5 лет волонтерства в больнице: что я из этого вынес

Раздел: Общество
30 октября 2015 г.

БОРОДКИН Алек­сей­

Ко­гда я впер­вые ле­пил зай­ца из пла­сти­ли­на вме­сте с детьми в НИИ им. Бур­ден­ко, за­яц ока­зал­ся ужа­сен. Он был про­сто от­вра­ти­те­лен. Де­ти сме­я­лись, да и я то­же

Алек­сей Бо­род­кин — во­лон­тeр в дет­ском от­де­ле­нии НИИ ней­ро­хи­рур­гии им.Бур­ден­ко.Фо­то с сай­та danilovcy.ru

Шел в во­лон­те­ры как на вой­ну, но все ока­за­лось ина­че

До мо­е­го при­хо­да в «Да­ни­лов­цы» боль­нич­ная те­ма бы­ла для ме­ня не но­ва. Де­ло в том, что я окон­чил ме­ди­цин­ский ин­сти­тут по спе­ци­аль­но­сти «врач-ки­бер­не­тик». С од­ной сто­ро­ны, это бы­ло обу­че­ние по всей мыс­ли­мой ме­ди­ци­не: от ана­то­мии с фи­зио­ло­ги­ей до па­та­ло­ги­че­ской ана­то­мии и пе­ди­ат­рии, с дру­гой сто­ро­ны – обу­че­ние бы­ло на­це­ле­но на мас­су точ­ных дис­ци­плин: ма­те­ма­ти­ка, фи­зи­ка, хи­мия, ки­бер­не­ти­ка, си­стем­ный ана­лиз. Сло­вом, опыт уже был.

Тем не ме­нее, боль­нич­ная те­ма раз­вер­ну­лась со­вер­шен­но с дру­гой сто­ро­ны, ко­гда я стал во­лон­те­ром в НИИ ней­ро­хи­рур­гии им. Бур­ден­ко. Пре­жде все­го по­то­му, что я был здесь не в ро­ли мед­пер­со­на­ла, а в ро­ли тре­тьей сто­ро­ны, со­вер­шен­но не­фор­мат­ной для боль­ни­цы­

К де­тям ме­ня при­ве­ла со­всем не ме­ди­ци­на — Гос­подь по­звал, по-дру­го­му я да­же и ска­зать не мо­гу. В тот мо­мент в мо­ей жиз­ни про­изо­шло мно­го со­бы­тий — и чу­дес­ных, и страш­ных, — ко­то­рые за­ста­ви­ли за­ду­мать­ся об ис­тин­ных цен­но­стях. Я за­пи­сал­ся на пра­во­слав­ный ин­тер­нет-курс при Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре, окон­чил его. Вы­пуск­ной про­хо­дил там же в Да­ни­ло­вом, где я и по­зна­ко­мил­ся с Ан­дре­ем Ме­ще­ри­но­вым и На­стей Яр­мош — со­труд­ни­ка­ми «Да­ни­лов­цев». В тот мо­мент я уже за­ду­мы­вал­ся о во­лон­тер­стве – хо­те­лось по­сле обу­че­ния пе­рей­ти от «тео­рии» к де­лу. И сто­и­ло мне толь­ко вы­ска­зать эту мысль вслух – как сра­зу Ан­дрей и Настя «взя­ли ме­ня в обо­рот». Осо­бен­но их при­влек­ло, что я — во­лон­тер муж­ско­го по­ла. А это, как я по­том по­нял – са­мо по се­бе цен­но­сть­!

Пе­ред пер­вым при­хо­дом в боль­ни­цу на ме­ня очень да­ви­ло мое про­шлое. Вот я пред­став­лял — при­ду я сей­час в боль­ни­цу, да не про­сто в от­де­ле­ние, а в от­де­ле­ние ней­ро­хи­рур­ги­и! Я же имел чет­кое пред­став­ле­ние о боль­ни­цах из-за сво­е­го об­ра­зо­ва­ни­я! Я ожи­дал уви­деть пе­ре­го­рев­шие лам­пы, сла­бое осве­ще­ние, ро­ди­те­лей, си­дя­щих в ко­ри­до­ре с по­чер­нев­ши­ми от го­ря ли­ца­ми, ры­да­ю­щих и стра­да­ю­щих от сво­их ди­а­гно­зов де­тей, мед­пер­со­нал, все­гда не­до­воль­ный и эмо­ци­о­наль­ный, нерв­ную убор­щи­цу… И по­сре­ди все­го это­го я. В об­щем, шел ту­да как на вой­ну!

В ито­ге все ока­за­лось со­всем ина­че. От­сю­да у ме­ня пер­вый со­вет на­чи­на­ю­ще­му во­лон­те­ру – при­сми­рить свою фан­та­зию до пер­во­го по­се­ще­ни­я!

Во­лон­тер и де­ти: не гро­мо­от­вод, а от­ду­ши­на

Очу­тив­шись в боль­ни­це, я ока­зал­ся в рас­те­рян­но­сти. Ре­аль­ность ни­как не сов­па­да­ла с мо­и­ми ожи­да­ни­я­ми: по­ме­ще­ние чи­стое, свет­лое, про­стор­но­е; все спо­кой­но; доб­ро­же­ла­тель­ные ро­ди­те­ли; мед­пер­со­нал НИИ им Бур­ден­ко – это во­об­ще от­дель­ная те­ма! Пре­крас­ней­шие лю­ди!

Но боль­ше все­го ме­ня по­ра­зи­ли де­ти. Ока­за­лось, что они силь­но от­ли­ча­ют­ся от взрос­лых лю­дей с он­ко­ло­ги­че­ски­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми. Вз­рос­лые лю­ди ча­сто за­мкну­ты, у них мно­го тре­во­ги — от ме­ня, мол, те­перь уй­дет же­на, ме­ня уво­лят с ра­бо­ты и что-то по­доб­ное. Ко­гда же к та­ким взрос­лым при­хо­дит че­ло­век, го­то­вый по­де­лить­ся с ни­ми по­зи­ти­вом, они вы­плес­ки­ва­ют на не­го все то, что их пе­ре­пол­ня­ет – а пе­ре­пол­ня­ет их не­га­тив.

В де­тях же, как я уви­дел, по­доб­ный не­га­тив от­сут­ству­ет. Не­га­тив у них как бы «о­прав­дан­ный», к при­ме­ру, от то­го, что ре­бен­ку фи­зи­че­ски сей­час боль­но, и он про­сто не мо­жет сдер­жать эту боль, но при этом не «пе­ре­ки­ды­ва­ет» все пло­хое на те­бя! В худ­шем слу­чае, что мо­жет быть при кон­так­те с та­ким ре­бен­ком – от­сут­ствие ре­ак­ции в от­вет на твои дей­ствия. Про­сто ни­че­го. По­вто­рюсь, это са­мый худ­ший ис­ход об­ще­ния с ре­бен­ком.

Для де­тей во­лон­те­ры — не гро­мо­от­во­ды. Ви­зит во­лон­те­ров – от­ду­ши­на в боль­ни­це, нор­маль­ная дет­ская жизнь на не­сколь­ко ча­сов. Ко­гда ты – «гро­мо­от­вод», че­ло­век сли­ва­ет на те­бя аб­со­лют­но весь не­га­тив; ко­гда ты – «от­ду­ши­на», это зна­чит, что для де­тей мы при­хо­дим, как «по­слан­ник» из внеш­не­го, «нор­маль­но­го» ми­ра, ко­то­ро­му ре­бе­нок мо­жет и хо­чет рас­ска­зать все, что есть на ду­ше. Во­лон­тер – это че­ло­век не из род­ных или мед пер­со­на­ла. Он — тре­тье ли­цо, в чем-то друг.

Об­ще­ние с ни­ми – это еще и по­учи­тель­но: им не свой­ствен­но уны­ние, они вос­при­ни­ма­ют мир пре­дель­но чи­сто. Все эти го­ды для ме­ня очень ак­ту­аль­ны сло­ва: «Будь­те как де­ти!» Это озна­ча­ет, быть детьми не по ра­зу­му, а по чи­сто­те по­мыс­лов, и это вы­ра­же­ние как нель­зя луч­ше опи­сы­ва­ет про­цесс об­ще­ния с детьми.

Вс­по­ми­наю слу­чай. Де­воч­ка из Крас­но­да­ра. 9 лет, че­рез пол­го­да долж­но ис­пол­нить­ся 10. С 6-ти лет в боль­ни­цах. Ра­ко­вое за­бо­ле­ва­ние. На од­ной из встреч, мы си­де­ли и во что-то иг­ра­ли. Все бы­ло здо­ро­во. Во вре­мя иг­ры де­воч­ка ска­за­ла мне, что ее за­вет­ным же­ла­ни­ем бы­ло — про­жить эти пол­го­да и встре­тить свой 10-ти лет­ний юби­лей. В та­кие мо­мен­ты ты по­ни­ма­ешь, что все твои не­взго­ды и про­бле­мы не сто­ят ни в ка­ком срав­не­нии с тем, что го­во­рит эта де­воч­ка.

Еще от­кры­ти­ем бы­ло то, что при об­ще­нии с детьми, ты не толь­ко от­да­ешь свои эмо­ции и энер­гию, но и мно­гое от них по­лу­ча­ешь. Бы­ва­ло, идешь по­сле ра­бо­ты, по ощу­ще­ни­ям, край­не устав­ший, из­мо­тан­ный, ду­ма­ешь: «И что же я в та­ком со­сто­я­нии мо­гу дать де­тям?» И все рав­но при­хо­дишь. За­ни­ма­ешь­ся с ни­ми, иг­ра­ешь, раз­го­ва­ри­ва­ешь, и ухо­дишь от­ту­да с ощу­ще­ни­ем по­явив­ших­ся кры­льев!

Та­ким об­ра­зом, про­ис­хо­дит об­мен, двух­сто­рон­ний кон­такт. Об­мен эмо­ци­я­ми, ин­фор­ма­ци­ей. Ты не про­сто при­хо­дишь ту­да, от­дав все эмо­ции и во­об­ще все­го се­бя, чув­ствуя «вы­жа­тым как тря­поч­ка», а ты, на­о­бо­рот, об­ме­ни­ва­ешь­ся. Это бы­ло еще од­ним от­кры­ти­ем для ме­ня при по­се­ще­нии дет­ской боль­ни­цы.

Меж­ду ре­бен­ком и ро­ди­те­ля­ми: где мое ме­сто?

От­но­ше­ния де­тей и ро­ди­те­лей бы­ва­ют слож­ные. Бы­ва­ют да­же очень слож­ные. Я мно­го ду­мал о том, где тут ме­сто во­лон­те­ра, что мы мо­жем. Для ме­ня мно­гое про­яс­нил один из тре­нин­гов, под­го­тов­лен­ный для на­шей во­лон­тер­ской груп­пы спе­ци­а­ли­ста­ми по со­про­вож­де­нию во­лон­те­ров в Да­ни­лов­цах. По­сле двух­ча­со­вой ра­бо­ты на­ми был сде­лан очень лю­бо­пыт­ный вы­вод – не на­до пы­тать­ся рас­смат­ри­вать и тем бо­лее оце­ни­вать ре­бен­ка и ро­ди­те­ля по от­дель­но­сти, их от­но­ше­ния — это нечто це­лое, это еди­ная си­сте­ма. При этом ре­бе­нок мо­жет жа­ло­вать­ся на то, что ему не­ком­форт­но с ро­ди­те­лем, и что ро­ди­тель да­вит, но они зна­ют друг дру­га, они род­ные друг дру­гу. Ес­ли в этот ду­эт вторг­нуть­ся, то ты сде­ла­ешь не­при­ят­но и ро­ди­те­лю, и ре­бен­ку.

Бы­ва­ли слож­ные мо­мен­ты. На­при­мер, си­дим вме­сте с ре­бен­ком, ри­су­ем. Ре­бе­нок тя­нет­ся к крас­кам. Ро­ди­тель одер­ги­ва­ет его и го­во­рит, что не сто­ит ри­со­вать, ибо, по мне­нию взрос­ло­го, ре­бе­нок не уме­ет. Ты так­тич­но сгла­жи­ва­ешь слег­ка на­пря­жен­ную об­ста­нов­ку в этот мо­мент, по­яс­няя, что у ре­бен­ка есть же­ла­ние, и что, ве­ро­ят­но, ес­ли ро­ди­тель не про­тив, ма­лы­шу сто­ит по­про­бо­вать. В ито­ге, у ре­бен­ка от­лич­но по­лу­ча­ет­ся ри­со­вать­!

За все эти го­ды я так и не разо­брал­ся до кон­ца, по­че­му ро­ди­те­ли ино­гда так се­бя ве­дут. Ко­неч­но, в боль­ни­це, ро­ди­тель на­пря­жен эмо­ци­о­наль­но очень силь­но и по­это­му не все­гда мо­жет оце­ни­вать что-то объ­ек­тив­но и по­зи­тив­но. На­при­мер, ма­ма де­воч­ки, ко­то­рая учи­лась 5 лет в ху­до­же­ствен­ной шко­ле, пе­ре­нес­ла опе­ра­цию, по­сле ко­то­рой ста­ла пло­хо ри­со­вать, сты­ди­лась то­го, что ее дочь пу­та­ет цве­та. В та­кие мо­мен­ты важ­но смяг­чит и вы­ров­нять си­ту­а­цию, не на­ру­шая пра­ва каж­до­го из участ­ни­ков.

Что мне по­мо­га­ло не вы­го­реть?

В ито­ге я за­дер­жал­ся в «Да­ни­лов­цах» на пять лет, три с по­ло­ви­ной го­да из ко­то­рых был ко­ор­ди­на­то­ром. Я шел не аб­стракт­но «с­па­сать мир», а чет­ко по­ни­мал, что мной дви­жет, по­че­му я хо­чу ид­ти. Я не ду­мал, что я иду к де­тям, что­бы удо­вле­тво­рить свои за­про­сы, по­чув­ство­вать се­бя очень-очень нуж­ным или не­за­ме­ни­мым. Я хо­тел по­де­лить­ся тем, что из ме­ня «про­си­лось», тем, че­го бы­ло в из­быт­ке. Эта мо­ти­ва­ция ока­за­лась са­мой важ­ной! Да­же в са­мые слож­ные мо­мен­ты, ко­то­рые, опре­де­лен­но, бы­ли у ме­ня, по­ни­ма­ние то­го, «за­чем и по­че­му» по­мог­ли дви­гать­ся даль­ше, не­взи­рая ни на что.

На пер­вых по­рах ме­ня мно­го­му учил ко­ор­ди­на­тор во­лон­тер­ской груп­пы Ан­дрей Ме­ще­ри­нов. Ан­дрей все­гда на­хо­дил­ся ря­дом на пер­вых эта­пах. Он ин­те­ре­со­вал­ся, как идут де­ла, спра­ши­вал о мо­их внут­рен­них пе­ре­жи­ва­ни­ях, о дру­гих ве­щах.

Кста­ти, еще один со­вет но­вич­кам – не стес­нять­ся об­ра­щать­ся к ко­ор­ди­на­то­ру груп­пы за под­держ­кой в лю­бое вре­мя и по­сто­ян­но на­блю­дать, что де­ла­ют ря­дом опыт­ные во­лон­те­ры.

Бо­лее то­го, ска­жу, что под­держ­ка во­лон­те­ров очень важ­на, ко­гда ты яв­ля­ешь­ся уже и ко­ор­ди­на­то­ро­м! Про­цесс ра­бо­та­ет в обе сто­ро­ны. Во­лон­те­ру важ­но по­ни­мать, что он не один, и по­мощь ему бу­дет ока­за­на в лю­бой мо­мент. Ко­ор­ди­на­то­ру важ­но по­ни­мать, что он вы­сту­па­ет не толь­ко в ро­ли ад­ми­ни­стра­то­ра, ко­то­рый зна­ет, как пра­виль­но ор­га­ни­зо­вать ра­бо­ту, но и ва­жен для во­лон­те­ров, как по­мощ­ни­к! Ко­ор­ди­на­то­ру важ­но по­ни­мать, что при пра­виль­но вы­стро­ен­ной ра­бо­те, он мо­жет рас­счи­ты­вать на во­лон­те­ров, как на очень важ­ную под­держ­ку!

Важ­ные ис­то­рии

Ме­ня силь­но под­дер­жи­ва­ли ис­то­рии, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли не­ожи­дан­но, и на­все­гда ста­но­ви­лись ча­стью мо­ей жиз­ни. Ста­но­ви­лись бук­валь­но «сим­во­ла­ми»! Ча­сто это бы­ли ис­то­рии из раз­ря­да «меж­ду жиз­нью и смер­тью». Взять хо­тя бы ис­то­рию о маль­чи­ке Та­ги­ре, ко­то­рый по­сле тя­же­лой опе­ра­ции ожил на мо­их гла­за­х! Или ис­то­рия о том, как ро­ди­тель ре­бен­ка, на­хо­дя­ще­го­ся в ужас­ном со­сто­я­нии, а по­том пе­ре­нес­ше­го все ис­пы­та­ния и по­шед­ше­го на по­прав­ку, в точ­но­сти ис­пы­ты­вал то же са­мое. Это уди­ви­тель­но. Ты про­жи­ва­ешь с ни­ми ма­лень­кие жиз­ни, про­хо­дя че­рез все эти ис­пы­та­ния.

Мне по­вез­ло, я не был сви­де­те­лем со­всем пе­чаль­ных ис­то­рий. Но до ме­ня до­хо­ди­ли рас­ска­зы от дру­гих во­лон­те­ров, что они за­ни­ма­лись с детьми про­дол­жи­тель­ное вре­мя, а од­на­ж­ды, кто-то из де­тей не при­шел. В та­кие мо­мен­ты не­лов­ко спро­сить у мед­пер­со­на­ла и у ро­ди­те­лей (в осо­бен­но­сти), что же ста­ло с ре­бен­ком: то ли он вы­пи­сал­ся, то ли… Ес­ли бы та­кое про­ис­хо­ди­ло со мной, то мне, ско­рей, по­мог бы мой опыт обу­че­ния в мед ин­сти­ту­те. Я по­ни­маю, что бо­лезнь мо­жет при­ве­сти к раз­но­му ис­хо­ду.

Кста­ти, в этом пре­иму­ще­ство во­лон­тeр­ства – ты не на­хо­дишь­ся в те­ме ди­а­гно­зов и про­гно­зов. Мы про­сто с детьми. Мы об­ща­ем­ся с ре­бен­ком здесь и сей­час, не­взи­рая ни на что. Не­за­ви­си­мо от то­го, уви­дим мы его зав­тра или нет. Мы так­же не да­ем обе­ща­ние вер­нуть­ся в сле­ду­ю­щий по­не­дель­ник или сре­ду. У нас есть 2,5 ча­са, ко­то­рые мы тра­тим толь­ко на об­ще­ние.

5 со­ве­тов на­чи­на­ю­щим во­лон­те­рам

Пер­вое: не па­ни­ко­вать. В во­лон­тер­стве нет ни­че­го та­ко­го, что «вы­тя­ги­ва­ет из те­бя жи­лы». Во­лон­тер­ство – это сво­бод­ная во­ля.

Вто­рое: быть чест­ным пе­ред са­мим со­бой, по­нять, за­чем те­бе во­лон­тер­ство. Это бы­ва­ет слож­но сде­лать, но это очень важ­но! Важ­но имен­но про­го­во­рить, чет­ко вы­ра­зить идею.

Тре­тий со­вет: не бо­ять­ся де­тей, об­щать­ся с ни­ми как с взрос­лы­ми.

Фо­то с сай­та danilovcy.ru

Чет­вер­тый – не за­бы­вать про зо­ну от­вет­ствен­но­сти и вре­мен­ные гра­ни­цы.

Пя­тый – ин­тен­сив­но об­щать­ся с ко­ор­ди­на­то­ром во­лон­тер­ской груп­пы: рас­ска­зы­вать про свои стра­хи, про на­блю­де­ния, про со­мне­ния. Стра­хи, как пра­ви­ло, у всех оди­на­ко­вые. Про­го­ва­ри­вая стра­хи, но­вич­ку лег­че вли­вать­ся в про­цесс.

О близ­ких кон­так­тах с под­опеч­ны­ми

Во­прос о том, мож­но ли во­об­ще за­во­дить близ­кие кон­так­ты с род­ствен­ни­ка­ми боль­ных — очень слож­ный и все­гда ин­ди­ви­ду­аль­ный.

Для ме­ня лич­но нет од­но­го об­ще­го пра­ви­ла, с кем мож­но за­во­дить кон­так­ты, с кем – нет. Од­на­ко, ко­гда речь идет о во­лон­те­рах, то уве­рен­но мо­гу ска­зать, что луч­ше тес­ные от­но­ше­ния с ро­ди­те­лем и ре­бен­ком уста­нав­ли­вать с раз­ре­ше­ния ко­ор­ди­на­то­ра груп­пы. Бы­ва­ет так, что и ре­бе­нок, и ро­ди­тель на­чи­на­ют поль­зо­вать­ся во­лон­те­ром край­не часто, по­рой да­же ис­поль­зуя его в сво­их це­лях. Де­ло в том, что ес­ли во­лон­тер да­ет ро­ди­те­лю свои кон­так­ты, то об­ще­ние про­ис­хо­дит и вне ра­мок вре­ме­ни во­лон­тер­ства. Об­ще­ние по­гло­ща­ет все боль­ше и боль­ше вре­ме­ни. И ес­ли вдруг по ка­кой-то при­чи­не во­лон­тер не под­дер­жи­ва­ет кон­такт даль­ше, это мо­жет за­кон­чить­ся оби­дой ро­ди­те­ля. При­чем, ес­ли ро­ди­тель вдруг ре­шит пре­рвать об­ще­ние – это нор­маль­но, а вот ес­ли во­лон­тер пре­ры­ва­ет – это не бу­дет рас­це­не­но хо­ро­шо.

Хо­тя слу­чаи, ко­неч­но, бы­ва­ют раз­ные. Од­на­ж­ды об­ща­лись с очень ин­те­рес­ной се­мьей из ка­кой-то да­ле­кой об­ла­сти на Ура­ле. Этой се­мье ну­жен был ло­го­пед, ко­то­рый смог бы за­ни­мать­ся с ре­бен­ком ди­стан­ци­он­но. У се­бя в ре­ги­о­не най­ти та­ко­го ло­го­пе­да они не смо­гли. Я вы­звал­ся им по­мочь. Со­брал мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство кон­так­тов, и пе­ре­дал их этой се­мье. Си­ту­а­цию ре­ши­ли. Од­на­ко, на это по­тре­бо­ва­лось не­ма­ло вре­ме­ни и сил. Ко­неч­но, под­дер­жи­вать та­кие от­но­ше­ния с каж­дой се­мьей не­воз­мож­но. Я бы про­сто «вы­го­рел». Во всех этих си­ту­а­ци­ях нуж­но до­зи­ро­вать вни­ма­ние, что­бы не рас­те­рять се­бя.

Для ме­ня тес­ные от­но­ше­ния с под­опеч­ны­ми и их род­ны­ми — еди­нич­ные слу­чаи. Раз пять за всю мою ис­то­рию. У во­лон­те­ров-де­ву­шек та­кие си­ту­а­ции про­ис­хо­дят ча­ще. Они ча­ще об­ме­ни­ва­ют­ся кон­так­та­ми, под­дер­жи­ва­ют связь с се­мья­ми. С та­ки­ми кон­так­та­ми нуж­но быть пре­дель­но ак­ку­рат­ны­ми еще и по­то­му, что они про­ис­хо­дят вне зо­ны ви­ди­мо­сти ко­ор­ди­на­то­ра, вне вре­ме­ни на­хож­де­ния в боль­ни­це, вне вре­ме­ни, от­ве­ден­но­го на во­лон­тер­ство. Ес­ли что-то пой­дет не не так, вряд ли во­лон­тер бу­дет де­лить­ся этим с ко­ор­ди­на­то­ром, по­сколь­ку это про­ис­хо­дит вне боль­ни­цы. По­том по­лу­ча­ет­ся не­га­тив, «вы­го­ра­ние» и, как след­ствие, де­мо­ти­ва­ция. Это вли­я­ет на по­все­днев­ную жизнь во­лон­те­ра. Ко­ор­ди­на­тор при этом мо­жет во­об­ще не знать, что про­изо­шло. Это ка­са­ет­ся не толь­ко кон­так­тов, но и ка­ких-ли­бо ак­тив­но­стей, про­ис­хо­дя­щих вне боль­ни­цы.

У нас, на­при­мер, бы­ло стро­гое пра­ви­ло, ка­са­ю­ще­е­ся во­лон­тер­ской по­мо­щи се­мьям: лю­бая по­мощь ока­зы­ва­ет­ся толь­ко с раз­ре­ше­ния ко­ор­ди­на­то­ра. В это за­ло­жен пра­виль­ный смысл. Это по­мо­га­ет из­бе­жать си­ту­а­ций – не очень хо­ро­ших, как пра­ви­ло, тех, ко­то­рые про­ис­хо­дят вне зо­ны ви­ди­мо­сти ко­ор­ди­на­то­ра, и из­бе­жать вы­го­ра­ния во­лон­те­ра. Это ка­са­ет­ся та­ких слу­ча­ев как, на­при­мер, по­мочь до­вез­ти ве­щи до по­ез­да. Се­год­ня ты в свое не­ра­бо­чее вре­мя ре­ша­ешь по­мочь се­мье ре­бен­ка от­не­сти ве­щи на вок­зал, зав­тра об этом узна­ют дру­гие се­мьи, по­сле зав­тра – ес­ли ты от­ка­жешь в по­доб­ной услу­ге дру­гим, мо­гут воз­ник­нуть не­до­по­ни­ма­ния и оби­ды.

Не­пра­виль­но сме­ши­вать вре­мя, от­ве­ден­ное на во­лон­тер­ство, со сво­ей лич­ной жиз­нью, ра­бо­той, про­чи­ми се­мей­ны­ми де­ла­ми. Со­блю­де­ние ди­стан­ции – это очень важ­ный мо­мент в про­фи­лак­ти­ке вы­го­ра­ния во­лон­те­ра. Важ­но по­ни­мать пре­де­лы. Ко­гда ты в боль­ни­це – за­ни­май­ся тем, чем ты мо­жешь быть по­ле­зен там. Вне боль­ни­цы же не нуж­но взва­ли­вать на се­бя не­ре­шен­ные во­про­сы, ка­са­ю­щи­е­ся де­тей и их се­мей. Этим луч­ше за­ни­мать­ся в ред­чай­ших слу­ча­ях.

Осо­бен­ность вы­го­ра­ния в том, что боль­шин­ство из нас не мо­гут рас­по­знать его в мо­мент на­коп­ле­ния. И лишь то­гда, ко­гда оно до­сти­га­ет край­ней сте­пе­ни, ста­но­вит­ся оче­вид­ным, мы по­ни­ма­ем, что это оно. Очень важ­но со­из­ме­рять свои си­лы, чет­ко по­ни­мать, что ты мо­жешь де­лать, а что – нет. Важ­но плав­но вхо­дить в во­лон­тер­ство и плав­но вы­хо­дить. Для на­ча­ла нуж­но опре­де­лить точ­ное ме­сто для во­лон­тер­ства, что­бы не бы­ло та­ко­го: ты и в НИИ им. Бур­ден­ко, и в ин­тер­на­те, и в «Доб­рые Ру­ки», и без­дом­ным по­мо­га­ешь. Я, на­при­мер, ко­гда стал ко­ор­ди­на­то­ром в сво­ей груп­пе, за­пре­щал во­лон­те­рам при­ез­жать в боль­ни­цу ча­ще од­но­го ра­за в не­де­лю на про­тя­же­нии пер­вых 3-4 не­дель.

Ка­кие на­вы­ки нуж­ны, что­бы ра­бо­тать с детьми

Я ду­маю, что на­ли­чие на­вы­ков об­ще­ния с детьми иг­ра­ет боль­шую роль. Это, ко­неч­но, не зна­чит, что не на­до ид­ти в во­лон­те­ры, ес­ли та­кие на­вы­ки от­сут­ству­ют. Но, на­при­мер, очень вос­тре­бо­ва­ны на­вы­ки управ­ле­ния груп­пой де­тей. Де­ти все край­не раз­ные: с раз­ны­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми, из раз­ных се­мей с раз­лич­ны­ми со­ци­аль­ны­ми ста­ту­са­ми. Во­лон­те­ры так­же раз­ные: с раз­ным опы­том, раз­ных воз­рас­тов и т.д. За свою прак­ти­ку я за­ме­тил, что во­лон­те­ры из мно­го­дет­ных се­мей лег­ко и уме­ю­чи справ­ля­ют­ся с ор­га­ни­за­ци­ей дет­ско­го кол­лек­ти­ва. Им тре­бу­ет­ся в ра­зы мень­ше вре­ме­ни для то­го, что­бы ор­га­ни­зо­вать груп­пу и друж­но за­нять­ся об­щим де­лом.

Один из важ­ней­ших сек­ре­тов – об­щать­ся с ре­бен­ком как с взрос­лым. Па­ра­док­саль­но, как быст­ро ре­бе­нок на­чи­на­ет от­ве­чать те­бе тем же. Бе­з­услов­но, ты при этом де­ла­ешь скид­ку на то, что это ре­бе­нок, при­чем, боль­ной ре­бе­но­к; но это ра­бо­та­ет: ре­бе­нок слу­ша­ет те­бя, го­во­рит с то­бой, вос­при­ни­ма­ет все­рьез. Со­вет вряд ли под­хо­дит для ро­ди­те­лей этих де­тей, по­то­му как им все рав­но нуж­но вы­дер­жи­вать свою «ро­ди­тель­скую роль». А вот с во­лон­те­ра­ми это ра­бо­та­ет иде­аль­но.

Фо­то с сай­та danilovcy.ru

Здо­ро­во, ко­неч­но, ес­ли во­лон­тер зна­ет ру­ко­де­лие или мо­жет ри­со­вать, на­при­мер, и уме­ет обу­чить это­му ре­бен­ка. Од­на­ко, от­сут­ствие та­ко­го на­вы­ка не кри­тич­но. Знаю по сво­е­му опы­ту. Ко­гда я впер­вые ле­пил зай­ца из пла­сти­ли­на вме­сте с детьми, ока­зав­шись в НИИ им. Бур­ден­ко, за­яц ока­зал­ся ужа­сен. Он был про­сто от­вра­ти­те­лен. Де­ти сме­я­лись, да и я то­же. За­то они на­дол­го за­пом­ни­ли, кто из во­лон­те­ров его со­тво­рил. Еще и дру­гим по­ка­зы­ва­ли и ме­ня и зай­ца! Все про­сто: де­ти не оце­ни­ва­ют эс­те­тич­ность и пра­виль­ность тво­их по­де­лок. Им важ­ны те ста­ра­ния, ко­то­рые ты вло­жил, а не ху­до­же­ствен­ные на­вы­ки, по­это­му, ру­ко­дель­ные на­вы­ки в слу­чае их на­ли­чия – за­ме­ча­тель­ны, од­на­ко, их от­сут­ствие не ме­ша­ет успеш­но­му об­ще­нию.

Про мо­ти­ва­цию

Я знаю по опы­ту, что важ­но про­го­во­рить для са­мо­го се­бя — за­чем и по­че­му ты идешь к де­тям. По­ло­жи­тель­ная мо­ти­ва­ция по-раз­но­му ска­зы­ва­лась на по­ве­де­нии во­лон­те­ров муж­ско­го и жен­ско­го по­ла. На мо­ей прак­ти­ке по­лу­ча­лось так, что из пар­ней в во­лон­те­рах на­дол­го за­дер­жи­ва­лись те, кто в са­мом на­ча­ле мог чет­ко про­го­во­рить свою мо­ти­ва­цию: за­чем и по­че­му я здесь, че­го они ожи­да­ют. Де­вуш­кам слож­нее чет­ко про­го­во­рить мо­ти­ва­цию. Бы­ло на­мно­го мень­ше та­ких де­ву­шек, ко­то­рые смог­ли чет­ко про­го­во­рить мо­ти­ва­цию. Они, как пра­ви­ло, дей­ству­ют ир­ра­ци­о­наль­но, по зо­ву внут­рен­не­го го­ло­са, по зо­ву при­ро­ды сво­ей: стре­ми­тель­ное же­ла­ние по­мо­гать де­тям.

За 3,5 го­да я про­вел штук 70-80 со­бе­се­до­ва­ний с во­лон­те­ра­ми. И по­нял, что пар­ням ее про­ще сфор­ми­ро­вать, про­го­во­рить. Де­вуш­кам слож­нее при­дер­жи­вать­ся чет­ко­сти. Мо­ти­ва­ция как та­ко­вая мо­жет от­сут­ство­вать. Это мо­гут быть объ­яс­не­ния ти­па «М­не на тре­нин­ге ска­за­ли, что сей­час я долж­на по­мо­гать де­тям, тво­рить доб­ро», про­чее.

На од­ной из встреч, в раз­гар раз­го­во­ров о кри­зи­се и па­де­нии руб­ля мы пы­та­лись вы­яс­нить вза­и­мо­связь меж­ду со­бы­ти­я­ми, про­ис­хо­дя­щи­ми в стра­не, и по­се­ще­ни­я­ми во­лон­те­ра­ми боль­ни­цы. Ока­за­лось, во­лон­те­ры хо­ди­ли ре­же, а по­том и во­все про­па­да­ли из-за от­сут­ствия внут­рен­ней ста­биль­но­сти, от­сут­ствия уве­рен­но­сти в зав­траш­нем дне. Эта не­ста­биль­ность рас­ша­ты­ва­ла их внут­рен­нюю уве­рен­ность и, как след­ствие, же­ла­ние быть во­лон­те­ром, иметь до­ста­точ­но сил для это­го. Они ста­ли при­хо­дить ре­же. За­тем, сты­дясь то­го, что они ста­ли при­хо­дить ре­же, мно­гие пе­ре­ста­ли при­хо­дить во­об­ще. Бо­лее это­го, они сты­ди­лись, что пе­ре­ста­ли хо­дить во­об­ще. Эта си­ту­а­ция лишь до­бав­ля­ла рас­строй­ства. Хо­тя ка­та­стро­фы не про­изо­шло ни­ка­кой. Эти во­лон­те­ры мог­ли бы вер­нуть­ся в лю­бое вре­мя!

В тот мо­мент не­об­хо­ди­мо бы­ло со­здать внут­ри­г­руп­по­вую уве­рен­ность в том, что для нас все хо­ро­шо, имен­но на на­ше де­ло кри­зис не вли­я­ет. Бо­лее то­го, у нас по­яви­лось по­ни­ма­ние, что имен­но во­лон­тер­ство с его воз­мож­ной ста­биль­но­стью, мо­жет стать сво­е­го ро­да опо­рой и для под­опеч­ных. Кри­зис кри­зи­сом, да это пло­хо, но во­лон­те­ры все рав­но при­хо­дят по рас­пи­са­нию. Ока­за­лось, что это очень важ­но и для во­лон­те­ров, и для де­тей. Уве­рен­ность в во­лон­те­рах и их от­вет­ствен­но­сти по­мо­га­ет и ре­бен­ку, и ро­ди­те­лю.

О ре­ли­ги­и

На мо­ей прак­ти­ке бы­ли ка­то­ли­ки, про­те­стан­ты, пра­во­слав­ные, ате­и­сты, не опре­де­лив­ши­е­ся лю­ди – вне ре­ли­гии. У хри­сти­ан чет­кая мо­ти­ва­ция: пол­ное по­ни­ма­ние, для че­го и для ко­го они хо­дят в боль­ни­цу. У них от­но­ше­ние к во­лон­тер­ству как к слу­же­нию. Доль­ше все­го за­дер­жи­ва­лись в во­лон­тер­стве хри­сти­а­не. Уход из во­лон­тер­ства у них был то­же не рез­кий.

Каж­дое на­ше по­се­ще­ние де­тей в боль­ни­це на­ша груп­па на­чи­на­ла и за­кан­чи­ва­ла мо­лит­вой. В эти мо­мен­ты я про­сил при­сут­ство­вать во­лон­те­ров и дру­го­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния, воз­мож­но, чуть в сто­ро­не, ес­ли они не про­тив. Я про­сил их вос­при­ни­мать мо­лит­ву как сво­е­го ро­да по­стро­е­ние ко­манд­но­го ду­ха. Она да­ет воз­мож­ность на­стро­ить всех на нуж­ный тон, на­пом­нить, за­чем же мы все со­бра­лись здесь.

Ча­ще все­го с детьми мы мо­ли­лись в ко­ри­до­ре, а не в от­дель­ной ком­на­те. Од­на­ж­ды, па­рень-му­суль­ма­нин про­сто­ял все вре­мя мо­лит­вы, на­блю­дая за на­ми. По­сле че­го за­дал во­прос: «А что это вы тут де­ла­е­те?». Он был край­не удив­лен про­ис­хо­дя­щим: кто-то, по­ми­мо них — му­суль­ман, то­же все­рьез от­но­сит­ся к ре­ли­ги­и! Тут же по­шел де­лить­ся уви­ден­ным со сво­и­ми ро­ди­те­ля­ми.

Во­лон­тер­ство и ко­ор­ди­на­тор­ство для ме­ня – это боль­шая воз­мож­ность на­учит­ся ува­жать дру­го­го че­ло­ве­ка – аб­со­лют­но дру­го­го: с дру­ги­ми цен­но­стя­ми. Вза­и­мо­дей­ствуя с ним, учишь­ся при­ни­мать его с его цен­но­стя­ми. Мож­но и не раз­де­лять их, быть да­же идео­ло­ги­че­ским про­тив­ни­ком та­ких цен­но­стей. Но ува­жать че­ло­ве­ка. Остав­лять за ним пра­во жить его цен­но­стя­ми, не на­вя­зы­вая свои.

Лич­но мне во­лон­тер­ство да­ло огром­ную воз­мож­но­стью под­кре­пить свою ве­ру. Не тео­ре­ти­че­ски­ми ве­ща­ми, а прак­ти­кой. По­мо­гать де­тям не на ма­те­ри­аль­ной ос­но­ве, а по­то­му что те­бе так хо­чет­ся. Же­ла­ние идет из­нут­ри. Счи­таю, что к во­лон­тер­ству лю­ди при­хо­дят не по­то­му, что во­круг них так скла­ды­ва­ют­ся об­сто­я­тель­ства, а по­то­му что они до­шли до та­ко­го эта­па в сво­ей жиз­ни. В мо­ем слу­чае, это был пре­крас­ный опыт, с ко­то­рым нуж­но дви­гать­ся даль­ше. Это, кста­ти, к те­ме жиз­нен­но­го цик­ла во­лон­тер­ства. За­кон­чен один этап, на­чи­на­ет­ся дру­гой. Нуж­но дви­гать­ся даль­ше с те­ми на­вы­ка­ми, что я по­лу­чил за это вре­мя.

Со­ве­ты на­чи­на­ю­ще­му ко­ор­ди­на­то­ру

При­нять все то, что те­бе пе­ре­да­ет преды­ду­щий ко­ор­ди­на­тор вме­сте с груп­пой, в том ви­де, в ко­то­ром он это ор­га­ни­зо­вал. При­ни­мая груп­пу от преды­ду­ще­го ко­ор­ди­на­то­ра, хо­ро­шо бы вме­сте с ним по­ра­бо­тать, по­смот­реть, как он се­бя ве­дет, что де­ла­ет. По­ра­бо­тать имен­но в ста­ту­се но­во­го ко­ор­ди­на­то­ра, а не во­лон­те­ра. Это со­вер­шен­но дру­гая по­зи­ция и взгляд. На­до обя­за­тель­но за­да­вать во­про­сы.

Для со­хра­не­ния груп­пы важ­но, в слу­чае, ес­ли во­лон­тер опыт­ный и хо­дит дав­но, не пе­ре­ла­мы­вать вос­при­я­тие груп­пы, по­то­му что так мож­но и во­лон­те­ров по­те­рять, и груп­пу. Оче­вид­но, что ко­ман­да фор­ми­ру­ет­ся не толь­ко силь­ным ко­ор­ди­на­то­ром, но и участ­ни­ка­ми груп­пы. Важ­но не де­лать в на­ча­ле рез­ких дви­же­ний. По-мо­е­му, нуж­но мяг­ко при­нять то, что те­бе пе­ре­да­ет на­став­ник, а уже по­том со­вер­шен­ство­вать то, что это­го тре­бу­ет.

Очень важ­ны от­но­ше­ния с мед пер­со­на­лом, охра­ной, убор­щи­ца­ми. Важ­но вы­стро­ить их долж­ным об­ра­зом в са­мом на­ча­ле. Бы­ва­ют слу­чаи, ко­гда ты мо­жешь прий­ти во вне­уроч­ное вре­мя, по­про­сить что ли­бо оста­вить в боль­ни­це, да и во­об­ще по­про­сить их о чем бы то ни бы­ло. Хо­ро­шо, ко­гда они те­бя узна­ют, а не смот­рят каж­дый раз как в пер­вый. Очень важ­но при­нять это в том ви­де, как те­бе пе­ре­да­ет преж­ний ко­ор­ди­на­тор, со­хра­нить не­ко­то­рое вре­мя так, как есть, а по­том уже ме­нять, ес­ли в этом есть не­об­хо­ди­мо­сть, по­то­му что от­вет­ствен­ность очень боль­шая.

Важ­но на­ла­дить кон­такт с во­лон­те­ра­ми внут­ри груп­пы. На мо­мент мо­е­го ста­нов­ле­ния ко­ор­ди­на­то­ром, я был во­лон­те­ром про­дол­жи­тель­ное вре­мя. В свя­зи с этим, у ме­ня бы­ло ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ство кон­фликт­ных си­ту­а­ций внут­ри груп­пы, ко­гда я стал ко­ор­ди­на­то­ром.

Не ме­нее зна­чи­мым яв­ля­ет­ся при­ня­тие се­бя как ко­ор­ди­на­то­ра по­сле то­го, как ты был во­лон­те­ром. Бе­з­услов­но, ты, так же, как и все во­лон­те­ры, при­ни­ма­ешь ак­тив­ное уча­стие в об­ще­нии с детьми, од­на­ко, глав­ной за­да­чей ста­но­вит­ся ор­га­ни­за­ция ра­бо­ты всей груп­пы, а не се­бя ин­ди­ви­ду­аль­но.

Еще есть та­кой тон­кий мо­мент: мо­жешь по­чув­ство­вать се­бя не­нуж­ным в ка­кой-то мо­мент вре­ме­ни. На­при­мер, ко­гда вся груп­па за­ня­та, у всех во­лон­те­ров скла­ды­ва­ет­ся хо­ро­шее об­ще­ние с детьми, не воз­ни­ка­ет кон­флик­тов, ты хо­дишь как бы «без де­ла». Твоя ра­бо­та не вид­на фак­ти­че­ски. Не­об­хо­ди­мо по­ни­мать, что по-на­сто­я­ще­му хо­ро­шая ра­бо­та ко­ор­ди­на­то­ра оста­ет­ся не­за­мет­ной. Как раз это и долж­но быть наи­выс­шей на­гра­дой за пра­виль­но по­стро­ен­ную ко­манд­ную ра­бо­ту ко­ор­ди­на­то­ром.

Для ко­ор­ди­на­то­ра груп­пы важ­но вы­стра­и­ва­ние пра­виль­ной, чет­кой ком­му­ни­ка­ции внут­ри груп­пы во­лон­те­ров. Мне не уда­лось до­стичь иде­аль­ной ком­му­ни­ка­ции, но я по­лу­чил пре­крас­ный опыт, ощу­тил всю зна­чи­мость это­го про­цес­са! Важ­но на­ли­чие ком­му­ни­ка­ции внут­ри груп­пы: будь то со­ци­аль­ная сеть (Вкон­так­те, на­при­мер), при­ло­же­ния для смарт­фо­на (WhatsApp, на­при­мер), а не об­ще­ние с каж­дым от­дель­но по смс, на­при­мер, да, сред­ства и спо­соб ком­му­ни­ка­ции долж­ны быть про­стым и не за­трат­ным, до­ступ­ным всем. Важ­но, что­бы это бы­ло не двух­сто­рон­нее об­ще­ние во­лон­тер-ко­ор­ди­на­тор и об­рат­но, а что­бы ре­пли­ки всех участ­ни­ков бы­ли до­ступ­ны всем участ­ни­кам.

Важ­ная ре­мар­ка для ко­ор­ди­на­то­ров – не тре­бо­вать от во­лон­те­ров жест­ко че­го-ли­бо. Не­об­хо­ди­мо по­яс­нить, что есть пра­ви­ла, усло­вия на­хож­де­ния в груп­пе. Не­об­хо­ди­мо про­яс­нить до­го­ворeн­но­сти, обо­зна­чить гра­ни­цы, в рам­ках ко­то­рых мо­жет дей­ство­вать во­лон­тер, обо­зна­чить пра­ви­ла, при этом, не от­ни­мая сво­бо­ды дей­ствий во­лон­те­ра.

Алек­сей Бо­род­кин.Фо­то: facebook.com

Край­не важ­ным для ко­ор­ди­на­то­ра яв­ля­ет­ся от­кры­тость ми­ру, на­блю­де­ние за всем про­ис­хо­дя­щим. Ме­ня­ют­ся лю­ди и об­сто­я­тель­ства. Нуж­но по­сто­ян­но от­сле­жи­вать про­ис­хо­дя­щие из­ме­не­ния, и во­вре­мя ре­а­ги­ро­вать на них. Од­на­ж­ды мы хо­те­ли по­здра­вить всех ро­ди­те­лей с Пас­хой. Не зная ве­ро­ис­по­ве­да­ние каж­до­го ро­ди­те­ля, нуж­но бы­ло так­тич­но узнать, не оби­дим ли мы лю­дей, пре­под­но­ся по­да­рок. Се­мьи му­суль­ман, в том числе, бра­ли по­дар­ки с боль­шим удо­воль­стви­ем, рас­це­ни­вая это как знак вни­ма­ния, теп­ла и за­бо­ты. Бу­дучи ко­ор­ди­на­то­ра­ми «Да­ни­лов­цев», мы не скры­ва­ли, но и не вы­пя­чи­ва­ли свою ре­ли­ги­оз­ную при­над­леж­но­сть. При этом, с удо­воль­стви­ем рас­ска­зы­ва­ем ис­то­рию по­яв­ле­ния «Да­ни­лов­цев», по­че­му мы так на­зы­ва­ем­ся.

[ miloserdie.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->