Алмазный ОПЕК

Раздел: Власть
27 мая 2013 г.

Оче­ред­ная встре­ча Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на с Джей­ко­бом Зу­мой, про­шед­шая в Со­чи 16.05.2013 г., вы­зва­ла ряд оп­ти­ми­стич­ных ком­мен­та­ри­ев в рос­сий­ской и аф­ри­кан­ской прес­се, по­свя­щен­ных пер­спек­ти­вам раз­ви­тия дву­сто­рон­них от­но­ше­ний. Не­ко­то­рые уви­де­ли в этих кон­так­тах по­пыт­ку но­во­го «от­кры­тия» Аф­ри­ки, по­пыт­ку воз­вра­ще­ния Рос­си­ей хо­тя бы ча­сти по­зи­ций, утра­чен­ных в ре­зуль­та­те кру­ше­ния СССР (см.BDlive). Ра­зу­ме­ет­ся, в срав­не­нии с про­ек­та­ми США, ря­да ев­ро­пей­ских стран, не го­во­ря уже о мощ­ной ки­тай­ской экс­пан­сии, «но­вое вхож­де­ние» Рос­сии в Аф­ри­ку по­ка вы­гля­дит до­воль­но роб­ким, хо­тя тренд оче­ви­ден: ди­пло­ма­ти­че­ские кон­так­ты уча­ща­ют­ся, тор­го­вый обо­рот рас­тет.

 

До­ступ к аф­ри­кан­ским ре­сур­сам дав­но уже не име­ет идео­ло­ги­че­ской окрас­ки, на­ци­о­наль­ные пра­ви­тель­ства впол­не праг­ма­тич­ны и ки­тай­ская мо­дель осво­е­ния Аф­ри­ки, пред­по­ла­га­ю­щая при­мер­но рав­ные ин­ве­сти­ции в май­нин­го­вые про­ек­ты и ин­фра­струк­ту­ру до­ка­за­ла свою кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сть. Этот пу­ть, к то­му же иг­но­ри­ру­ю­щий эти­че­ские, а ча­сто и эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы, обес­пе­чил Ки­таю за по­след­нее де­ся­ти­ле­тие три­ум­фаль­ное вхож­де­ние в эко­но­ми­ку боль­шин­ства аф­ри­кан­ских стран, об­ла­да­ю­щих бо­га­той ми­не­раль­но-сы­рье­вой ба­зой. Для Рос­сии по мно­гим ос­но­ва­ни­ям та­кая прак­ти­ка не­при­ем­ле­ма. Но воз­мож­но, су­ще­ству­ет рус­ский ас­си­мет­рич­ный от­вет и ле­жит он в об­ла­сти ал­маз­ной ин­ду­стрии.

За вре­мя, про­шед­шее с мо­мен­та лик­ви­да­ции од­но­ка­наль­ной си­сте­мы ор­га­ни­за­ции ал­маз­но­го рын­ка, чет­ко обо­зна­чи­лись вы­зо­вы, на ко­то­рые се­го­дня ни­кто не мо­жет дать адек­ват­ных от­ве­тов:

- от­сут­ствие ви­до­во­го мар­ке­тин­га, не­уклон­но при­во­дя­щее к сни­же­нию до­ли брил­ли­ан­то­вой про­дук­ции в об­щем ба­лан­се по­треб­ле­ния пред­ме­тов рос­ко­ши;

- во­ла­тиль­ность цен на ал­маз­ное сы­рье, труд­но про­гно­зи­ру­е­мая и не­управ­ля­е­мая, про­во­ци­ру­ю­щая на­ду­ва­ние спе­ку­ля­тив­ных пу­зы­рей, уни­что­жа­ю­щая мар­жу огран­щи­ков и ослож­ня­ю­щая кре­ди­то­ва­ние от­рас­ли;

- эти­че­ские про­бле­мы, свя­зан­ные с рас­ши­ре­ни­ем тол­ко­ва­ния по­ня­тия «кон­фликт­ные ал­ма­зы» и стрем­ле­ни­ем ря­да пред­ста­ви­те­лей ин­ду­стрии «мо­не­ти­зи­ро­вать» дан­ный во­прос.

Бес­плод­ные дис­кус­сии по пе­ре­чис­лен­ным те­мам и мно­го­чис­лен­ным про­из­вод­ным про­бле­мам длят­ся уже око­ло де­ся­ти лет. В ре­зуль­та­те воз­ни­ка­ют пал­ли­а­тив­ные ре­ше­ния, име­ю­щие ино­гда важ­ное, но все­гда крат­ко­сроч­ное зна­че­ние (на­при­мер, оста­нов­ка De Beers про­из­вод­ства в Бот­сва­не в 2009 го­ду) и не спо­соб­ные опре­де­лить пер­спек­ти­ву. Ры­нок, оче­вид­но, стра­да­ет от от­сут­ствия ре­гу­ля­то­ра, спо­соб­но­го взять на се­бя ви­до­вой мар­ке­тинг, лик­ви­ди­ро­вать или, по край­ней ме­ре, су­ще­ствен­но сни­зить во­ла­тиль­ность цен на сы­рье, вер­нув к жиз­ни их ста­биль­ный плав­ный ро­ст, не­отъ­ем­ле­мый от са­мо­го по­ня­тия «ал­маз», и га­ран­ти­ро­вать чи­сто­ту ал­маз­ной про­дук­ции с са­мых тре­бо­ва­тель­ных эти­че­ских по­зи­ций.

В сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции ни од­на до­бы­ва­ю­щая ком­па­ния вы­пол­нить та­кую ра­бо­ту не смо­жет. Они ра­бо­та­ют в кон­ку­рент­ной сре­де, кар­тель по оче­вид­ным при­чи­нам ис­клю­чен, объ­ем до­ли рын­ка каж­до­го иг­ро­ка не поз­во­ля­ет вы­сту­пить в ро­ли ре­гу­ля­то­ра и тем бо­лее кон­тро­ли­ро­вать эти­че­скую про­бле­ма­ти­ку.

А вот со­юз ве­ду­щих ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щих стран: Рос­сии, Бот­сва­ны, ЮАР, Ан­го­лы впол­не спо­со­бен спра­вить­ся с ро­лью ре­гу­ля­то­ра. Пе­ре­чис­лен­ные стра­ны в со­во­куп­но­сти об­ла­да­ют «кон­троль­ным па­ке­том» ми­ро­вой ал­ма­зо­до­бы­чи и по объ­е­му и по це­не. Про­из­вод­ство ал­ма­зов в этих стра­нах в су­ще­ствен­ной сте­пе­ни на­хо­дит­ся под го­су­дар­ствен­ным кон­тро­лем, со­от­вет­ству­ю­щие служ­бы и за­ко­но­да­тель­ная ба­за раз­ви­ты и эф­фек­тив­ны. Ле­ги­тим­ный го­су­дар­ствен­ный кон­троль от­рас­ли га­ран­ти­ру­ет эти­че­скую чи­сто­ты про­дук­ции в мак­си­маль­ной сте­пе­ни, апри­о­ри пре­вы­ша­ю­щей лю­бой кор­по­ра­тив­ный кон­троль. Меж­пра­ви­тель­ствен­ные со­гла­ше­ния поз­во­лят со­здать ме­ха­низм ре­гу­ля­ции цен, опи­ра­ю­щий­ся на кво­ти­ро­ва­ние до­бы­чи и сов­мест­ное управ­ле­ние сто­ка­ми, поз­во­ля­ю­щее вы­стро­ить си­сте­му про­даж, га­ся­щую во­ла­тиль­ность и убе­ди­тель­ную для кре­ди­то­ров от­рас­ли. И, ра­зу­ме­ет­ся, та­кой аль­янс мог бы вы­не­сти бре­мя ви­до­во­го мар­ке­тин­га, обес­пе­чив брил­ли­ан­ту до­стой­ную роль сре­ди дру­гих пред­ме­тов рос­ко­ши.

Неф­тя­ной ры­нок в свое вре­мя про­шел ана­ло­гич­ный пу­ть: от кар­те­ля ве­ду­щих неф­тя­ных кор­по­ра­ций, со­здан­но­го в на­ча­ле 1930-х го­дов, до ор­га­ни­за­ции стран – экс­пор­те­ров неф­ти (ОПЕК, со­зда­на в 1960 го­ду). Ко­неч­но, ал­ма­зы и нефть – весь­ма раз­ли­ча­ю­щи­е­ся то­ва­ры, но дан­ная ана­ло­гия нам ка­жет­ся умест­ной. Обра­ще­ние к мно­го­лет­не­му по­зи­тив­но­му опы­ту De Beers в управ­ля­е­мом це­но­об­ра­зо­ва­нии и гиб­кое до­пол­не­ние и раз­ви­тие идей, за­ло­жен­ных в от­кро­вен­но про­бук­со­вы­ва­ю­щий се­го­дня Ким­бер­лий­ский про­цесс – бла­го­дар­ная ра­бо­та, вы­во­дя­щая ры­нок на но­вый ви­ток ор­га­ни­за­ци­он­ной спи­ра­ли, где на­ко­пив­ши­е­ся про­ти­во­ре­чия мо­гут быть без­бо­лез­нен­но раз­ре­ше­ны.

По­доб­ное пред­ло­же­ние Рос­сии ве­ду­щим аф­ри­кан­ским ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щим стра­нам, оче­вид­но, бу­дет сто­ить до­ро­же, чем лю­бой ин­фра­струк­тур­ный про­ект. Посколь­ку поз­во­ля­ет при­нять уча­стие в управ­ле­нии це­ной на од­ном из са­мых ин­те­рес­ных гло­баль­ных рын­ков.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->