Цветные бриллианты – вводный курс

Раздел: Драгоценные камни
08 февраля 2013 г.

 

Хо­тя боль­шин­ство брил­ли­ан­тов бес­цвет­ные или име­ют слег­ка жел­то­ва­тый от­те­нок, все­мир­но из­вест­ные брил­ли­ан­ты - цвет­ные, сре­ди ко­то­рых си­ний брил­ли­ант Но­ре («На­деж­да») и крас­ный брил­ли­ант Moussaieff Red («Крас­ный брил­ли­ант ком­па­нии Moussaieff»), пи­шет Шар­лот­та Ма­кле­од (Charlotte McLeod) в ста­тье, опуб­ли­ко­ван­ной на пор­та­ле resourceinvestingnews.com. Эти цвет­ные брил­ли­ан­ты со­став­ля­ют все­го 2 про­цен­та от об­ще­го ко­ли­че­ства брил­ли­ан­тов, и они обыч­но име­ют бо­лее вы­со­кую це­ну по срав­не­нию с бес­цвет­ны­ми. Но как цвет­ные брил­ли­ан­ты вы­гля­дят в срав­не­нии со сво­и­ми ме­нее брос­ки­ми ана­ло­га­ми? И долж­ны ли ин­ве­сто­ры счи­тать их бо­лее на­деж­ной ин­ве­сти­ци­ей?

По­че­му брил­ли­ан­ты бы­ва­ют раз­но­го цве­та?

В дей­стви­тель­но­сти, ал­ма­зы и брил­ли­ан­ты мо­гут быть лю­бо­го цве­та, вклю­чая жел­тый, ко­рич­не­вый, ро­зо­вый, крас­ный, го­лу­бой, зе­ле­ный, се­рый, фи­о­ле­то­вый, оран­же­вый и чер­ный. Как бес­цвет­ные, так и цвет­ные ал­ма­зы об­ра­зу­ют­ся с по­мо­щью од­но­го и то­го же ос­нов­но­го про­цес­са: кри­стал­ли­за­ции мо­ле­кул уг­ле­ро­да под вы­со­ким дав­ле­ни­ем. Но ко­гда в хо­де это­го про­цес­са улав­ли­ва­ют­ся мик­ро­при­ме­си, про­ис­хо­дит окра­ши­ва­ние фор­ми­ру­ю­ще­го­ся ал­ма­за. На­при­мер, жел­тые ал­ма­зы об­ра­зу­ют­ся за счет улав­ли­ва­ния азо­та. Эта кон­цеп­ция по­мо­га­ет объ­яс­нить, по­че­му об­на­ру­жи­ва­ют вме­сте ал­ма­зы од­но­го и то­го же цве­та; ес­ли поч­ва бо­га­та ка­ким-то опре­де­лен­ным эле­мен­том, то этот эле­мент на­вер­ня­ка про­ло­жит свой путь в ал­ма­зы во вре­мя их фор­ми­ро­ва­ния.

Кро­ме то­го, не­ко­то­рые цвет­ные ал­ма­зы - на­при­мер, зе­ле­ные - яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том есте­ствен­ной ра­ди­а­ции, а дру­гие, на­при­мер, крас­ные, ко­рич­не­вые и ро­зо­вые ал­ма­зы об­ра­зу­ют­ся в ре­зуль­та­те струк­тур­ных не­од­но­род­но­стей, вы­зван­ных по­вы­ше­ни­ем дав­ле­ния в хо­де фор­ми­ро­ва­ния. Огран­ка брил­ли­ан­та и флу­о­рес­цен­ция, то есть свет, ис­пус­ка­е­мый брил­ли­ан­том по­сле по­гло­ще­ния све­та или ино­го элек­тро­маг­нит­но­го из­лу­че­ния, так­же ока­зы­ва­ют не­ко­то­рое вли­я­ние на цвет.

Брил­ли­ан­ты ти­па I и ти­па II

Как уже упо­ми­на­лось, боль­шин­ство брил­ли­ан­тов или бес­цвет­ные, или име­ют жел­то­ва­тый от­те­нок, что озна­ча­ет, что они со­дер­жат азот. Эти брил­ли­ан­ты от­но­сят­ся к ти­пу I и до­пол­ни­тель­но под­раз­де­ля­ют­ся на тип IaAB, IaA, IaB и Ib.

Цвет­ные брил­ли­ан­ты по­чти не со­дер­жат азо­та и от­но­сят­ся к брил­ли­ан­там ти­па II. Тип II так­же под­раз­де­ля­ет­ся на IIa и IIb. Брил­ли­ан­ты ти­па IIa мо­гут быть бес­цвет­ны­ми, ко­рич­не­вы­ми или ро­зо­вы­ми, так как они со­сто­ят по­чти пол­но­стью из уг­ле­ро­да и яв­ля­ют­ся са­мым чи­стым ви­дом брил­ли­ан­та. Брил­ли­ан­ты ти­па IIb со­дер­жат бор, а в осталь­ном со­сто­ят толь­ко из уг­ле­ро­да; эти брил­ли­ан­ты име­ют го­лу­бой цвет.

Клас­си­фи­ка­ция цве­та брил­ли­ан­то­в

Боль­шин­ство ла­бо­ра­то­рий по клас­си­фи­ка­ции брил­ли­ан­тов ис­поль­зу­ют шка­лу клас­си­фи­ка­ции Гем­мо­ло­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та Аме­ри­ки (Gem Institute of America, GIA) для опре­де­ле­ния цве­та брил­ли­ан­тов ти­па I, ко­то­рые, как счи­та­ют­ся, от­но­сят­ся к «нор­маль­но­му» цве­то­во­му диа­па­зо­ну. По шка­ле GIA, эти брил­ли­ан­ты обо­зна­ча­ют­ся бук­ва­ми от D до Z, при этом D – это бес­цвет­ный брил­ли­ант, а Z обо­зна­ча­ет свет­ло жел­тый или ко­рич­не­вый брил­ли­ан­т; брил­ли­ан­ты, обо­зна­чен­ные D, яв­ля­ют­ся са­мы­ми ред­ки­ми и са­мы­ми цен­ны­ми. Не­ко­то­рые роз­нич­ные тор­гов­цы брил­ли­ан­та­ми не дер­жат в то­вар­ных за­па­сах брил­ли­ан­ты бо­лее низ­ких ка­те­го­рий по цве­то­вой шка­ле, так как на них нет до­ста­точ­но­го спро­са.

Но цвет­ные брил­ли­ан­ты, так­же на­зы­ва­е­мые брил­ли­ан­та­ми «фан­та­зий­но­го цве­та», не вхо­дят в шка­лу клас­си­фи­ка­ции GIA. Вме­сто это­го эти брил­ли­ан­ты клас­си­фи­ци­ру­ют­ся «пу­тем опре­де­ле­ния от­тен­ка, на­сы­щен­но­сти, то­нов от свет­ло­го до тем­но­го (яр­ко­сть) и од­но­род­но­стью рас­пре­де­ле­ния цве­та брил­ли­ан­та», и да­ет­ся ско­рее опи­са­ние, а не бук­вен­ное обо­зна­че­ние. В от­ли­чие от обыч­ных брил­ли­ан­тов, для ко­то­рых вес в ка­ра­тах, чи­сто­та, цвет и огран­ка (4С) оди­на­ко­во важ­ны, для этих брил­ли­ан­тов цвет яв­ля­ет­ся са­мой важ­ной ха­рак­те­ри­сти­кой.

От­те­нок, на­сы­щен­ность и тон – все это от­но­сит­ся к цве­ту. От­те­нок от­но­сит­ся к цве­ту брил­ли­ан­та, тон по­ка­зы­ва­ет, на­сколь­ко цвет свет­лый или тем­ный, а на­сы­щен­ность по­ка­зы­ва­ет ин­тен­сив­ность цве­та. Не­об­хо­ди­мость учи­ты­вать все эти фак­то­ры де­ла­ет клас­си­фи­ка­цию брил­ли­ан­тов фан­та­зий­но­го цве­та, ве­ро­ят­но, бо­лее труд­ной по срав­не­нию с клас­си­фи­ка­ци­ей обыч­ных брил­ли­ан­тов, осо­бен­но вви­ду то­го, что не все­гда лег­ко опре­де­лить та­кие ха­рак­те­ри­сти­ки, как от­те­нок. На­при­мер, брил­ли­ант мо­жет быть го­лу­бо­ва­то-зе­ле­ным, а не про­сто го­лу­бым или зе­ле­ным. Кро­ме то­го, при опи­са­нии цве­та ис­поль­зу­ют шесть гра­да­ций по на­сы­щен­но­сти: фан­та­зий­ный свет­лый, фан­та­зий­ный, фан­та­зий­ный ин­тен­сив­ный, фан­та­зий­ный тем­ный, фан­та­зий­ный гу­стой и фан­та­зий­ный яр­кий. Не­ко­то­рые ри­тей­ле­ры брил­ли­ан­тов, на­при­мер, Leibish & Co., да­ют еще бо­лее мел­кое раз­де­ле­ние этих ка­те­го­рий, при­сва­и­вая брил­ли­ан­там фан­та­зий­но­го цве­та гра­да­цию по шка­ле от «е­ди­ни­цы» до «10», при этом «е­ди­ни­ца» озна­ча­ет блед­ный цвет, а «10» обо­зна­ча­ет яр­ко вы­ра­жен­ный цвет. С по­мо­щью этой си­сте­мы, брил­ли­ант мож­но клас­си­фи­ци­ро­вать как фан­та­зий­ный оран­же­вый от вось­мой до де­ся­той гра­да­ции, что озна­ча­ет, что он бли­же к фан­та­зий­но­му ин­тен­сив­но­му, чем к фан­та­зий­но­му свет­ло­му.

В слу­ча­ях с обыч­ны­ми брил­ли­ан­та­ми и брил­ли­ан­та­ми фан­та­зий­но­го цве­та, клас­си­фи­ка­ция ос­но­вы­ва­ет­ся на срав­не­нии с на­бо­ром «эта­лон­ных кам­ней», каж­дый из ко­то­рых пред­став­ля­ет опи­са­ние опре­де­лен­но­го цве­та или обо­зна­чен бук­вой по шка­ле GIA. Так как клас­си­фи­ка­ция брил­ли­ан­тов – де­ло в не­ко­то­рой сте­пе­ни субъ­ек­тив­ное, то брил­ли­ан­ты обыч­но про­ве­ря­ют­ся не­сколь­ки­ми лю­дь­ми.

Ин­ве­сти­ции в цвет­ные брил­ли­ан­ты­

Брил­ли­ан­то­вая от­расль в на­сто­я­щее вре­мя стра­да­ет как от сла­бо­го спро­са, так и от низ­кой до­ход­но­сти, но дол­го­сроч­ный про­гноз для это­го сек­то­ра, по при­зна­нию мно­гих, яв­ля­ет­ся по­зи­тив­ным. Цвет­ные брил­ли­ан­ты не яв­ля­ют­ся ис­клю­че­ни­ем. В дей­стви­тель­но­сти, Лей­биш Поль­нау­эр (Leibish Polnauer), пре­зи­дент и ос­но­ва­тель ком­па­нии Leibish & Co., ска­зал из­да­нию Forbes в на­ча­ле это­го го­да, что в по­след­ние де­сять лет сто­и­мость цвет­ных брил­ли­ан­тов зна­чи­тель­но вы­ро­сла, при­чем в го­раз­до боль­шей сте­пе­ни, чем сто­и­мость дру­гих ин­ве­сти­ций. Поль­нау­эр от­ме­тил, «что фан­та­зий­ный брил­ли­ант жел­то­го цве­та ве­сом в пять ка­ра­тов вы­рос в це­не на 180 про­цен­тов с 2001 до 2011 го­да», а, на­при­мер, ак­ции Berkshire Hathaway (NYSE:BRK.A) «вы­рос­ли на 52 про­цен­та за этот 10-лет­ний пе­ри­од», в то вре­мя как ак­ции Coca-Cola (NYSE:KO) «по­вы­си­лись на 42,5 про­цен­та».

В ин­тер­вью с Diamond Investing News, Зи­яд Аль-Ах­ма­ди (Ziad Al-Ahmadi) из Matrix Diamond Technology, ба­зи­ру­ю­щей­ся в Ант­вер­пе­не ком­па­нии, ко­то­рая со­сре­до­то­чи­ва­ет свое вни­ма­ние на ана­ли­зе, про­из­вод­стве и ре­а­ли­за­ции ал­маз­но­го сы­рья, в не­ко­то­рой сте­пе­ни под­дер­жи­ва­ет точ­ку зре­ния Поль­нау­э­ра. Хо­тя Аль-Ах­ма­ди от­ме­чал, что в на­сто­я­щее вре­мя до­бы­ва­ет­ся мень­ше ал­ма­зов фан­та­зий­но­го цве­та, а так­же вряд ли ка­кие-то но­вые руд­ни­ки вой­дут в экс­плу­а­та­цию, и оба эти фак­то­ра за по­след­ние 10 лет при­ве­ли к зна­чи­тель­но­му по­вы­ше­нию цен на брил­ли­ан­ты фан­та­зий­но­го цве­та, он все-та­ки под­чер­ки­ва­ет, что сле­ду­ет при­ни­мать во вни­ма­ние об­ра­ще­ние брил­ли­ан­тов. То есть, ин­ве­сто­ры долж­ны пом­нить, что да­же ес­ли при­ро­да да­ет мень­ше этих кам­ней, ни­что не оста­но­вит вто­рич­ное по­яв­ле­ние брил­ли­ан­тов фан­та­зий­но­го цве­та на рын­ке, на­при­мер, при на­сле­до­ва­нии брил­ли­ан­та че­ло­век мо­жет за­хо­теть про­дать этот брил­ли­ант.

Хо­тя, ко­неч­но, нет ни­че­го по­сто­ян­но­го, про­стые ис­ти­ны, ле­жа­щие в ос­но­ве спро­са и пред­ло­же­ния, в на­сто­я­щее вре­мя го­во­рят о том, что про­гноз Поль­нау­э­ра ока­жет­ся пра­виль­ным. Цвет­ные брил­ли­ан­ты ста­но­вят­ся все по­пу­ляр­нее по ме­ре то­го, как сни­жа­ет­ся пред­ло­же­ние, а все боль­шее чис­ло круп­ных иг­ро­ков на рын­ке от­во­ра­чи­ва­ет­ся от ал­маз­но­го и брил­ли­ан­то­во­го биз­не­са, обес­по­ко­ен­ное тем, что этот сек­тор слиш­ком ма­лень­кий; ком­па­ния BHP Billiton (NYSE:BHP,ASX:BHP,LSE:BLT) не­дав­но по­лу­чи­ла $500 мил­ли­о­нов от Harry Winston (TSX:HW,NYSE:HWD) за свою 80-про­цент­ную до­лю в ал­маз­ном руд­ни­ке Эка­ти (Ekati), и хо­дят слу­хи, что мыс­ли Rio Tinto (ASX:RIO,NYSE:RIO,LSE:RIO) со­звуч­ны мыс­лям BHP Billiton. Эти фак­то­ры на­ря­ду с тем, что нет на­деж­но­го спо­со­ба про­гно­зи­ро­вать, ко­гда су­ще­ству­ю­щие брил­ли­ан­ты фан­та­зий­но­го цве­та бу­дут вы­став­ле­ны на про­да­жу, го­во­рят о том, что сей­час са­мое под­хо­дя­щее вре­мя для уча­стия ин­ве­сто­ров.

Ка­кие ком­па­нии до­бы­ва­ют цвет­ные ал­ма­зы?

Ко­гда Аль-Ах­ма­ди спро­си­ли о том, где мож­но об­на­ру­жить ал­ма­зы фан­та­зий­но­го цве­та, он ска­зал, что боль­шин­ство кам­ней до­бы­ва­ют­ся в трех ос­нов­ных ре­ги­о­нах: Ав­стра­лии, Рос­сии и Юж­ной Аф­ри­ке. Он так­же на­звал не­сколь­ко ком­па­ний, ко­то­рые ве­дут зна­чи­тель­ную ра­бо­ту в этих рай­о­нах.

Ком­па­ния Rio Tinto на­зы­ва­ет се­бя «ве­ду­щим ми­ро­вым по­став­щи­ком при­род­ных цвет­ных брил­ли­ан­тов», и ее ав­стра­лий­ский руд­ник Ар­гайл (Argyle) яв­ля­ет­ся круп­ней­шим в ми­ре ис­точ­ни­ком цвет­ных ал­ма­зов, в част­но­сти, брил­ли­ан­тов цве­та шам­пан­ско­го, ко­нья­ка и ро­зо­во­го цве­та, ко­то­рые за­во­е­ва­ли ши­ро­кую по­пу­ляр­но­сть. В на­ча­ле это­го го­да ком­па­ния объ­яви­ла об об­на­ру­же­нии круп­ней­ше­го в Ав­стра­лии ро­зо­во­го ал­ма­за на руд­ни­ке Ар­гай­л; хо­тя сто­и­мость ал­ма­за ве­сом 12,76 ка­ра­та бы­ла за­ни­же­на из-за вы­яв­ле­ния внут­рен­них изъ­я­нов во вре­мя огран­ки, он оста­ет­ся важ­ной на­ход­кой. Как ожи­да­ет­ся, руд­ник Ар­гайл бу­дет на­хо­дить­ся в экс­плу­а­та­ции до кон­ца 2019 го­да.

Рос­сий­ская АЛРОСА об­ла­да­ет мо­но­по­ли­ей в ал­ма­зо­до­бы­че в Рос­сии, и в сто­и­мост­ном вы­ра­же­нии на ее до­лю при­хо­дит­ся 25 про­цен­тов ми­ро­во­го объ­е­ма про­из­вод­ства ал­ма­зов. Она яв­ля­ет­ся круп­ным иг­ро­ком на рын­ке ал­маз­но­го сы­рья и не­дав­но под­пи­са­ла дол­го­сроч­ное со­гла­ше­ние на $60 мил­ли­о­нов на по­став­ку ал­ма­зов до­чер­ней фир­ме ком­па­нии Tiffany & Co. На веб-сай­те ком­па­нии го­во­рит­ся, что, ко­гда ком­па­ния об­на­ру­жи­ва­ет ал­ма­зы, «об­ла­да­ю­щие уни­каль­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми по од­но­му или по со­во­куп­но­сти при­зна­ков: по фор­ме, ред­ким уни­каль­ным цве­там в со­че­та­нии с вы­со­кой чи­сто­той, ха­рак­те­ру вклю­че­ний и кри­стал­ло­гра­фи­че­ским очер­та­ни­ям», она долж­на предъ­яв­лять их спе­ци­аль­ной экс­перт­ной ко­мис­сии Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов Рос­сии.

Ком­па­ния Lucara Diamond (TSX:LUC,NASDAQ:LUC) яв­ля­ет­ся но­вым про­из­во­ди­те­лем ал­ма­зов и пол­но­стью вла­де­ет руд­ни­ком Ка­ро­ве (Karowe), рас­по­ло­жен­ным в Бот­сва­не, и ей при­над­ле­жит 75-про­цент­ная до­ля в про­ек­те Мо­таэ (Mothae), рас­по­ло­жен­ном в Ле­со­то, внут­ри­ма­те­ри­ко­вой стра­не, пол­но­стью окру­жен­ной ЮАР. Оба руд­ни­ка яв­ля­ют­ся круп­но­мас­штаб­ны­ми ак­ти­ва­ми, на ко­то­рых, со­глас­но ин­фор­ма­ции с веб-сай­та ком­па­нии, «си­сте­ма­ти­че­ски до­бы­ва­лись круп­ные ал­ма­зы ти­па IIA». В на­ча­ле но­яб­ря ком­па­ния Lucara объ­яви­ла о том, что до­бы­ла го­лу­бой ал­маз ти­па II ве­сом 9,46 ка­ра­та на руд­ни­ке Ка­ро­ве. Этот ал­маз был про­дан ме­нее чем за ме­сяц за $4,5 мил­ли­о­на. Аль-Ах­ма­ди осо­бен­но под­чер­ки­ва­ет важ­ность этой на­ход­ки, до­бав­ляя, что обыч­но сред­ний ал­маз ве­сом в 10 ка­ра­тов про­да­ет­ся «не до­ро­же, чем за $100 000».

[ rough-polished.com ]

  • 09 февраля 2013 г.:

    Вся торговля так называемыми "драгоценными" камнями, это не более чем исторически сложившая профанация, лохотрон. Особенно смешно, когда люди всерьез говорят об инвестировании в такие "ценности" средств во время кризиса. Это просто глупо. Такое впечатление, что алмазная отрасль мира - это эдакий клуб чудаков, убеждающих друг друга в необходимости своего существования, а затем и убеждения общества в том, что алмазы это таки да - лучшие друзья девушек :-)))) - а это просто минерал и не более того. Нас дурят а мы верим, что это ценно. Сравнить стоимость хорошей машины и ограненного камня одинаковых по стоимости. Несравненна разница по вложенным производственным, интеллектуальным и людским затратам, зато как обычно выйдет некий бородатый дядькО и начнет вращая глазами рассказывать какое это искусство и ценность обладать куском камня....Хавает пипл, и пусть хавает.

  • Полезное

    Полезное

     
    -->