Про пустые щи и мелкий жемчуг: почему сократились продажи ювелирных изделий

Раздел: Рынки
01 марта 2023 г.

Ан­на Ро­ма­но­в­ская от­но­си­т­ся к чис­лу юве­ли­ров, ко­то­рые дол­ж­ны бы­ли вы­и­г­рать от трен­дов про­ш­ло­го го­да. Ей при­на­д­ле­жит бренд се­реб­ря­ных укра­ше­ний. По дан­ным Рос­ста­та, по­тре­би­те­ли мень­ше по­ку­па­ли зо­ло­тые укра­ше­ния, пред­по­чи­тая им се­ре­бро. Сан­к­ции за­тро­ну­ли от­расль мень­ше, чем дру­гих. Зо­ло­то и дра­го­цен­ные ме­тал­лы в Рос­сии свои, кру­п­ные бри­л­ли­ан­ты то­же. Мел­кие и цвет­ные ка­м­ни тра­ди­ци­он­но за­ку­па­ют­ся в Ин­дии, так что с этим про­б­лем то­же нет. Тем не ме­нее ста­ти­сти­ка тре­во­ж­ная, го­во­рит пред­при­ни­ма­тель­ни­ца.

В рос­сий­ской юве­ли­р­ной от­рас­ли со­кра­ща­ет­ся ко­ли­че­ство ма­лых и сред­них пред­при­я­тий, за­ня­тых и в про­из­вод­стве, и в про­да­же. За год их ста­ло на 8,4% мень­ше:

- 9 мар­та 2022 го­да был при­нят 47-й за­кон, по ко­то­ро­му был снять НДС при по­ку­п­ке зо­ло­тых сли­т­ков при по­ку­п­ке их в бан­ке. К не­му бы­ла при­сте­г­ну­та по­прав­ка, по ко­то­рой юве­ли­р­ным ко­м­па­ни­ям бы­ло за­пре­ще­но при­ме­нять упро­щен­ный на­ло­го­вый ре­жим на­ло­го­об­ло­же­ния. Та­ким об­ра­зом весь ма­лый биз­нес по­пал под ги­льо­ти­ну.

Юве­ли­р­ные из­де­лия – это не кар­то­ш­ка и не кол­ба­са. Они так быст­ро не про­да­ют­ся. Ино­г­да коль­ца и це­поч­ки мо­гут на­хо­ди­т­ся на ба­лан­се пред­при­я­тий не­сколь­ко лет. Ма­га­зи­ны по­лу­чи­ли их по од­ной си­сте­ме на­ло­го­об­ло­же­ния, а те­перь на­ло­го­вая по­тре­бу­ет за­пла­тить за то­вар по-­но­во­му, с уче­том НДС.

- Юве­ли­р­ные из­де­лия -­дол­го­и­гра­ю­щий то­вар, он мо­жет про­да­вать­ся го­да­ми, по­это­му за­па­сы у всех до­воль­но при­ли­ч­ные, на­ко­п­лен­ные за не­сколь­ко лет. Сей­час к кон­цу квар­та­ла лю­ди бу­дут вы­ну­ж­де­ны за­пла­тить 40% обо­ро­т­но­го на­ло­га, по­то­му что к за­че­ту им не­че­го предъ­явить. Это вво­дит от­расль в де­прес­сию, - го­во­рит Ан­на.

Го­су­дар­ство от­ме­ни­ло НДС на по­ку­п­ку сли­т­ков дра­г­ме­тал­лов ин­ве­сто­ра­ми и по фа­к­ту вве­ло НДС для обы­ч­но­го ря­до­во­го по­тре­би­те­ля. Это вы­з­ва­ло бу­рю не­до­воль­ства у участ­ни­ков ры­н­ка, так как на­ло­го­вая на­груз­ка вы­ро­ста в 5-6 раз, а спрос упал, под­твер­ж­да­ет сло­ва кол­ле­ги Эду­ард Ут­кин, ге­не­раль­ный ди­рек­тор Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии»:

- Ма­га­зи­нам, что­бы не вхо­дить в убы­ток, при­ш­лось под­ни­мать це­ны. В сред­нем це­ны под­ня­лись на 20-25%. Это боль­шой удар по от­рас­ли. Кро­ме то­го, про­яви­лось боль­шое со­ци­аль­ное не­до­воль­ство. Сли­т­ки по­ку­па­ют се­бе те, кто мо­жет поз­во­лить их ку­пить. Ки­ло­гра­м­мо­вый сли­ток сто­ит око­ло 4 ми­л­ли­о­нов руб­лей. Тот, кто по­ку­пал юве­ли­р­ные из­де­лия, те­перь вы­ну­ж­ден по­ку­пать их на 20% до­ро­же, в том числе, из­де­лия из се­ре­бра.

Как во­ди­т­ся, по­стра­да­ли и пе­ре­пла­ти­ли не са­мые бо­га­тые.

А бо­га­тым це­на до ла­м­поч­ки

На­про­тив, в се­г­мен­те «ла­к­ше­ри» по­треб­ле­ние толь­ко вы­ро­с­ло. Те лю­ди, ко­то­рые при­вы­к­ли по не­сколь­ко раз в год ез­дить за ру­беж, сей­час вы­ну­ж­де­ны оста­вать­ся в стра­не. У них есть ли­ш­ние день­ги и воз­мо­ж­ность ку­пить оте­че­ствен­ное в оте­че­ствен­ном ма­га­зи­не. По сча­стью для от­рас­ли, бри­л­ли­ан­ты – это не Мер­се­де­сы или Фер­ра­ри, по­это­му вме­сто «Ти­ф­фа­ни» рос­сий­ские бо­га­тые по­ку­па­ют оте­че­ствен­ные укра­ше­ния, от­то­го и па­де­ние от­рас­ли бы­ло не на­столь­ко ощу­ти­мым.

Не по­стра­да­ли и рос­сий­ские про­из­во­ди­те­ли лю­к­со­вых укра­ше­ний. На ры­н­ке из­ве­ст­но, что те, кто се­рьез­но ра­бо­та­ет в этом се­г­мен­те, дав­но име­ют про­из­вод­ство за ру­бе­жом. Посколь­ку юве­ли­р­ные укра­ше­ния по­став­ля­ют­ся из Ки­тая или Та­и­лан­да, им сан­к­ции не стра­ш­ны.

На фо­не со­кра­ща­ю­ще­го­ся спро­са по ры­н­ку хо­дят слу­хи, что вве­де­ние НДС про­лоб­би­ро­ва­ли кру­п­ные юве­ли­р­ные ко­м­па­нии, из­бав­ля­ясь от мел­ких кон­ку­рен­тов.

- Как толь­ко за­кро­ют­ся ма­лень­кие роз­ни­ч­ные ма­га­зи­ны, за ни­ми по­тя­нут­ся ма­лень­кие про­из­вод­ства. Им бу­дет не­ку­да де­вать свою про­дук­цию, на это все и рас­с­чи­та­но. Од­на­ко и са­ми кру­п­ные про­из­вод­ства ощу­ти­ли на се­бе, по­то­му что от них ухо­дят опто­ви­ки и ма­лень­кие се­ти, и они то­же на­чи­на­ют ощу­щать не­хват­ку роз­ни­ч­но­го сбы­та. Те, кто си­дит на за­кры­том цик­ле от при­е­ма ло­ма до роз­ни­цы, это­го не ощу­тят, и они глав­ные ин­те­ре­сан­ты во всем это­м, - уве­ре­на Ан­на Ро­ма­но­в­ская.


Так ли это или нет, не­из­ве­ст­но. Но ес­ли вдруг пра­ви­тель­ство ре­шит от­ме­нить НДС на юве­ли­р­ные укра­ше­ния из се­ре­бра, не все пред­при­я­тия ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са до­жи­вут – за год за­кры­лось око­ло 300 из 3700 про­из­вод­ств, око­ло 200 фирм в опто­вой тор­го­в­ле и 450 ма­га­зи­нов.

Есть и дру­гие при­чи­ны, по­че­му де­шев­ле не ста­нет, го­во­рит Эду­ард Ут­кин:

- Для про­из­вод­ства, кро­ме ме­тал­лов и ка­м­ней, тре­бу­ют­ся рас­ход­ные ма­те­ри­а­лы. Это ре­зи­на, воск, фре­зы, все­воз­мо­ж­ный ин­стру­мент, ко­то­рый тре­бу­ет­ся все боль­ше и боль­ше – вот с этим бе­да. Это ни­че­го не про­из­во­ди­т­ся в Рос­сии. Сей­час все пред­при­я­тия жи­вут на ста­рых за­па­сах. Ко­г­да это все за­кон­чи­т­ся, есть воз­мо­ж­ность по­лу­чать это об­ход­ны­ми пу­тя­ми, но все это бу­дет до­ро­же. Со­о­т­вет­ствен­но, вы­рас­тет сто­и­мость про­дук­ции.

Д­ля по­тре­би­те­ля это бу­дет озна­чать толь­ко од­но – укра­ше­ния бу­дут до­ро­жать. Впро­чем, кто в на­шей стра­не ко­г­да-то ожи­дал, что бу­дет луч­ше? Це­но­вое рал­ли, ко­то­рое про­е­ха­ли, на­при­мер, ав­то­ди­ле­ры за по­след­ние два го­да, ни­ко­го еще на­смерть не шо­ки­ро­ва­ло. Ес­ли на­род пла­тит за ки­тай­ские по­дел­ки по "ста­рой" це­не мер­се­де­сов и БМВ, то пе­ре­жи­вет как-­ни­будь и но­вые цен­ни­ки на коль­ца, бро­ш­ки и це­поч­ки.

[ newizv.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->