В чeм причина кризиса в экономике? Каковы его последствия?
Причина кризиса — принудительное снижение экономической активности компаний, а также снижение потребительской активности населения. Магазины на замке, потребители изолированы в своих квартирах. Последствия таких административных ограничений — резкое сокращение спроса, сжатие рынков, разрыв хозяйственных связей, разрушение инфраструктуры. Если административные ограничения продлятся и в июне, то можно ожидать полный коллапс в большинстве отраслей российской экономики и массовую безработицу.
Когда ждать восстановления экономики?
В первую очередь это зависит от того, когда откроются рынки и потребитель будет выпущен на волю. Чем раньше это произойдeт, тем меньшими будут последствия для рынка, тем быстрее он восстановится. При оптимистичном сценарии — это поздняя осень, при пессимистичном — через 2-3 года.
Во вторую очередь это зависит от мер прямой финансовой поддержки государством бизнеса и граждан, а также от мер, стимулирующих деловую активность. Перед властью стоит сложная задача. Нужно чем-то замещать нефтегазовые доходы (которые выпали из-за конъюнктуры рынка), нужно чем-то замещать выпадающие ненефтегазовые доходы (экономика не работает и не генерирует доходы), также нужны средства для поддержки экономики и граждан, пострадавших вследствие административных ограничений. И всe это разом.
К слову, объeмы помощи и сроки еe предоставления — сильно повлияют на процесс восстановления рынка.
В третью очередь это зависит от государственной политики в отношении бюджетной сферы. Ввиду недополучения всех видов налогов, с исполнением бюджета возникла серьeзная проблема. Допустит ли правительство сокращение занятости и урезание фонда заработной платы в бюджетном секторе? Ведь это 50% потребителей на рынке, которые пока не потеряли доходов, и пострадавшие отрасли экономики рассчитывают на их спрос.
Если сокращения будут, то ресурсов бюджетного сектора не хватит для того, чтобы вытянуть всю экономику. Отсутствие драйвера спроса обречeт нас на непрогнозируемый по длительности период стагнации в экономике. Узкая прослойка населения, обладающая сверхдоходами, таким драйвером не станет. Она не генерирует существенных объeмов потребления.
Где взять ресурсы на восстановление?
Начать стоит с того — где их взять нельзя? Часто упоминается Фонд Национального Благосостояния (далее — ФНБ), в котором накоплено свыше 570 млрд. долларов. Формально он является частью механизма пенсионного обеспечения граждан РФ. Также, он создавался для:
Иными словами, ФНБ — это стратегический резерв. Тратить средства стратегического резерва на решение тактических задач по замещению выпадающих ненефтегазовых доходов — государство вряд ли рискнeт.
Объeм выпадающих нефтегазовых доходов ожидается большим. В 2019 году Россия продавала 10 млн. баррелей нефти в сутки при средней цене 63 доллара за баррель.
В этом году ожидаемый объeм продаж — 8 млн. баррелей в сутки при цене 20 долларов за баррель. Потери — 170 млрд. долларов за год. А сколько лет будет восстанавливаться спрос на нефть?
С газом та же проблема. Добыча уже снижена на 12 %, а цена — на 30 %. Мы долго пытались привязать цену на газ — к цене на нефть. Привязали.
При таких показателях замещать выпадающие доходы придeтся не только в бюджете государства, но и в бюджетах самих нефтегазовых компаний. Другим отраслям не стоит надеяться на эту «кубышку».
Остаются только 2 возможных ресурса: девальвация рубля или масштабная денежная эмиссия, а возможно — и то, и другое. При этом инфляционный всплеск будет приглушeн, так как произошедшее шоковое сжатие спроса не позволит разогнать инфляцию. У нас кризис сбыта и перепроизводства.
Какие меры поддержки требуются для ювелирной отрасли?
Перечни желаемых мер поддержки уже сформулировали все отрасли экономики. Они у всех одинаковы. Это отмена на определeнный период (от 3-12 месяцев) всех обязательств по оплате налогов, страховых взносов, аренды и кредитов, а также субсидирование государством заработной платы сотрудников в пределах от 50-80 %.
А вот государство готово предложить лишь отсрочку по налогам, страховым взносам и кредитам на 6 месяцев, а также субсидии в размере 12 130 рублей на одного сотрудника в течение 2 месяцев. Предлагается и льготное кредитование, но в ограниченных объeмах и на непродолжительные сроки.
С арендодателями бизнесменам предложено договариваться самим.
Полагаю, компромиссным вариантом могли бы стать следующие меры:
1) Государственная программа льготного долгосрочного кредитования на установленные цели — выплату заработной платы, уплату налогов и страховых взносов, арендные платежи, и реструктуризацию ранее выданных кредитов. Срок такого целевого кредита должен быть от 3 до 5 лет, а ставка — от 4 до 6 %.
2) Снижение в 2 раза ставок всех видов налогов. Всех!
3) Увеличение пособия по безработице до 2 МРОТ (до 24 260 рублей).
Какие ошибки делает правительство?
Я бы отметил 3 главные.
1) Правительство не даeт чeтких ориентиров и координат нашего местонахождения. Не указывает направление движения и не представляет бизнесу стратегии выхода из кризиса.
2) Правительство предоставляет меры помощи дискретно, строго порционно, в недостаточном объeме и запоздало по времени. Эффективность любого лекарства зависит от правильной дозировки. Четверть таблетки — даже психологического эффекта не окажут. Это напоминает гомеопатию.
3) Ну… и к психологическому эффекту. Правительство даeт бизнесу неверный сигнал: «скорее всего спасать не будем, надейтесь на свои силы!». В ситуации, когда бизнес осознаeт отсутствие собственных резервов борьбы за плавучесть, не понимает «куда грести», и вдруг получает сигнал «спасать не будут» — у него возникает соблазн «бросить вeсла». А этого делать нельзя!
Вчера президент Crocus Group Араз Агаларов дал хорошее определение своему бизнесу — тонущий корабль! Теперь куда ни глянь — много таких кораблей, и людям в шлюпках нужно оставить надежду.
О весенних обострениях и крикунах
У нас сейчас много работы, иногда физически не успеваем мониторить социальные сети, где люди пишут, что думают без особой цензуры. Тем не менее, всe же заходим, смотрим. Приятно, что у нас в отрасли есть люди с трезвым взглядом на происходящее. Мы обращались к ювелирной общественности, когда формировали «Перечь мер антикризисной государственной поддержки отраслей российской экономики на период восстановления рынка». Хочу сказать спасибо всем, кто предпочeл написанию в соцсети очередного комментария в духе «все бесполезно, отрасль убили, безобразие» — отправить нам своe видение и предложения.
Спасибо и критикам, критика заставляет нас двигаться вперeд и становиться лучше.
За что не могу поблагодарить, так это, пожалуй, за критиканство. Между делом читал пост, автор которого почему-то обвинял в развале ювелирной отрасли нашу Ассоциацию. Аргументации выдвинутых суждений не было, всерьeз это воспринимать сложно, но забавно получается! По версии автора — 100 организаций из 15 тысяч на рынке развалили отрасль! Что же это за отрасль?
У нас в Ассоциации «Гильдия ювелиров России» утвердился принцип, одинаковый для всех, будь ты председатель совета, будь ты обычный член: предлагай, отстаивай, реализуй. Именно так у нас и образуются рабочие группы по решению вопросов, которые ювелиры нашего объединения сочли насущными. Когда кто-то со стороны пытается диктовать чем этим группам следует заниматься, всегда повторяю: приходи, предлагай, отстаивай, реализуй. Не можешь, не получается — не голоси.
Хорошо, что таких все же единицы. В любой отрасли есть те, кто действенного участия в еe жизни не принял, но громко кричит. Удобная поза. Только где они, эти крикуны, когда надо сесть напротив чиновника и не прокричать в пустоту «воры, предатели», а добиться реализации конкретной задачи? Воистину, каждый мнит себя стратегом видя бой со стороны…
Генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России»
Эдуард Уткин