ежедневная газета для профессионалов
http://www.j-izvestia.ru
Мировой рынок ювелирных изделий последнюю четверть века рос умеренными темпами, и за 27 лет вырос по объемам в долларах с $15,7 млрд. в 1995 году до $93,5 млрд. в 2021 году. Это без малого в 6 раз. Емкость мирового рынка ювелирных изделий существенна для мировой экономики, т.к. составляет порядка 0,44% от общей мировой торговли.
В российской внешней торговле ювелирными импорт преобладает над экспортом нарастающим итогом по 27 годам в 2,6 раза. Российский экспорт и импорт ювелирных изделий отличает высокая нестабильность от года к году. Как по годовым объемам внешнеторговой деятельности, так и по странам-направлениям:
Вряд ли можно сказать, что данные таможни способны отразить реальную ситуацию с экспортом и импортом ювелирных изделий на столь длительном периоде анализа.
ЭКСПОРТ
За 27 лет суммарный официальный экспорт ювелирных изделий из России составил $3,265 млрд., что составило всего 1,23% от экспорта всех ДМДК за этот период. Что не удивительно - в 2021 г. доля России в мировом экспорте ювелирных изделий составила всего-навсего 0,15%.
Крошечная доля экспорта ювелирных изделий в структуре общего экспорта ДМДК из России отчасти объясняется тем, что Россия – страна с огромными запасами полезных ископаемых, и, в частности, драгоценных металлов. Однако в абсолютной величине этот экспорт было бы логично видеть намного большим – ведь ювелирные изделия – это продукция из ДМДК с максимальной добавочной стоимостью. Поэтому сегодняшняя доля экспорта (в 2021 году) в 0,15% от мирового оборота ювелирных изделий не выдерживает никакой критики – она недопустимо мала! И если отбросить «особый» характер экспорта ювелирных изделий в 2013 и 2014 годах, то никогда эта доля и не была значительной.
Причина такого слабого экспорта ювелирных изделий из России давно и хорошо известна и обсуждалась бесчисленное число раз – крайне высокая административная и налоговая нагрузка на перерабатывающую промышленность.
Пара слов про «особый» характер экспорта ювелирных изделий в 2013 и 2014 годах. Естественной рыночной ситуацией всплеск экспорта ювелирных изделий за эти годы объяснить трудно. Как писал «Форбс» (https://www.forbes.ru/biznes/439261-kak-brend-ukrasenij-sokolov-perezil-neskol-ko-krizisov-i-bankrotstvo), именно на тот период пришлась активная работа ФНС по выявлению серых схем уплаты налогов.А в рамках этих серых схем был задействован и экспорт.
Необходимо отметить, что в презентации использованы данные The Observatory of Economic Complexity (OEC). Данные ФТС России по экспорту могут немного отличаться от этих данных, но обычно менее, чем на 5%. Зато данные с этого ресурса удобно сопоставлять с данными объемов ВЭД в других странах. Например, два пиковых и два последующих значения экспорта ювелирных изделий в 2013 – 2016 годах по данным ФТС России выглядят так:
Сегодня, в условиях санкционного давления, развивать экспорт ювелирных изделий из России можно в ограниченное число стран, но, как и раньше – прежде всего, в дружественные страны бывшего СССР – Белоруссию, Казахстан и др. Но для развития экспорта необходимо обеспечение конкурентоспособности российской ювелирной продукции не только по качеству (что уже достигнуто), но и по цене. А вот здесь у нас одни проблемы.
На относительно высокий уровень зарплат в отрасли сетовать не приходится, это данность. Но вот внепроизводственная административная нагрузка на производителей в виде обслуживания ГИИС ДМДК, требований Росфинмониторинга – это то, что носит чисто искусственный характер, дополнительно снижающий конкурентоспособность российских ювелирных изделий на внешних рынках. И если бы только это! Но проблем куда больше.
Это и ввозные пошлины на все виды камней, которых у нас нет вовсе (кроме достаточно крупных бриллиантов и в небольшой части – изумрудов).
Это крайне сложная и затратная по времени процедура оформления экспорта, связанная с уникальным российским «изобретением» - государственным контролем, дополняющим таможенный контроль.
Это и отсутствие на практике взаимного признания клейм, без которого изделия приходится повторно клеймить национальным клеймом.
Это и ограниченное число таможенных постов, где можно государственный контроль пройти.
Но самое удивительное, что вопреки естественным экономическим интересам государства по приоритетному развитию экспорта товаров с максимальной добавочной стоимостью (коими в сфере ДМДК являются ювелирные изделия), мы сами с непонятными целями создаем этому экспорту дополнительные препоны в виде нанесения непосредственно на изделия информационной маркировки, рассказывающей об изделии все так подробно, будто хотим этим развеселить таможенных инспекторов недружественных стран, следящих за санкционным режимом.
Более того, недавно введенная экспортная пошлина на ДМДК почему-то затронула и ювелирные изделия, хотя такая мера в отношение товаров с высокой добавочной стоимостью выглядит явно ошибочной.
А впереди экспорт ювелирных изделий из России ждут новые проблемы – страны ЕаЭС начинают вводить у себя свои собственные системы маркировки ювелирных изделий, и высока вероятность, что они будет несовместимы с ГИИС ДМДК. Значит, при их ввозе в страны ЕаЭС потребуется не только повторное клеймение, но и повторный ввод в национальные системы прослеживаемости оборота!
ИМПОРТ
Суммарный официальный импорт ювелирных изделий в Россию за 27 лет составил - $8,453 млрд., или целых 58,7% объема импорта всех ДМДК. При этом в мировом масштабе он все равно маленький - в 2021 г. доля России в мировом импорте ювелирных изделий была всего 0,30%.
Хотя пик официального импорта ювелирных изделий в Россию пришелся на 2008 год, реальный объем импорта в более ранние периоды, возможно, был ближе к пиковым значениям – но осуществлялся в те годы по большей части нелегально, без уплаты таможенных пошлин. Особенно велико расхождение с реальностью по импорту наблюдается в данных по 2000-й год.
Импорт любых товаров, с одной стороны, расширяет рынок этих товаров, предоставляя потребителям выбор, а с другой стороны, при наличии у импортных товаров ощутимых преимуществ (в нашем случае – в более низкой стоимости благодаря меньшим издержкам при их производстве за рубежом), импорт создает проблемы в виде неравной конкуренции для отечественных производителей.
Если импорт осуществляется нелегально, т.е. не обкладываясь никакой ввозной пошлиной, или полулегально (с нарушением определенных условий импорта), то именно недобросовестная ценовая конкуренция становится самым опасным для отечественных производителей фактором. На нашем рынке есть риски и того, и другого.
В силу малых размеров ювелирные изделия нередко беспошлинно ввозятся физическими лицами как предметы личного пользования. Раньше это практиковалось массово, но теперь в меньших масштабах.
Другая проблема бесконтрольного ввоза в РФ ювелирных изделий зарубежного производства – это покупки гражданами ювелирных изделий на зарубежных маркетплейсах. Пока трудно оценить масштаб таких рисков для российских производителей, т.к. здесь есть много нюансов, о главном из которых и поговорим в следующей части.
Зато в полный рост стоит проблема ввоза импортных ювелирных изделий в рамках толлинга, при котором ювелирная продукция, изготовленная на территории третьих стран (Турции, Китая и т.д.) ввозится в Россию беспошлинно, как якобы изготовленная в странах ЕаЭС в рамках переработки драгоценных металлов вне таможенной территории по заказу российских компаний. О росте толлинга косвенно свидетельствует якобы резкий рост производства в некоторых странах ЕаЭС (например, в Кыргызской Республике).