Уральская ювелирная школа сломала европейские шаблоны

Раздел: Ювелиры и компании
01 февраля 2016 г.

В по­след­нее вос­кре­се­ние ян­ва­ря ме­ж­ду­на­род­ное со­об­ще­ство юве­ли­ров от­ме­ча­ет свой про­фес­си­о­наль­ный празд­ник. На­ша со­бе­сед­ни­ца — ис­кус­ство­вед Люд­ми­ла БУДРИНА, за­ве­ду­ю­щая от­де­лом де­ко­ра­тив­но-­при­кла­д­но­го ис­кус­ства Ека­те­рин­бур­г­ско­го му­зея изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств (ул. Во­е­во­ди­на, 5).

— Боль­шин­ство лю­дей вос­при­ни­ма­ют юве­ли­р­ное де­ло с по­тре­би­тель­ской точ­ки зре­ния. Но это пре­ж­де все­го ис­кус­ство, при­чeм очень древ­нее. В чeм сек­рет его жи­ву­че­сти?

— Юве­ли­р­ное ис­кус­ство за­ро­ди­лось как часть са­краль­ных и куль­то­вых эле­мен­тов ко­стю­ма. Сво­е­го ро­да обе­рег, за­щи­ща­ю­щий на­и­бо­лее уяз­ви­мые с эзо­те­ри­че­ской точ­ки зре­ния ме­ста те­ла: во­рот, по­яс, за­пястье. Вто­рая фун­к­ция юве­ли­р­ных укра­ше­ний с не­за­па­мят­ных вре­мeн — ста­тус­ная: по то­му, что че­ло­век но­сил на се­бе, окру­жа­ю­щие су­ди­ли о его про­ис­хо­ж­де­нии и по­ло­же­нии в об­ще­стве. То же коль­цо знат­но­го лор­да пе­ре­хо­ди­ло от от­ца к сы­ну как знак ти­ту­ла. В от­ли­чие от ваз и шка­ту­лок «ю­ве­ли­р­ка» де­ла­ет­ся не под ин­те­рьер, а под че­ло­ве­ка и вос­при­ни­ма­ет­ся не­о­т­ры­в­но от че­ло­ве­ка, как сво­е­го ро­да мар­ки­ро­в­ка, со­став­ля­ю­щая ли­ч­но­сти. Хо­тя бы по этим при­чи­нам юве­ли­р­ные ве­щи ни­ко­г­да не вый­дут из оби­хо­да.

— На Ура­ле своя шко­ла юве­ли­р­но­го де­ла. В чeм еe спе­ци­фи­ка? По­че­му еe за­ро­ж­де­ние от­но­сят к 1961 го­ду, хо­тя тра­ди­ции ра­бо­ты по ка­м­ню и ме­тал­лу на Ура­ле ухо­дят в глу­би­ну ве­ков?

— До кон­ца XVII ве­ка Урал был очень стран­ным гео­гра­фи­че­ским яв­ле­ни­ем: эта­ким ба­рье­ром ме­ж­ду Си­би­рью и Пер­м­ским кра­ем. И осва­и­вать наш край на­ча­ли ра­ди до­бы­чи по­лез­ных ис­ко­па­е­мых — же­ле­за и ме­ди, а кра­си­вые ка­ме­ш­ки счи­та­лись чем-то вро­де при­ят­но­го бо­ну­са к глав­ным сы­рье­вым бо­гат­ствам. Но не­со­м­нен­но, что тра­ди­ции юве­ли­р­но­го де­ла за­ро­ди­лись здесь очень дав­но — до­ста­точ­но вспо­м­нить брон­зо­вые бро­ши и за­стe­ж­ки в «з­ве­ри­ном сти­ле», при из­го­то­в­ле­нии ко­то­рых ис­поль­зо­ва­лась ураль­ская медь. В 1726 го­ду Ва­си­лий ТАТИЩЕВ при­во­зит в Ека­те­рин­бург швед­ско­го рез­чи­ка Хри­сти­а­на РЕФА, что­бы ор­га­ни­зо­вать на Ура­ле до­бы­чу цвет­ных ка­м­ней и обу­че­ние ка­м­не­рез­но­му ре­ме­слу. Но очень дол­гое вре­мя — на про­тя­же­нии боль­шей ча­сти XIX ве­ка — на­шим юве­ли­рам не раз­ре­ша­лось иметь соб­ствен­ную «про­би­р­ную па­лат­ку», где бы клей­ми­лись го­то­вые из­де­лия. Клей­ми­ли же ураль­ские из­де­лия за пре­де­ла­ми ре­ги­о­на — так что се­го­д­ня не­воз­мо­ж­но с уве­рен­но­стью ска­зать, сде­ла­ны та или иная бро­ш­ка или коль­цо в Ека­те­рин­бур­ге ли­бо в ка­ком-то дру­гом го­ро­де.

По­с­ле ре­во­лю­ции от юве­ли­р­но­го де­ла, ко­неч­но, не от­ка­зы­ва­ют­ся пол­но­стью, но оно при­ни­ма­ет скро­м­ные фор­мы в со­о­т­вет­ствии с ас­ке­ти­че­ским со­вет­ским иде­а­лом. Лишь в се­ре­ди­не 1950-х, ко­г­да го­су­дар­ство ис­ка­ло но­вые экс­пор­т­ные на­прав­ле­ния, ре­ши­ли сде­лать ураль­скую юве­ли­р­ную про­дук­цию «кон­вер­ти­ру­е­мой»: к ме­ст­ной тра­ди­ции об­ра­бо­т­ки ка­м­ней до­ба­ви­ли опра­ву из дра­го­цен­но­го ме­тал­ла. Вна­ча­ле это бы­ла клас­си­че­ская ко­стро­м­ская фи­ли­гра­нь, ко­то­рую ураль­ский ка­мень про­сто по­дав­лял, де­лая об­щий ри­су­нок из­де­лия со­вер­шен­но «не­чи­та­е­мым». Что­бы это ис­пра­вить, юве­ли­ры ста­ли де­лать про­во­ло­ку и ша­ри­ки опра­вы бо­лее кру­п­ны­ми, от­ка­за­лись от тех­но­ло­гии «кру­че­ния». И лишь вес­ной 1961 го­да ураль­ские из­де­лия из ма­ла­хи­та, яш­мы и ро­до­ни­та по­яв­ля­ют­ся на пе­р­вой вы­став­ке прет-а-­пор­те в Па­ри­же — не са­ми по се­бе, ко­неч­но, а как эле­мент кол­лек­ции дра­по­вых паль­то и ко­стю­мов, раз­ра­бо­тан­ных в До­ме мо­ды на Куз­не­ц­ком мо­сту. Это про­из­ве­ло боль­шое впе­чат­ле­ние на фран­цуз­скую пуб­ли­ку — ведь для ев­ро­пей­ско­го по­тре­би­те­ля бы­ло в но­вин­ку ис­поль­зо­ва­ние в юве­ли­р­ном укра­ше­нии не клас­си­че­ских дра­го­цен­ных, а имен­но по­лу­дра­го­цен­ных и да­же по­де­лоч­ных ка­м­ней. Не ска­зать, что ураль­цы от­кры­ли ка­кое-то ноу-­хау, но со­вер­шен­но точ­но сло­ма­ли ша­б­лон, до­ка­зав, что мо­ж­но со­з­дать ше­девр, ис­поль­зуя не­клас­си­че­ский на­бор ма­те­ри­а­лов.

Ка­кую роль в по­пу­ля­ри­за­ции это­го ис­кус­ства иг­ра­ли и иг­ра­ют на про­тя­же­нии всей ис­то­рии му­зеи? Ка­ким об­ра­зом из­де­лия юве­ли­ров по­па­да­ют в му­зей­ные фон­ды? Есть ли сре­ди них экс­по­на­ты, ска­жем так, все­ми­р­но из­ве­ст­ные?

— К со­жа­ле­нию, на­ша юве­ли­р­ная шко­ла дол­гие го­ды раз­ви­ва­лась в ре­жи­ме «за­кры­той» стра­ны, по­это­му при­ме­ни­тель­но к на­шим ма­сте­рам мо­ж­но го­во­рить лишь об их все­рос­сий­ской из­ве­ст­но­сти. На­при­мер, Вла­ди­слав ХРАМЦОВ, Лео­нид УСТЬЯНЦЕВ, Вла­ди­мир СОЧНЕВ, Ми­ха­ил ЛЕСИК — име­на, из­ве­ст­ные да­ле­ко за пре­де­ла­ми ре­ги­о­на. Что ка­са­ет­ся по­пу­ля­ри­за­ции из­де­лий шко­лы за ру­бе­жом — ес­ли она и ве­лась, то лишь по ли­нии Вне­ш­тор­га, в ра­м­ках ко­м­мер­че­ских вы­ста­вок, да и то на тер­ри­то­рии дру­же­ствен­ных го­су­дар­ств. Му­зеи и ра­ды бы во­зить свои кол­лек­ции по ми­ру, но это де­ло до­ро­гое и хло­по­т­ное. За­ку­п­ка же но­вых экс­по­на­тов — де­ло по­чти не­воз­мо­ж­ное, мы на­де­е­м­ся на да­ры ма­сте­ров, ко­то­рые по­пол­ня­ли и по­пол­ня­ют со­бра­ния му­зеев. Тем не ме­нее у ино­стран­цев вы­со­ко­го уро­в­ня и у го­стей из Моск­вы на­ши экс­по­зи­ции вы­зы­ва­ют огро­м­ный ажи­о­таж. Пря­мо под­хо­дят и спра­ши­ва­ют: «Г­де та­кое ку­пить? Хо­чу же­не та­кое же ко­лье!» Но в том-то и де­ло, что та­кое ко­лье по­в­то­рить не­воз­мо­ж­но: не най­ти точ­но та­ких же ага­то­вых гор­бу­шек или квар­це­вых щeто­к! Та­кой ка­мень в усло­ви­ях ти­ра­жа ни­г­де не уви­дишь — по­точ­ная ин­ду­стрия счи­та­ет его бра­ком. Но ис­тин­ный ма­стер и в «не­ти­ра­ж­ном» ма­те­ри­а­ле спо­со­бен уви­деть кра­со­ту, за­ло­жен­ную са­мой при­ро­дой.

[ вечерний-екатеринбург.рф ]

Полезное

Полезное

 
-->