Ювелирная отрасль: взлeт или пике?

Раздел: Рынки
22 марта 2018 г.

В из­да­нии «Рос­сий­ская га­зе­та» (фе­де­раль­ный вы­пуск №7516 (53)) бы­ла опуб­ли­ко­ва­на ста­тья «Юве­ли­р­ная про­мы­ш­лен­ность Рос­сии вы­ш­ла из кри­зи­са». По мне­нию экс­пе­р­тов Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» ре­аль­ная кар­ти­на юве­ли­р­но­го ры­н­ка не­сколь­ко от­ли­ча­ет­ся от той, что пред­став­ле­на в ма­те­ри­а­ле.

В ста­тье «Рос­сий­ской га­зе­ты» пе­р­вое и глав­ное обос­но­ва­ние на­ча­ла ро­ста юве­ли­р­ной от­рас­ли – это рост ре­аль­ных до­хо­дов на­се­ле­ния в 2017 г. Но по дан­ным Рос­ста­та в 2017 г. ре­аль­ные рас­по­ла­га­е­мые де­не­ж­ные до­хо­ды на­се­ле­ния сни­зи­лись на 1,7%. А ес­ли срав­ни­вать с дан­ны­ми 2014 г., то об­щее сни­же­ние со­ста­ви­ло 10,5 %. Сле­до­ва­тель­но, рост про­даж юве­ли­р­ных из­де­лий не мог быть свя­зан с ро­стом до­хо­дов на­се­ле­ния.

Вы­вод о на­ча­ле ро­ста сде­лан на ос­но­ва­нии дан­ных Про­би­р­ной па­ла­ты, ко­то­рая за­фи­к­си­ро­ва­ла уве­ли­че­ние объ­e­ма за­клей­мeн­ных из­де­лий из зо­ло­та на 10% (при­рост со­ста­вил 5 тонн). Но это не яв­ля­ет­ся сви­де­тель­ством уве­ли­че­ния объ­e­ма про­даж. В со­о­т­вет­ствии с пе­р­во­на­чаль­ны­ми дан­ны­ми Рос­ста­та в 2017 г. был от­ме­чен рост объ­e­ма роз­ни­ч­ных про­даж юве­ли­р­ных из­де­лий в раз­ме­ре 1%, но за­тем (по уточ­нeн­ным дан­ным) бы­ло за­фи­к­си­ро­ва­но па­де­ние на 2%. Это даeт ос­но­ва­ние по­ла­гать, что спрос на юве­ли­р­ные из­де­лия как ми­ни­мум не уве­ли­чи­л­ся.

В то же са­мое вре­мя бы­ло за­фи­к­си­ро­ва­но и па­де­ние объ­e­ма клей­ме­ния се­реб­ря­ных из­де­лий на 5 % (-7,5 тонн). Это при том, что рос­сий­ский по­тре­би­тель пе­ре­о­ри­ен­ти­ро­вал­ся на из­де­лия из се­ре­бра.

Л­ю­бо­пы­т­ный факт: весь при­рост про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий из зо­ло­та (5 тонн) обес­пе­чи­ли 12 кру­п­ней­ших ко­м­па­ний от­рас­ли, по боль­шей ча­сти ко­стро­м­ской «про­пис­ки». Осталь­ные пред­при­я­тия от­рас­ли та­ки­ми по­ка­за­те­ля­ми по­хва­лить­ся не мо­гут.

Ес­ли про­а­на­ли­зи­ро­вать си­ту­а­цию с роз­ни­ч­ной тор­го­в­лей в це­лом, то еe объ­e­мы уве­ли­чи­лись все­го на пол про­цен­та по всем то­вар­ным груп­пам. В этом кон­тек­сте стран­ным вы­г­ля­дит до­пу­ще­ние, что юве­ли­р­ные из­де­лия из зо­ло­та мо­г­ли вы­сту­пить ли­де­ра­ми ро­ста. Ве­ро­ят­но, при­рост про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий обу­с­ло­в­лен дру­ги­ми фа­к­то­ра­ми:

  • ко­м­па­нии вы­ну­ж­де­ны пе­ре­плав­лять за­па­сы не­ли­к­вид­ных тя­же­ло­вес­ных из­де­лий в бо­лее ли­к­вид­ные ле­г­ко­вес­ны­е;
  • уве­ли­чи­лась до­ля про­дук­ции, из­го­тав­ли­ва­е­мой на да­валь­че­ских усло­ви­ях из ло­мов юве­ли­р­ных из­де­лий.

Об­ле­г­че­ние ас­сор­ти­мен­та под­твер­ж­да­ет­ся и дан­ны­ми Про­би­р­ной па­ла­ты. Сред­ний вес юве­ли­р­но­го из­де­лия из зо­ло­та упал до 1, 84 гра­м­ма. В 2014 г. он со­став­лял 2,6 гра­м­ма. Оче­вид­но, что про­и­зо­шло об­ле­г­че­ние ас­сор­ти­мен­та на 30%.

Что ка­са­ет­ся ло­мов, то речь идeт ли­бо о не­ли­к­вид­ных то­вар­ных за­па­сах ма­га­зи­нов, ли­бо о ло­ме, ску­п­лен­ном у на­се­ле­ния (и­ли по­сту­пив­шем из ло­м­бар­дов). При этом лю­бой про­из­во­ди­тель под­твер­дит, что из­го­то­в­ле­ние на да­валь­че­ских усло­ви­ях име­ет край­не низ­кую рен­та­бель­но­сть.

Ес­ли го­во­рить о пе­ре­плав­ке, то здесь су­ще­ству­ет боль­шой за­дел, так как на скла­дах ско­пи­лось боль­шое ко­ли­че­ство не­ли­к­вид­но­го ас­сор­ти­мен­та. Эти то­вар­ные за­па­сы в 2-3 ра­за пре­вы­ша­ют объ­e­мы го­до­во­го про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий. Нель­зя упус­кать из ви­ду и тот факт, что на ру­ках у на­се­ле­ния на­ко­п­ле­но бо­лее 2,5 ты­сяч тонн из­де­лий из зо­ло­та.

С­ни­же­ние сто­и­мо­сти юве­ли­р­но­го из­де­лия для ко­неч­но­го по­тре­би­те­ля до­сти­га­ет­ся не толь­ко за счeт умень­ше­ния ве­са, но и за счeт мас­со­вой за­ме­ны при­род­ных ка­м­ней на син­те­ти­че­ские. Это про­ис­хо­дит как в ка­те­го­рии дра­го­цен­ных, так и в ка­те­го­рии по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней. Бо­лее то­го, на­б­лю­да­ет­ся за­ме­на до­ро­гих син­те­ти­че­ских ана­ло­гов (ко­рун­ды, фи­а­ни­ты, си­тал­лы, ке­ра­ми­ка) на бо­лее де­шe­вые — юве­ли­р­ное стек­ло. К со­жа­ле­нию, по­тре­би­тель не все­г­да ин­фор­ми­ру­ет­ся о при­ро­де про­ис­хо­ж­де­ния встав­ки в про­да­ва­е­мом из­де­лии.

Объ­ек­тив­ная оцен­ка со­сто­я­ния юве­ли­р­ной от­рас­ли име­ет при­н­ци­пи­аль­ное зна­че­ние. Ес­ли мы го­во­рим, что в от­рас­ли про­дол­жа­ет­ся па­де­ние, то впо­ру под­ни­мать во­прос о го­су­дар­ствен­ной под­дер­ж­ке и ли­бе­ра­ли­за­ции пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти в этой сфе­ре. Ес­ли же ви­ди­т­ся бур­ный ро­ст, то за­ко­но­мер­но, что ро­ж­да­ют­ся пред­ло­же­ния при­чис­лить юве­ли­р­ные из­де­лия к ка­те­го­рии по­да­к­ци­з­ных то­ва­ров.

По мне­нию экс­пе­р­тов Ас­со­ци­а­ции, го­во­рить о том, что юве­ли­р­ная про­мы­ш­лен­ность Рос­сии вы­ш­ла из кри­зи­са не про­сто пре­ж­де­вре­мен­но, а, ско­рее, стран­но. Един­ствен­ным кон­ку­рен­т­ным пре­и­му­ще­ством остаeт­ся низ­кая це­на из­де­лия. Про­из­во­ди­те­ли пы­та­ют­ся до­сти­г­нуть сни­же­ния сто­и­мо­сти лю­бы­ми до­сту­п­ны­ми спо­со­ба­ми. Бо­лее то­го, пред­по­сы­лок для ро­ста объ­e­мов про­даж в 2018 г. по­ка то­же нет.

[ gjr.ru ]

  • 27 марта 2018 г.:

    О каком росте может идти речь в 2017? Продажи нового года (2017-18) упали на 20-25% к прошлому. А в 2018 пошло еще хуже. Ну если нет денег у покупателей, то и продаж не будет. Плюс увеличение налогов и различных неналоговых платежей у бизнеса. Тот же налог с кадастровой стоимости, явно неадекватен.

    Только выдавливать с рынка друг друга остается. Но какой ценой? Останутся магазины с дешевым (за счет качества) товаром.

  • Полезное

    Полезное

     
    -->