Северная чернь: история подстаканника

Раздел: Ювелиры и компании
13 октября 2022 г.

Ка­ж­дый че­ло­век в на­шей бес­край­ней стра­не хо­тя бы раз в жиз­ни ез­дил на по­ез­де и пил чай. У не­го, как это ка­жет­ся всем и все­г­да, осо­бый вкус. Воз­мо­ж­но, это за­ви­сит от во­ды, на­гре­ва­е­мой в ти­та­не, са­мой ат­мо­сфе­ры, упа­ко­в­ки са­ха­ра – по 2 ку­соч­ка, а та­к­же под­ста­кан­ни­ка. Без не­го нель­зя пред­ста­вить се­бе ча­е­пи­тие в по­ез­де. Вот про­вод­ни­ца спра­ши­ва­ет: "Чай пить бу­де­те?" Все ожив­ля­ют­ся, шур­шат сво­и­ми па­ке­та­ми с про­ви­ан­том и ра­до­ст­но со­гла­ша­ют­ся. И она не­сет чай, дер­жа в од­ной ру­ке 2-3 ста­ка­на. Чу­до как хо­ро­шо на ду­ше от это­го раз­ме­рен­но­го по­з­вя­ки­ва­ния ме­тал­ли­че­ских под­ста­кан­ни­ков и ло­же­чек в ста­ка­на­х!

Пер­вые под­ста­кан­ни­ки по­яви­лись в 1720-х го­дах, ко­г­да бы­ли вве­де­ны но­вые пра­ви­ла эти­ке­та. Спу­стя по­чти 100 лет пред­мет ан­ти­к­ва­ри­а­та пре­вра­ща­ет­ся в про­из­ве­де­ние ис­кус­ства: ис­поль­зу­ют­ся раз­ли­ч­ные тех­ни­ки де­ко­ри­ро­ва­ния, по­яв­ля­ют­ся да­же те­ма­ти­ки изоб­ра­же­ний на под­ста­кан­ни­ках. Спрос на под­ста­кан­ни­ки на­чи­на­ет рас­ти все боль­ше и боль­ше: в ка­ж­дом до­ме по­яв­ля­ет­ся под­ста­кан­ник. Чем бо­га­че дом, тем боль­ше за­про­сы на пре­зен­та­бель­ность чай­но­го ат­ри­бу­та. В XIX ве­ке под­ста­кан­ни­ки из­го­тав­ли­ва­лись из тех же ма­те­ри­а­лов что и се­год­ня. В 1870-х го­дах ста­ли по­пу­ляр­ны под­ста­кан­ни­ки в ви­де изб и де­ре­вян­ных сру­бов, пле­те­ных кор­зин. Под­ста­кан­ник ука­зы­вал на ста­тус че­ло­ве­ка. На­при­мер, се­реб­ря­ный под­ста­кан­ник мог при­об­ре­сти толь­ко ари­сто­крат, алю­ми­ни­е­вый – че­ло­век из на­ро­да. Се­реб­ря­ные ста­но­ви­лись на­сто­я­щи­ми про­из­ве­де­ни­я­ми ис­кус­ства, ко­г­да за них бра­лись юве­ли­ры.

По­на­ча­лу под­ста­кан­ник фун­к­ци­о­ни­ро­вал, как под­дер­ж­ка для по­су­ды, про­из­во­ди­л­ся по той же при­чи­не для удоб­ства. За­тем, ко­г­да под­ста­кан­ни­ки ста­ли по­яв­лять­ся на тор­же­ствен­ных сто­лах, ма­сте­ра ста­ли де­ко­ри­ро­вать их – вве­ли тех­ни­ку ху­до­же­ствен­но­го ли­тья и гра­ви­ро­в­ки. Ка­кие толь­ко ри­сун­ки не укра­ша­ли под­ста­кан­ни­ки! Исто­рия, ли­те­ра­ту­ра, ис­кус­ство и са­ма эпо­ха от­ра­жа­лись в укра­ше­ни­ях под­ста­кан­ни­ко­в! В за­жи­точ­ных до­мах хра­ни­лись под­ста­кан­ни­ки из се­ре­бра. Из­го­то­в­лен­ный из до­ро­го­го по тем вре­ме­нам пред­мет ча­е­пи­тия был из­лю­б­лен­ным по­дар­ком кол­ле­гам, дру­зьям и ува­жа­е­мым лю­дям. У про­сто­го ра­бо­че­го клас­са под­ста­кан­ни­ки хо­тя и бы­ли до­ма, но как ат­ри­бут чай­ной це­ре­мо­нии не при­жи­л­ся: на­ли­ва­ли в блю­деч­ко чай, что­бы быст­рее остыл. А по­с­ле ре­во­лю­ции 1917 го­да под­ста­кан­ни­ки про­из­во­ди­ли хоть и в мень­ших ко­ли­че­ствах, но клас­со­вой при­на­д­ле­ж­но­сти пред­ме­та не бы­ло: им поль­зо­ва­лись и ра­бо­чие, и кре­стья­не.

По­с­ле Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны раз­ви­ва­ет­ся ме­тал­лур­ги­че­ская про­мы­ш­лен­но­сть, и пред­ме­ты сер­ви­ро­в­ки на­чи­на­ют про­из­во­дить из не­р­жа­ве­ю­щей ста­ли, алю­ми­ния, мель­хи­о­ра. Са­мым рос­ко­ш­ным счи­тал­ся мель­хи­о­ро­вый под­ста­кан­ник, ко­то­рый сто­ил не­де­ше­во. Он рас­ска­зы­вал о це­ли­не, за­пус­ке спут­ни­ков, строй­ках, съез­дах. Но бы­ли и бо­лее ху­до­же­ствен­ные сю­же­ты: на­при­мер, па­рус­ни­ки, кар­тин­ки из ба­сен, па­мят­ни­ки вы­да­ю­щи­м­ся ли­ч­но­стям – на­при­мер, Су­во­ро­ву и Пу­ш­ки­ну. Од­на­ко не сто­ит ду­мать, что в со­вет­ское вре­мя пе­ре­ста­ли вы­пус­кать под­ста­кан­ни­ки из се­ре­бра. Ве­ли­ко­устю­г­ский за­вод «Се­вер­ная чер­нь» де­лал юве­ли­р­ные укра­ше­ния, ло­ж­ки, ви­л­ки, но­жи и под­ста­кан­ни­ки. Уни­каль­ная тех­ни­ка на­не­се­ния чер­ни, по­явив­ша­я­ся в XVIII ве­ке и воз­ро­див­ша­я­ся в 1933 го­ду, де­ла­ла та­кой под­ста­кан­ник ху­до­же­ствен­ным про­из­ве­де­ни­ем: на нем по­яви­лись изоб­ра­же­ния го­ро­дов, па­мят­ни­ков, за­мыс­ло­ва­тые узо­ры, сю­же­ты рус­ских на­род­ных ска­зок и ска­зов А.С.Пу­ш­ки­на.

Сто­ит ска­зать, что в Со­вет­ском Со­ю­зе под­ста­кан­ни­ки вы­пус­ка­лись на 15 кру­п­ных пред­при­я­ти­ях, а та­к­же в це­хах во­ен­ных за­во­дов.

В на­ши же дни про­из­вод­ство под­ста­кан­ни­ков на­хо­ди­т­ся на со­вер­шен­но дру­гом уро­в­не, их де­ла­ют из мель­хи­о­ра, ла­ту­ни, се­реб­ра и ме­ди. Для за­щи­т­но-­де­ко­ра­тив­но­го по­кры­тия ис­поль­зу­ют зо­ло­то, се­реб­ро и ни­кель. Под­ста­кан­ни­ки тре­бу­ют юве­ли­р­ной ра­бо­ты при на­не­се­нии ри­сун­ка, по­верх­ность го­то­во­го под­ста­кан­ни­ка по­ли­ру­ет­ся, что при­да­ет изоб­ре­те­нию ха­ра­к­тер­ный блеск.

Ар­тель "Се­вер­ная чер­нь". Гравe­ры Ни­на Ива­но­в­на Тро­пи­на и Ма­рия Алек­се­ев­на Под­се­ки­на. Спра­ва от М.А. Под­се­ки­ной уче­ни­ца Ра­и­са Куз­не­цо­ва.

[ sevchern.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->