Проект ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

Раздел: Власть
25 апреля 2019 г.

В ра­м­ках про­ве­де­ния пуб­ли­ч­ных кон­суль­та­ций в ад­рес Тор­го­во-­про­мы­ш­лен­ной па­ла­ты РФ для оцен­ки ре­гу­ли­ру­ю­ще­го воз­дей­ствия по­сту­пил про­ект фе­де­раль­но­го за­ко­на «О вне­се­нии из­ме­не­ний в ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях», раз­ра­бо­тан­ный Мин­фи­ном Рос­сии.

Ад­рес стра­ни­цы про­ек­та:

http://regulation.gov.ru/projects#npa=90778

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к про­ек­ту фе­де­раль­но­го за­ко­на «О вне­се­нии из­ме­не­ний в Фе­де­раль­ный за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях»

Про­ект фе­де­раль­но­го за­ко­на «О вне­се­нии из­ме­не­ний в Фе­де­раль­ный за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях» под­го­то­в­лен в ра­м­ках по­ру­че­ния Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции В.В. Пу­ти­на от 25 ок­тяб­ря 2017 г. Пр-2167 (да­лее – пе­ре­чень по­ру­че­ний Пре­зи­ден­та) и во ис­пол­не­ние по­ру­че­ния Пер­во­го за­ме­сти­те­ля Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции – Ми­ни­ст­ра фи­нан­сов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции А.Г. Си­лу­а­но­ва от 19 фев­ра­ля 2019 г. № СА-П13-1202.

В це­лях ре­а­ли­за­ции Пе­реч­ня по­ру­че­ний Пре­зи­ден­та Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции был про­ве­ден экс­пе­ри­мент по мар­ки­ро­в­ке от­дель­ных ви­дов дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них с 1 июня 2018 г. до 1 но­яб­ря 2018 г. (да­лее - экс­пе­ри­мент).

В ра­м­ках экс­пе­ри­мен­та АО «Гознак» на без­воз­мезд­ной ос­но­ве осу­ще­ств­ля­ло фун­к­ции опе­ра­то­ра и раз­ра­бо­т­чи­ка ин­те­гри­ро­ван­ной ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мы в сфе­ре кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней на всех эта­пах их обо­ро­та.

Юри­ди­че­ские ли­ца и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, осу­ще­ств­ля­ю­щие опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, при­ни­ма­ли уча­стие в экс­пе­ри­мен­те на доб­ро­воль­ной ос­но­ве.

Со­став участ­ни­ков экс­пе­ри­мен­та охва­ты­ва­ет ос­но­в­ные сек­то­ра от­рас­ли дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней – их до­ля на ры­н­ке со­став­ля­ет:

  • по до­бы­че дра­го­цен­ных ка­м­ней – 97%;
  • по аф­фи­на­жу дра­го­цен­ных ме­тал­лов – 77%;
  • по огран­ке дра­го­цен­ных ка­м­ней – 49%;
  • по ре­а­ли­за­ции юве­ли­р­ных из­де­лий – бо­лее 7%.

В ра­м­ках экс­пе­ри­мен­та в ИИС ДМДК ре­а­ли­зо­ва­но 20 ос­но­в­ных биз­нес-­про­цес­сов, при осу­ще­ств­ле­нии ко­то­рых участ­ни­ка­ми экс­пе­ри­мен­та бы­ла вве­де­на ин­фор­ма­ция о ре­аль­ном дви­же­нии дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них (пе­ре­чень биз­нес-­про­цес­сов на ста­дии экс­пе­ри­мен­та при­ла­га­ет­ся) в от­но­ше­нии 707 пар­тий об­щей ори­ен­ти­ро­воч­ной сто­и­мо­стью 12,4 млрд. руб­лей.

У­част­ни­ка­ми экс­пе­ри­мен­та бы­ло под­дер­жа­но со­з­да­ние ИИС ДМДК и от­ме­че­но, что внед­ре­ние ИИС ДМДК поз­во­лит:

  • обес­пе­чить про­сле­жи­ва­е­мость дви­же­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них на всех эта­пах их обо­ро­та;
  • ли­шить не­доб­ро­со­ве­ст­ных участ­ни­ков ры­н­ка воз­мо­ж­но­сти ис­поль­зо­ва­ния не­ле­галь­ных схем при осу­ще­ств­ле­нии опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми в це­лях со­з­да­ния рав­ных усло­вий для доб­ро­со­ве­ст­ных участ­ни­ков ры­н­ка;
  • ми­ни­ми­зи­ро­вать ко­ли­че­ство вы­езд­ных про­ве­рок и по­вы­сить эф­фек­тив­ность осу­ще­ств­ле­ния го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля (на­д­зо­ра) на ры­н­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней­;
  • обес­пе­чить про­з­ра­ч­ность кон­троль­ной де­я­тель­но­сти го­су­дар­ства в сфе­ре дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней­;
  • ав­то­ма­ти­зи­ро­вать ос­но­в­ные ад­ми­ни­стра­тив­ные про­це­ду­ры вза­и­мо­дей­ствия го­су­дар­ства и ры­н­ка;
  • обес­пе­чить фор­ми­ро­ва­ние не­об­хо­ди­мой от­чет­но­сти участ­ни­ков ры­н­ка в ИИС ДМДК и пе­рей­ти на элек­трон­ный до­ку­мен­то­о­бо­ро­т;
  • ис­поль­зо­вать ИИС ДМДК в ка­че­стве ос­но­в­но­го ис­точ­ни­ка ста­ти­сти­че­ской и ана­ли­ти­че­ской ин­фор­ма­ции о ры­н­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней­;
  • за­щи­тить ин­те­ре­сы по­тре­би­те­лей из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней по­сред­ством со­з­да­ния дей­ствен­ных тех­ни­че­ских ин­стру­мен­тов кон­тро­ля обо­ро­та то­ва­ров и ис­поль­зо­ва­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней.

Мин­фи­ном Рос­сии бы­ло до­ло­же­но в Пра­ви­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о ре­зуль­та­тах экс­пе­ри­мен­та. По ре­зуль­та­там рас­смо­т­ре­ния до­кла­да Пра­ви­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции по­ру­чи­ло Мин­фи­ну Рос­сии со­в­ме­ст­но с за­ин­те­ре­со­ван­ны­ми фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти обес­пе­чить до­ра­бо­т­ку ин­те­гри­ро­ван­ной ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мы с уче­том пред­ло­же­ний участ­ни­ков экс­пе­ри­мен­та, а та­к­же вы­пол­не­ние иных ме­ро­при­я­тий в це­лях ее внед­ре­ния в про­мы­ш­лен­ную экс­плу­а­та­цию.

В свя­зи с этим Мин­фи­ном Рос­сии под­го­то­в­лен за­ко­но­про­ект, ко­то­рым вво­ди­т­ся по­ня­тие го­су­дар­ствен­ной ин­те­гри­ро­ван­ной ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мы в сфе­ре кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них на всех эта­пах их обо­ро­та (да­лее – ГИИС ДМДК), опре­де­ля­ют­ся за­да­чи внед­ре­ния ГИИС ДМДК и субъ­ек­ты, пре­до­став­ля­ю­щие в обя­за­тель­ном по­ряд­ке ин­фор­ма­цию в ГИИС ДМДК.

Та­к­же за­ко­но­про­ект пре­ду­смат­ри­ва­ет на­де­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции пол­но­мо­чи­я­ми по опре­де­ле­нию фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, пре­до­став­ля­ю­щих в обя­за­тель­ном по­ряд­ке ин­фор­ма­цию в ГИИС ДМДК, а та­к­же по­ря­док ее фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния.

Кро­ме то­го, в це­лях под­дер­ж­ки и со­кра­ще­ния ад­ми­ни­стра­тив­ной на­груз­ки на оте­че­ствен­ных про­из­во­ди­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и/и­ли дра­го­цен­ных ка­м­ней, за­ко­но­про­ек­том пре­ду­смо­т­ре­на доб­ро­воль­ность опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния юве­ли­р­ных и дру­гих из­де­лий из се­реб­ра оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства.

В на­сто­я­щее вре­мя би­р­же­вая сто­и­мость се­реб­ра со­став­ля­ет око­ло 32 руб­лей за 1 грамм. В свя­зи с этим воз­ни­к­ла си­ту­а­ция, при ко­то­рой сто­и­мость би­жу­те­рии (из­де­лия не из дра­го­цен­ных ме­тал­лов) мо­жет мно­го­крат­но пре­вы­шать сто­и­мость юве­ли­р­ных из­де­лий из се­ре­бра.

Та­ким об­ра­зом, у про­из­во­ди­те­лей се­реб­ря­ных юве­ли­р­ных из­де­лий от­сут­ству­ет эко­но­ми­че­ская це­ле­со­об­раз­ность из­го­то­в­ле­ния се­реб­ря­ных из­де­лий с не­со­о­т­вет­ству­ю­щим со­дер­жа­ни­ем се­ре­бра.

В свя­зи с этим ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние кон­тро­ля и обя­за­тель­ное клей­ме­ние юве­ли­р­ных из­де­лий из се­реб­ра не­це­ле­со­об­раз­но.

До­пол­ни­тель­но от­ме­ча­ем, что в 2018 го­ду из 65,4 млн. штук юве­ли­р­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и/и­ли дра­го­цен­ных ка­м­ней, предъ­яв­лен­ных на опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние, 33,6 млн. штук со­ста­ви­ли из­де­лия из се­ре­бра, в том чис­ле 18,7 млн. штук оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства. В свя­зи с этим счи­та­ем, что при­ня­тие пред­ла­га­е­мых мер поз­во­лит пе­ре­рас­пре­де­лить вре­мя осу­ще­ств­ле­ния про­би­р­ных опе­ра­ций и, как след­ствие, со­кра­тить сро­ки клей­ме­ния иных юве­ли­р­ных из­де­лий на 29%.

За­ко­но­про­ект со­о­т­вет­ству­ет по­ло­же­ни­ям До­го­во­ра о Евразий­ском эко­но­ми­че­ском со­ю­зе, а та­к­же по­ло­же­ни­ям иных ме­ж­ду­на­род­ных до­го­во­ров Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Вно­си­т­ся Пра­ви­тель­ство­м

Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и

Про­ек­т

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О вне­се­нии из­ме­не­ний в Фе­де­раль­ный за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­ла­х
и дра­го­цен­ных ка­м­нях»

Ста­тья 1

В­не­сти в Фе­де­раль­ный за­кон от 26 мар­та 1998 го­да № 41-ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях» (Со­бра­ние за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, 1998, № 13, ст. 1463; 1999, № 14, ст. 1664; 2002, № 2, ст. 131; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 45, ст. 4377; 2005, № 19, ст. 1752; № 30, ст. 3101; 2007, № 31, ст. 4011; 2010, № 50, ст. 6594; 2011, № 30, ст. 4596; № 48, ст. 6728) сле­ду­ю­щие из­ме­не­ния:

1) ста­тью 1 до­пол­нить аб­за­цем сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния:

«­го­су­дар­ствен­ная ин­те­гри­ро­ван­ная ин­фор­ма­ци­он­ная си­сте­ма в сфе­ре кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них на всех эта­пах их обо­ро­та (да­лее – ГИИС ДМДК) – фе­де­раль­ная го­су­дар­ствен­ная ин­фор­ма­ци­он­ная си­сте­ма, пред­на­з­на­чен­ная для сбо­ра, хра­не­ния, об­ра­бо­т­ки и пре­до­став­ле­ния ин­фор­ма­ции о про­ис­хо­ж­де­нии и дви­же­нии дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них.»;

2) пункт 2 ста­тьи 10 до­пол­нить аб­за­цем три­на­д­ца­тым сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния:

«­си­сте­мы про­сле­жи­ва­е­мо­сти че­рез фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ние ГИИС ДМДК.»;

3) пункт 4 ста­тьи 11 до­пол­нить аб­за­цем че­ты­р­на­д­ца­тым сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния:

«­по­ря­док фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния го­су­дар­ствен­ной ин­те­гри­ро­ван­ной ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мы в сфе­ре кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них на всех эта­пах их обо­ро­та;»;

4) в пун­к­те 2 ста­тьи 12.1 сло­ва «мас­сой до трех гра­м­мов вклю­чи­тель­но» ис­клю­чить­;

5) до­пол­нить ста­тьей 12.2 сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния:

«Ста­тья 12.2 Го­су­дар­ствен­ная ин­те­гри­ро­ван­ная ин­фор­ма­ци­он­ная си­сте­ма в сфе­ре кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них на всех эта­пах их обо­ро­та

1. За­да­ча­ми ГИИС ДМДК яв­ля­ют­ся:

1) обес­пе­че­ние про­сле­жи­ва­е­мо­сти дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них в це­лях осу­ще­ств­ле­ния кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, а та­к­же под­твер­ж­де­ния их под­лин­но­сти и ле­галь­но­сти про­ис­хо­ж­де­ни­я;

2) фор­ми­ро­ва­ние ана­ли­ти­че­ской ин­фор­ма­ции о со­сто­я­нии от­рас­ли дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней.

3) внед­ре­ние вы­со­ко­тех­но­ло­ги­ч­но­го ин­стру­мен­та кон­тро­ля при осу­ще­ств­ле­нии фе­де­раль­но­го го­су­дар­ствен­но­го про­би­р­но­го на­д­зо­ра.

2. ГИИС ДМДК мо­жет ис­поль­зо­вать­ся для обес­пе­че­ния пре­до­став­ле­ния го­су­дар­ствен­ных услуг и ис­пол­не­ния го­су­дар­ствен­ных фун­к­ций, свя­за­н­ных с вы­ра­бо­т­кой го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки и нор­ма­тив­но-­пра­во­вым ре­гу­ли­ро­ва­ни­ем в сфе­ре про­из­вод­ства, пе­ре­ра­бо­т­ки и об­ра­ще­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней.

3. Опе­ра­то­ром ГИИС ДМДК яв­ля­ет­ся упол­но­мо­чен­ный фе­де­раль­ный ор­ган ис­пол­ни­тель­ной вла­сти или при­в­ле­чен­ная им в со­о­т­вет­ствии с за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ор­га­ни­за­ция.

4. Субъ­ек­та­ми, пре­до­став­ля­ю­щи­ми в обя­за­тель­ном по­ряд­ке ин­фор­ма­цию в ГИИС ДМДК, яв­ля­ют­ся:

1) фе­де­раль­ные ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, опре­де­ля­е­мые Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Цен­траль­ный банк Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и;

2) юри­ди­че­ские ли­ца и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, осу­ще­ств­ля­ю­щие опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми;

3) кре­ди­т­ные ор­га­ни­за­ции.

5. Ин­фор­ма­ция из го­су­дар­ствен­ных ин­фор­ма­ци­он­ных си­стем фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти в ГИИС ДМДК под­ле­жит пе­ре­да­че в ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ном ре­жи­ме, в том чис­ле с ис­поль­зо­ва­ни­ем еди­ной си­сте­мы ме­ж­ве­до­м­ствен­но­го элек­трон­но­го вза­и­мо­дей­ствия.

6. Ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в ГИИС ДМДК, под­ле­жит за­щи­те в со­о­т­вет­ствии с за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции об ин­фор­ма­ции, ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­ги­ях и о за­щи­те ин­фор­ма­ции, а та­к­же за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о го­су­дар­ствен­ной тай­не, ­за­ко­но­да­тель­ство­м Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в от­но­ше­нии ко­м­мер­че­ской тай­ны и иной охра­ня­е­мой за­ко­ном тай­ны.»;

6) пункт 2 ста­тьи 20 из­ло­жить в сле­ду­ю­щей ре­да­к­ции:

«2. Дра­го­цен­ные ме­тал­лы под­ле­жат обя­за­тель­но­му уче­ту по мас­се, ка­че­ству и в сто­и­мо­ст­ном вы­ра­же­нии при их до­бы­че, про­из­вод­стве, ис­поль­зо­ва­нии и об­ра­ще­нии.

Дра­го­цен­ные ка­м­ни под­ле­жат обя­за­тель­но­му уче­ту по мас­се, клас­си­фи­ка­ци­он­ным ха­ра­к­те­ри­сти­кам и в сто­и­мо­ст­ном вы­ра­же­нии при их до­бы­че, ис­поль­зо­ва­нии и об­ра­ще­нии. Дра­го­цен­ные ка­м­ни, не­при­год­ные для из­го­то­в­ле­ния юве­ли­р­ных и дру­гих из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и (и­ли) дра­го­цен­ных ка­м­ней, под­ле­жат обя­за­тель­но­му уче­ту по мас­се и в сто­и­мо­ст­ном вы­ра­же­нии при их ис­поль­зо­ва­нии и об­ра­ще­нии.

По­ря­док та­ко­го уче­та уста­нав­ли­ва­ет­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Све­де­ния о дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях вно­сят­ся ор­га­ни­за­ци­я­ми и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми в ГИИС ДМДК»;

7) в ста­тье 22:

а­б­зац пе­р­вый пун­к­та 3 по­с­ле слов «без огра­ни­че­ний, уста­но­в­лен­ных на­сто­я­щим Фе­де­раль­ным за­ко­ном» до­пол­нить сло­ва­ми «(­за ис­клю­че­ни­ем по­ло­же­ний аб­за­ца вто­ро­го пун­к­та 2 ста­тьи 20 на­сто­я­ще­го Фе­де­раль­но­го за­ко­на)»;

8) ста­тью 26 до­пол­нить пун­к­том 3 сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния:

«3. Го­су­дар­ствен­ный кон­троль (на­д­зор) за про­из­вод­ством, ис­поль­зо­ва­ни­ем и об­ра­ще­ни­ем дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а та­к­же за до­бы­чей (в ча­сти сор­ти­ро­в­ки, пе­р­ви­ч­ной клас­си­фи­ка­ции и пе­р­ви­ч­ной оцен­ки дра­го­цен­ных ка­м­ней), ис­поль­зо­ва­ни­ем и об­ра­ще­ни­ем дра­го­цен­ных ка­м­ней осу­ще­ств­ля­ет­ся с при­ме­не­ни­ем ГИИС ДМДК»;

Ста­тья 2

Насто­я­щий Фе­де­раль­ный за­кон всту­па­ет в си­лу с 1 ян­ва­ря 2020 го­да.

Пре­зи­ден­т

Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и

[ gjr.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->