В Законе РФ «О недрах» критерии рационального использования недр прописаны без учeта особенности пользования недрами для различных целей. Поэтому реализация требований закона затруднена из-за правовой неопределeнности и фрагментарности актов подзаконного регулирования. Нас интересует сейчас один аспект — какими правовыми актами регулируется добыча золота из россыпей, независимо от их генезиса, и как они работают на практике. Пока мы наблюдаем, что государственная система регулирования золотодобычи представлена системой тотального контроля над действующими предприятиями, но совсем не стимулирует развитие отрасли и увеличение объeмов добычи. О том, как государство регулирует этот процесс, мы расскажем в нашем материале про «переотход» и «недоотход» балансовых запасов россыпного золота.
Месторождения россыпного золота (россыпи) — это скопления рыхлых отложений, содержащих золото в разных концентрациях. Они образуются в результате разрушения золотосодержащих горных пород, переноса, сортировки и аккумуляции частиц разного удельного веса. В любых россыпях драгметалл распределeн неравномерно по площади и объeму горной массы.
Кроме того, в основных золотоносных районах легко открываемые россыпи уже выявлены и отработаны, а в недрах остались главным образом россыпи, сложные по геологическому строению. Они имеют ярко выраженное прерывисто-гнездовое строение пласта, и концентрации металла в них, как правило, на пределе кондиций, что в значительной мере затрудняет их выявление (1).
При этом истинные контуры и запасы месторождений, определeнные по итогам разведочных работ, как правило, точно неизвестны, что впоследствии подтверждается их эксплуатацией. Обеспечить достоверность оценки запасов полезных компонентов на таких месторождениях при минимальных затратах на разведку достаточно сложно. Кстати, поэтому в геологической практике даже применяют характеристику, которую принято называть «достоверность разведки» (2).
Заместитель директора по геологоразведке ООО «Карьер» Виктор Владимирович ТРОИЦКИЙ:
«Поскольку эта тема стала актуальной достаточно давно (ей не менее 70 лет), понимая многогранность причин, порождающих еe, при разработке методики подсчeта запасов россыпного золота был принят эвристический подход. Обобщив данные по разведке и отработке по нескольким тысячам полигонов, с разных по масштабам и параметрам месторождений россыпного золота, определили «примерные границы точности» подсчeта запасов. Для категории В они составили ±10–15%, для категории С1 — ±45% (при этом следует понимать, что это усреднeнные значения). До середины 60-х годов прошлого века они даже фигурировали в методических пособиях по разведке россыпей, потом их убрали, хотя решения этой проблемы как не было, так и нет».
Но к методике прошлого века подсчeта балансовых запасов россыпного золота, как и к схемам их отработки, государство возвращаться не планирует. При этом более эффективной схемы освоения россыпных месторождений создать так и не удалось.
Параметры достоверности подсчeта балансовых запасов учитывать тоже никто не собирается. Что делать? Работать согласно действующим правилам.
Контроль учeта ОБЪЁМА балансовых запасов государство ведeт скрупулeзно и относится к нему, как к банковскому счeту: всe, что находится в недрах, является собственностью государства! Поэтому у недропользователя, имеющего лицензию на отработку месторождения с утверждeнными балансовыми запасами полезного ископаемого, независимо от типа лицензии (БР или БЭ), в прилагаемом протоколе эта цифра прописывается с точностью до десятых килограмма.
Структура, которая оформляет лицензию и оценивает стоимость переданных в пользование запасов, — Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). Этот орган «осуществляет функции по управлению государственным имуществом в сфере недропользования», а все его территориальные подразделения отслеживают деятельность предприятий по выданным лицензиям. Если речь идeт о движении запасов, то оно отслеживается достаточно просто — каждый год недропользователь подаeт в Роснедра (или в территориальные подразделения) ежегодные отчeты по форме 5-ГР «Сведения о состоянии и изменении запасов твeрдых полезных ископаемых». Этот отчeт предоставляет исчерпывающую информацию по месторождению, которое отрабатывает предприятие.
Кстати, данная функция даeт возможность отслеживать, как недропользователь отрабатывает свои запасы. И если предприятие, не дай бог, вышло за рамки своего техни¬ческого проекта и превысило запланированный годовой объeм добычи, то у него возникают проблемы. А превысить общие балансовые запасы, указанные в лицензии, с точки зрения государства — нарушение, за которое недропользователь может лишиться лицензии. Тут не забалуешь!
Недропользователь попадает под тотальный контроль государства с момента получения лицензии. Так кто контролирует недропользователя?
Получается, что Министерство природных ресурсов России, в структуру которого входят Роснедра и Росприроднадзор с функциями «федерального государственного геологического контроля».
Но есть ещe и Ростехнадзор, который осуществляет «федеральный государственный горный надзор». Эта структура входит в состав Правительства РФ напрямую и не подчиняется Минприроды. Хотя именно Ростехнадзор выделяет горные отводы, согласовывает технические проекты и почему-то определяет регламенты годового уровня добычи.
Бедный недропользователь!
Любой недропользователь, имеющий участок с утверждeнными запасами полезного ископаемого, обязан подготовить технический проект освоения месторождения и согласовать его с территориальным управлением по недропользованию. В этом проекте прописано всe: сколько лет потребуется на отработку, какими приборами будет пользоваться недропользователь, объeм вскрышных работ, объeм перемываемых песков и в конечном итоге объeм извлекаемого металла в пределах контуров утверждeнных запасов за вычетом технологических потерь.
С точностью до одной десятой килограмма, как в кассе!
Поэтому в техническом проекте вся россыпь разбита на блоки/полигоны, которые будут осваиваться в течение нескольких лет, к нему обязательно прикладывается календарный план отработки месторождения. Это важно, потому что сроки отработки согласовываются с надзорными органами, контролирующими весь процесс.
Как организован процесс на практике, нам рассказал Гаджи Сиражудинович МИРЗЕХАНОВ, доктор геолого-минералогических наук и директор двух золотодобывающих предприятий:
«На территории Амурской области ведут добычу два моих предприятия — ООО «Голдрегион» и «МирБлагМет». Я работаю уже много лет, стараюсь не иметь проблем с законом. Для этого у меня в штате есть профильные специалисты.
Чтобы начать отработку подготовленных запасов, необходимо оформить горный отвод, который согласовывается в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Он же согласовывает и ежегодные планы развития горных работ (ПРГР) по объектам, где отражены объeмы горной массы, объeмы вскрыши на текущий год и количество извлекаемого металла. Например, по одному из техпроектов добыча на текущий год у нас составляет 101 килограмм золота.
Если в процессе добычи у меня будет добыто на 10–20 килограммов золота больше, то придeтся написать второе письмо-предложение в МПР Амурской области. Аналогичное письмо на приоритетное приобретение драгметалла отправляется в Гохран России. Кстати, отказ МПР Амурской области и Гохрана приобретать добытое золото даeт мне право продать его банкам или другим организациям, у кого есть право на приобретение благородных металлов.
«Переотход» бывает часто, но иногда бывает и «недоотход».
Причин тому много.
Например, крупное самородковое золото при геологоразведочных работах, не только буровых, но и траншейных, плохо ловится. А потом при отработке мы начинаем получать аномальные содержания — из-за золотых самородков количество добытого металла может существенно увеличиться.
Вероятно, искать виноватых в этом случае нет смысла.
Главное в нашем деле — не превышать согласованный годовой объeм добычи».
Таким образом эта система работает на практике. Она хороша для контроля за недропользователем и объeмами добытого золота. Хочешь добывать больше металла — необходимо своевременно оформить все документы и согласовать их. А это непросто, учитывая сезонность горных работ.
Лицензия на право пользования недрами — документ очень серьeзный. Информация о зарегистрированной лицензии на пользование недрами подлежит хранению в государственном реестре (4). В нeм перечислены права, обязанности, сроки выполнения работ и многое другое.
Одним из условий лицензионного соглашения является выполнение согласованного техническим проектом уровня добычи полезного ископаемого. Любое отклонение от уровня добычи, согласованного техническим проектом, формально является нарушением лицензионных условий. А нарушение условий лицензионного соглашения может привести к отзыву лицензии, а также возбуждению уголовного дела по ст. 191 УК РФ либо административного производства по ст. 15.44 КоАП РФ.
Рассказывает главный инженер артели «Восток» Андрей Сергеевич КАТЕЛЛА:
«По результатам добычных работ в 2023 году, после сдачи отчeта по форме 5-ГР, против артели «Восток» было заведено дело об административном правонарушении. С формулировкой «превышение объeмов добычи на одном из участков». Когда мы создавали проект разработки этого месторождения, то допустимые отклонения для объeмов добычи были в размере 20%. А мы превысили допустимый лимит на 0,7%, что в пересчeте на золото составило 600 граммов благородного металла. За это нарушение Росприроднадзор оштрафовал главного геолога на 20 тысяч рублей, а предприятию был выписан минимальный штраф в размере 300 тысяч рублей».
Сами видите, как легко можно выйти за пределы технического проекта, получить штраф и, соответственно, нарушить условия лицензионного соглашения. А при повторном нарушении недропользователь становится рецидивистом, что может привести к отзыву лицензии.
Этой теме «переотхода-недоотхода» мы посвятили немало материалов в наших изданиях — бизнес-газете «Наш регион — Дальний Восток» и портале NEDRADV. В этих материалах недропользователи очень подробно рассказывают, чем чреваты ограничения по добыче золота в технических проектах и почему их сложно соблюдать.
(К чему привeл уход от квот. «Наш регион — Дальний Восток» № 5–6 (192), декабрь 2024 года; «Порядок будет, если вернуть советские законы о золотодобыче». «Наш регион — Дальний Восток», № 12 (151), декабрь 2019 года).
Здесь необходимо уточнить.
У Ростехнадзора существует «штрафной» документ, который называется «Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного горного надзора» (в редакции Приказов Ростехнадзора от 21.05.2024 № 157), в котором перечислены все нарушения, за которые это ведомство имеет право наказывать недропользователя. Перечислять их здесь не вижу смысла. Желающие могут найти указанный документ и прочитать его.
Так вот, в 2024 году список «индикаторов» был пополнен пунктом № 4, цитирую его полностью: «Увеличение за календарный год объeма добычи полезных ископаемых на величину, отличающуюся более чем на 30% от установленной в плане развития горных работ, при условии наличия действующей лицензии на пользование недрами, изменения в которую не вносились, и отсутствия ранее поданного заявления о внесении изменений (дополнений) в план развития горных работ».
Например, в нашем случае речь идeт о «переотходе» металла на 30%. То есть недропользователь теперь может увеличить объeмы работ при наличии хорошей погоды и ничего ему за это не будет? Совершенно верно. Только имейте в виду, что превышать балансовые запасы месторождения вам никто не позволит, поэтому действуйте только в рамках своих лицензий.
Кстати, есть мнение.
Главный геолог АО «Сусуманзолото» Дмитрий Владимирович БОТВИНКИН:
«Ростехнадзор, согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждeнному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401, занимается вопросами безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами. Каким образом отклонение уровня добычи золота влияет на безопасность ведения работ? Каждый должен заниматься тем, что ему поручено и за что ему платят деньги»
К сожалению, введение отдельных поправок в законодательные акты отдельных ведомств не решает проблему. Потому что в конечном итоге все вернeтся к уточнению балансовых запасов, прописанных в лицензии недропользователя. А это означает, что при большом «переотходе» необходимо будет производить переоценку запасов.
Главный геолог АО «Сусуманзолото» Дмитрий Владимирович БОТВИНКИН:
«Вопрос расхождения данных разведки и эксплуатации лежит в зоне ответственности Государственной комиссии по запасам. Основными документами, регулирующими сопоставление данных разведки и эксплуатации, являются Методические рекомендации по сопоставлению данных разведки и разработки месторождений твeрдых полезных ископаемых и Методические рекомендации по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твeрдых полезных ископаемых. Уровень добычи золота предприятиями должен контролироваться компетентным органом, а именно Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра), в подчинении которого находится ГКЗ. При этом контролировать следует металл, добытый по данным разведки. Его количество отображается в форме 5-ГР. Количество золота, добытого по данным эксплуатации, может существенно отличаться от балансовых запасов. Так, при дражной отработке количество фактически добытого золота может превышать 300% относительно разведанных запасов».
Заместитель директора по геологоразведке ООО «Карьер» Виктор Владимирович ТРОИЦКИЙ:
«В рамках государственного пользования недрами (до 1992 года) в схеме «разведка — эксплуатация» всегда допускалось включение в границы годовых отрабатываемых выемочных единиц прирезки, выявляемой по результатам оперативного опробования или эксплуатационной разведки. Причeм без проведения государственной экспертизы».
Почему это не действует сейчас?
Добыча россыпного золота на Дальнем Востоке — бизнес очень экстремальный. Во-первых, ведeтся он «на задворках» нашей огромной страны, на неосвоенных территориях, на большей части которых отсутствует транспортная и энергетическая инфраструктура. И эти проблемы недропользователь решает самостоятельно.
Во-вторых, особенность освоения россыпных месторождений золота в том, что оно имеет сезонный характер. А в условиях нашего сурового климата промывочный сезон у недропользователя очень ограничен по времени, и приходится каждый день использовать максимально эффективно.
В-третьих, месторождения россыпного золота относятся к III и IV категориям сложности, на которых разведанные запасы подсчитываются по категории С1 (±45%) и оцениваются по категории С2. Точнее не получится. Поэтому пресловутый «переотход-недоотход» будет всегда создавать определeнные риски для золотодобытчиков.
В чeм заинтересован недропользователь?
В увеличении объeмов добычи золота за сезон и в приросте балансовых запасов отрабатываемого месторождения. Соответственно, он заинтересован в высоких содержаниях золота в песках, в максимальном его извлечении. А значит, в «переотходе». Кроме того, он уже потратил средства на организацию работы на этом участке, поэтому заинтересован в максимальном приросте балансовых запасов, которые можно вводить в освоение. Это рационально и экономически обоснованно.
В чем заинтересовано государство?
В рациональном использовании недр. Увеличение объeмов добычи и прирост балансовых запасов за счeт средств недропользователя — это рационально? Увеличение налогооблагаемой базы за счeт средств недропользователя — это рационально? Освоение отдалeнных территорий, в том числе арктических, за счeт средств недропользователя — это рационально? Создание новых рабочих мест на территориях с большим оттоком населения за счeт средств недропользователя — это рационально?
Так, может быть, государству пора создавать новые инструменты — уже не контроля, а стимулирования предприятий золотодобывающей отрасли? Пока есть ещe предприятия, которые осваивают отдалeнные территории России исключительно на условиях предпринимательского риска. Но их становится меньше.