Северная чернь: «Синьцзянская серия»

Раздел: Ювелиры и компании
25 апреля 2023 г.

В 1935 го­ду ар­тель по­лу­чи­ла пе­р­вый кру­п­ный за­каз на из­го­то­в­ле­ние на­бо­ра се­реб­ря­ных сто­ло­вых ло­жек для За­па­д­но­го Ки­тая. На­бор из 130 пред­ме­тов по­лу­чил на­з­ва­ние «Синь­ц­зян­ская се­рия». Ну­ж­но бы­ло сроч­но ре­шить во­прос об ав­то­ре ри­сун­ков. В ар­те­ли хо­ро­ше­го ри­со­валь­щи­ка не бы­ло, по­про­си­ли Ев­ста­фия Пав­ло­ви­ча Шиль­ни­ко­в­ско­го, вы­пуск­ни­ка Пе­тер­бур­г­ской ака­де­мии ху­до­же­ств. Он со­гла­си­л­ся.

По за­мыс­лу ху­до­ж­ни­ка «Синь­ц­зян­скую се­рию» бы­ло ре­ше­но укра­сить тра­ди­ци­он­ным ки­тай­ским ор­на­мен­том. Это ока­за­лось не про­стым де­лом. От при­вы­ч­ной стан­ко­вой гра­вю­ры, пор­т­ре­та и пей­за­жа ху­до­ж­ни­ку пред­сто­я­ло пе­рей­ти к при­кла­д­но­му ис­кус­ству, где боль­шую роль иг­ра­ет фор­ма пред­ме­та, ко­то­рая дол­ж­на быть и це­ле­со­об­раз­ной и кра­си­вой. Аль­бо­мы ки­тай­ско-я­пон­ско­го на­род­но­го твор­че­ства да­ли обиль­ный ма­те­ри­ал. На эс­ки­зах, на­брос­ках по­яви­лись пы­ш­ные фан­та­сти­че­ские цве­ты, вет­ки цве­ту­щих яб­лонь, пор­ха­ю­щие ба­боч­ки. В не­ко­то­рых из них уда­ч­но ис­поль­зо­ван при­ем чер­не­во­го ри­сун­ка, ха­ра­к­тер­но­го для ра­бот ма­сте­ров ар­те­ли. Точ­ность и раз­но­об­ра­зие штри­ха, при по­мо­щи ко­то­ро­го стро­и­т­ся де­ко­ра­тив­ная раз­ра­бо­т­ка всех де­та­лей изоб­ра­же­ния, рас­по­ло­жен­но­го на фо­не гла­д­кой чер­ни, очень хо­ро­шо вы­ра­жа­ют спе­ци­фи­ку и сво­е­об­ра­зие это­го ви­да ис­кус­ства. Е.П. Шиль­ни­ко­в­ский сам пе­ре­вел ри­сун­ки на се­ре­бро, сле­дил за ка­ж­дой ли­ни­ей, дви­же­ни­ем рук гра­ве­ров-ис­пол­ни­те­лей П.А. На­со­но­в­ской и Н.В. Тро­пи­ной.

И все-та­ки ки­тай­ская се­рия при­нес­ла поль­зу. Сам Е.П. Шиль­ни­ко­в­ский на­чи­на­ет овла­де­вать спе­ци­фи­че­ским при­е­мом офор­м­ле­ния из­де­лий, где точ­ность ли­нии, на­сы­щен­ность ри­сун­ка, его пло­т­ность и за­пол­не­ние фо­на чер­нью иг­ра­ют гла­вен­ству­ю­щую роль. Масте­ра ар­те­ли и гра­ве­ры, за­ня­тые в ки­тай­ской се­рии, по­лу­чи­ли опыт ра­бо­ты над сло­ж­ной ор­на­мен­таль­ной ко­м­по­зи­ци­ей. А ар­тель в це­лом – воз­мо­ж­ность вы­пол­нять кру­п­ные се­рий­ные за­ка­зы, тем са­мым укре­пив се­бя эко­но­ми­че­ски. Вре­мя слу­чай­но­го, ко­пий­но­го укра­ша­тель­ства ве­ли­ко­устю­г­ско­го чер­не­во­го се­реб­ра кон­чи­лось. Мо­ло­дое по­ко­ле­ние ма­сте­ров чув­ство­ва­ло по­треб­ность ид­ти даль­ше сво­их учи­те­лей, ис­ка­ло в Шиль­ни­ко­в­ском опо­ру и при­мер под­лин­но­го твор­че­ско­го тру­да.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->