ежедневная газета для профессионалов
http://www.j-izvestia.ru
В Приморье, как и по всей России, производство и реализация ювелирных изделий испытывают кризис. Не в последнюю очередь из-за падения уровня доходов населения. Впрочем, в основном эта проблема весьма поверхностна и касается преимущественно нишевой продукции «золотых дел мастеров» – у тех, кто ориентирован «на массы», есть и другие трудности, сообщает РИА «Восток-Медиа».
В целом ситуация на ювелирном рынке региона, если не считать региональных особенностей, отражает многие федеральные тренды. Российский рынок ювелирных украшений за три года сократился больше чем в два раза, отмечают эксперты. Особенно печальна картина по объeму изделий из золота. На фоне почти 1000 % роста стоимости сырья для изготовления качественных изделий экспорт за границу по сравнению с «золотым» 2013 годом сократился в 6 раз – 117 миллионов долларов против 780 миллионов. В мировой торговле ювелирными изделиями Россия занимает почeтные 0,2 %. Маржинальность на внутреннем рынке участники сегодня оценивают примерно в 10 %.
В интервью программе «Бизнес-вектор» телеканала «РБК» президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин отметил: «Многие потенциальные экспортeры отказываются от идеи, когда знакомятся с тем перечнем документов, который они должны сделать, чтобы экспортировать эту продукцию». Что касается Приморского края – здесь ювелирное дело не является достаточно развитым, чтобы его весомую долю занимал отпуск продукции за границу. В этом контексте ранг «царицы» ювелирного дела России прочно закрепила за собой Кострома. Во Владивостоке и окрестностях на первый план выходит розничная торговля золотом, серебром, драгоценными камнями. Но есть и те, кто непосредственно занимается технологической цепочкой производство – продажа. Фото: Евгений Черeмухин, РИА "Восток-Медиа" «Довольно сложно балансировать с конкурентами, ориентированными на широкую аудиторию. Наша продукция – индивидуальна, а в Приморье нет аналогов нашим технологическим методам. Мы изготавливаем неповторимые изделия с помощью 3D-печати, и средний чек у самой ликвидной клиентуры всегда от 100 000 рублей», – отметила в ходе разговора с корреспондентом РИА «Восток-Медиа» директор ювелирного бренда «Роскошь» Елена Рахманенко. Как отмечают федеральные участники рынка, сокращение доходов населения – не единственная проблема ювелиров. С 2003 года при покупке украшений на сумму больше 40 тысяч рублей наличными (или ста тысяч по карте) – покупатель обязан предъявить удостоверение личности, а продавец – передать эти данные в Росфинмониторинг. Очень многие клиенты сообщать о себе не хотят. Например, из-за элементарного опасения утечки данных к преступникам. По оценкам ювелиров, эти нормативы уводят в тень 15 – 20 % рынка, а их эффективность в борьбе с коррупцией не очевидна. Другой, не менее важный фактор, играющий ключевую роль в ювелирном бизнесе, – стоимость сырья. Материалы в этой отрасли, особенно в нишевом сегменте для более «избирательной» аудитории, – камень преткновения.В числе одной из главных преград для приморских ювелиров является, на первый взгляд, не слишком очевидный факт. В регионе, как и во всей стране, ни один вуз не выпускает ювелиров-продажников. Острая нехватка кадров, способных проявить чудеса коммуникабельности, не упустив важнейшие детали. Отсутствие знаний о материале, его свойствах и технологическом процессе вынуждает руководителей терять драгоценное время, взращивая профессионала почти с нуля.
«Понимаете, наш бизнес – строго контролируемый, весь товар подакцизный, ещe на этапе изготовления и транспортировки изделия проходят десятки контролирующих инстанций и этапов. Специалист по продажам в нашей отрасли – не то же самое, что продавать алкоголь или строительные материалы. Здесь целые пласты информации должны чeтко укладываться в человеке с умением заинтересовать клиента», – рассказала корреспонденту РИА «Восток-Медиа» директор ювелирного магазина «Золотой ажур» Надежда Ткаченко. С другой стороны, у добросовестных ювелиров нет строгой зависимости от кризиса – средний чек на изделия варьируется так же, как и ценовые категории. «От 150 рублей на серебряную подвеску для первокурсниц и пожилых старушек до более весомых драгоценных украшений позволяет держать на плаву бизнес, но главная проблема – это, конечно, кадры», – добавила бизнесвумен.Впрочем, в последние годы в Приморском крае ювелирный бизнес приобрeл колоритную региональную особенность. Речь идeт о возросшем интересе к благородным металлам азиатских покупателей – особенно с приходом летнего туристского сезона и заходом океанских лайнеров из стран АТР. Гости – преимущественно из Китая – лавинообразным потоком сметают весь «средний чек»: китайским гражданам более всего полюбились белое золото в среднем ценовом диапазоне (от 500 до 4000 рублей) и красные камни. По словам участников рынка, в летние месяцы каждый ювелирный магазин Владивостока делает на этом клиентском сегменте больше 50 % продаж. Многие предприниматели за определeнный процент заранее договариваются с гидами-экскурсоводами, и те приводят потенциальных клиентов в нужный магазин. По данным Генерального консульства КНР во Владивостоке, в 2016 году один только краевой центр посетили 420 000 граждан Поднебесной, это рекорд всех времeн. Неудивительно, что торговля ювелирными изделиями получила новый импульс: в центре Владивостока можно совершить ювелирный променад в окружении вывесок на китайском языке.
И всe же участники рынка склонны к осторожному оптимизму. По данным Пробирной палаты, в первом квартале 2017 года в России произведено почти 8 миллионов золотых украшений. Это на 20 % больше, чем за такой же период прошлого года. Впервые с 2013 года отрасль показывает рост. Похоже, интерес потребителей начал постепенно возвращаться, и отрасль остаeтся на плаву. Главное – ей не мешать, считает глава Торгово-промышленной палаты РФ. Идеи и предложения ТПП как раз и направлены на то, чтобы избавить довольно хрупкий на внешнюю конъюнктуру ювелирный рынок от административных барьеров.
«Надо не препятствовать отрасли, убрать те препоны, которые сегодня сложились. И она прекрасно будет развиваться без государственной финансовой поддержки или подпитки», – подытожил президент ТПП РФ.