Ювелирный застой

Раздел: Рынки
03 июля 2017 г.

По ито­гам 2016 го­да рос­сий­ский ры­нок юве­ли­р­ных из­де­лий со­ста­вил око­ло 270 млрд руб., из них 180 млрд – это зо­ло­тые укра­ше­ния. Од­на­ко за вре­мя кри­зи­са про­из­вод­ство «ю­ве­ли­р­ки» в стра­не упа­ло при­мер­но на 52%, а зо­ло­той ры­нок со­кра­ти­л­ся бо­лее чем в 2 ра­за. Умень­ши­л­ся и сред­ний вес из­де­лия, со­кра­ти­лось и ко­ли­че­ство. По мне­нию экс­пе­р­тов, это свя­за­но со сни­же­ни­ем до­хо­дов жи­те­лей.

«У по­тре­би­те­лей ста­ло мень­ше де­нег, со­о­т­вет­ствен­но он стал фор­ми­ро­вать не­сколь­ко иной спрос, - от­ме­ча­ет Эду­ард Ут­кин, ге­не­раль­ный ди­рек­тор Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии. – Чем мень­ше ис­поль­зу­ет­ся дра­го­цен­но­го ме­тал­ла, тем де­шев­ле про­дук­ция. Вто­рое – пре­об­ла­да­ет на при­лав­ках на се­го­д­ня­ш­ний день се­ре­бро, а не зо­ло­то. Тре­тье – мас­со­вая за­ме­на при­род­ных ка­м­ней на син­те­ти­че­ские ана­ло­ги, бо­лее де­ше­вые ка­м­ни. Они вы­г­ля­дят точ­но та­к­же, как при­род­ные, от­ли­чить их про­стой по­тре­би­тель от при­род­но­го не мо­жет, это де­ло ге­мо­ло­га. Вы­г­ля­дит про­дук­ция до­стой­но – сто­ит де­шев­ле».

В Ижев­с­ке биз­нес по про­да­же юве­ли­р­ных из­де­лий в по­след­ние го­ды та­к­же пе­ре­жи­ва­ет не са­мое луч­шее вре­мя. За три го­да не на­б­лю­да­ет­ся улуч­ше­ний, бо­лее то­го – от­ме­ча­ет­ся сни­же­ние спро­са и умень­ше­ние вы­руч­ки в ма­га­зи­нах. Ди­рек­тор од­но­го из ижев­ских ма­га­зи­нов под­чер­к­нул, что ес­ли в 2014-2016 гг. си­ту­а­ция бы­ла бо­лее-­ме­нее ро­в­ной, то с кон­ца 2016 го­да пошло сни­же­ние, ко­то­рое про­дол­жа­ет­ся и сей­час.

«Мы ду­ма­ли, что в этом го­ду де­ла бу­дут ид­ти луч­ше, раз кри­зис, как го­во­рят, ми­но­вал. Но улуч­ше­ний нет. При этом ле­том у нас обы­ч­но на­б­лю­да­лось ожив­ле­ние, а в ме­ж­се­зо­нье упа­док. Сей­час уже по­за­ди один лет­ний ме­сяц, од­на­ко с вес­ны ни­че­го не из­ме­ни­лось, – рас­ска­зал пред­ста­ви­тель од­но­го из ижев­ских ма­га­зи­нов. – Про­па­ли празд­ни­ки, мы их не чув­ству­ем. Ра­нь­ше про­да­жи рос­ли на­ка­ну­не празд­ни­ч­ных дат, в этом го­ду в Но­вый год бо­лее-­ме­нее про­да­жи бы­ли, а вот 8-е мар­та со­в­сем про­па­ло».

Та­к­же в Ижев­с­ке под­твер­ж­да­ют тен­ден­цию, что в по­след­нее вре­мя по­ку­па­те­ли всe ча­ще пред­по­чи­та­ют зо­ло­ту бо­лее де­шeвое се­ре­бро. Ра­нь­ше зо­ло­то поль­зо­ва­лось спро­сом, по­сколь­ку бы­ло до­сту­п­но. Сей­час же спрос на не­го упал зна­чи­тель­но. В ито­ге лю­ди от­да­ют пред­по­чте­ние се­реб­ру. Ведь ес­ли срав­ни­вать то­ва­ры од­ной ка­те­го­рии, це­на бу­дет от­ли­чать­ся при­мер­но в 10 раз: так, зо­ло­тое коль­цо с фи­а­ни­та­ми мо­жет сто­ить 10-12 тыс. руб­лей, а се­реб­ря­ное – око­ло 1 тыс. руб.

«Це­ны на зо­ло­то и, со­о­т­вет­ствен­но, на го­то­вые из­де­лия от про­из­во­ди­те­лей вы­ро­с­ли. Мно­гие лю­ди за­хо­дят сей­час и пу­га­ют­ся цен на зо­ло­то. Бе­з­усло­в­но, есть тен­ден­ция, что пе­ре­хо­дят на се­ре­бро. У нас, на­при­мер, очень дол­го ле­жа­ли се­реб­ря­ные об­ру­чаль­ные коль­ца. Сей­час их рас­ку­пи­ли, - рас­ска­за­ла пред­ста­ви­тель­ни­ца од­ной из се­тей. – Мо­ж­но ска­зать, что у нас в ко­ли­че­ствен­ном от­но­ше­нии про­да­жи да­же вы­ро­с­ли, но в ос­но­в­ном по­ку­па­ет­ся се­ре­бро».

Од­на­ко спе­ци­а­ли­сты схо­дят­ся во мне­нии, что со­кра­ще­ние до­хо­дов на­се­ле­ния – не един­ствен­ная про­б­ле­ма юве­ли­ров. Так, с 2003 го­да при по­ку­п­ке укра­ше­ний на су­м­му бо­лее 40 тыс. руб. на­ли­ч­ны­ми – или 100 ты­сяч по кар­те – по­ку­па­тель обя­зан предъ­явить удо­сто­ве­ре­ние ли­ч­но­сти, а про­да­вец – пе­ре­дать эти дан­ные в Рос­фин­мо­ни­то­ринг. И мно­гие кли­ен­ты со­об­щать о се­бе не хо­тят. По оцен­кам юве­ли­ров, эти нор­ма­ти­вы уво­дят в тень 15-20% ры­н­ка, а их эф­фек­тив­ность в борь­бе с кор­ру­п­ци­ей не оче­вид­на.

«Те, кто хо­чет от­мыть день­ги, как мы ви­дим, у них по две ты­ся­чи ча­сов сто­и­мо­стью ми­л­ли­о­ны дол­ла­ров, и ни­че­го не по­ме­ша­ло их иметь. Мне ка­жет­ся, это чрез­мер­ная нор­ма на се­го­д­ня­ш­ний день»

Сер­гей Ка­ты­рин, пре­зи­дент Тор­го­во-Про­мы­ш­лен­ной Па­ла­ты РФ.

Кро­ме то­го, про­из­во­ди­те­ли жа­лу­ют­ся на же­ст­кое го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние экс­пор­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней, ко­то­рое бы­ло за­ло­же­но еще в со­вет­ские вре­ме­на. Для вы­во­за то­ва­ра на экс­порт в РФ не­об­хо­ди­мо по­тра­тить бо­лее 1,5 ме­ся­цев на по­лу­че­ние раз­ре­ше­ний, что зна­чи­тель­но доль­ше, чем, на­при­мер, в Ки­тае. В свя­зи с этим экс­порт юве­ли­р­ных из­де­лий за гра­ни­цу по срав­не­нию с 2013 го­дом со­кра­ти­л­ся в 6 раз – с 780 млн дол­ла­ров до 117 млн. Для со­кра­ще­ния из­дер­жек не­ко­то­рые пред­при­я­тия на­ча­ли пе­ре­во­дить про­из­вод­ство за ру­беж.

Ви­део

Ви­део: Но­во­стиВол­го­гра­да.ру, про­гра­м­ма «Биз­нес-Век­тор», РБК

«Пе­ре­но­сят про­из­вод­ства и в Та­и­ланд, и в Ки­тай. Сей­час мно­гие ду­маю о пе­ре­но­се про­из­вод­ства в Ка­за­х­стан и Ки­р­ги­зию, - ко­м­мен­ти­ру­ет Эду­ард Ут­кин. – Де­ло в том, что в этих стра­нах со­з­да­ны бо­лее бла­го­при­ят­ные усло­вия для про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий, как в ча­сти на­ло­го­об­ло­же­ния, так и в ча­сти ре­гу­ли­ро­ва­ния де­я­тель­но­сти. Уро­вень на­ло­гов в Ки­р­ги­зии, на­при­мер, су­м­мар­но в 2 ра­за мень­ше, чем у нас. А с уче­том то­го, что у нас те­перь об­щий ры­нок, вы­год­нее про­из­во­дить из­де­лия в Ки­р­ги­зии или в Ка­за­х­ста­не и про­да­вать их на тер­ри­то­рии Рос­сии».

Мо­ж­но ре­зю­ми­ро­вать, что в по­след­ние го­ды дан­ный ры­нок в Уд­мур­тии не раз­ви­ва­ет­ся, а, в луч­шем слу­чае, «сто­ит». Ни­кто на­пря­мую не го­во­рит о том, что сей­час ры­нок «на­щу­пал дно», и пред­ста­ви­те­ли от­рас­ли ста­ра­ют­ся не па­дать ду­хом, од­на­ко пе­р­с­пе­к­тив для се­бя иг­ро­ки ры­н­ка, в су­щ­но­сти, не ви­дят. Так, в те­ку­щем го­ду в Уд­мур­тии на­ча­ли за­кры­вать­ся юве­ли­р­ные са­ло­ны. По сло­вам ди­рек­то­ра од­ной из се­тей, с ян­ва­ря за­кры­лось уже че­ты­ре ма­га­зи­на, что со­став­ля­ло чет­верть тор­го­вых то­чек дан­ной се­ти.

При этом ди­рек­тор дру­го­го ма­га­зи­на счи­та­ет, что ры­нок в го­ро­де пе­ре­на­сы­щен, и в се­го­д­ня­ш­них усло­ви­ях да­же в пре­де­лах од­ной се­ти еe тор­го­вые точ­ки всту­па­ют в кон­ку­рен­цию друг с дру­гом.

«Сей­час за­кры­тие ря­да то­чек – ско­рее есте­ствен­ный про­цесс, по­то­му что, на мой взгляд, ры­нок пе­ре­гру­жен. Од­на­ко, ко­г­да в го­ро­де за­кро­ет­ся по­ло­ви­на ма­га­зи­нов, впо­ру бу­дет го­во­рить о том, на­сту­пи­ло «д­но», - счи­та­ет экс­перт.

По­ми­мо то­го, что на ры­нок вли­я­ет эко­но­ми­че­ская си­ту­а­ция в стра­не, не под­даeт­ся про­г­но­зам и по­ве­де­ние по­ку­па­те­лей. Так, од­на из участ­ниц ры­н­ка от­ме­ти­ла, что очень сло­ж­но спро­г­но­зи­ро­вать, ка­кие то­ва­ры и из ка­кой це­но­вой ка­те­го­рии бу­дут на­и­бо­лее вос­тре­бо­ва­ны жи­те­ля­ми го­ро­да.

«У нас сей­час очень сло­ж­но пред­ска­зать, сло­ж­но вы­явить да­же «сред­ний чек». В один день у нас мо­гут ку­пить са­мый де­шe­вый че­хол, на сле­ду­ю­щий день – са­мое до­ро­гое ко­лье. Мо­жет быть, это по­след­ствие то­го, что на­б­лю­да­ет­ся рас­с­ло­е­ние в об­ще­стве. Как та­ко­вой «сред­ний» по­ку­па­тель пра­к­ти­че­ски про­пал», - от­ме­ча­ет пред­ста­ви­тель юве­ли­р­ной ко­м­па­нии.

В це­лом, по мне­нию спе­ци­а­ли­стов, пред­ска­зать то, как бу­дет даль­ше раз­ви­вать­ся си­ту­а­ция, не­воз­мо­ж­но. Кро­ме то­го, они кон­ста­ти­ро­ва­ли, что го­су­дар­ство не ока­зы­ва­ет от­рас­ли ни­ка­кой под­дер­ж­ки. В на­сто­я­щее вре­мя про­гра­м­мы гос­под­дер­ж­ки на этот биз­нес не рас­про­стра­ня­ют­ся. При этом, не­ко­то­рые экс­пе­р­ты счи­та­ют, что в дан­ном во­про­се от­рас­ли глав­ное не ме­шать.

«Боль­шин­ство из на­ших пред­ло­же­ний не тре­бу­ет до­пол­ни­тель­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния, не тре­бу­ет во­об­ще ни­ка­ко­го фи­нан­си­ро­ва­ния. На­до не ме­шать от­рас­ли, и убрать те пре­по­ны, ко­то­рые се­го­д­ня сло­жи­лись. И от­расль пре­крас­но бу­дет раз­ви­вать­ся без го­су­дар­ствен­ной фи­нан­со­вой под­дер­ж­ки или под­пи­т­ки», - за­явил гла­ва ТПП РФ Сер­гей Ка­ты­рин в эфи­ре про­гра­м­мы «Биз­нес Век­тор».

Од­на­ко, при всем вы­ше­ска­за­н­ном, есть и по­вод и для оп­ти­миз­ма. По ито­гам пе­р­во­го квар­та­ла 2017 го­да в Рос­сии бы­ло про­из­ве­де­но 8 млн зо­ло­тых укра­ше­ний, что на 20% боль­ше, за ана­ло­ги­ч­ный пе­ри­од про­ш­ло­го го­да. Это пе­р­вые тен­ден­ции уве­ли­че­ния ры­н­ка, на­чи­ная с 2013 го­да.

[ udm-info.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->