ежедневная газета для профессионалов
http://www.j-izvestia.ru
Больше всего исков подал ювелирный завод "Платина" из Костромы. Завод судится за дизайн своих украшений с двумя маркетплейсами — Wildberries и "Телеритейл" — и четырьмя ИП.
В Арбитражном суде Костромской области рассматривается иск завода к индивидуальному предпринимателю Николаю Пастухову. "Платина" требует от ИП Пастухова изъять из оборота и уничтожить контрафактные товары, а также выплатить 500 тысяч рублей компенсации за заимствование дизайна украшений. 28 марта 2023 года суд приобщил к делу в качестве вещественных доказательств брошь и серьги из серебра 925 пробы (изготовитель — ИП Пастухов), а также брошь и серьги из золота 585 пробы (изготовитель — завод "Платина"). Следующее заседание состоится 1 июня.
В производстве Арбитражного суда Московской области находится дело "Платины" против онлайн-магазина Wildberries (ООО "Вайлдберриз"). Иск ещe не рассматривался.
21 апреля Костромской арбитражный суд будет изучать спор завода "Платина" к ювелирной компании "Эпика" и маркетплейсу "Телеритейл" (интернет-магазин UVI Jewellery и телеканал "Ювелирочка"). Требования те же: изъять из оборота и уничтожить за счeт ответчиков контрафактные ювелирные изделия, выплатить 500 тысяч рублей компенсации.
Правда, с "Эпикой" у ювелирного завода отношения сложнее — компании подали друг к другу иски из-за дизайна серeжек и колец. У "Платины" спорные изделия сделаны из золота, у "Эпики" — из серебра. Имело ли здесь место копирование, и если да, то кто у кого позаимствовал дизайн, суд разобраться пока не может. Обе стороны заявили о фальсификации доказательств, "Платина" ходатайствует об отводе экспертной организации, сравнивавшей изделия на предмет заимствований.
В тяжбу с федеральной сетью ювелирных магазинов Sunlight вступила небольшая московская ювелирная компания "Амбери", выпускающая продукцию под брендом Leta. Как сообщил MASHNEWS основатель бренда Михаил Танцура, компания подозревает Sunlight в заимствовании дизайна. Предприниматель полагает, что в магазинах сети продаются шесть ювелирных изделий, до степени смешения напоминающих украшения Leta из коллекции Roma.
"Мы никогда не сотрудничали [c Sunlight]. Знакомые прислали нам фотографию с витрины с вопросом, не наши ли это украшения", — рассказал Танцура. Предприниматель посчитал, что дизайн донельзя похож, далее последовала контрольная закупка. По словам владельца бренда, спорные изделия в Sunlight оказались значительно дешевле, чем у Leta. Если компания Танцуры продаeт серьги Roma "Parallel" из покрытого золотом серебра с дымчатым гелиолитом и лунным камнем за 12,2 тысячи рублей, то серебряные серьги с кварцем в магазине Sunlight по акции стоили 2,29 тысячи.
Предприниматель сообщил, что направлял ретейлеру досудебную претензию, но она осталась без ответа. Не ответила компания и на запрос MASHNEWS.
Иск к Sunlight подан в Арбитражный суд Москвы 27 марта. На процесс компания "Амбери" собирает средства с помощью краудфандинга.
СПРАВКА MASHNEWS:
Ювелирный завод "Платина" основан в 2004 году. Выручка в 2021 год — 606 млн рублей. Чистая прибыль — 136 млн рублей.
ООО "Амери". Выручка в 2022 году — 5,6 млн рублей. Чистый убыток — 1,4 млн рублей.
ООО "Солнечный свет" (Sunlight). Выручка в 2021 году — 38,2 млрд рублей, чистая прибыль — 2,3 млрд руб.
ООО "Вайлдберриз" (Wildberries). Выручка в 2021 году — 224,9 млрд рублей, чистая прибыль — 14,1 млрд рублей.
ООО "Телеритейл" (UVI Jewellery).Выручка в 2021 году — 4,5 млрд рублей, чистая прибыль — 380 млн руб.
Судебные споры о заимствовании идей в украшениях длятся долго. Так, иск завода "Платина" к ювелирам Ольге Мельничук и Дмитрию Низову рассматривался почти два года. Поводом для иска стало кольцо с ящерицей и две подвески с совами.
"Платина" подала в суд на ювелиров в сентябре 2020 года. Завод потребовал с предпринимателей 2,5 миллиона рублей, но Арбитражный суд Москвы снизил размер компенсации за нарушение исключительных прав до 500 тысяч рублей.
Предприниматели обжаловали это решение в вышестоящих инстанциях, но за исключением небольших корректировок, касающихся размеров пошлин, оно осталось без изменений.
Главным аргументом в пользу завода на судебных заседаниях стало то, что на каждое ювелирное изделие юристы "Платины" представили объeмный пакет документации с техзаданием и 3D-моделями.
Имеется ли плагиат в дизайне ювелирных изделий, устанавливает искусствоведческая экспертиза. По сути, эксперты отвечают на философский вопрос: где проходит граница между идеями, которые, как известно, витают в воздухе, и их материальным воплощением, за которое покупатель платит деньги.
Кандидат искусствоведения, эксперт-искусствовед, специалист в области авторского права АНО "Судебный эксперт" Ксения Кочетова в беседе с MASHNEWS привела такой пример: сама по себе концепция подвески из драгметаллов в виде летящей совы или бегущего зайца авторским правом не охраняется. Каждый дизайнер может создавать своих серебряных птиц и золотых лесных зверей. Это не будет плагиатом, если отличается форма, цветовое воплощение, материал, композиция, ритмический рисунок. Во время экспертизы проводится сравнение спорных изделий по всем этим признакам.
"Если возникает новая форма, то мы говорим о параллельном творчестве, если не возникает, то это именно заимствование", — объясняет Ксения Кочетова.
Ювелирная отрасль балансирует между творческим полeтом и функциональностью, как музыку создают из семи нот, так и при создании колец и серeг дизайнеры ходят по одним и тем же тропам, объясняет она.
"Ряд изобразительных мотивов курсирует на протяжении нескольких десятков лет от одного производителя к другому, где-то они дорабатываются, где-то целиком и полностью воспроизводятся. Кроме того, для дизайна ХХ века и современности характерна тенденция обращения к наработкам мастеров прошлого, творческая переработка ранее существующих произведений. Это есть не только в ювелирном деле, но и в других направлениях, например, в дизайне одежды", — говорит эксперт.
Искусствоведческую экспертизу ювелирных изделий на одних только образцах продукции, как правило, не проводят, рассказывает Ксения Кочетова. Чаще всего при проведении такого исследования заявителем предоставляется пакет документов. Это может быть патент на промышленный образец, товарный знак. Также изучаются эскизы, рабочие материалы и 3D-модели.
Если факт схожести изделий экспертам очевиден, на первый план выходит дата — кто раньше разработал, тот и автор.
Ювелиров, которые оформляют авторские права на произведения и потом судятся за свой дизайн, — меньшинство. Об этом MASHNEWS рассказал генеральный директор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин.
"Продажа ювелирных изделий зависит в большей степени от дизайна. Если модель хорошая, то она будет раскупаться, если дизайн слабый, то товар лежит на полках. Хорошо, если у производителя 20% от всех изделий — удачные. Часто бывает и меньше. В такой ситуации возникает соблазн позаимствовать дизайн тех моделей, которые себя хорошо зарекомендовали. Особенно, если удаeтся сделать модель дешевле, например, за счeт применения более бюджетных материалов", — пояснил Уткин.
По его словам, структура ювелирной отрасли такова, что общественные структуры и институт репутации от заимствований производителей защитить не может.
"У нас в гильдии состоит 125 ювелирных компаний. А всего на рынке работают 10 тысяч производителей. 125 компаний могут договориться, что они не будут друг у друга заимствовать дизайн, но с остальными-то как быть? Многие игроки и в общественные организации не хотят вступать, чтобы на них не оказывал никто давления и влияния, чтобы не нарушать отношений с коллегами", — отметил Уткин.
По словам эксперта, минимальная стоимость разработки дизайна ювелирного изделия колеблется от 10 до 30 тысяч рублей. Это деньги на оплату работы дизайнера и модельера. Главный вопрос, сколько изделий удастся продать — десять штук или десять тысяч. В небольших компаниях с мелкосерийным производством одна модель может изготавливаться тиражом до ста штук. В этом случае на дизайн приходится около 5% от себестоимости изделия. По меркам ювелиров, это много, поскольку рентабельность ювелирных компаний — от 8 до 12%. У крупных предприятий доля дизайна в себестоимости изделий меньше, они выпускают модель тиражом в сотни и тысячи экземпляров.
В ювелирной отрасли есть и изделия, которые почти неотличимы у разных производителей, например, обручальные кольца или цепочки. "Но их и не ради дизайна покупают, а авторским правом они не охраняются. Заимствования начинаются там, где есть креатив", — объяснил Эдуард Уткин.
Пример "Платины", по его мнению, достаточно показателен — за дизайн судится крупная компания, в штате которой есть полноценный ювелирный отдел. Талантливый ювелир в статусе ИП просто не имеет ресурсов на судебный процесс. Поэтому, если его идею кто-то скопировал, он не будет защищать свои права, а сосредоточится на создании новой коллекции.
Это один из законов жанра — модели живут буквально один сезон, рассказал Уткин. Мастера стараются как можно быстрее их продать, пока дизайн не вдохновил коллег на создание похожих изделий. А к новому сезону ювелиры стараются выпустить уже что-то другое.
В этой гонке, по его мнению, страдают и дизайнеры, которые создают новые коллекции в условиях перманентного аврала, и покупатели — они не видят на полках салонов украшений, которые были бы актуальны если не вечность, то хотя бы пару десятилетий.
[ Ювелирные Известия ]