Дагестан издревле славился народными ремеслами. Практически их столько же, сколько и языков, и потому по праву Дагестан – не просто Страна гор, языков, но и ремесел. А каждое ремесло имело здесь свою философию, мифологию, палитру оттенков почерков и стилей, создавая вокруг себя культуру мастерства.
Исторически сложилось так, что Дагестан всегда славился своими мастерами-ювелирами, которые из поколения в поколение создавали богатейшие традиции, школы, собственный национальный стиль в ювелирном искусстве. Далеко за своими пределами славились такие центры, как Кубачи, Кази-Кумух, Гоцатль, Казанище, Чох, Ругуджа. Одетое в серебро и золото, украшенное гравированным черневым узором парадное оружие, необычайные, удивительные по красоте женские украшения повсеместно создавались в Дагестане, неся в себе этнические особенности и талант народа. Дагестанские ювелиры владели всеми техническими приемами ювелирного дела, чувствовали и понимали металл и камень, веками создавали необычайной красоты и сложности узоры и орнаменты для своих изделий.
![Потомственный мастер-ювелир из Гоцатля Магомед Джамалудинов более 60 лет работает на своем поприще. Ювелирные Известия - J-izvestia.ru](http://www.juvelinet.ru/news/images/2014/16908.jpg?513)
Одним из крупных центров народных художественных промыслов вот уже более 300 лет является селение Гоцатль Хунзахского района Дагестана. Здесь издавна получили развитие такие виды народных ремесел, как изготовление медно-чеканных изделий, ювелирное дело и оружейное производство, выделка безворсовых ковров «давагьин». В прошлом аварские селения Гоцатль и Ичичали обеспечивали медной посудой центральные и северные районы Нагорного Дагестана. Мастера медночеканщики изготовляли разнообразную бытовую утварь: большие луженные, отделанные гравированным и рельефным чеканным орнаментом водоносные кувшины, малого размера кувшины для питья и умывания, ритуальные подносы с крупным орнаментом, котлы и другую кухонную посуду.
В XVII-XVIII веках в Гоцатле значительного развития достигло ювелирное искусство – изготовление традиционных женских украшений из серебра: всевозможных подвесок, браслетов, колец, серег, нашивок на головной убор, поясов, пуговиц и т.д., украшенных черневым узором, зернью, накладной филигранью, инкрустированные полудрагоценными камнями или цветным стеклом.
В XIX веке мастера-ювелиры Гоцатля достигли большого совершенства в изготовлении серебряных мужских наборных поясов, газырей, в художественной отделке серебром и чернью кинжалов, шашек и кремневых пистолетов. Нам известна целая плеяда прославленных мастеров оружейного и ювелирного дела, работавших у себя в Гоцатле в XIX веке и прославивших так называемое «аварское серебро» в Дагестане и за его пределами. Среди них – потомственные серебряники, братья Магомед (1850-1940) и Исмаил (1857-1920) Газиевы, их потомки Шамиль (1891 г.р.) и Джамалудин Газиевы, Магомед Джамалудинов, Магомед Исмаилов (1900 г.р.), а также мастер Магомед-Гаджи Магомедбеков (1837-1937), его сыновья Гаджияв (1892 г.р.), Магомед (1905 г.р.) и внук Магомед Гаджиев (1922 г.р.). Работы некоторых из мастеров хранятся ныне в Государственном историческом музее (Магомед Газиев, Гаджияв Магомедбеков).
В конце XIX века одним из самых известных мастеров-ювелиров Дагестана был Чаландар из Гамсутля. Молодой талантливый мастер Магомед, сын Газиява, познакомился с мэтром в Темир-Хан-Шуре, когда он продавал свои работы, выдавая их за работу Чаландара. Чаландар высоко оценил работы Магомеда и сказал, что смело может заявить о себе.
В первой половине XX века ювелирное искусство гоцатлинцев стало приходить в упадок. Сохранить вековые традиции и связь поколений, возродить секреты мастерства, былую славу аварского серебра выпало на долю потомственного мастера-ювелира, ныне народного художника России и Дагестана Магомеда Казиевича Джамалудинова.
Наш современник Магомед Джамалудинов, потомственный (в 11 поколении) мастер-ювелир из аварского селения Гоцатль. Рано началась трудовая деятельность Джамалудинова. В военном 1944 году, по окончании 7-го класса, он работает учителем младших классов в Кахибском районе. Затем заведующим Зиранинской начальной школы Унцукульского района. После войны заочно окончил Унцукульскую среднюю школу и 2-годичные педагогические курсы в Махачкале. Работает директором Новомехельтинской, Гимринской средних школ, инспектором Унцукульского РАЙОНО. А в 1955 году, оставив педагогическую работу, он целиком посвящает себя потомственному ремеслу своих предков – ювелирному делу, которым он занимался все эти годы каждую свободную минуту.
![Потомственный мастер-ювелир из Гоцатля Магомед Джамалудинов более 60 лет работает на своем поприще. Ювелирные Известия - J-izvestia.ru](http://www.juvelinet.ru/news/images/2014/16908_1.jpg?513)
Впервые пятилетним ребенком взял Магомед в руки ювелирный инструмент – шило, которое специально смастерил для него его дед, прославленный ювелир Магомед Газиев. Еще в детстве он овладел азами мастерства, приняв эстафету у своего деда. Долго и кропотливо постигал Магомед это тонкое ремесло, которое в дальнейшем стало делом его жизни. С 1955 по 1958 год М. Джамалудинов работает мастером-ювелиром сначала в Орджоникидзе (Владикавказ), затем в Тбилиси. С 1958 по 1964 год создает и бессменно руководит вначале артелью, а затем художественным комбинатом в Гоцатле. Начав работу в маленькой мастерской с 10 учениками, Джамалудинов за короткий срок создает многопрофильный коллектив в 200 человек, отстроив двухэтажное, прекрасно оборудованное здание и создав все необходимые условия для работы и творчества.
Требовательность к себе, ответственность и любовь к делу его отцов приводит Джамалудинова к решению учиться. Будучи опытным мастером, он покидает на пять лет Дагестан, созданный собственными усилиями и стараниями художественный комбинат в Гоцатле, семью – для того, чтобы пополнить свои знания и мастерство. Используя последний шанс в возрастном цензе для поступающих, Джамалудинов становится студентом Московского технологического института, отделения художественной обработки металла. С любовью он отзывается о годах, проведенных здесь, и особенно о своем старшем друге и наставнике, потомственном русском ювелире А. Ефимове, который ввел его в сказочный, пленительный мир филиграни. Именно эта техника, необычайно сложная, но столь же изысканная, становится у мастера одной из ведущих в его творчестве.
Мастер понимает свое призвание очень широко – творить, учить, передавать, сохранять богатое наследие прошлого. Как говорит сам Магомед Казиевич, никогда он не мог спокойно сидеть, занимаясь только «ювелиркой». Беспокойная душа, патриотизм, высокие организаторские способности всегда держали его в гуще событий художественной жизни Дагестана.
Одним из первых в республике Джамалудинов говорил на всех уровнях о необходимости сохранять и развивать народные художественные промыслы. И реализовывал это на деле. В разные годы он занимался преподавательской работой, при этом никогда не бросал своего дела. Магомед Казиевич участвовал в организации художественно-графического факультета ДГПИ, был директором художественного училища им. М. Джемала, а в середине1980-х годов организовал и до последних лет возглавляет Махачкалинский художественный комбинат, где воспитал и научил этому тонкому ремеслу более 300 одаренных юношей и девушек, обучив их секретами художественного литья, гравировки, черни, филиграни. А сегодня, несмотря на преклонный возраст, мастер готов возглавить и передавать свой уникальный опыт в Школе Джамалудинова, проектируемой на уровне правительства Дагестана.
Удивительно многогранна личность мастера, и его мир творчества не ограничивается ювелирным искусством. Он работает в живописи и пластике. Более ста полотен разных жанров вышло из-под его кисти. Это и батальные картины о Кавказской войне, и пейзажи, и натюрморты, и портреты. Еще он и довольно интересный скульптор – в металле, гипсе, в дереве и глине создает скульптурные композиции, бюсты, панно, чаши. Это как бы отдушина, где он воплощает свои мысли, идеи, развиваясь как подлинная творческая личность, источниками которого служат неиссякаемая энергия и талант.
![Потомственный мастер-ювелир из Гоцатля Магомед Джамалудинов более 60 лет работает на своем поприще. Ювелирные Известия - J-izvestia.ru](http://www.juvelinet.ru/news/images/2014/16908_2.jpg?513)
Но, конечно, в первую очередь имя его неразрывно связано с ювелирным искусством Дагестана, на поприще которого он творчески работает более 60 лет. За свою жизнь он создал немало подлинных произведений. Что же отличает этого мастера? Его рукам подвластно практически все – любой материал, любая техника. Ему одинаково хорошо даются различные формы и модели, которые он создает, – женские украшения, посудные и подносные предметы, обложки книг. Мастер в совершенстве владеет всеми традиционными ювелирными техниками: гравировкой, чернью, позолотой, филигранью, эмалью, чеканкой, резьбой по камню и кости, штампом, оксидировкой. Материалом для работы служат традиционные серебро и золото, палладий, а также мельхиор, латунь, различные сплавы.
Есть у Джамалудинова еще одна малоизвестная грань его творчества. Он не только искусно использует драгоценные и поделочные камни в своих роскошных женских украшениях – колье, браслетах, кольцах, но и великолепно сам их гранит, обрабатывает, шлифует, придавая камню ту или иную форму, выявляя декоративные особенности каждого из них: от рубина, изумруда и суперциркония до поделочных малахита, нефрита, сердолика, яшмы, обсидиана и бирюзы.
Его можно назвать вечным экспериментатором «души» и «тела» изделия. Часто, беря за основу традиционно дагестанскую форму – кубачинский браслет, водоносный гоцатлинский кувшин, в плане декоративного их решения он подходит новаторски, а подчас просто смело, используя элементы и орнаментальные композиции различных художественных стилей: элементы барокко, рококо, модерн. Каждое изделие самоценно, во всем виден индивидуальный подход и авторский почерк. Сам художник говорит о себе: «Я делаю то, что никто не делает. Пусть это звучит нескромно, но таких мастеров, как я, мало. Может, только кубачинец Гаджи-Бахмуд Магомедов». Глядя на их произведения, понимаешь, что скромность здесь воистину неуместна.
Магомед Казиевич Джамалудинов – многогранный художник-мастер, имеющий колоссальный опыт, в совершенстве владеющий многими видами народного декоративно-прикладного искусства. Ему свойственны постоянный поиск, оригинальные решения, смелые предложения. Он творчески экспериментирует в композиционных и орнаментальных решениях, восстанавливает исконно народные, забытые технологии и приемы изготовления ювелирных изделий из благородных металлов. Новаторские открытия Джамалудинова в технике и технологии филиграни довели, по всеобщему признанию, до фантастических форм изящество, тонкость и поэзию головокружительного ажура из золотой нити. Ажурная и накладная филигрань являются визитной карточкой Джамалудинова, ставшего фактически родоначальником современного направления филигранного искусства в Дагестане. Если в свое время филигрань использовалась мастерами как часть декора в предметах украшения, то с подачи Джамалудинова филигранное искусство приобрело статус самостоятельного вида со всеми вытекающими характеристиками и особенностями. Филигранное мастерство Джамалудинова отличается ярким национальным характером, совмещенным со строгим академизмом. Четкие рациональные мотивы чередуются с изящной ветвистой ажурной филигранью.
![Потомственный мастер-ювелир из Гоцатля Магомед Джамалудинов более 60 лет работает на своем поприще. Ювелирные Известия - J-izvestia.ru](http://www.juvelinet.ru/news/images/2014/16908_3.jpg?513)
За каждым изделием стоят годы кропотливого, колоссального труда, своя история, трудности и победы. Весьма интересна история одной из работ Магомеда Казиевича – декоративного кувшина под названием «Восточная рапсодия». Более 10 лет трудился над ней мастер, еще 5 лет простояла она за плотной дверью сейфа, ожидая своего часа. И только весной 1996 года предстала «Восточная рапсодия» во всей своей красе на суд зрителей на большой персональной выставке Джамалудинова. Смотришь на кувшин и кажется, что это чудо – абсолютно нерукотворная вещь, выполненная из воздушных золотых нитей. В основу мастер взял форму традиционного дагестанского кувшина – кумгана, модель которого стройна и грациозна. Более миллиона припаянных элементов, вставки из малахита и цветной эмали, гравировка, чернь, позолота – составляющие этого удивительного творения. Тонкая и виртуозная работа, будто сплетенная тонкими девичьими руками золотое ажурное кружево в сочетании со строгими и лаконичными элементами и создают ту удивительную «джамалудиновскую» гармонию.
Народный мастер ювелирного искусства Магомед Казиевич Джамалудинов обучил и воспитал сотни учеников-подмастерьев в настоящих творцов прекрасного, продолжателей древнего ремесла горцев. Он обучил их не только тайнам превращения холодного металла в живые плетенья растительных орнаментов и необработанного самоцвета в россыпи богатого соцветия драгоценных камней. Прежде всего, он научил своих учеников любви, творческому отношению к народному искусству, умению вложить душу и трепетное отношение в развитии самобытных народных традиций в современном ювелирном искусстве Дагестана.
Более 800 изделий из драгоценных и благородных металлов сотворено чудотворными руками «мастера серебряных дел» («арцул устара»). Многие уникальные работы мастера представлены в лучших музеях страны – Оружейной палате Кремля, Русском музее, Музее декоративно-прикладного искусства народов России. Большая коллекция работ разных лет представлена в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой и Дагестанском государственном объединенном историческом и архитектурном музее им. А. Тахо-Годи.
Среди многочисленных выставок, посвященных творчеству Джамалудинова, персональная юбилейная выставка, посвященная 85-летию автора в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, наиболее полно охватывает не только все творческие этапы, но и направления его деятельности. На выставке, которая проходит в эти дни, возможно, впервые широко представлено и изобразительное искусство мастера.
Более двадцати живописных полотен, серия графических работ и скульптура представляют еще одну грань мастера. Для ювелира Джамалудинова живопись – это свидетельство безграничности творческих идей и воплощений – как отдушина, как внутренний диалог с миром. Большие картины – пейзажи, на них, на первый взгляд, – родные места, приглядевшись – воображаемые дали – красивые и монументальные. В них непременно присутствует большое крепкое раскидистое дерево, часто сосна. Похоже, это некий образ-символ, в котором угадывается сам автор. Пейзажи написаны густо, плотно, как правило, в состоянии вечернего заката или раннего утреннего рассвета, их «гобеленовая тканева» фактура придает картинам еще большую величавость и напряженность. И это вполне перекликается с его ювелирным творчеством, с его подходом к декорированию, стремлению усложнять задачу, усиливать эффект.
И если пейзажи Джамалудинова монументальны и напористы, то его портреты демонстрируют нам аскетичность, сдержанность формы, философское содержание, камерную форму. Герои портрета – близкие и далекие люди, есть автопортреты, есть копии, как подражание великим. В портретах Джамалудинова чувствуется перекличка с ранним русским светским портретом – в настроении, в тональности, в колорите. Художник пытается передать не просто внешнее сходство, но и свойства человека, и это чувствуется. Изобразительный блок выставки, помимо живописи и графики, дополняют и оригинальные объемные формы – скульптуры, выполненные в дереве, – полуабстрактные, очень эмоциональные портреты-образы.
Можно по разному относиться к тому, что мы видим, можно находить плюсы и минусы, но главное при этом понимать, что художник – ювелир, берущийся за кисть, карандаш или стеку, не пытается нам понравиться, не сдает экзамен. Как подлинный художник он волен в выборе средств и форм, чтобы честно и откровенно, оголяя свой мир, свою душу перед зрителем творить и через творчество донести до нас свои мысли, свое понимание красоты и разнообразие мира.