Налог, ведущий антверпенскую алмазную отрасль к процветанию

Раздел: Драгоценные камни
07 мая 2015 г.

Те­ле­фон за­молк. Я толь­ко что об­ри­со­вал ос­но­во­по­ла­га­ю­щие прин­ци­пы но­во­го на­ло­га с обо­ро­та, ко­то­рый на­ме­ре­ва­ют­ся вве­сти для ант­вер­пен­ско­го ал­маз­но­го сек­то­ра, сво­е­му ин­дий­ско­му дру­гу в Ду­бае – он по­те­рял дар ре­чи. Ко­гда он, на­ко­нец, его об­рел, то ска­зал: «Ни­че­го се­бе, ес­ли то, что вы ска­за­ли, вер­но, мы мо­жем вер­нуть­ся в Ант­вер­пен. Нет ни­ка­ко­го смыс­ла оста­вать­ся здесь в Ду­бае. Мы бу­дем сно­ва ря­дом со сво­и­ми детьми».

Для ме­ня эта ре­ак­ция по­слу­жи­ла лак­му­со­вой бу­маж­кой для про­вер­ки це­ле­со­об­раз­но­сти не­дав­но объ­яв­лен­ной си­сте­мы на­ло­га с чи­сто­го обо­ро­та. Бель­гий­ское пра­ви­тель­ство и те, кто опре­де­ля­ет его эко­но­ми­че­скую по­ли­ти­ку, вы­нуж­де­ны бы­ли при­нять ре­ше­ние в от­но­ше­нии то­го, что луч­ше для Бель­гии: раз­ре­шить ал­маз­ной от­рас­ли чах­нуть и по­гиб­нуть или ак­тив­но спо­соб­ство­вать ее воз­рож­де­нию. Они ре­ши­тель­но вы­бра­ли вто­рое.

Уже бо­лее трех лет спе­ци­аль­ная груп­па, со­сто­я­щая из офи­ци­аль­ных лиц ал­маз­ной от­рас­ли, на­де­лен­ная долж­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми от­рас­ле­вым ру­ко­вод­ством, в усло­ви­ях стро­жай­шей сек­рет­но­сти про­во­дит пе­ре­го­во­ры с бель­гий­ски­ми пра­ви­тель­ствен­ны­ми чи­нов­ни­ка­ми, при­ни­ма­ю­щи­ми эко­но­ми­че­ские ре­ше­ния. Об этом про­цес­се не бы­ло утеч­ки – ни сло­ва. Пе­ре­го­во­ры о на­ло­го­об­ло­же­нии про­во­ди­лись «но­вым по­ко­ле­ни­ем», и все бы­ло от­кры­то вы­ло­же­но на стол. Не бы­ло са­мо­обо­льще­ния и не бы­ло про­па­ган­ды; ос­нов­ны­ми прин­ци­па­ми бы­ли ре­а­лизм и праг­ма­тизм.

«С­фаль­си­фи­ци­ро­ван­ная бух­гал­те­рия» до­стиг­ла точ­ки ки­пе­ни­я
От­прав­ной точ­кой для этих пе­ре­го­во­ров ста­ло по­ни­ма­ние то­го, что ес­ли в Бель­гии есть 1 700 брил­ли­ан­то­вых ком­па­ний, то каж­дый год пра­ви­тель­ство со­би­ра­ет по­ряд­ка 1 700 го­до­вых от­че­тов, все из ко­то­рых ис­кус­но (не­ко­то­рые - ме­нее ис­кус­но) «с­фаль­ци­фи­ци­ро­ва­ны». В ос­нов­ном они яв­ля­ют­ся пол­ной вы­дум­кой. На са­мом де­ле ко­ли­че­ство мень­ше: нач­нем с то­го, что при­мер­но у 500 из этих 1 700 ком­па­ний нет или по­чти нет биз­не­са, о ко­то­ром мож­но со­став­лять от­чет.

Не ска­зать, что­бы диа­ман­те­ры про­яв­ля­ли не­чест­но­сть. Нет, су­ще­ству­ет ис­крен­нее мне­ние, что са­ма по се­бе пре­об­ла­да­ю­щая в Бель­гии си­сте­ма на­ло­го­об­ло­же­ния, так на­зы­ва­е­мые нор­мы и пра­ви­ла на­ло­го­об­ло­же­ния, ос­но­ван­ные на фор­му­лах на­ло­го­об­ло­же­ния с обо­ро­та (ко­то­рые в по­след­ний раз пе­ре­смат­ри­ва­лись в фи­нан­со­вых пла­нах 2004 го­да), не яв­ля­ют­ся эф­фек­тив­ны­ми. Они под­тал­ки­ва­ют к двой­ной бух­гал­те­рии. Кро­ме от­дель­ных си­ту­а­ций, ко­гда фак­ти­че­ские го­до­вые ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти ком­па­ния и нор­мы и пра­ви­ла на­ло­го­об­ло­же­ния сов­па­ли, ба­лан­со­вые ухищ­ре­ния (с оцен­ка­ми за­па­сов и дру­ги­ми спо­со­ба­ми) ис­ка­жа­ли ре­аль­ное по­ло­же­ние дел. Эти си­ту­а­ции - в боль­шей сте­пе­ни, чем что-то дру­гое – ска­за­лись на вы­во­де учре­жде­ний, фи­нан­си­ру­ю­щих ал­ма­зы и брил­ли­ан­ты, из Ант­вер­пе­на. Фи­нан­си­ро­ва­ние, ко­то­рое яв­ля­лось боль­шим при­вле­ка­тель­ным фак­то­ром тор­го­во­го цен­тра в ос­нов­ном уш­ло, осво­бо­див ме­сто для фи­ли­а­лов ин­дий­ских бан­ков.

Но са­мым се­рьез­ным по­боч­ным эф­фек­том су­ще­ству­ю­щей бель­гий­ской си­сте­мы на­ло­го­об­ло­же­ния яв­ля­ет­ся то, что она по­ста­ви­ла каж­до­го диа­ман­те­ра в Ант­вер­пе­не в опас­ное рис­ко­ван­ное по­ло­же­ние с точ­ки зре­ния со­блю­де­ния за­ко­на: в лю­бое вре­мя лю­бой из них мо­жет быть об­ви­нен в мо­шен­ни­че­стве с фи­нан­со­вой от­чет­но­стью или в от­мы­ва­нии де­нег про­сто из-за по­пыт­ки со­от­вет­ство­вать то­му, что мож­но на­звать су­ще­ству­ю­щи­ми «ги­брид­ны­ми ме­то­да­ми на­ло­го­об­ло­же­ния, ос­но­ван­ны­ми на обо­ро­те, вклю­чая при­быль». Ува­жа­е­мые и чест­ные диа­ман­те­ры, ко­то­рые, как мы счи­та­ем, со­став­ля­ют по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство ря­до­вых пред­ста­ви­те­лей в Ант­вер­пе­не, то­же стал­ки­ва­ют­ся с ди­лем­мой – уй­ти или остать­ся.

Ко­гда пра­ви­тель­ство (а к не­му от­но­сят­ся и ор­га­ны по про­ти­во­дей­ствию ле­га­ли­за­ции до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным путeм) пол­но­стью по­ня­ло по­сто­ян­но рас­ту­щие слож­но­сти и тон­ко­сти за­пу­тан­ной си­ту­а­ции по на­ло­го­об­ло­же­нию от­рас­ли, оно при­ня­ло сме­лое ре­ше­ние. Оно ре­ши­ло, что хо­чет пе­ре­ло­мить си­ту­а­цию и дать воз­мож­ность Бель­гии сно­ва стать ми­ро­вым цен­тром про­цве­та­ю­щей ал­маз­ной тор­гов­ли. Оно так­же при­ня­ло ре­ше­ние со­здать усло­вия, ко­то­рые да­ли бы от­рас­ли шанс сде­лать это.

Опуб­ли­ко­ва­ние бюд­же­та пра­ви­тель­ством за­ста­ви­ло рас­крыть но­вую си­сте­му
Опуб­ли­ко­ва­ние бель­гий­ским пра­ви­тель­ством бюд­же­та на 2015 год, в ко­то­ром де­ла­ют­ся ссыл­ки на со­гла­ше­ние с ал­маз­ным цен­тром, по­бу­ди­ло Ант­вер­пен­ский все­мир­ный ал­маз­ный центр (Antwerp World Diamond Centre (AWDC), яв­ля­ю­щий­ся ко­ор­ди­на­ци­он­ным ор­га­ном бель­гий­ской ал­маз­ной от­рас­ли и офи­ци­аль­ным пред­ста­ви­те­лем ал­маз­но­го сек­то­ра, сде­лать ко­рот­кое за­яв­ле­ние. В сво­ем пресс-ре­ли­зе AWDC за­яв­ля­ет, что он «об­ра­ща­ет вни­ма­ние на ре­ше­ние пра­ви­тель­ства о вве­де­нии си­сте­мы на­ло­гов, рас­счи­ты­ва­е­мых в фор­ме еди­но­вре­мен­ной вы­пла­ты. «Диа­ман­те­ры со­глас­ны пла­тить бо­лее вы­со­кие на­ло­ги в об­мен на фи­нан­со­вую пред­ска­зу­е­мость и юри­ди­че­скую опре­де­лен­но­сть», - ска­зал Ари Эп­ш­тейн (Ari Epstein), глав­ный ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Ант­вер­пен­ско­го все­мир­но­го ал­маз­но­го цен­тра».

Мест­ные по­ли­ти­ки сыг­ра­ли свою роль в вы­бо­ре вре­ме­ни для по­яв­ле­ния это­го за­яв­ле­ния. Но­вое бель­гий­ское цен­трист­ско-пра­вое пра­ви­тель­ство под ру­ко­вод­ством пре­мьер-ми­ни­стра Шар­ля Ми­ше­ля (Charles Michel) объ­яви­ло о жест­ких ме­рах эко­но­мии, ко­то­рые, как бы­ло за­яв­ле­но, не­об­хо­ди­мы для сни­же­ния де­фи­ци­та бюд­же­та. Но­вая си­сте­ма на­ло­гов с обо­ро­та на­зы­ва­ет­ся «на­ло­гом на ка­ра­ты» (Carat Tax), и, со­глас­но бюд­же­ту, ожи­да­ет­ся, что она поз­во­лит со­брать при­мер­но $54 млн в пер­вый год, хо­тя, ве­ро­ят­нее все­го, бу­дет со­бра­но боль­ше. На са­мом де­ле в 2015 фи­нан­со­вом го­ду пра­ви­тель­ство со­бе­рет в два с по­ло­ви­ной ра­за боль­ше с ал­маз­ной от­рас­ли, чем бы­ло со­бра­но в 2014 го­ду, и это, ко­неч­но, зна­чи­тель­но боль­ше с точ­ки зре­ния бюд­же­та.

Нель­зя иг­но­ри­ро­вать тот факт, что бόль­шая часть на­ло­го­во­го до­хо­да от ал­маз­но­го сек­то­ра по­сту­па­ет от на­ло­гов на зар­пла­ты, кос­вен­ных на­ло­гов и т. д., и об­щий вклад сек­то­ра в го­су­дар­ствен­ную каз­ну оце­ни­ва­ет­ся в раз­ме­ре $150-$200 мил­ли­о­нов. «На­лог на ка­ра­ты» ка­са­ет­ся толь­ко до­хо­дов ком­па­ний. Смысл в том, что ал­маз­ный сек­тор иг­ра­ет свою роль в обес­пе­че­нии воз­мож­но­сти пра­ви­тель­ства вы­пол­нять свои обя­за­тель­ства по бюд­же­ту.

Тем не ме­нее, по со­об­ще­нию бель­гий­ской га­зе­ты De Morgen, раз­ные пар­ла­мен­та­рии по­сто­ян­но за­да­ют свя­зан­ные с этим во­про­сы «о ле­ги­тим­но­сти и эф­фек­тив­но­сти этой ме­ры». Они не со­гла­ша­ют­ся с точ­кой зре­ния пра­ви­тель­ства о том, что «ль­гот­ный ре­жим на­ло­го­об­ло­же­ния для ал­ма­зов и брил­ли­ан­тов яв­ля­ет­ся ме­рой по ис­прав­ле­нию по­ло­же­ния дел». На са­мом же де­ле, это боль­ше, чем ме­ра по ис­прав­ле­нию по­ло­же­ния дел, по­сколь­ку ка­са­ет­ся во­про­са о вы­жи­ва­нии от­рас­ли…

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->