К драгоценным камням относятся: природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты и природный жемчуг (за исключением речного и озерного) в естественном и обработанном виде, а также уникальные янтарные образования. При этом следует отметить, что в Молдове не осуществляется добыча драгоценных металлов и драгоценных камней, да и показатели собственного производства изделий из драгоценных металлов нулевые. Фактически все изделия импортируются в страну из других стран, в основном из Турции. Государственное регулирование, надзор и контроль деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями и функционирования ломбардов осуществляется путем:
Предпринимательская деятельность в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней в Молдове осуществляется на основании лицензии. Реализация ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Республики Молдова осуществляется юридическими и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью и получившими соответствующую лицензию в установленном законодательством порядке. Клеймение и продажа изделий из драгоценных металлов осуществляются лишь в случае наличия платежных документов, подтверждающих уплату лицензионного сбора.
Лицензия аннулируется в случаях выявления:
1) реализации изделий из драгоценных металлов без государственного пробирного клейма, нанесенного Государственной пробирной палатой, или с поддельным клеймом;
2) отсутствия документов о происхождении или сопроводительных документов изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней или оформления этих документов с нарушением требований, установленных действующим законодательством.
Государственный пробирный надзор
Осуществляется Государственной пробирной палатой при Министерстве финансов Республики Молдова (далее - Пробирная палата). Пробирная палата является государственным коммерческим предприятием и выполняет следующие функции:
а) опробование и клеймение всех изделий из драгоценных металлов, изготовленных на территории Республики Молдова и/или ввезенных на ее территорию для реализации;
б) экспертизу оттисков пробирного клейма на изделиях из драгоценных металлов и драгоценных камней;
в) экспертизу драгоценных металлов и диагностику драгоценных камней;
г) экспертизу музейных и архивных ценностей, изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней;
д) проведение арбитражных и контрольных анализов драгоценных металлов в любом виде и в любом состоянии и изделий из них, а также их лома и отходов, по требованию правоохранительных и других органов, в соответствии с тарифами, утвержденными Правительством;
э) регистрацию именников изготовителей, которые наносятся на изделия, изготовленные экономическими агентами из драгоценных металлов и драгоценных камней;
е) государственный контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами требований государственного пробирного надзора;
д) изготовление пробных реактивов по заказам хозяйствующих субъектов, которые используют в своей деятельности драгоценные металлы.
Пробирная палата является держателем Государственного регистра именников, наносимых на изделия и предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Пробирная палата осуществляет контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, которые используют в своей деятельности драгоценные металлы и драгоценные камни, в части соблюдения законодательства. Во время контроля Пробирная палата имеет право:
a) проверять помещения, рабочие места и хранилища драгоценных металлов и драгоценных камней;
б) проверять бухгалтерские книги и другие учетные документы, касающиеся операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
в) требовать от должностных лиц письменные объяснения и другую информацию относительно использования драгоценных металлов и драгоценных камней;
г) изымать в установленном порядке у хозяйствующих субъектов изделия и предметы из драгоценных металлов, переданных в торговую сеть без оттиска государственного пробирного клейма, или в случае, когда возникает сомнение в подлинности оттиска клейма. Изъятие изделий осуществляется для проведения экспертизы;
э) брать пробу сплавов, слитков, растворов, брусков, полуфабрикатов, отходов и других материалов для анализа и определения содержания в них драгоценных металлов;
Все физические и юридические лица, которые в своей деятельности используют драгоценные металлы и драгоценные камни, обязаны иметь свой именник, оттиск которого регистрируются в пробирной палате и проставляется на всех изделиях, изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Для изделий из драгоценных металлов, произведенных и/или ввезенных в страну для продажи, устанавливаются следующие пробы:
Изготовление изделий из золота 583 пробы ювелирными предприятиями и частными ювелирами допускается только по заказам граждан из давальческого сырья.
Все ювелирные, бытовые изделия, изготовленные в Республике Молдова для продажи как на внутреннем рынке, так и для вывоза за границу, или выполненные по заказу, должны соответствовать установленным в Республике Молдова пробам и быть заклейменными в пробирной палате государственным пробирным клеймом. Изделия из драгоценных металлов заграничного производства, ввезенные в Республику Молдова для продажи, также подлежат опробованию и клеймению в Пробирной палате. Освобождаются от обязательного государственного клеймения изделия из драгоценных металлов, имеющие историческое, археологическое значение или большую художественную ценность, а также изделия с мелкими насечками (инкрустации) золотом или серебром (оружие, вазы, блюда, шкатулки и др.). Приборы, инструменты, лабораторная посуда и прочие изделия из драгоценных металлов, предназначенные для научных, технических, медицинских и других целей, освобождаются от обязательного клеймения, однако должны иметь именник предприятия-изготовителя с указанием символа металла.
Скупка у населения драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе осуществляется обладателями лицензий в соответствии с законом по договорным ценам в специализированных пунктах. Индивидуальным предпринимателям заниматься указанным видом деятельности запрещается.
Скупочным пунктам запрещается скупать алмазное сырье и полуфабрикаты, технические алмазы, драгоценные металлы в самородках, проволоке, пластинах и деталях, сусальное золото, диски и другие полуфабрикаты ювелирного и зубопротезного производства, драгоценные металлы в изделиях производственного и лабораторного назначения, драгоценные камни в необработанном виде, драгоценные металлы в виде производственных отходов, ордена и медали, содержащие драгоценные металлы, предметы, которые изъяты из гражданского оборота или на продажу которых установлен особый порядок, ценности у государственных и общественных предприятий, организаций и учреждений, ценности у детей и подростков, лом и отходы промышленные, а также извлеченные из списанных оборудования и техники, содержащих драгоценные металлы.
Изделия с драгоценными камнями принимаются у населения при наличии у сдатчика сертификата качества, выданного пробирной палатой, подтверждающего соответствие натуральных камней их названию.
Аффинаж может быть предметом деятельности юридических или физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и получивших лицензию в установленном законодательством порядке, с обязательным соблюдением национальных стандартов и технических условий, правил экологической безопасности и санитарных правил, других нормативных актов, регламентирующих эту деятельность. Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, подлежат в установленном законодательством порядке строгому учету и обязательному сбору юридическими и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, у которых в процессе производства и/или потребления образовались лом и отходы. Юридические и физические лица, включая учреждения, финансируемые из бюджета, реализуют драгоценные металлы, полученные из лома и отходов, исключительно на внутреннем рынке в соответствии с законом. Собранные лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, могут быть обработаны собственником или лицом, владеющим ими на ином законном основании, либо самостоятельно, либо на других перерабатывающих предприятиях. Драгоценные металлы, полученные в результате их переработки и аффинажа, реализуются на основании заключенных между сторонами договоров по рыночным ценам.
Контроль за соблюдением порядка скупки и переработки осуществляют Министерство внутренних дел, с привлечением, в случае необходимости, специалистов пробирной палаты.
Подводя итог, следует сделать акцент на достаточно четкой законодательной регламентации государственного контроля сферы драгоценных металлов и драгоценных камней в Республике Молдова, обеспечивающегося с помощью трех основных регуляторов, таких как: лицензирование, надзор и государственная монополия на осуществление опробования и клеймения. При этом полномочия пробирной палаты Молдовы безусловно достаточны для осуществления должного контроля за данным сектором экономики.Отличительным от практики других государств, в том числе и России, является полномочие пробирной палаты Молдовы по осуществлению проверок бухгалтерской документации хозяйствующих субъектов, отражающих движение драгоценным металлов, камней и изделий из них. Именно в этом аспекте следует акцентировать внимание на запрете осуществления отдельных видов деятельности индивидуальными предпринимателями. Действенным представляется и такой метод регулирования, как лицензирования деятельности в сфере ДМДК, так как основания аннулирования лицензии достаточно обширны. Должный постоянный контроль и возможность применения к хозяйствующим субъектам соответствующих санкций в случае выявления правонарушений, в совокупности призваны защитить потребителя.
Минуточку, минуточку!
РГПП утверждает (а у них на официальном сайте данный материал точь-в-точь опубликован, сверял), что полномочия пробирного надзора Молдовы «проверять бухгалтерские книги и другие учетные документы, касающиеся операций с ДМ и ДК» является отличием от прав ГИПН России. Стало быть, отечественные контролеры ГИПН, в каком режиме бы они в настоящее время не проверяли (из-под прокуратуры или МВД и т.д.), именно бухгалтерскую документацию требовать и проверять не имеют права?
Можно такой вывод сделать?
В таком случае, если все это так, то ГИПН вообще смотреть не могут практически НИЧЕГО, потому как практически любой, связанный с исполнением сделок с ДМ и ДК документ, можно легко и непринужденно подвести в сферу бухгалтерского учета (а в условиях действующего 402-ФЗ это вообще элементарно). Получается, пусть приходят, проверяют 1-2 бумажки (типа свидетельств о госповерке весов, договора на охрану и прочее подобное), и в оставшееся время любуются на секретарей? И на запросы ГИПН, со ссылкой на данное мнение РГПП, можно отвечать отказом в предоставлении документации?
Короче, интригу РГПП подвесила…