Украина: бесконечная налоговая реформа

Раздел: Рынки
30 октября 2015 г.

Ко­ми­тет Вер­хов­ной Ра­ды по во­про­сам на­ло­го­вой и та­мо­жен­ной по­ли­ти­ки текст сво­е­го за­ко­но­про­ек­та уже опуб­ли­ко­вал. Те­перь мяч на сто­ро­не Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов, ко­то­рое обе­ща­ло текст сво­е­го за­ко­но­про­ек­та еще в сен­тяб­ре, но по­ка пре­зен­то­ва­ло толь­ко кон­цеп­цию, и по­лу­чив пор­цию кри­ти­ки, от­бы­ло в но­вый все­укра­ин­ский тур об­суж­де­ния. И сто­ит за­ме­тить, что фор­мат та­ко­го об­суж­де­ния до­ста­точ­но не­од­но­зна­чен. Ведь пре­зен­та­ции в не­сколь­ких го­ро­дах Укра­и­ны для ма­ло­чис­лен­ных групп из пред­ста­ви­те­лей вла­сти и биз­не­са ре­ги­о­на боль­ше на­по­ми­на­ют про­фа­на­цию, не­же­ли об­суж­де­ние. Но пусть это оста­нет­ся на со­ве­сти чи­нов­ни­ков от­вет­ствен­ных за ре­фор­мы, биз­не­су важ­нее уви­деть, что же клю­че­вое пред­ло­жи­ли де­пу­та­ты в сво­ем ва­ри­ан­те на­ло­го­вой ре­фор­мы.

На­ло­ги на зар­пла­ту

Глав­ной це­лью на­ло­го­вой ре­фор­мы яв­ля­ет­ся вы­вод из те­ни за­ра­бот­ной пла­ты укра­ин­цев. От это­го вы­иг­рать дол­жен был преж­де все­го бюд­жет, но для та­ких дей­ствий не­об­хо­ди­мо мо­ти­ви­ро­вать ра­бо­то­да­те­ля. Имен­но по­это­му не­об­хо­ди­мо сни­же­ние на­ло­го­вой на­груз­ки на фонд опла­ты тру­да. Пер­во­на­чаль­но об­суж­да­лось сни­же­ние став­ки еди­но­го со­ци­аль­но­го взно­са до 10% с пол­ной от­ме­ной удер­жа­ния взно­са с ра­бот­ни­ка. Воз­мож­но, бла­го­да­ря угро­зам МВФ оста­но­вить кре­ди­то­ва­ние Укра­и­ны, став­ку взно­са пред­ло­же­но по­ни­зить по­ка толь­ко до 20%, что в прин­ци­пе со­от­вет­ству­ет то­му раз­ме­ру став­ки, ко­то­рый ра­нее пред­ла­гал Мин­фин, а вот цель пол­ной от­ме­ны удер­жа­ния взно­са с ра­бот­ни­ка до­стиг­ну­та. Но те­перь сбор бу­дет взы­мать­ся со всей за­ра­бот­ной пла­ты (ра­нее он был огра­ни­чен 17 ми­ни­маль­ны­ми зар­пла­та­ми). Став­ка на­ло­га с до­хо­дов физ­лиц по­ни­же­на с 20% до об­суж­да­е­мых ра­нее – 10%. Та­к­же преду­смот­ре­на пол­ная от­ме­на во­ен­но­го на­ло­га, ко­то­рый се­го­дня со­став­ля­ет 1,5% от фон­да опла­ты тру­да.

Од­но­знач­но, сни­же­ние став­ки еди­но­го со­ци­аль­но­го взно­са толь­ко до 20% су­ще­ствен­но по­ни­жа­ет ожи­да­ния от то­го, что биз­нес по­спе­шит от­пра­вить­ся в путь ле­галь­ной упла­ты всех на­ло­гов с за­ра­бот­ной пла­ты. Но, это луч­ше, чем пред­ло­же­ния Мин­фи­на.

На­лог на при­быль

На­лог на при­быль два­жды за год мо­жет пре­тер­петь ра­ди­каль­ные из­ме­не­ния. Это ре­во­лю­ци­он­ное пред­ло­же­ние за все го­ды не­за­ви­си­мо­сти Укра­и­ны. Став­ка на­ло­га в за­ко­но­про­ек­те умень­ше­на с 18% до 15%. От­ме­не­ны аван­со­вые взно­сы по на­ло­гу на при­быль. От­чет­ный пе­ри­од остал­ся толь­ко один – год. Объ­ек­том на­ло­го­об­ло­же­ния уже вы­сту­па­ет не­рас­пре­де­лен­ная при­быль, что озна­ча­ет, об­ло­же­ние на­ло­гом толь­ко на­чис­лен­ных ди­ви­ден­дов, ко­то­рые вы­пла­чи­ва­ют­ся в поль­зу физ­лиц, не­ре­зи­ден­тов и не­пла­тель­щи­ков дан­но­го на­ло­га. Из су­ще­ству­ю­щих на се­го­дня на­ло­го­вых раз­ниц все­го не­сколь­ко транс­фор­ми­ро­ва­ны в объ­ект на­ло­го­об­ло­же­ния. Ос­нов­ные из тех, ко­то­рые оста­лись – это пре­вы­ше­ние по­ро­га огра­ни­че­ния по про­цен­там в поль­зу не­ре­зи­ден­та свя­зан­но­го ли­ца, пре­вы­ше­ние обыч­ных цен по опе­ра­ци­ям с оф­шо­ра­ми, низ­ко­на­ло­го­вы­ми юрис­дик­ци­я­ми и не­пла­тель­щи­ка­ми на­ло­га, пре­вы­ше­ние ли­ми­та пла­те­жей в поль­зу не­при­быль­ных ор­га­ни­за­ций, а так­же ро­я­л­ти вы­пла­чен­ные не­ре­зи­ден­там с те­ми же огра­ни­че­ни­я­ми, ко­то­рые су­ще­ству­ют и се­год­ня. Та­кая вер­сия на­ло­га на при­быль для биз­не­са вы­гля­дит до­ста­точ­но при­вле­ка­тель­но.

НДС

Ре­фор­ми­ро­ва­ние в НДС по­ра­до­ва­ло сни­же­ни­ем ос­нов­ной став­ки с 20% до 15%, и са­мое глав­ное, оста­ви­ли став­ку 7% для ле­кар­ств, ко­то­рую пред­ла­га­ет упразд­нить Мин­фин. От­ме­на си­сте­мы элек­трон­но­го ад­ми­ни­стри­ро­ва­ния не пред­ла­га­ет­ся, но еe до­ра­бо­та­ли в нор­ма­тив­ном пла­не: по­яви­лись ин­стру­мен­ты воз­дей­ствия на про­дав­ца за не­ре­ги­стра­цию на­ло­го­вой на­клад­ной, уве­ли­че­на сум­ма овер­драф­та.

Ми­ни­ми­зи­ро­ва­ны слу­чаи, ко­гда фис­ка­лы смо­гут не при­зна­вать пра­во на на­ло­го­вый кре­дит до ошиб­ки в ИНН пла­тель­щи­ка или фор­ми­ро­ва­ния кре­ди­та по не­об­ла­га­е­мым опе­ра­ци­ям. Та­к­же они не смо­гут ан­ну­ли­ро­вать ре­ги­стра­цию пла­тель­щи­ка на­ло­га, ес­ли не уста­нов­ле­но его ме­сто­на­хож­де­ние.

Ав­то­ма­ти­че­ское воз­ме­ще­ние НДС всем и без ка­ких-ли­бо кри­те­ри­ев и огра­ни­че­ний. Кро­ме то­го, мак­си­маль­ная от­кры­тость ре­ест­ров от по­дан­ных за­яв­ле­ний до по­лу­чен­ных сумм воз­ме­ще­ния, и это всe в по­ряд­ке об­щей оче­ре­ди! Это вто­рое по­сле на­ло­га на при­быль кар­ди­наль­ное из­ме­не­ние в се­го­дняш­ней си­сте­ме на­ло­го­об­ло­же­ния, ко­то­рое мо­жет раз­ру­шить не­ма­ло кор­руп­ци­он­ных схем.

Дру­гие зна­чи­мые но­ва­ции – это пра­во пред­при­я­тий топ­ли­во-энер­ге­ти­че­ско­го ком­плек­са на кас­со­вый ме­тод, спец­ре­жим по НДС оста­нет­ся толь­ко для жи­вот­но­вод­ства, осо­бый ре­жим на­ло­го­об­ло­же­ния для зер­но­ви­ков от­менeн и те­перь при экс­пор­те они сно­ва по­лу­чат пра­во на воз­ме­ще­ние.

Ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние

От­дель­ным хо­ро­шим сло­вом сле­ду­ет от­ме­тить пред­ло­же­ния по улуч­ше­нию ад­ми­ни­стри­ро­ва­ния на­ло­гов и пе­ре­рас­пре­де­ле­ния функ­ций го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов. На­ло­го­вые ин­спек­ции на мест­ном уров­не пре­вра­тят в сер­вис­ные цен­тры, ми­ни­ми­зи­ру­ют об­ще­ние с на­ло­го­пла­тель­щи­ком и на­ло­го­вой с по­мо­щью элек­трон­но­го ка­би­не­та, фис­каль­ной служ­бе на цен­траль­ном уров­не за­пре­тят ка­кое-ли­бо нор­мо­твор­че­ство, а на Мин­фин воз­ло­жат боль­ше от­вет­ствен­но­сти за на­ло­го­вую по­ли­ти­ку и да­же от­да­дут ему функ­цию пла­ни­ро­ва­ния про­ве­рок и фи­наль­но­го ад­ми­ни­стра­тив­но­го об­жа­ло­ва­ния их ре­зуль­та­тов. На­ло­го­вую ми­ли­цию пре­об­ра­зу­ют в Служ­бу фи­нан­со­вых рас­сле­до­ва­ний и под­чи­нят Мин­фи­ну.

Очень за­ман­чи­во вы­гля­дит нор­ма по вве­де­нию мо­ра­то­рия на вне­се­ние из­ме­не­ний в На­ло­го­вый ко­декс до 2019 го­да в ча­сти объ­ек­та и ба­зы на­ло­го­об­ло­же­ния, пла­тель­щи­ков на­ло­га, ча­стич­но ста­вок.

Упро­щен­ная си­сте­ма

Не на­учи­лись еще де­лать ре­фор­му со сни­же­ни­ем ста­вок на­ло­гов без ис­точ­ни­ков ком­пен­са­ции воз­мож­но­го не­до­по­лу­че­ния по­ступ­ле­ний бюд­же­та. При диа­ло­ге с Мин­фи­ном, мож­но бы­ло бы об­суж­дать ва­ри­ант со­кра­ще­ние рас­хо­дов бюд­же­та, но диа­ло­га нет, и по­то­му упро­щен­ная си­сте­ма на­ло­го­об­ло­же­ния ча­стич­но ста­ла та­ким ком­пен­са­то­ром.

Ес­ли первую и вто­рую груп­пу «е­ди­но­на­лож­ни­ков» по су­ти, не тро­ну­ли, прав­ки кос­ну­лись толь­ко при­вяз­ки объ­е­ма до­хо­да к ми­ни­маль­ной зар­пла­те, то вот тре­тья груп­па пе­ре­фор­ма­ти­ро­ва­на се­рьез­но. Сто­ит от­ме­тить со­кра­ще­ние го­до­во­го объ­е­ма до­хо­да с 20 млн.­грн. до 4000 ми­ни­маль­ных зар­плат на на­ча­ло го­да (это око­ло 5 млн.­грн.), по­этап­ное уве­ли­че­ние став­ки на­ло­га в 2,5 ра­за (до 5% при упла­те НДС и до 10% при ра­бо­те без НДС).

Кро­ме то­го, в тек­сте за­ло­жен за­прет ра­бо­тать на упро­щен­ной си­сте­ме юве­ли­рам, ре­сто­ран­но­му биз­не­су (ес­ли он вы­пол­ня­ет функ­ции толь­ко струк­тур­ной еди­ни­цы ре­сто­ра­на), а так­же не раз­ре­ша­ет­ся ра­бо­тать с пред­при­ни­ма­те­лем, ес­ли он на­хо­дит­ся в шта­те пред­при­я­тия. Та­к­же под огра­ни­че­ния по­па­ли пред­при­ни­ма­те­ли, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся верх­ней одеж­дой из ме­ха и на­ту­раль­ной ко­жи, отель­ным хо­зяй­ством (го­сти­ни­цы ка­те­го­рии 3-5 звезд). С не­обос­но­ван­ным огра­ни­че­ни­ем на пра­во за­ни­мать­ся внеш­не­эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­стью на упро­щен­ной си­сте­ме ав­то­ры за­ко­но­про­ек­та уже со­гла­си­лись и обе­ща­ли учесть в прав­ках фи­наль­ной вер­сии за­ко­но­про­ек­та.

Аль­тер­на­ти­вой упро­щен­ной си­сте­ме пред­ло­же­на мо­ди­фи­ци­ро­ван­ная в три ка­те­го­рии об­щая си­сте­ма на­ло­го­об­ло­же­ния. Но она бу­дет ак­ту­аль­на толь­ко для фи­зи­че­ских лиц-пред­при­ни­ма­те­лей и тех из них, ко­то­рые ра­бо­та­ют в сфе­ре тор­гов­ли, низ­ко­рен­та­бель­ных ра­бот и услуг.

Сто­ит от­ме­тить та­кой ню­анс, что ес­ли но­во­вве­де­ния за­ра­бо­та­ют с 1 ян­ва­ря 2016 го­да, то юри­ди­че­ские и фи­зи­че­ские ли­ца на 3-ей груп­пе еди­но­го на­ло­га, ко­то­рые на ко­нец го­да пре­вы­сят обо­рот в 5 млн.­грн., ока­жут­ся пе­ред не­из­беж­но­стью пе­ре­хо­да на об­щую си­сте­му на­ло­го­об­ло­же­ния и не­ко­то­рые да­же с обя­за­тель­ной ре­ги­стра­ци­ей пла­тель­щи­ком НДС, по­сколь­ку за­кон ни­ка­ких осо­бых по­ло­же­ний на та­кой слу­чай не преду­смот­рел.

По­сле­сло­вие

Не­об­хо­ди­мо что­бы биз­нес уви­дел, что пла­тить на­ло­ги чест­но вы­год­нее, чем не пла­тить их и ре­шать этот во­прос ины­ми спо­со­ба­ми. Но вво­дить толь­ко при­ну­ди­тель­ные ме­ры нель­зя, нуж­ны мо­ти­ва­ци­он­ные пред­ло­же­ния. Бы­ли ожи­да­ния боль­ше­го, но нель­зя не со­гла­сить­ся, что это ре­во­лю­ци­он­ная вер­сия ре­фор­мы в срав­не­нии с тем, что бы­ло ра­нее.

[ Glavcom.ua ]

Полезное

Полезное

 
-->