Ученые реконструировали цветовую палитру древних ювелирных изделий

Раздел: Общество
25 декабря 2017 г.

В но­вом ис­сле­до­ва­нии, опуб­ли­ко­ван­ном в Journal of Archaeological Science, ме­ж­ду­на­род­ная ко­ман­да уче­ных ре­кон­стру­и­ро­ва­ла из­на­чаль­ный цвет древ­них укра­ше­ний, сде­лан­ных из брон­зы раз­ли­ч­но­го со­ста­ва. Ав­то­ры ра­бо­ты от­ме­ча­ют, что цве­то­вая па­ли­т­ра древ­них из­де­лий из спла­вов на ос­но­ве зо­ло­та хо­ро­шо из­ве­ст­на, а вот цвет брон­зо­вых ар­те­фа­к­тов зна­чи­тель­но из­ме­нен вслед­ствие об­ра­зо­ва­ния па­ти­ны. Те­перь уче­ные из Ве­ли­ко­бри­та­нии и Сер­бии по­стро­и­ли трех­мер­ную цве­то­вую ди­а­гра­м­му медь – мы­шьяк – оло­во, ко­то­рая по­ка­зы­ва­ет цвет спла­ва в за­ви­си­мо­сти от его со­ста­ва.

Ве­ду­щий ав­тор ис­сле­до­ва­ния Ми­ля­на Ра­ди­во­е­вич (Miljana Radivojevic) из Ин­сти­ту­та ар­хео­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний Ма­к­до­наль­да Ке­м­бри­дж­ско­го уни­вер­си­те­та рас­ска­зы­ва­ет: «У­чи­ты­вая при­знан­ную ва­ж­ность эс­те­ти­ки в древ­ней ме­тал­лур­гии, мы ре­ши­ли экс­пе­ри­мен­таль­но вос­про­из­ве­сти на­и­бо­лее рас­про­стра­нен­ные до­и­сто­ри­че­ские спла­вы, со­сто­я­щие из би­нар­ных и трой­ных ко­м­би­на­ций медь, мы­шьяк и оло­во и по­стро­ить цве­то­вую ди­а­гра­м­му, ко­то­рая на­и­бо­лее близ­ка к то­му, что­бы по­ка­зать ис­тин­ный цвет та­ких ар­те­фа­к­тов в про­ш­лом. Мы бы­ли вдох­но­в­ле­ны со­вре­мен­ны­ми юве­ли­р­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми, в ко­то­рых ана­ло­ги­ч­ные цве­то­вые схе­мы ис­поль­зу­ют­ся для изу­че­ния свойств спла­вов зо­ло­та и ме­ди».

У­че­ные под­го­то­ви­ли 64 об­раз­ца брон­зы с раз­ным со­дер­жа­ни­ем оло­ва и мы­шья­ка, со­о­т­вет­ству­ю­щим тем об­раз­цам, ко­то­рые най­де­ны при ар­хео­ло­ги­че­ских рас­ко­п­ках на Бал­кан­ском по­лу­о­ст­ро­ве. Вы­яс­ни­лось, что боль­шин­ство спла­вов име­ло по­с­ле из­го­то­в­ле­ния от­чет­ли­вый зо­ло­ти­стый от­те­нок. Ми­ля­на Ра­ди­во­е­вич по­ла­га­ет, что со­з­да­ние та­ких спла­вов бы­ло про­ди­к­то­ва­но спро­сом на цвет зо­ло­та, что и ста­ло сти­му­лом для по­пы­ток его ими­та­ции.

«Хо­тя ис­сле­до­ва­ние и бы­ло ос­но­ва­но на бал­кан­ских на­ход­ках, оно да­ло цен­ное пред­став­ле­ние о цве­те на­и­бо­лее рас­про­стра­нен­ных до­и­сто­ри­че­ских спла­вов во всем ми­ре. Те­перь у нас есть сред­ства, что­бы при­дать пе­р­во­на­чаль­ный блеск пред­ме­там, утра­тив­шим свою ори­ги­наль­ную эс­те­ти­че­скую при­в­ле­ка­тель­ность за не­сколь­ко ты­ся­че­ле­тий про­ве­ден­ных под зе­м­лей», – го­во­рит про­фес­сор Мар­кос Мар­ти­нон-Тор­рес (Marcos Martinón-Torres) из Ин­сти­ту­та ар­хео­ло­гии Уни­вер­си­тет­ско­го кол­ле­д­жа Лон­до­на, где бы­ли про­ве­де­ны хи­ми­че­ские и ко­ло­ри­мет­ри­че­ские ана­ли­зы в ра­м­ках дан­ной ра­бо­ты. Ав­то­ры пред­по­ла­га­ют, что по­лу­чен­ные цве­то­вые ди­а­гра­м­мы най­дут при­ме­не­ние в му­зе­ях, де­мон­стри­руя ис­сле­до­ва­те­лям и по­се­ти­те­лям, как древ­ние ме­тал­ли­че­ские пред­ме­ты вы­г­ля­де­ли ты­ся­чи лет на­зад.

[ polit.ru ]

Обсуждение новости - Ваш комментарий первый

Реклама

Реклама