Дистанционная продажа ювелирных изделий — тонкий вопрос

Раздел: Ювелиры и компании
04 июня 2021 г.

Тор­го­в­ля юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми пе­ре­жи­ла за­ко­но­мер­ный спад в 2020 го­ду, од­на­ко уже в на­ча­ле 2021 го­да пре­вы­си­ла по­ка­за­те­ли до­кри­зис­но­го 2019 го­да. По­че­му так про­и­зо­шло и ка­кие по­тря­се­ния мо­гут ожи­дать от­расль в бу­ду­щем в свя­зи с за­ко­но­да­тель­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми — в ин­тер­вью РБК Пе­тер­бург рас­ска­зал ге­не­раль­ный ди­рек­тор АО «Юве­ли­р­т­орг» Сер­гей Бо­го­мо­лов.

— Как юве­ли­р­ная от­расль пе­ре­жи­ла 2020 год и с ка­ки­ми ре­зуль­та­та­ми всту­пи­ла в 2021-й?

— Пан­де­мия 2020 го­да ста­ла шо­ком для всех. Два ме­ся­ца мы не ра­бо­та­ли. По­нят­но, что фи­нан­со­вые ре­зуль­та­ты ока­за­лись ни­же, чем в 2019 го­ду. Од­на­ко уже в 2021 го­ду мы уви­де­ли рост по­ка­за­те­лей от­но­си­тель­но ана­ло­ги­ч­ных ме­ся­цев до­кри­зис­но­го 2019 го­да.

— С чем вы свя­зы­ва­е­те ро­ст?

— В мень­шей сте­пе­ни — с от­ло­жен­ным спро­сом. Во мно­гом, на мой взгляд, ска­за­лось от­сут­ствие вы­езд­но­го ту­риз­ма. День­ги, ко­то­рые не бы­ли по­тра­че­ны на от­дых за гра­ни­цей, лю­ди по­тра­ти­ли в том чис­ле на по­ку­п­ку юве­ли­р­ных из­де­лий. Те, кто ра­нь­ше по­ку­па­ли укра­ше­ния за ру­бе­жом, се­го­д­ня по­ку­па­ют у нас. Со­о­т­вет­ствен­но, спрос не­сколь­ко сме­сти­л­ся в сто­ро­ну бо­лее до­ро­гих из­де­лий.

Те, кто ра­нь­ше по­ку­па­ли укра­ше­ния за ру­бе­жом, се­го­д­ня по­ку­па­ют у нас. Со­о­т­вет­ствен­но, спрос не­сколь­ко сме­сти­л­ся в сто­ро­ну бо­лее до­ро­гих из­де­лий.

— Как от­ра­зи­л­ся на ры­н­ке юве­ли­р­ных из­де­лий рост цен на зо­ло­то?

— Це­ны на дра­г­ме­тал­лы, и на зо­ло­то в част­но­сти, цик­ли­ч­но рас­тут и па­да­ют. Сей­час цикл ро­ста. Со­о­т­вет­ствен­но, це­на из­де­лий вы­ро­сла, по­ку­па­те­ли с огра­ни­чен­ным бюд­же­том ста­ли вы­би­рать укра­ше­ния мень­ше­го ве­са. Но во мно­гих слу­ча­ях лю­ди при­об­ре­та­ют юве­ли­р­ные из­де­лия при не­об­хо­ди­мо­сти. На­при­мер, об­ру­чаль­ные коль­ца или зо­ло­той кре­стик для ре­бен­ка. Не имея ка­кой-то пра­к­ти­че­ской поль­зы, юве­ли­р­ные из­де­лия, зо­ло­то да­ют столь не­об­хо­ди­мые по­ло­жи­тель­ные эмо­ции и ста­тус.

— Как про­яв­ля­ет­ся в от­рас­ли все­об­щий тренд на ци­ф­ро­ви­за­цию и он­лайн-­про­да­жи?

— Ди­стан­ци­он­ная про­да­жа юве­ли­р­ных из­де­лий — тон­кий во­прос. С од­ной сто­ро­ны, по за­ко­ну ка­че­ствен­ное юве­ли­р­ное из­де­лие об­ме­ну и воз­вра­ту не под­ле­жит. С дру­гой — в слу­чае пол­но­стью ди­стан­ци­он­ной про­да­жи и опла­ты по­ку­па­тель име­ет без­усло­в­ное пра­во вер­нуть при­об­ре­тен­ный то­вар. Уже по­яви­лась ка­те­го­рия по­тре­би­те­лей, ко­то­рые за­ка­зы­ва­ют укра­ше­ния, де­ла­ют, на­при­мер, фо­то для Instagram, по­лу­ча­ют «ин­фор­ма­ци­он­ную мар­жу» и офор­м­ля­ют воз­врат. Но да, до­ля про­даж с ис­поль­зо­ва­ни­ем ди­стан­ци­он­ных ка­на­лов не­сколь­ко вы­ро­сла. Я ду­маю, что за­ко­но­да­тель­ство в сфе­ре ди­стан­ци­он­ных про­даж юве­ли­р­ных из­де­лий еще бу­дет ме­нять­ся. В лю­бом слу­чае на­ши внут­рен­ние про­из­вод­ствен­ные про­цес­сы пол­но­стью под­го­то­в­ле­ны для это­го ка­на­ла про­даж.

— Как вы от­но­си­тесь к вве­де­нию обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий?

— В це­лом я под­дер­жи­ваю эту ини­ци­а­ти­ву с точ­ки зре­ния си­сте­ма­ти­за­ции ры­н­ка. Это не па­на­цея, но сде­лать ры­нок бо­лее про­з­ра­ч­ным она спо­соб­на. Еще один по­ло­жи­тель­ный мо­мент в том, что юве­ли­р­но­му со­об­ще­ству уда­лось от­сро­чить вве­де­ние обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки до 2024 го­да.

Есть от­дель­ные ню­ан­сы, це­ле­со­об­раз­ность ко­то­рых под во­про­сом. На­при­мер, на­не­се­ние мар­ки­ро­в­ки пря­мо на из­де­лие. Ин­фор­ма­ци­он­ная ем­кость дву­мер­но­го штрих­ко­да, на­не­сен­но­го на столь ма­лую пло­ща­дь, ми­ни­маль­на. Все, что мо­ж­но за­ко­ди­ро­вать, — уни­каль­ный иден­ти­фи­ка­ци­он­ный но­мер, при­вя­за­н­ный к ба­зе дан­ных опе­ра­то­ра, где со­дер­жи­т­ся ин­фор­ма­ция об из­де­лии. Ло­ги­ч­нее бы­ло бы раз­ме­стить штрих­код на би­р­ке, то­г­да всю эту ин­фор­ма­цию мо­ж­но про­дуб­ли­ро­вать в са­мом штрих­ко­де. Это поз­во­ли­ло бы в том чис­ле под­стра­хо­вать­ся на слу­чай, ес­ли ба­за ока­жет­ся не­до­сту­п­на на мо­мент по­ку­п­ки.

Кро­ме то­го, го­су­дар­ство обе­ща­ет обес­пе­чить бес­плат­ную мар­ки­ро­в­ку всех из­де­лий. Од­на­ко вста­ет во­прос, сколь­ко вре­ме­ни по­на­до­би­т­ся про­би­р­ной па­ла­те, что­бы вы­пол­нить та­кой объ­ем ра­бо­ты, и в ка­кую су­м­му не­пря­мых рас­хо­дов это вы­льет­ся.

— Это ведь не един­ствен­ное за­ко­но­да­тель­ное из­ме­не­ние, ко­то­рое го­то­вит го­су­дар­ство?

— Да, ко­неч­но, го­то­вят­ся зна­чи­тель­ные по­прав­ки в 41-ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях». По­ка ра­но их об­су­ж­дать, на­де­юсь, при­ня­тие этих по­пра­вок поз­во­лит про­дол­жить ра­бо­ту пред­при­я­тий юве­ли­р­ной от­рас­ли. Та­к­же об­су­ж­да­ет­ся воз­мо­ж­ность от­ме­ны НДС на дра­г­ме­тал­лы, как сы­рье для юве­ли­р­ной от­рас­ли. При этом ожи­да­ет­ся от­ме­на спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов: УСН, ЕНВД и т. д. Я счи­таю это спра­вед­ли­вым и ло­ги­ч­ным. Не ис­клю­че­но, что часть иг­ро­ков в ре­зуль­та­те уй­дет с это­го ры­н­ка, но про­з­ра­ч­ность биз­не­са по­вы­си­т­ся.

— Вы до­пус­ка­е­те та­кое раз­ви­тие со­бы­тий?

— Я до­пус­каю лю­бое раз­ви­тие со­бы­тий. Но на се­го­д­ня­ш­ний день ме­ха­низм при­ня­тия за­ко­нов та­ков, что се­рьез­ные но­во­вве­де­ния об­су­ж­да­ют­ся в ра­бо­чих груп­пах с уча­сти­ем от­рас­ле­вых ор­га­ни­за­ций. И у юве­ли­ров та­кая ор­га­ни­за­ция есть — Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии, чле­ном со­ве­та ко­то­рой я яв­ля­юсь. Го­су­дар­ство го­то­во к нам при­слу­ши­вать­ся, мы до­ка­за­ли это, до­бив­шись от­сроч­ки для вве­де­ния обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки.

К со­жа­ле­нию, не все пред­ста­ви­те­ли биз­не­са по­ни­ма­ют зна­чи­мость этой ра­бо­ты. Ес­ли бы ка­ж­дая юве­ли­р­ная ко­м­па­ния под­дер­жи­ва­ла Гиль­дию, в том чис­ле фи­нан­со­во, мы мо­г­ли бы из­бе­жать це­ло­го ря­да про­б­лем. На­при­мер, не­из­ве­ст­но, к че­му при­ве­дет вза­и­м­ное при­з­на­ние про­би­р­ных клейм на тер­ри­то­рии ЕАЭС и смо­гут ли рос­сий­ские юве­ли­ры кон­ку­ри­ро­вать с юве­ли­ра­ми Ки­р­ги­зии или Ар­ме­нии в но­вых усло­ви­ях.

Не­из­ве­ст­но, к че­му при­ве­дет вза­и­м­ное при­з­на­ние про­би­р­ных клейм на тер­ри­то­рии ЕАЭС и смо­гут ли рос­сий­ские юве­ли­ры кон­ку­ри­ро­вать с юве­ли­ра­ми Ки­р­ги­зии или Ар­ме­нии в но­вых усло­ви­ях

— «Юве­ли­р­т­ор­гу» в 2021 го­ду ис­пол­ня­ет­ся 85 лет. С ка­ким ба­га­жом вы по­до­шли к это­му юби­лею?

— Дей­стви­тель­но, ис­то­рия на­шей ко­м­па­нии на­с­чи­ты­ва­ет уже 85 лет. И это не на­ду­ман­ная ци­ф­ра — в на­шем ар­хи­ве хра­нят­ся тру­до­вые кни­ж­ки лю­дей, при­ня­тых на ра­бо­ту в 1936 го­ду. Пред­при­я­тие до­ста­точ­но бо­лез­нен­но про­шло пе­ри­од 1991–93 го­дов. Это и от­сут­ствие то­вар­ных фон­дов, и про­цесс при­ва­ти­за­ции. Мно­гое уда­лось пре­о­до­леть бла­го­да­ря спло­чен­но­сти кол­лек­ти­ва, его до­ве­рию то­г­да­ш­не­му ру­ко­вод­ству пред­при­я­тия. С то­го вре­ме­ни сеть зна­чи­тель­но вы­ро­сла, пе­ре­жи­ла вме­сте со стра­ной не­сколь­ко спа­дов и подъ­е­мов. По­сте­пе­н­но, шаг за ша­гом мы за­ня­ли свое ме­сто на ры­н­ке. Бренд «Юве­ли­р­т­орг» зна­ют во всех кру­п­ных го­ро­дах Се­ве­ро-За­па­д­но­го фе­де­раль­но­го окру­га.

[ plus.rbc.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->