Вице-президент J-1 — о проблемах отечественной ювелирной индустрии

Раздел: Выставки
16 декабря 2020 г.

В «Кро­кус Экс­по» со­сто­я­лась пе­р­вая вы­став­ка-кон­гресс J-1, на ко­то­рой мо­ж­но бы­ло уви­деть, как жи­вет и чем ды­шит рос­сий­ская юве­ли­р­ная от­расль. Ме­ро­при­я­тие с са­мо­го на­ча­ла за­яви­ло о сво­ем ам­би­ци­оз­ном пла­не стать глав­ным юве­ли­р­ным со­бы­ти­ем ме­ж­ду­на­род­но­го уро­в­ня — не про­сто вы­став­кой дра­го­цен­но­стей, но ра­бо­чей пло­ща­д­кой, на ко­то­рой мо­гут со­труд­ни­чать и ве­сти ди­а­лог пред­ста­ви­те­ли раз­ных спе­ци­аль­но­стей, про­фес­си­о­наль­ных учеб­ных за­ве­де­ний и да­же про­филь­ных ми­ни­стер­ств. Ор­га­ни­за­то­ры пла­ни­ру­ют про­ве­сти вто­рой кон­гресс J-1 с 29 ян­ва­ря по 1 фев­ра­ля 2021 го­да.

О юве­ли­р­ных вы­став­ках в Рос­си­и

Я в вы­ста­воч­ном биз­не­се с 90-х, на­чи­на­ла как пе­ре­вод­чик на ме­ди­ци­н­ских фо­ру­мах, еще учась в мед­ин­сти­ту­те. С 1997 го­да вме­сте с Иль­ги­зом (Иль­гиз Фа­зул­зя­нов, из­ве­ст­ный рос­сий­ский юве­ли­р­ный ху­до­ж­ник, спе­ци­а­лист по эма­ли, ос­но­ва­тель ко­м­па­нии Ilgiz F. — «РБК Стиль») участ­вую в юве­ли­р­ных вы­став­ках по все­му ми­ру — в Лас-Ве­га­се, То­кио, Гон­кон­ге, Ви­чен­це, Ба­зе­ле, мос­ко­в­ском Кре­м­ле. Мо­гу ска­зать, в Рос­сии вы­ста­воч­ный биз­нес от­ста­ет в при­н­ци­пе, а в юве­ли­р­ной от­рас­ли — осо­бен­но. Су­ще­ству­ет един­ствен­ная вы­став­ка Junwex, у ко­то­рой за дол­гие го­ды сло­жи­лась своя ауди­то­рия, прес­са, кли­ен­т­ская ба­за. Но я все­г­да чув­ство­ва­ла, что это не на­ше ме­сто: мне не хва­та­ло ро­ста и раз­ви­тия, кра­си­во­го про­стран­ства, пра­виль­но офор­м­лен­ных ви­т­рин, при­сут­ствия об­ра­зо­ва­тель­ных ин­сти­ту­ций. Скла­ды­ва­ет­ся ощу­ще­ние, что Junwex со вре­ме­нем пре­вра­ща­ет­ся в яр­мар­ку. По­это­му J-1 сра­зу ре­ши­ли де­лать в дру­гом фор­ма­те. План вы­став­ки я вы­на­ши­ва­ла го­да три, но лишь год на­зад на­шел­ся пар­т­нер (Кон­стан­тин За­ки­ров, пре­зи­дент вы­став­ки. — «РБК Стиль»). Ко­неч­но, эпи­де­мия осло­ж­ни­ла под­го­то­в­ку ме­ро­при­я­тия, но об от­ме­не ре­чи не бы­ло: в ка­че­стве пла­на Б мы рас­смат­ри­ва­ли лишь пе­ре­нос дат про­ве­де­ния.

О ва­ж­но­сти офлайн-­вы­ста­во­к

Это ва­ж­ней­шая дви­жу­щая си­ла. При­ве­ду при­мер. Од­на де­ву­ш­ка на­ча­ла про­да­вать свои укра­ше­ния по ин­тер­не­ту, но, лишь при­дя на вы­став­ку со сво­ей ви­т­ри­ной, по­ня­ла, что ее бро­ши пло­хо фи­к­си­ру­ют­ся од­ной иг­лой, ну­ж­ны две. Укра­ше­ния в при­н­ци­пе ну­ж­но ме­рить, смо­т­реть вжи­вую и тро­гать ру­ка­ми. Кста­ти, об­щее ми­ро­вое вы­ста­воч­ное про­стран­ство в 2019 го­ду вы­рос­ло на 6%, и все эти пло­ща­д­ки за­ня­ты.

О ми­ро­вых ана­ло­гах

М­не нра­ви­т­ся, как ор­га­ни­зу­ют про­стран­ство The Couture Show и JCK Las Vegas (о­ба юве­ли­р­ных шоу про­хо­дят в Лас-Ве­га­се. — «РБК Стиль»). Зо­ни­ро­ва­ние поз­во­ля­ет ор­га­ни­зо­вать удоб­ную ло­ги­сти­ку: есть зо­на luxury-брен­дов, от­дель­но пред­став­ле­ны ка­м­ни, обо­ру­до­ва­ние. В Ба­зе­ле то­же бы­ло хо­ро­шо (мы вы­став­ля­лись на Baselworld в 2002 го­ду), но это опто­вая ис­то­рия, а мы créateurs, для нас ва­жен штуч­ный то­вар и руч­ной ре­мес­лен­ный труд. От­сю­да идея ди­зай­нер­ской ули­цы для ма­лень­ких ко­м­па­ний и мо­ло­дых та­лан­тов. При­мер­но та­кая же сек­ция бы­ла на GemGenève, ко­то­рую я счи­таю эта­лон­ной юве­ли­р­ной вы­став­кой с от­ли­ч­ным ди­зай­ном ви­т­рин, пра­виль­ным све­том, за­ме­ча­тель­ной ат­мо­сфе­рой.

Об уда­чах и не­у­да­чах J-1

Вы­став­ка по­лу­чи­лась не­боль­шой — все­го 40 ко­м­па­ний-у­част­ни­ков и во­семь ор­га­ни­за­то­ров, — за­то она ста­ла мо­де­лью то­го, что мы хо­тим в бу­ду­щем, и те­перь зна­ем, как это де­ла­ет­ся. Участ­ни­ков со­би­ра­ли по всей стра­не, ис­поль­зуя част­ные кон­та­к­ты, рас­сы­л­ки по спра­воч­ни­кам и ка­та­ло­гам. У мно­гих фи­нан­со­вые про­б­ле­мы, кто-то не смог при­е­хать из-­за эпи­де­мии, в том чис­ле за­ру­бе­ж­ные пред­ста­ви­те­ли с Укра­и­ны, из Мол­до­вы, Из­ра­и­ля, Ита­лии, Гер­ма­нии.

Глав­ная моя гор­дость — на­сы­щен­ная и су­пе­р­а­к­ту­аль­ная про­гра­м­ма кон­грес­са. В те­че­ние пя­ти дней луч­шие спи­ке­ры го­во­ри­ли на са­мые ва­ж­ные и зло­бо­д­нев­ные те­мы: о мар­ки­ро­в­ке и по­ис­ке ин­ве­сто­ров, об ав­тор­ском пра­ве и обу­че­нии юве­ли­р­но­му де­лу. При­чем все вы­сту­п­ле­ния тран­с­ли­ро­ва­лись в Се­ти — с этим по­мо­г­ла за­ме­ча­тель­ная ко­м­па­ния Skillbox. Еще од­на уда­ча — он­лайн-­мост с юве­ли­р­ны­ми га­ле­ре­я­ми из Ам­стер­да­ма, Мек­си­ки, Та­и­лан­да, участ­ни­ки ко­то­ро­го рас­ска­за­ли, как ра­бо­та­ет этот биз­нес-­фор­мат. Очень кон­струк­тив­ной бы­ла па­нель­ная дис­кус­сия с пред­ста­ви­те­ля­ми об­ра­зо­ва­тель­ных учре­ж­де­ний из Бри­тан­ки, Стро­га­но­в­ки, уни­вер­си­те­та име­ни Ко­сы­ги­на, Кол­ле­д­жа пред­при­ни­ма­тель­ства № 11, на ко­то­рой под­ни­ма­лись во­про­сы тру­до­устрой­ства вы­пуск­ни­ков и це­ле­вой под­го­то­в­ки ка­д­ров.

На от­кры­тие J-1 при­е­ха­ли за­м­ми­ни­ст­ра фи­нан­сов Алек­сей Мо­и­се­ев, ко­то­рый ку­ри­ру­ет во­про­сы, свя­за­н­ные с обо­ро­том дра­г­ме­тал­лов и ка­м­ней, при­сут­ство­ва­ли пред­ста­ви­те­ли Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты и Го­хра­на. Об­су­ди­ли с ни­ми не­ко­то­рые ас­пе­к­ты, на­при­мер ор­га­ни­за­цию му­зея со­вре­мен­но­го юве­ли­р­но­го ис­кус­ства, ко­то­ро­го про­сто не су­ще­ству­ет. Ведь се­го­д­ня в Го­хра­не или Ал­маз­ном фон­де мы мо­жем уви­деть не­ко­то­рые ве­щи Кар­ла Фа­бер­же или Павла Ов­чин­ни­ко­ва. А что из рос­сий­ско­го юве­ли­р­но­го ис­кус­ства уви­дят в му­зе­ях на­ши по­то­м­ки че­рез 100 лет?

J-1 ста­ла мо­де­лью то­го, что мы хо­тим в бу­ду­ще­м

О юве­ли­р­ном кон­кур­се

В ра­м­ках J-1 про­шел пе­р­вый в Рос­сии про­фес­си­о­наль­ный кон­курс юве­ли­ров-­ди­зай­не­ров. 411 за­я­вок рас­смат­ри­ва­ло ав­то­ри­тет­ное жю­ри, воз­глав­ля­е­мое Иль­ги­зом Фа­зул­зя­но­вым. Осо­бен­но я гор­жусь но­ми­на­ци­ей «Луч­ший пе­да­гог юве­ли­р­но­го де­ла», ее по­бе­ди­те­лем ста­ла пре­по­да­ва­тель из То­льят­ти Свет­ла­на Оси­по­ва. Во­об­ще, та­кие кон­кур­сы мо­гут быть хо­ро­шим под­с­по­рьем как раз для от­бо­ра ра­бот в му­зей­ные кол­лек­ции. Мне по­нра­ви­лось коль­цо из ме­ди с эф­фек­том тка­ни Ан­д­рея На­за­ро­ва (Москва), мел­кая пла­сти­ка Аль­фи­за Са­би­ро­ва, ра­бо­ты Вла­ди­ми­ра Мар­ки­на и Фе­ли­к­са Ци­ре­ф­ма­на, ме­ха­ни­че­ские укра­ше­ния Epic. Есть за­ме­ча­тель­ные ди­зай­не­ры: Же­ня Да­ни­лов (Evgeny Danilov Jewellery. — «РБК Стиль») из Крас­но­да­ра, Марк Бал­дин из Но­во­си­би­р­ска, Игорь Уче­ва­тов из Крас­но­яр­ска — их на­до во­зить по стра­не, по­ка­зы­вать лю­дям.

Я ра­тую за фор­мат road show — га­строль­ных вы­ста­вок, ко­то­рые при­ез­жа­ют в юве­ли­р­ный ма­га­зин в тот или иной го­род на не­сколь­ко дней. Все ока­зы­ва­ют­ся в плю­се: кли­ен­ты по­ку­па­ют уни­каль­ные ве­щи, ма­га­зин по­лу­ча­ет про­да­жи, ди­зай­нер за­ра­ба­ты­ва­ет се­бе имя.

О про­б­ле­мах оте­че­ствен­ной юве­ли­р­ной от­рас­ли

Мо­ж­но ска­зать, что у на­ших юве­ли­ров нет пре­зу­м­п­ции не­ви­но­в­но­сти, за­кон по­сто­ян­но по­до­зре­ва­ет их в по­тен­ци­аль­ном об­ма­не кли­ен­тов, по­это­му тре­бу­ет ста­вить про­бу на ка­ж­дое из­де­лие. В от­ли­чие от Рос­сии в Ита­лии, на­при­мер, про­би­ру­ют не ку­сок зо­ло­та, а клей­мо или имя юве­ли­ра. И ес­ли на­д­зор­ный ор­ган об­на­ру­жит из­де­лие ита­льян­ско­го юве­ли­ра с не­со­о­т­вет­стви­ем про­бы, его на­в­се­г­да ли­ша­ют ли­цен­зии. Вот вам и га­ран­тия.

В оте­че­ствен­ном юве­ли­р­ном пред­при­ни­ма­тель­стве очень мно­го слу­чай­ных лю­дей. На­при­мер, в ме­не­д­жер­ское и ад­ми­ни­стра­тив­ное зве­но при­хо­дят из со­вер­шен­но дру­гих про­фес­сий, эти лю­ди ни­г­де не учи­лись пра­ви­лам и куль­ту­ре ве­де­ния юве­ли­р­но­го биз­не­са, мар­ке­тин­гу в этой сфе­ре. Кро­ме то­го, рос­сий­ская юве­ли­р­ная от­расль за­мкну­та в пре­де­лах стра­ны. Кто из на­ших ма­сте­ров ста­жи­ро­вал­ся в Ита­лии или во Фран­ции? Кто имел со­в­ме­ст­ные про­ек­ты с за­ру­бе­ж­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми? К со­жа­ле­нию, мы ва­ри­м­ся в соб­ствен­ном ко­т­ле. У нас нет кон­ку­рен­ции, нет се­мей­ных ко­м­па­ний, в ко­то­рых де­ло пе­ре­да­ет­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, нет учеб­ных за­ве­де­ний, в ко­то­рых обу­ча­ли бы не толь­ко ди­зай­ну, но и уме­нию про­дви­гать и по­зи­ци­о­ни­ро­вать свою мар­ку. По-­хо­ро­ше­му, нам ну­ж­но ду­мать и о юве­ли­р­ном кон­сал­тин­го­вом аген­т­стве, ко­то­рое по­мо­жет юве­ли­ру, не толь­ко на­чи­на­ю­ще­му, вы­стро­ить свой биз­нес, ве­сти мо­ни­то­ринг и бух­гал­те­рию. Еще од­на по­лез­ная вещь — би­р­жа ди­зай­на. Это поз­во­лит про­из­вод­ству не на­ни­мать че­ло­ве­ка в штат, а при­об­ре­сти ав­тор­ский ди­зайн с тех­но­ло­ги­че­ской кар­той, стро­го со­б­лю­дая за­кон об ав­тор­ском пра­ве. И кон­курс J-1 по­ка­зал, что в на­шей стра­не есть очень мно­го са­мых раз­но­об­раз­ных и яр­ких идей.

Бу­ду­щее юве­ли­р­ной вы­став­ки

Пер­вый опыт дал нам хо­ро­шую мо­ти­ва­цию и по­ни­ма­ние то­го, что это ме­ро­при­я­тие не­об­хо­ди­мо. По­это­му мы уже объ­яви­ли да­ты сле­ду­ю­щей вы­став­ки J-1: с 29 ян­ва­ря по 1 фев­ра­ля 2021 го­да, та­к­же в «Кро­кус Экс­по». На­де­е­м­ся, что участ­ни­ков при­ба­ви­т­ся и у нас бу­дет пред­ста­ви­тель­ная зо­на luxury и боль­шая ди­зай­нер­ская ал­лея. Меч­та­ем, что­бы к нам при­е­ха­ли за­ру­бе­ж­ные кол­ле­ги. Пла­ни­ру­ем пред­ста­вить пол­ный цикл про­фес­сий и на­прав­ле­ний, свя­за­н­ных с юве­ли­р­ным де­лом: об­ра­зо­ва­тель­ные про­гра­м­мы и тех­но­ло­гии, ма­стер-клас­сы по обу­че­нию кон­крет­ным при­е­мам ра­бо­ты с ме­тал­ла­ми и ка­м­ня­ми, обо­ру­до­ва­ние для хра­не­ния го­то­вых из­де­лий (сей­фы, ви­т­ри­ны), про­гра­м­м­ное обес­пе­че­ние. Еще од­на очень ин­те­рес­ная и со­в­сем не­з­на­ко­мая рос­сий­ской ауди­то­рии те­ма — юве­ли­р­ные аук­ци­о­ны, при­чем не толь­ко зна­ме­ни­тые Sotheby’s и Christie’s. А еще я узна­ла, что 31 ян­ва­ря от­ме­ча­ет­ся Ме­ж­ду­на­род­ный день юве­ли­ра. Так что мы обя­за­тель­но что-­ни­будь при­ду­ма­ем к на­ше­му об­ще­му про­фес­си­о­наль­но­му празд­ни­ку.

[ style.rbc.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->