кан­тов.

Сбо­ку на ков­ше вы­гра­ви­ро­ва­на над­пись: «Прав­ле­нию То­ва­ри­ще­ства Ива­но­во-Воз­не­сен­ской Ткац­кой ма­ну­фак­ту­ры от Тор­го­во­го до­ма Л. Кно­пъ 1880-1905 г.». Как ока­за­лось, ковш был по­да­рен прав­ле­нию этой фир­мы (в со­вет­ское вре­мя - фаб­ри­ка Ба­ла­шо­ва) в честь 25-ле­тия со­труд­ни­че­ства от Тор­го­во­го до­ма «Л. Кноп». Тор­го­вый дом «Л. Кноп» по­став­лял хло­пок и тек­стиль­ное обо­ру­до­ва­ние.

- В то вре­мя по­су­да бы­ла уже обыч­ная. Но в на­ча­ле XX ве­ка в Рос­сии уси­ли­ва­ет­ся ин­те­рес к древ­не­рус­ско­му ис­кус­ству, в юве­лир­ном де­ле всe ча­ще об­ра­ща­ют­ся к фор­мам, ко­то­рые уже ушли из упо­треб­ле­ния – ков­шам, ча­шам. И по­яв­ля­ют­ся они уже в де­ко­ра­тив­ном, по­да­роч­ном ва­ри­ан­те, - по­яс­ня­ет Игорь Вик­то­ро­вич.

Вла­де­лец зна­ка стер свою фа­ми­лию

Еще один пред­мет фир­мы Фа­бер­же – на­груд­ный знак «Об­ще­ства по­все­мест­ной по­мо­щи по­стра­дав­шим на вой­не сол­да­там и их се­мьям». (Это об­ще­ство ока­зы­ва­ло ма­те­ри­аль­ную под­держ­ку ра­не­ным сол­да­там, по­мо­га­ло вы­хло­па­ты­вать при­чи­та­ю­щи­е­ся им пен­сии, по­со­бия, на­гра­ды.)

- Ра­бо­ты Фа­бер­же обыч­но из­вест­ны экс­клю­зив­ны­ми вы­со­ко­ху­до­же­ствен­ны­ми об­раз­ца­ми, но ино­гда фир­ма вы­пус­ка­ла до­воль­но не­обыч­ные для нее пред­ме­ты, к при­ме­ру, этот на­груд­ный знак, - го­во­рит Игорь Ли­сен­ков.– Кста­ти, чле­ном это­го об­ще­ства был Ни­ко­лай II, то­же имев­ший по­доб­ный зна­к…

Знак пред­став­ля­ет со­бой ве­нок из ду­бо­вых ли­стьев с ор­лом и им­пе­ра­тор­ской ко­ро­ной. На гру­ди ор­ла - щит с изоб­ра­же­ни­ем Геор­гия По­бе­до­нос­ца. Ни­же ски­петр с дер­жа­вой. Спра­ва – крест бе­лой эма­ли, в ниж­ней ча­сти – лен­та си­ней эма­ли с над­пи­сью «За ве­ру, ца­ря и Оте­че­ство». Цве­та ис­поль­зу­е­мой эма­ли – бе­лый, си­ний, крас­ный – оли­це­тво­ря­ют цве­та го­су­дар­ствен­но­го фла­га Рос­сии.

Обыч­но зна­ки бы­ли имен­ные: на об­рат­ной сто­ро­не гра­ви­ро­ва­лась фа­ми­лия че­ло­ве­ка, всту­пив­ше­го в это бла­го­тво­ри­тель­ное об­ще­ство.

- Гра­ви­ров­ка фа­ми­лии бы­ла и на этом на­груд­ном зна­ке, - рас­ска­зы­ва­ет за­ве­ду­ю­щий от­де­лом фон­дов му­зея.– Но они сби­ты. Ви­ди­мо, хо­зя­ин сде­лал это по­сле 1917 го­да, опа­са­ясь но­вой вла­сти. К сло­ву, по­доб­ные зна­ки вы­да­ва­лись круп­ным чи­нов­ни­кам и пред­ста­ви­те­лям ге­не­ра­ли­те­та.

В фон­ды му­зея знак по­сту­пил в 1960 го­ду. Ива­но­вец на­шел этот знак на чер­да­ке сво­е­го до­ма, ко­то­рый ра­нее при­над­ле­жал не­ко­е­му Гор­но­сталeву, и при­нес в му­зей.

Рю­моч­ка с рас­ти­тель­ным ор­на­мен­том

Рю­моч­ка фир­мы Фа­бер­же, име­ю­ща­я­ся в му­зее, не вы­став­ля­ет­ся в экс­по­зи­ции – хра­нит­ся в за­пас­ни­ках. Она за­вер­ну­та в во­ще­ную бу­ма­гу, ко­то­рая не да­ет окис­лять­ся ме­тал­лу, по­ме­ще­на в ко­роб­ку, при­ка­сать­ся к ней мож­но толь­ко в спе­ци­аль­ных пер­чат­ках.

- Клей­мо сви­де­тель­ству­ет, что рюм­ка про­из­ве­де­на фир­мой Фа­бер­же, - со­об­ща­ет Игорь Ли­сен­ков. - По спра­воч­ни­кам и ка­та­ло­гам уда­лось уста­но­вить, что из­го­тов­ле­на она в 1895 го­ду. Эта рю­моч­ка опро­вер­га­ет сло­жив­ше­е­ся мне­ние о том, что Фа­бер­же из­го­тав­ли­вал толь­ко экс­клю­зив­ные ве­щи. Нет, в фир­ме де­ла­ли но­жи, вил­ки, рюм­ки…

Вы­со­та рю­моч­ки не­боль­шая – 5-7 сан­ти­мет­ров.

- По ху­до­же­ствен­но­му ре­ше­нию она су­ще­ствен­но от­ли­ча­ет­ся от ков­ша, - по­яс­ня­ет Игорь Вик­то­ро­вич. - Укра­ше­ние рюм­ки до­ста­точ­но скром­ное – плос­кост­ная резь­ба рас­ти­тель­но­го ха­рак­те­ра.

По мне­нию за­ве­ду­ю­ще­го от­де­лом фон­да му­зея, этот пред­мет, ско­рее все­го, вхо­дил в кол­лек­цию Бу­ры­ли­на.

- К со­жа­ле­нию до­ку­мен­тов, про­яс­ня­ю­щих ис­то­рию рюм­ки, по­ка не най­де­но, - го­во­рит Игорь Ли­сен­ков.

Це­на во­про­са

По дан­ным Ин­тер­не­та, на рос­сий­ских аук­ци­о­нах ря­до­вые ве­щи с клей­мом Фа­бер­же сто­ят не мень­ше 500 дол­ла­ров. На аук­ци­о­не Ге­лос в 2005 го­ду две пар­ные рюм­ки с рас­ти­тель­ным ор­на­мен­том на­ча­ла ХХ ве­ка, из­го­тов­лен­ные фир­мой Фа­бер­же, пре­взо­шли стар­то­вую це­ну в бо­лее чем в 2 ра­за и бы­ли про­да­ны за 100 000 руб. Прав­да, в Ев­ро­пе их це­на не­сколь­ко де­шев­ле.

Справ­ка

Пред­ки Фа­бер­же – фран­цу­зы, по­ки­нув­шие ро­ди­ну в XVII ве­ке. Сна­ча­ла се­мья по­се­ли­лась в Эсто­нии, а в XIX ве­ке пе­ре­бра­лась в Рос­сию. Здесь Густав Фа­бер­же от­крыл не­боль­шую юве­лир­ную ма­стер­скую и ма­га­зин. Сла­ву фир­ме при­нес его стар­ший сын Карл. Он по­лу­чил бле­стя­щее ху­до­же­ствен­ное об­ра­зо­ва­ние за гра­ни­цей, овла­дел раз­лич­ны­ми тех­ни­че­ски­ми при­е­ма­ми юве­лир­но­го ис­кус­ства. Не­ко­то­рое вре­мя Карл ра­бо­тал ре­став­ра­то­ром в Им­пе­ра­тор­ском Эр­ми­та­же - это поз­во­ли­ло ему изу­чить при­е­мы ста­рых ма­сте­ров. А по­сле смер­ти от­ца Карл стал про­дол­жа­те­лем се­мей­но­го де­ла.

Ко­гда на­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на, ин­те­рес к про­дук­ции Фа­бер­же упал. По­сле ре­во­лю­ции ма­стер­ские бы­ли раз­гром­ле­ны, гла­ва фир­мы уехал за гра­ни­цу. Боль­шин­ство его из­де­лий раз­ны­ми пу­тя­ми то­же ушло за ру­беж.

[ ivgazeta.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->