Эксперт о парадоксах алмазного рынка

Раздел: Рынки
04 мая 2016 г.

В Рос­сии до­бы­ва­ет­ся око­ло 35% ми­ро­вых ал­ма­зов, в то же вре­мя уча­стие в ры­н­ке про­даж, рав­но как и по­треб­ле­ние за­сты­ло на от­мет­ке в 4%.

О при­чи­нах та­ко­го па­ра­до­к­са Прав­да. Ру по­го­во­ри­ла с пред­се­да­те­лем со­ве­та ди­рек­то­ров Цен­т­ра ге­м­мо­ло­ги­че­ской экс­пе­р­ти­зы и сер­ти­фи­ка­ции "GIC-Centre" Ев­ге­ни­ем Зяб­ло­вым.

С­пе­ци­фи­ка ми­ро­во­го ры­н­ка ал­ма­зов за­клю­ча­ет­ся в не­зы­б­ле­мо­сти его гео­гра­фи­че­ской ло­ка­ли­за­ции. Ос­но­в­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми здесь ис­то­ри­че­ски вы­сту­па­ют Юж­ная Аф­ри­ка и Рос­сия. Од­на­ко, сам ры­нок кон­цен­три­ру­ет­ся в Ев­ро­пе, США и Япо­нии. Эта си­ту­а­ция обу­с­ло­в­ле­на тем па­ра­до­к­сом, что ал­маз­ный ры­нок ба­зи­ру­ет­ся на по­треб­ле­нии юве­ли­р­ны­х

бри­л­ли­ан­тов, а са­ма до­бы­ча ал­ма­зов име­ет вто­ро­сте­пе­н­ную роль.

По сло­вам со­бе­сед­ни­ка Прав­ды.Ру, при­быль от до­бы­чи ал­ма­зов со­став­ля­ет 15-20%, от огран­ки — око­ло 5%, а до­хо­ды от про­да­жи юве­ли­р­ных из­де­лий со­став­ля­ют не ме­нее 100 про­цен­тов. По­это­му, как от­ме­тил экс­перт, глав­ная при­чи­на та­ко­го дис­ба­лан­са кро­ет­ся в про­б­ле­мах до­сту­па рос­сий­ских до­бы­ва­ю­щих ко­м­па­ний к ры­н­ку сбы­та юве­ли­р­ной про­дук­ции.

"Со­вре­мен­ная би­р­жа дра­го­цен­ных ка­м­ней не име­ет ни­че­го об­ще­го с мо­де­лью то­го же не­ф­тя­но­го ры­н­ка. Сей­час это ско­рее си­сте­ма сор­ти­ро­в­ки дра­го­цен­ных ка­м­ней для нужд юве­ли­р­ных ко­м­па­ний", — от­ме­тил Ев­ге­ний Зяб­лов. Ис­хо­дя из это­го, име­ет смысл об­ра­тить вни­ма­ние на опыт тран­с­на­ци­о­наль­ной кор­по­ра­ции De Beers, ко­то­рая вкла­ды­ва­ет огро­м­ные сред­ства в про­дви­же­ние но­вых юве­ли­р­ных брен­дов, за­вя­за­н­ных на про­из­во­ди­мое ею сы­рье.

По мне­нию Ев­ге­ния Зяб­ло­ва, рос­сий­ская ко­м­па­ния АЛРОСА (мо­но­по­лист по до­бы­че ал­ма­зов в стра­не), име­ет хо­ро­шие пе­р­с­пе­к­ти­вы по осво­е­нию всей це­поч­ки ре­а­ли­за­ции дра­го­цен­ных ка­м­ней: от до­бы­чи до про­да­жи ко­неч­но­му по­тре­би­те­лю. В ми­ре ши­ро­ко рас­про­стра­нен тер­мин "Рус­ская огран­ка". Это тех­но­ло­гия об­ра­бо­т­ки ка­м­ня, ко­то­рая от­ли­ча­ет­ся вы­со­кой сте­пе­нью ка­че­ства при до­воль­но боль­ших по­те­рях его мас­сы. С точ­ки зре­ния рен­та­бель­но­сти, это не вы­год­но. Од­на­ко, мо­г­ло бы по­слу­жить хо­ро­шей ба­зой для но­во­го брен­да.

Как от­ме­тил со­бе­сед­ник Прав­ды.Ру, в по­след­ние не­сколь­ко лет на­ме­ти­лась тен­ден­ция на уве­ли­че­ние про­даж "брен­ди­ро­ван­ны­х" ка­м­ней. "За пять лет про­цент брен­до­вых ал­ма­зов вы­рос на 10%. По­то­му, что кру­п­ные юве­ли­р­ные фи­р­мы пред­по­чи­та­ют по­ку­пать толь­ко за­щи­щен­ные ал­ма­зы", — от­ме­тил Ев­ге­ний Зяб­лов. Ко­неч­ный по­тре­би­тель стал бо­лее взыс­ка­те­лен и не хо­чет по­ку­пать "ю­ве­ли­р­ку" со­м­ни­тель­но­го про­ис­хо­ж­де­ния.

В це­лом же, по твер­до­му убе­ж­де­нию Зяб­ло­ва, не сто­ит рас­с­чи­ты­вать на от­расль до­бы­чи ал­ма­зов, как на ве­со­мый ис­точ­ник по­пол­не­ния го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та. "Это спе­ци­фи­че­ский ры­нок, ко­то­рый боль­ше вли­я­ет на имидж стра­ны. В луч­шем слу­чае — это ис­точ­ник ра­бо­чих мест для вы­со­ко­к­ва­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­ци­а­ли­сто­в", — под­чер­к­нул со­бе­сед­ник Прав­ды.Ру.

[ yoki.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->