Лучшие друзья дедушек

Раздел: Драгоценные камни
30 января 2020 г.

Се­год­ня у по­тре­би­те­ля мно­го "за­ме­ни­те­лей" ста­тус­ных ве­щей - бри­л­ли­ан­то­вые серь­ги и нор­ко­вую шу­бу за­ме­ни­ли те­ле­фо­ны, су­м­ки и дру­гие ак­сес­су­а­ры. Мо­ло­дые лю­ди це­нят эмо­ции - они с боль­шей го­то­в­но­стью по­тра­тят ми­л­ли­он руб­лей на пу­те­ше­ствие, чем на до­ро­гое укра­ше­ние.

По­ку­па­тель юве­ли­р­ных из­де­лий с бри­л­ли­ан­та­ми по­сте­пе­н­но ста­ре­ет. "Сей­час это че­ло­век сред­не­го воз­рас­та, от 40 до 60 лет, с до­хо­дом вы­ше сред­не­го. Как пра­ви­ло, это че­ло­век, хо­ро­шо раз­би­ра­ю­щий­ся в том, что та­кое бри­л­ли­ан­ты, и он хо­чет иметь укра­ше­ния га­ран­ти­ро­ван­но­го ка­че­ства", - от­ме­ча­ет Дми­т­рий Кун­цев, ге­не­раль­ный ди­рек­тор ко­м­па­нии "С­мо­лен­ские бри­л­ли­ан­ты". Мо­ло­де­жь, по его сло­вам, ма­ло ин­те­ре­су­ет­ся бри­л­ли­ан­то­вой про­дук­ци­ей - для нее на пе­р­вом ме­сте не сам ка­мень, а ин­те­рес­ный ди­зайн из­де­лия, и же­ла­тель­но, что­бы сто­и­мость из­де­лия бы­ла не за­пре­дель­ной. "Тен­ден­ции от­рас­ли сле­ду­ют за спро­сом по­тре­би­те­лей, - го­во­рит Эду­ард Ут­кин, ге­не­раль­ный ди­рек­тор ас­со­ци­а­ции "Гиль­дия юве­ли­ров Рос­си­и". - Это и уде­шев­ле­ние за счет об­ле­г­че­ния ве­са, и пе­ре­ход на се­реб­ря­ные из­де­лия, ис­поль­зо­ва­ние бо­лее де­ше­вых ка­м­ней".

Се­год­ня сред­ний чек по ры­н­ку - 3-5 ты­сяч руб­лей, про­дол­жа­ет Кун­цев. Ес­ли убрать се­реб­ря­ные из­де­лия - то 7-9 ты­сяч. А про­дук­ция с бри­л­ли­ан­та­ми сто­ит го­раз­до боль­ше - сред­ний чек на­чи­на­ет­ся от не­сколь­ких де­сят­ков ты­сяч руб­лей.

По мне­нию Дми­т­рия Кун­це­ва, ес­ли пра­виль­но вы­стро­ить мар­ке­тинг, мо­ж­но вер­нуть ин­те­рес по­ку­па­те­лей к дра­го­цен­ным ка­м­ням. Од­на­ко в па­де­нии спро­са на бри­л­ли­ан­ты экс­пе­р­ты ви­нят не толь­ко мо­ду, но и низ­кую ин­фор­ми­ро­ван­ность на­се­ле­ния о том, что та­кое бри­л­ли­ан­ты и по­че­му в них сто­ит вкла­ды­вать­ся.

Бри­л­ли­ан­ты гра­нят из са­мо­го твер­до­го ми­не­ра­ла в ми­ре - ал­ма­за. По­сте­пе­н­но ме­сто­ро­ж­де­ния ал­ма­зов ис­то­ща­ют­ся, что де­ла­ет до­бы­тые ми­не­ра­лы осо­бен­но цен­ны­ми. Так, в этом го­ду пла­ни­ру­ет­ся за­крыть руд­ник Ар­гайл (Ав­стра­лия) - са­мое кру­п­ное ме­сто­ро­ж­де­ние ро­зо­вых ал­ма­зов в ми­ре. Но­во­сти о его за­кры­тии при­ве­ли к ко­лос­саль­но­му ро­сту цен на са­мые ред­кие в ми­ре бри­л­ли­ан­ты - ро­зо­вые.

По­ку­па­тель юве­ли­р­ных из­де­лий с бри­л­ли­ан­та­ми по­сте­пе­н­но ста­ре­ет. Сей­час это че­ло­век сред­не­го воз­рас­та, от 40 до 60 лет, с до­хо­дом вы­ше сред­не­го

В Рос­сии они то­же есть. В 2017 го­ду был до­быт кру­п­ней­ший в ис­то­рии Рос­сии ро­зо­вый ал­маз, из ко­то­ро­го огра­ни­ли бри­л­ли­ант (14,83 ка­ра­та), ко­то­рый, по оцен­кам спе­ци­а­ли­стов, мо­жет стать са­мым до­ро­гим ка­м­нем рос­сий­ско­го про­из­вод­ства. Его це­на мо­жет пре­вы­сить 60 млн дол­ла­ров.

Клас­си­че­ской фор­мой бри­л­ли­ан­та при­ня­то счи­тать кру­г­лую в 57 гра­ней. Од­на­ко для цвет­ных бри­л­ли­ан­тов, ко­то­рые в ми­ре встре­ча­ют­ся го­раз­до ре­же, глав­ной ха­ра­к­те­ри­сти­кой яв­ля­ет­ся цвет. На­и­бо­лее ред­кие и до­ро­гие - бри­л­ли­ан­ты ро­зо­вых и го­лу­бых от­тен­ков. Сто­и­мость за ка­рат та­ких ка­м­ней до­сти­га­ет со­тен ты­сяч дол­ла­ров.

Не­ко­то­рым ори­ен­ти­ром по це­нам мо­жет слу­жить так на­зы­ва­е­мый прейс­ку­рант Ра­па­пор­та, ко­то­рый ре­гу­ляр­но из­да­ет­ся Ге­м­мо­ло­ги­че­ским Ин­сти­ту­том Аме­ри­ки (GIA). Шка­ла от­ра­жа­ет сред­нюю роз­ни­ч­ную сто­и­мость бри­л­ли­ан­тов на Нью-й­ор­к­ском ры­н­ке. Так, со­глас­но по­след­ним дан­ным прейс­ку­ран­та, сред­няя це­на кру­г­ло­го бри­л­ли­ан­та раз­ме­ром 5-5,99 ка­ра­та цве­тов D-E-F (пра­к­ти­че­ски бес­цвет­ные, без жел­то­го от­ли­ва) и пра­к­ти­че­ски без вкра­п­ле­ний ва­рьи­ру­ет­ся от 68 ты­сяч до 90,5 ты­ся­чи дол­ла­ров за ка­рат. Та­кой же ка­рат­но­сти бри­л­ли­ант, но уже с яр­ко вы­ра­жен­ным жел­тым от­ли­вом и мно­же­ством вкра­п­ле­ний сто­ит око­ло 1700 дол­ла­ров за ка­рат. С на­ча­ла 2005 го­да по 2018 год це­ны на ро­зо­вые фан­та­зий­ные бри­л­ли­ан­ты, по дан­ным Fancy Color Research Foundation (FCRF), вы­рос­ли в 3,6 ра­за, на го­лу­бые - по­чти в 2 ра­за, на жел­тые - по­чти на 50%.

Со­вре­мен­ные тех­но­ло­гии поз­во­ля­ют син­те­зи­ро­вать в ла­бо­ра­то­ри­ях боль­шин­ство су­ще­ству­ю­щих юве­ли­р­ных ка­м­ней, и бри­л­ли­ан­ты - не ис­клю­че­ние. В от­ли­чие от ими­та­ций (на­при­мер, фи­а­ни­та) они пол­но­стью по­в­то­ря­ют кри­стал­ли­че­скую ре­шет­ку при­род­ных ка­м­ней и точ­но так же пре­ло­м­ля­ют лу­чи све­та, ни­чем не усту­пая на­ту­раль­ным бри­л­ли­ан­там. Сто­и­мость "син­те­ти­ки" при этом в ра­зы ни­же при­род­ных ана­ло­гов.

Пы­та­ясь "о­т­стро­ить­ся" от кон­ку­рен­тов, про­да­ю­щих "син­те­ти­ку", про­из­во­ди­те­ли бри­л­ли­ан­тов под­чер­ки­ва­ют эмо­ци­о­наль­ную со­став­ля­ю­щую на­ту­раль­но­го ка­м­ня. Ми­ро­вой ли­дер ин­ду­стрии ко­м­па­ния De Beers, за­пу­стив­шая в 2018 го­ду но­вый бренд укра­ше­ний с син­те­ти­че­ски­ми бри­л­ли­ан­та­ми Lightbox, чет­ко раз­гра­ни­чи­ла ни­ши - син­те­ти­ка для про­стых укра­ше­ний на ка­ж­дый день, а на­сто­я­щие ка­м­ни - для осо­бых слу­ча­ев, та­ких как по­молв­ка или ро­ж­де­ние ре­бен­ка.

Син­те­ти­ку от­ли­чить от на­ту­раль­ных ка­м­ней на глаз не­воз­мо­ж­но. Это поз­во­ля­ет мо­шен­ни­кам "под­ме­ши­вать" син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты к при­род­ным и про­да­вать их по за­вы­шен­ной це­не. Участ­ни­ки ры­н­ка в один го­лос твер­дят, что на ры­н­ке мно­го син­те­ти­ки и кон­тра­фа­к­та, ко­то­рые про­да­ют­ся под ви­дом на­сто­я­щих бри­л­ли­ан­тов. К со­жа­ле­нию, по­ка си­ту­а­цию уре­гу­ли­ро­вать не уда­ет­ся.

В 2018 го­ду мин­фин за­пу­стил в Рос­сии про­ект по мар­ки­ро­в­ке дра­го­цен­ных ка­м­ней и юве­ли­р­ных из­де­лий, ко­то­рый дол­жен сде­лать про­з­ра­ч­ной всю про­це­ду­ру от по­ста­вок сы­рья до про­да­жи юве­ли­р­ных из­де­лий ко­неч­ным по­тре­би­те­лям. Опе­ра­то­ром внед­ре­ния ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мы по от­сле­жи­ва­нию дра­го­цен­но­стей вы­сту­па­ет Гознак. В про­гра­м­му та­к­же вхо­дят не­об­ра­бо­тан­ные ал­ма­зы, ру­би­ны, са­п­фи­ры и изу­мру­ды, се­реб­ро и зо­ло­то в не­об­ра­бо­тан­ном ви­де, пла­ти­на и мо­не­тар­ное зо­ло­то.

Экс­клю­зив­ная ни­ша

Кру­п­ные бри­л­ли­ан­ты при­род­но­го про­ис­хо­ж­де­ния про­дол­жа­ют рас­ти в це­не. Вы­ра­щи­вать син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты свы­ше 3 ка­ра­тов в ла­бо­ра­то­рии про­сто не­рен­та­бель­но. По сло­вам Еле­ны Су­хо­ве­е­вой, со­вет­ни­ка ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра ко­м­па­нии "АЛРОСА", по­тен­ци­а­лом ро­ста сто­и­мо­сти об­ла­да­ют толь­ко по-­на­сто­я­ще­му ред­кие бри­л­ли­ан­ты - от 5 ка­ра­тов и бо­лее, а та­к­же цвет­ные ка­м­ни кра­си­вых и ред­ких, так на­зы­ва­е­мых фан­та­зий­ных (Fancy) от­тен­ков. Чем луч­ше цвет и вы­ше ка­че­ство, чем боль­ше раз­мер, тем вы­ше по­тен­ци­ал ро­ста це­ны. На­при­мер, до­ход­ность са­мых ред­ких - ро­зо­вых - бри­л­ли­ан­тов за 10 лет пре­вы­си­ла 350%. Са­мый рас­про­стра­нен­ный от­те­нок цвет­ных ка­м­ней - жел­тый, од­на­ко бри­л­ли­ант и та­ко­го цве­та мо­жет це­нить­ся очень вы­со­ко. "Це­на бу­дет ва­рьи­ро­вать­ся от то­го, на­сколь­ко ин­тен­си­вен и рав­но­мер­но рас­пре­де­лен от­те­нок, - го­во­рит Су­хо­ве­е­ва. - Ро­в­но про­кра­шен­ные кру­п­ные жел­тые бри­л­ли­ан­ты - боль­шая ред­кость и сто­ят со­о­т­вет­ствен­но".

[ rg.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->