ежедневная газета для профессионалов
http://www.j-izvestia.ru
Уже несколько тысячелетий назад в Индии умели добывать алмазы, изготавливая из них украшения и ювелирные изделия. Торговцы из многих стран обменивали товары и золото на индийские алмазы. Более того, в индийском трактате Каутильи "Учение о богатстве" приведены упоминания о пошлинах на алмазы, что свидетельствует о важности алмазной торговли среди других видов товаров.
Первые алмазы в Индии обнаружили и начали добывать более 1 000 лет до н.э. Известно, что в 327 году до н.э. Александр Македонский привез первый алмаз в Европу из Индии. Почти две тысячи лет, до конца 19-го века /1896 год/ она была единственной страной в мире, где добывались алмазы. Также общеизвестны копи Голконды недалеко от современного города Хайдарабад, где были найдены самые известные в мировой истории алмазы.
Огранка алмазов также возникла в Индии, где уже с начала 16-го века эти камни искусно гранились и шлифовались индийскими мастерами. Неудивительно, что оценка кристаллов алмазов и самоцветов также появилась там. Аналогично делению общества на касты /варны/ в Индии оценивали и алмазы: брахмины – бесцветные прозрачные алмазы, кшатрии – с красноватым оттенком, вайшьи – алмазы с зеленоватым или желтым оттенком и, наконец, шудры – серые или темные алмазы. В переводе с санскрита варна означает качество, цвет, категория.
В Индии в штате Мадхья-Прадеш имеется коренное /Маджхгаван/ и несколько россыпных месторождений алмазов, общие запасы которых оцениваются в 2,6 млн каратов. Добыча алмазов незначительна. При этом Индия является крупнейшим потребителем алмазного сырья в мире.
Добыча алмазов Индии в 2006-2011 годы | |||
год | в млн долл | в млн карат | долл/карат |
2006 | 1763 | 10 | 171,55 |
2007 | - | - | - |
2008 | - | - | - |
2009 | 1663 | 9 | 178,50 |
2010 | 3347 | 17 | 185,09 |
2011 | 2200 | 12 | 178,64 |
Импорт алмазов Индии в 2006-2011 годы | |||
год | в млн долл | в млн карат | долл/карат |
2006 | 8555,6 | 172,255 | 49,67 |
2007 | 9664,3 | 173,769 | 55,62 |
2008 | 9591,6 | 147,786 | 64,90 |
2009 | 6954,9 | 119,731 | 58,09 |
2010 | 11234,8 | 165,219 | 68,00 |
2011 | 14279,7 | 132,095 | 108,10 |
Экспорт алмазов Индии в 2006-2011 годы | |||
год | в млн долл | в млн карат | долл/карат |
2006 | 546,442 | 40,085 | 13,63 |
2007 | 601,053 | 30,555 | 19,67 |
2008 | 829,588 | 37,597 | 22,07 |
2009 | 712,181 | 22,431 | 31,75 |
2010 | 967,809 | 32,993 | 29,33 |
2011 | 1799,86 | 37,071 | 48,55 |
Все таблицы подготовлены по данным Кимберлийского процесса. ИНДИЯ - КРУПНЕЙШИЙ В МИРЕ ЦЕНТР ОГРАНКИ АЛМАЗОВ
Индия является безусловным лидером мирового рынка бриллиантов: ей принадлежит 60 проц доли рынка по стоимости, 80 проц по объему и 92 проц по количеству камней. В алмазном и ювелирном бизнесе задействовано около 1,3 млн работников, трудящихся на 25 000 предприятиях.
Сегодня страна производит 8 из каждых 10 бриллиантов в мире. Если раньше это был в основном так называемый "индийский товар" - мелкие бриллианты, то сейчас сформировалась тенденция к расширению ассортимента перерабатываемых алмазов - от двух каратов и выше.
В Индии интенсивно строятся новые фабрики с самым современным оборудованием, оттачиваются технологии лазерной обработки и компьютерной разметки алмазов.
Индийская гранильная промышленность сосредоточена на западе страны: в городах Мумбаи, Сурате и Ахмадабаде. Весь алмазно-бриллиантовый бизнес сосредоточен и контролируется 2,5 тыс семей, исповедующих джайнизм, тесно связанных между собой родственными узами. Эта община, составляя в целом 0,5 проц населения страны, играет большую роль в торговле и финансах.
Индия уверенно занимает первое место в мире по производству бриллиантов. В настоящее время число работников индийских алмазогранильных предприятий составляет около 1 млн человек.
Гранильная промышленность Индии является высокоорганизованной отраслью с иерархической структурой. На верху "пирамиды управления" стоит индийский Совет по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий /Gems and Jewelry Export Promotion Council/. Целью деятельности Совета является согласование интересов государства и промышленности, а также содействие продвижению продукции индийской ювелирной промышленности на мировой рынок.
Второй эшелон составляют крупнейшие частные импортно-экспортные компании. Все они занимаются огранкой, за исключением двух. ММТС - государственная экспортно-импортная компания по торговле минеральным сырьем. Вторая - Hindustan Diamond Company Private Limited /HDCPL/ представляет собой совместное предприятие Министерства торговли и промышленности Индии и группы компаний De Beers, владеющих равными долями в компании. HDCPL была создана в 1978 году и является одним из ведущих агентов торговли необработанными алмазами в Индии. HDCPL – сайтодержатель DTC, является поставщиком алмазов индийской алмазной промышленности, в основном для мелких и средних предприятий.
Третий эшелон составляют мелкие и средние предприятия организованного сектора промышленности. Они работают на контрактах с крупными импортерами сырья. Их основное отличие - узкая специализация в зависимости от характера обрабатываемого товара.
К четвертому эшелону можно отнести мелкие предприятия неорганизованного сектора, работающие по системе субконтрактов и специализирующиеся на обработке очень мелких алмазов. Источником сырья для этих предприятий фактически служит вторичный рынок.
Ювелирная промышленность Индии ориентирована на экспорт. Ювелирные компании в Индии - это высокоорганизованные производства со всеми современными технологиями менеджмента, с учетом местной специфики. При этом даже небольшие предприятия /25-50 человек/ имеют современное оборудование.
В ювелирной промышленности в основном производят изделия западного дизайна. Но среди произведенных украшений есть место и для эксклюзивных дорогих изделий, выполненных в традиционной индийской манере.
В производстве используется самое современное оборудование, технологии литья и элементы компьютерного дизайна.
Правительство Индии и Совет по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий способствуют завоеванию Индией лидирующих позиций не только в огранке, но и в производстве и экспорте ювелирных изделий. Высоким показателям в производстве и экспорте ювелирных изделий способствовала как раз политика правительства, направленная на либерализацию отрасли и внутреннего рынка драгоценных металлов и камней.
Высокая конкурентоспособность алмазного бизнеса в Индии определяется следующими факторами:
1. Исторические традиции и большое число занятых в алмазном бизнесе при сравнительно низком уровне оплаты труда и внедрение современной техники и технологий ведет к динамичному развитию алмазной и ювелирной отраслей.
2. Государственный протекционизм импорта и экспорта товаров и практическое отсутствие государственного контроля над оборотом алмазной и ювелирной продукции.
3. Высокие темпы роста ВВП Индии, а также отдельных отраслей ее промышленности ведет к повышению уровня жизни населения и соответственно к росту внутреннего спроса и потребления ювелирных изделий и бриллиантов, что в стране с численностью населения более одного миллиарда человек является громадным потенциалом для дальнейшего развития.
Обзор подготовил Ю.Г. Данилов, к.э.н., зав. отделом экономики регионального недропользования НИ ИРЭС ФГАОУ ВПО СВФУ им. М.К. Аммосова.
2024 год
январь | февраль | март | апрель |
май | июнь | июль | август |
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Архив журнала "Ювелирные Известия" (2004-2005)
Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.