Ювелирная работа. Золотой «Мерседес» для бандитов и бриллиантовое колье для цыганского барона

Раздел: Ювелиры и компании
16 февраля 2016 г.

В Бе­ла­ру­си сло­ж­но оты­с­кать ме­сто, где мо­ж­но обу­чить­ся тон­ко­стям юве­ли­р­но­го ма­стер­ства. Двое ма­сте­ров с трид­ца­ти­лет­ним ста­жем от­кры­ли един­ствен­ные в Бе­ла­ру­си кур­сы по обу­че­нию этой про­фес­сии.

В ма­стер­ской нас встре­ча­ют Ми­ха­ил Рей­з­ман и Ни­ко­лай Чи­стый. Боль­шую часть сво­ей жиз­ни они про­ра­бо­та­ли юве­ли­ра­ми. Их об­щий стаж в про­фес­сии — бо­лее 60 лет, в ко­пи­л­ке — са­мые не­о­бы­ч­ные за­ка­зы для са­мых раз­ных лю­дей.

«Устро­ить­ся в юве­ли­р­ную ма­стер­скую бы­ло пра­к­ти­че­ски рав­но­з­на­ч­но по­ле­ту на Лу­ну»

Ми­ха­ил и Ни­ко­лай на­чи­на­ли ра­бо­тать по­чти од­но­вре­мен­но: в 80-е го­ды в мин­ской ма­стер­ской на Оль­шев­ско­го. Го­во­рят, ма­стер­ская со­хра­ни­лась и по сей день. За­то жизнь во­круг из­ме­ни­лась. Юве­ли­ры дру­жат уже боль­ше 30 лет, но со­в­сем не по­хо­жи друг на дру­га. Ни­ко­лай — рез­кий и скро­м­ный, Ми­ха­ил — об­хо­ди­тель­ный и об­щи­тель­ный.

Паль­цы Ми­ха­и­ла Аль­бер­то­ви­ча укра­ша­ют зо­ло­тые пе­р­ст­ни соб­ствен­но­го про­из­вод­ства, с бри­л­ли­ан­та­ми. Юве­лир по­ка­зы­ва­ет ма­стер­скую. Стол, стул, ин­стру­мен­ты и пе­пель­ни­ца, за­пол­нен­ная окур­ка­ми. Мастер го­во­рит, очень ва­ж­но иметь свое обо­ру­до­ван­ное и ис­пы­тан­ное ме­сто.

— К ин­стру­мен­там ну­ж­но при­вы­к­нуть. Юве­ли­ры не ра­бо­та­ют чу­жи­ми. Это не­у­доб­но.

Ми­ха­ил, до то­го как стать юве­ли­ром, был ма­ля­ром, но, го­во­рит, же­ла­ние ра­бо­тать с ме­тал­лом у не­го бы­ло все­г­да.

— В те вре­ме­на устро­ить­ся в юве­ли­р­ную ма­стер­скую бы­ло пра­к­ти­че­ски рав­но­з­на­ч­но по­ле­ту на Лу­ну. Мне при­ш­лось це­лый год ждать, по­ка осво­бо­ди­т­ся ме­сто. Бы­ло очень сло­ж­но, — вспо­ми­на­ет Ми­ха­ил.



Ни­ко­лай Ан­то­но­вич при­шел в де­ло на пять лет ра­нь­ше сво­е­го дру­га. По­пал к юве­ли­рам, по­то­му что не хва­ти­ло ме­ста в ча­со­вой ма­стер­ской. По сло­вам ма­сте­ров, в СССР бы­ло труд­но ра­бо­тать. Из-­за де­фи­ци­та — не хва­та­ло ин­стру­мен­тов и ма­те­ри­а­лов.

— Не­воз­мо­ж­но бы­ло най­ти ин­стру­мен­ты, — объ­яс­ня­ет Ми­ха­ил Аль­бер­то­вич. — Пра­к­ти­че­ски все из­го­тав­ли­ва­ли са­ми. Сей­час ин­стру­мен­ты до­ро­гие, но они про­да­ют­ся. Ра­нь­ше хо­ро­шие швей­ца­р­ские пи­л­ки сто­и­ли 40 руб­лей, а пе­н­сия мо­ей ба­бу­ш­ки бы­ла 45.

За­то от за­каз­чи­ков в те го­ды не бы­ло от­боя. Не ну­ж­но бы­ло бес­по­ко­ить­ся о ре­кла­ме. Оче­ре­ди к юве­ли­рам ино­г­да за­ни­ма­ли в че­ты­ре утра, рас­ска­зы­ва­ет Ми­ха­ил Аль­бер­то­вич.

— Ко­г­да я толь­ко на­чи­нал ра­бо­тать в 80-е го­ды, был бум на коль­ца-«­мар­ки­зы» с удли­нен­ным оваль­ным ка­м­нем. Оче­редь бы­ла рас­пи­са­на на пол­го­да впе­ред. По­том ста­ли по­пу­ляр­ны­ми не­ж­ные и утон­чен­ные из­де­лия. А сей­час сно­ва воз­вра­ща­ет­ся мо­да на кру­п­ные укра­ше­ния.

По сло­вам ма­сте­ров, юве­ли­р­ное ис­кус­ство — са­мое кон­сер­ва­тив­ное. При­ду­мать что-то но­вое не­ле­г­ко. Но все­г­да мо­ж­но най­ти но­вые ва­ри­а­ции и фор­мы.

Ми­ха­ил Аль­бер­то­вич по­ка­зы­ва­ет не­о­бы­ч­ные из­де­лия, ко­то­рые ред­ко най­дешь в юве­ли­р­ных лав­ках или уви­дишь у слу­чай­но­го про­хо­же­го — ми­ни­к­ин­жа­лы из ро­га ко­су­ли, брас­лет-дра­кон и да­же се­реб­ря­ные гал­сту­ки. Осо­бен­но за­по­м­ни­лось ма­сте­ру коль­цо в ви­де бу­ке­та с 18 бри­л­ли­ан­та­ми. Це­на та­ко­го из­де­лия бы­ла око­ло 1000 дол­ла­ров.

«Та­кое ко­лье по сто­и­мо­сти рав­но­цен­но пя­ти­ко­м­нат­ной квар­ти­ре»

На во­прос о кли­ен­тах юве­ли­ры мно­го­з­на­чи­тель­но улы­ба­ют­ся. Го­во­рят, что пре­ж­де чем на­зы­вать за­каз­чи­ков, ну­ж­но у них спра­ши­вать раз­ре­ше­ние. Ни­ко­лаю Ан­то­но­ви­чу, на­при­мер, при­хо­ди­лось де­лать ко­лье для же­ны из­ве­ст­но­го цы­ган­ско­го ба­ро­на.

— 136 боль­ших бри­л­ли­ан­тов и око­ло 400 мел­ких, — рас­кры­ва­ет сек­рет юве­лир. — Та­кое ко­лье по сто­и­мо­сти рав­но­цен­но пя­ти­ко­м­нат­ной квар­ти­ре.

Ми­ха­ил Аль­бер­то­вич та­к­же ра­бо­тал с цы­га­на­ми. Сде­лал пе­р­стень ве­сом в 62 гра­м­ма. Для срав­не­ния, при­мер­но столь­ко ве­сят хо­ро­шие му­ж­ские ча­сы.

— В 90-е бы­ло мно­го бо­га­тых кли­ен­тов, и за­ка­зы бы­ли боль­шие, — вспо­ми­на­ет юве­лир.

Од­на­ж­ды Ми­ха­и­лу Аль­бер­то­ви­чу за­ка­за­ли мо­дель ав­то­мо­би­ля «Мер­се­дес» из зо­ло­та. Дли­на «ма­шин­ки» -- око­ло мет­ра, а мас­са — пол­то­ра ки­ло­гра­м­ма. Над из­де­ли­ем ма­стер тру­ди­л­ся два ме­ся­ца.

— Бан­ди­ты за­ка­за­ли в по­да­рок сво­е­му «брат­ку». По­лу­чи­л­ся как на­сто­я­щий, — улы­ба­ет­ся юве­лир. — Да­же двер­цы от­кры­ва­лись.

С бан­ди­та­ми в 90-е го­ды при­хо­ди­лось ра­бо­тать не один раз. Осо­бен­но ча­сто они за­ка­зы­ва­ли це­пи. О сы­рье юве­ли­ры то­г­да не бес­по­ко­и­лись. За­каз­чик мог ку­пить зо­ло­то пря­мо в ма­стер­ской. Ино­г­да лю­ди при­хо­ди­ли «со сво­им» ме­тал­лом, при­но­си­ли зо­ло­тые ко­рон­ки.

— Бы­ва­ли слу­чаи, ко­г­да при­не­сен­ное че­ло­ве­ком зо­ло­тое укра­ше­ние ока­зы­ва­лось под­дел­кой, сде­лан­ной из де­ше­вых ме­тал­лов. Но это не зна­чит, что че­ло­век об­ман­щик. Обы­ч­но в та­ком слу­чае ви­но­ват не­че­ст­ный про­да­вец.

Что­бы от­ли­чить зо­ло­то от под­дел­ки, ис­поль­зу­ют спе­ци­аль­ный ре­а­к­тив. Из­де­лие на­д­пи­ли­ва­ют, на­но­сят рас­твор. Ес­ли зо­ло­то не со­о­т­вет­ству­ет про­бе, оно чер­не­ет.

— Но в по­след­нее вре­мя я ча­ще стал­ки­ва­юсь с под­дель­ным се­ре­бром. Ино­г­да это ока­зы­ва­ют­ся из­де­лия из цер­ко­в­ных ла­вок, — де­ли­т­ся Ми­ха­ил.

В Бе­ла­ру­си юве­лир не име­ет пра­ва ра­бо­тать со сво­им сы­рьем. Укра­ше­ния мо­ж­но из­го­тав­ли­вать толь­ко из то­го, что при­нес за­каз­чик. По сло­вам ма­сте­ров, это усло­ж­ня­ет ра­бо­ту. В та­ком слу­чае юве­лир ра­бо­та­ет толь­ко по за­ка­зам, а соб­ствен­ные из­де­лия не име­ет пра­ва про­да­вать.

— Во всех стра­нах ма­стер мо­жет пой­ти в банк, ку­пить ме­талл, сде­лать укра­ше­ние и про­дать его. У нас это не­ре­аль­но. Это уго­ло­в­ное де­ло.

Се­реб­ря­ную пыль со­би­ра­ют в ба­ноч­ку, что­бы пе­ре­пла­вить­

Свои кур­сы Ми­ха­ил и Ни­ко­лай от­кры­ли в сен­тяб­ре 2014 го­да. За это вре­мя у ма­сте­ров обу­чи­лось око­ло 50 че­ло­век. Но, взды­ха­ют юве­ли­ры, оста­лось в де­ле толь­ко пять. Проб­ле­ма здесь не в та­лан­те. Юве­ли­р­ное ис­кус­ство тре­бу­ет мно­го вло­же­ний: ин­стру­мен­ты, ма­те­ри­а­лы, ма­стер­ская.

— Да­ле­ко не все из уче­ни­ков уме­ют ри­со­вать, да­ле­ко не все бу­дут ра­бо­тать юве­ли­ра­ми. Не­ко­то­рые при­хо­дят учить­ся для се­бя. Хо­тя это ис­кус­ство — очень до­ро­гое удо­воль­ствие.

Кста­ти, се­го­д­ня здесь от­ме­ча­ют день ро­ж­де­ния од­но­группни­ка. Сре­ди уче­ни­ков -та­к­си­сты, юри­сты, ин­же­не­ры-а­виа­тех­ни­ки и да­же свя­щен­ни­ки.

За пе­р­вой пар­той мо­ло­дой че­ло­век ста­ра­тель­но и со­сре­до­то­чен­но вы­пи­ли­ва­ет под­вес­ку в фор­ме кре­сти­ка. Ев­ге­ний — по про­фес­сии элек­трик. Па­рень обу­ча­ет­ся но­во­му ре­ме­с­лу уже пять ме­ся­цев. Масте­ра хва­лят его ра­бо­ты, го­во­рят, уче­ник спо­соб­ный.

— С дет­ства меч­тал стать юве­ли­ром, — де­ли­т­ся Ев­ге­ний. — Все­г­да за­ни­мал­ся чем-то по­доб­ным: хо­дил в ху­до­же­ствен­ную шко­лу, что-то ле­пил. Но не бы­ло воз­мо­ж­но­стей за­нять­ся этим се­рьез­но и зна­ний не хва­та­ло. Так и при­шел на кур­сы.

На ру­ках Ев­ге­ния — се­реб­ря­ная пыль. Здесь, в пря­мом смысле, ка­ж­дая кру­пи­ца на вес зо­ло­та. Пыль кро­по­т­ли­во со­би­ра­ют в ба­ноч­ку, что­бы по­том сно­ва пе­ре­пла­вить. Кур­сы под­хо­дят к кон­цу, па­рень по­ду­мы­ва­ет о том, что­бы устро­ить­ся в ма­стер­скую и от­та­чи­вать на­вык.

Есть сре­ди уче­ни­ков и пред­ста­ви­тель­ни­цы пре­крас­но­го по­ла. Та­тья­на — юри­ст. До это­го ра­бо­та­ла шве­ей. Де­ву­ш­ка го­во­рит, что ни­что еще так не увле­ка­ло ее, как юве­ли­р­ное ис­кус­ство.

— По­лу­ча­ла ди­п­лом и по­ни­ма­ла, что не очень хо­чу за­ни­мать­ся юри­с­пру­ден­ци­ей. А вот с ме­тал­лом мне все­г­да хо­те­лось ра­бо­тать. Как толь­ко по­яви­лась воз­мо­ж­но­сть, сра­зу за­пи­са­лась на кур­сы.

Та­тья­на при­з­на­ет­ся, что ино­г­да бы­ва­ет труд­но, но не по­то­му, что она де­ву­ш­ка. По ее сло­вам, ме­талл — труд­ный, не­по­дат­ли­вый ма­те­ри­ал.

— Та­кая ра­бо­та от­ни­ма­ет мно­го вре­ме­ни. Ну­ж­но быть усид­чи­вым, вни­ма­тель­ным и ста­ра­тель­ным че­ло­ве­ком.

Де­ву­ш­ка пла­ни­ру­ет устро­ить­ся в ма­стер­скую и за­ни­мать­ся юве­ли­р­ным ис­кус­ством про­фес­си­о­наль­но.

«От­ш­ли­фо­вать, за­по­ли­ро­вать — и го­то­во»

По­ку­пая коль­цо, по­ку­па­те­ли ви­дят лишь ре­зуль­тат ра­бо­ты — зо­ло­тое из­де­лие с си­я­ю­щи­ми бри­л­ли­ан­та­ми. Вся ра­бо­та ма­сте­ра оста­ет­ся скры­той от на­ших глаз. На­чи­на­ю­щий юве­лир Ев­ге­ний со­гла­ша­ет­ся при­о­т­крыть за­ве­су и по­ка­зы­ва­ет ма­стер-класс по из­го­то­в­ле­нию об­ру­чаль­но­го коль­ца.

Из ме­тал­ла (в на­шем слу­чае это ла­ту­нь), вы­пи­ли­ва­ет­ся по­лос­ка ну­ж­но­го раз­ме­ра. Па­рень тща­тель­но об­ра­ба­ты­ва­ет ме­талл в те­че­ние не­сколь­ких ми­нут.

За­тем по­лос­ка сги­ба­ет­ся в ну­ж­ную фор­му. Что­бы об­ле­г­чить этот про­цесс, ме­талл на­ка­ля­ют ог­нем.

Ев­ге­ний при­фу­го­вы­ва­ет коль­цо, и стык ста­но­ви­т­ся ро­в­ным. По­с­ле это­го — спай­ка.

— От­ш­ли­фо­вать, за­по­ли­ро­вать — и го­то­во, — ко­м­мен­ти­ру­ет Ми­ха­ил Аль­бер­то­вич и не­сет коль­цо в свою ма­стер­скую, что­бы за­вер­шить ра­бо­ту.

Весь про­цесс за­нял око­ло 40 ми­нут. В слу­чае с зо­ло­том по­тре­бу­ет­ся не­м­но­го боль­ше вре­ме­ни. А вот боль­шие и ви­ти­е­ва­тые из­де­лия обы­ч­но вы­ли­ва­ют­ся с по­мо­щью спе­ци­аль­ных форм. Вруч­ную их сде­лать очень труд­но.

— У нас ча­сто спра­ши­ва­ют, — рас­ска­зы­ва­ют ма­сте­ра, — на­до ли ху­до­же­ствен­ное об­ра­зо­ва­ни­е… Ни­че­го это­го не ну­ж­но­!

— Са­мая при­ят­ная часть ра­бо­ты юве­ли­ра — не ну­ж­но дол­го ду­мать о по­дар­ках, — го­во­рит Ми­ха­ил и да­рит нам толь­ко за­по­ли­ро­ван­ное, еще те­п­лое, ла­тун­ное коль­цо.

«Ко­г­да в стра­не хо­ро­шо, хо­дят по юве­ли­р­ным ма­стер­ским, ко­г­да пло­хо — по са­по­ж­ным»

— Ру­ко­во­ди­те­ли ма­стер­ских жа­лу­ют­ся, что нет при­то­ка мо­ло­дых ка­д­ров, — с гру­стью рас­ска­зы­ва­ет Ми­ха­ил. — Од­ни ста­ри­ки си­дят, уже не кре­а­тив­ные. А мо­ло­дых ка­д­ров нет, по­то­му что их ни­г­де не го­то­вят. В БНТУ обу­ча­ют тех­ни­ков юве­ли­р­но­го про­из­вод­ства, ко­то­рые бу­дут ра­бо­тать в цеху, но не юве­ли­ров. Нет у нас в Бе­ла­ру­си шко­лы юве­ли­р­ной. Од­но­му труд­но со­з­дать, а по­мочь ни­кто не хо­чет.

Есть два пу­ти осво­ить про­фес­сию юве­ли­ра в Бе­ла­ру­си: устро­ить­ся под­ма­сте­рьем в ма­стер­скую или прий­ти на кур­сы к Ми­ха­и­лу и Ни­ко­лаю. Учи­лись у ма­сте­ров да­же ра­бо­т­ни­ки кру­п­ных юве­ли­р­ных фаб­рик.

— Хо­ти­те верь­те, хо­ти­те нет — мы уже не­сколь­ко ме­ся­цев ра­бо­та­ем без за­р­пла­ты. Лю­дям сей­час труд­но пла­тить. Все до­хо­ды ухо­дят на арен­ду и на­ло­ги. Ра­нь­ше лю­дей хо­ди­ло мно­го. Те­перь — ма­ло.

К раз­го­во­ру под­клю­ча­ет­ся уче­ник Алек­сан­др, ко­то­рый меч­та­ет от­крыть свою ма­стер­скую. Му­ж­чи­на рас­ска­зы­ва­ет, что в Рос­сии го­раз­до про­ще на­чать та­кой биз­нес, а в во­сточ­ных стра­нах юве­ли­ра мо­ж­но встре­тить на ка­ж­дом углу.

— В Бе­ла­ру­си лю­ди хо­тят и го­то­вы этим за­ни­мать­ся. Но у нас сло­ж­но от­крыть ма­стер­скую по всем тре­бо­ва­ни­ям, нор­ма­ти­вам, за­ко­но­да­тель­ству. Так по­лу­ча­ет­ся мо­но­по­лия.

При этом, по сло­вам юве­ли­ров, ко­ли­че­ство за­ка­зов с ка­ж­дым го­дом умень­ша­ет­ся. У Ни­ко­лая Ан­то­но­ви­ча есть свой спо­соб опре­де­лить по­ло­же­ние дел в стра­не.

— Ко­г­да в стра­не хо­ро­шо, хо­дят по юве­ли­р­ным ма­стер­ским, ко­г­да пло­хо — по са­по­ж­ным. Так вот сей­час хо­дят по са­по­ж­ным, — за­клю­ча­ет юве­лир.

«Без жен­щин мы бы по­ги­б­ли»

В кон­це бе­се­ды юве­ли­ры при­з­на­ют­ся, что са­мые ка­при­з­ные кли­ен­ты — жен­щи­ны.

— При­хо­дят за укра­ше­ни­ем и ру­га­ют­ся, что хо­те­ли дру­гое. А го­во­рю «да­вай об­рат­но», а она — н-е-е-ет, — улы­ба­ет­ся Ни­ко­лай Ан­то­но­вич.

— Без жен­щин мы бы по­ги­б­ли, — от­ве­ча­ет Ми­ха­ил Аль­бер­то­вич.

— Ну вы со­в­сем не про юве­ли­р­ное де­ло го­во­ри­те, — в шут­ку воз­му­ща­ет­ся про­хо­дя­щая ми­мо ад­ми­ни­стра­тор по­ме­ще­ния.

— Мы про лю­бовь го­во­рим. Для ко­го же ра­бо­та­ют юве­ли­ры? Для жен­щин, — при­го­ва­ри­ва­ет Ми­ха­ил Аль­бер­то­вич, — чтоб кра­сив­ше бы­ли.

[ news.tut.by ]

Полезное

Полезное

 
-->