Выиграет ли российский производитель от введения обязательной системы маркировки ювелирной продукции?

Раздел: Рынки
27 января 2017 г.

Экс­перт Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» Фро­ло­ва И. В.

Нам пред­ла­га­ют при­со­е­ди­нить­ся к си­сте­ме обя­за­тель­ной IT мар­ки­ро­в­ки то­ва­ров. Что же это за си­сте­ма? С ка­кой це­лью она бы­ла вве­де­на?

В ав­гу­сте 2016г на тер­ри­то­рии стран ЕврАзЭС бы­ла вве­де­на обя­за­тель­ная мар­ки­ро­в­ка из­де­лий из ме­ха. Зна­чи­тель­ный объ­ем «се­ро­го им­пор­та» из­де­лий из ме­ха вку­пе с не­воз­мо­ж­но­стью про­ве­де­ния иден­ти­фи­ка­ции ле­галь­но­сти из­де­лия на эта­пе роз­ни­ч­ной про­да­жи спро­во­ци­ро­ва­ли обо­рот про­дук­ции без упла­ты на­ло­гов. Это за­ста­ви­ло го­су­дар­ство при­нять кар­ди­наль­ные ме­ры и вве­сти си­сте­му обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки.

C по­мо­щью си­сте­мы мар­ки­ро­в­ки ме­хо­вых из­де­лий Фе­де­раль­ная на­ло­го­вая слу­ж­ба на­ме­ре­на взять под кон­троль обо­рот всей ме­хо­вой про­дук­ции на ры­н­ке и уве­ли­чить со­би­ра­е­мость на­ло­гов в дан­ной от­рас­ли. Си­сте­ма мар­ки­ро­в­ки поз­во­ля­ет про­сле­дить путь ка­ж­дой еди­ни­цы про­дук­ции от про­из­во­ди­те­ля или им­пор­те­ра че­рез опто­ви­ка и роз­ни­цу до ко­неч­но­го по­тре­би­те­ля.

Эко­но­ми­че­ские усло­вия и из­ме­не­ния за­ко­но­да­тель­ства в ча­сти кон­тро­ля за обо­ро­том юве­ли­р­ной про­дук­ции рез­ко сни­зи­ли объ­ем «се­ро­го им­пор­та». Про­да­жа из­де­лий раз­ре­ше­на толь­ко при на­ли­чии го­су­дар­ствен­но­го про­би­р­но­го клей­ма, а клей­ме­ние им­пор­т­ной про­дук­ции про­из­во­ди­т­ся при пре­до­став­ле­нии та­мо­жен­ной де­кла­ра­ции. При этом во вре­мя про­хо­ж­де­ния та­мо­жен­ной про­це­ду­ры та­к­же со­став­ля­ет­ся акт гос­кон­тро­ля, под­твер­ж­да­ю­щий со­о­т­вет­ствие то­ва­ра ин­вой­су. То есть иден­ти­фи­ка­ция юве­ли­р­ных из­де­лий на­чи­на­ет­ся с на­ча­ла про­це­ду­ры им­пор­та. Су­ще­ство­вав­шие еще 10 лет на­зад схе­мы им­пор­та че­рез «тол­линг» в на­сто­я­щее вре­мя за­пре­ще­ны. Сей­час обо­рот дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней на­хо­дить­ся под по­сто­ян­ным го­су­дар­ствен­ным кон­тро­лем.

Од­ним из ва­ж­ней­ших пун­к­тов си­сте­мы «Мар­ки­ро­в­ка» яв­ля­ет­ся иден­ти­фи­ка­ция про­дук­ции в ка­че­стве им­пор­т­ной или про­из­ве­ден­ной на тер­ри­то­рии РФ. В слу­чае с ме­хо­вы­ми из­де­ли­я­ми им­пор­т­ные шу­бы мар­ки­ру­ют крас­ны­ми кон­троль­но-и­ден­ти­фи­ка­ци­он­ны­ми зна­ка­ми, а про­из­ве­ден­ные на тер­ри­то­рии РФ — зе­ле­ны­ми. В юве­ли­р­ной от­рас­ли та­кой кон­троль уже ре­а­ли­зо­ван. Им­пор­т­ные юве­ли­р­ные из­де­лия от оте­че­ствен­ных мо­ж­но от­ли­чить по на­ли­чию клей­ма про­бы и от­тис­ку имен­ни­ка про­из­во­ди­те­ля. На им­пор­т­ных юве­ли­р­ных из­де­ли­ях имен­ни­ка нет, есть толь­ко про­ба.

Факт при­з­на­ния клейм вряд ли уве­ли­чит при­ток в РФ им­пор­та из даль­не­го за­ру­бе­жья че­рез стра­ны ЕврАзЭС. В на­сто­я­щее вре­мя это­му ни­что не пре­пят­ству­ет — вво­зи, клей­ми рос­сий­ским про­би­р­ным клей­мом и про­да­вай. Тем не ме­нее, объ­ем им­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий рез­ко со­кра­ти­л­ся в 2015 г. и уже в 2016 г. со­ста­вил 34% от объ­e­ма им­пор­та 2013 г. А объ­eм им­пор­ти­ро­ван­ной про­дук­ции из стран ЕврАзЭС в 2015 г. со­ста­вил 1,7 %, в 2016 г. — 0,9% к об­ще­му объ­е­му им­пор­та из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Утвер­ж­де­ние, что си­сте­ма «Мар­ки­ро­в­ка» ис­клю­чит воз­мо­ж­ность не­доб­ро­со­ве­ст­ным им­пор­те­рам ука­зать на яр­лы­ках юве­ли­р­ных из­де­лий ло­ж­ную ин­фор­ма­цию о ста­не про­из­во­ди­те­ля спор­но. «Пы­т­ли­вый ум» жу­ли­ков все­г­да най­дет сла­бое ме­сто в лю­бой си­сте­ме и об­ма­нет по­тре­би­те­ля. Хо­те­лось бы от­ме­тить, что со­глас­но су­ще­ству­ю­щим пра­ви­лам си­сте­мы «Мар­ки­ро­в­ка», то­ва­ры вво­зи­мые на тер­ри­то­рию РФ из стран-у­част­ниц ЕврАзЭС мар­ки­ру­ют­ся на тер­ри­то­рии этих стран. При ре­а­ли­за­ции из­де­лий на тер­ри­то­рии РФ, на­не­сен­ные по­став­щи­ком кон­троль­но-и­ден­ти­фи­ка­ци­он­ные зна­ки за­ме­нять не ну­ж­но. А по пра­ви­лам клей­ме­ния юве­ли­р­ных из­де­лий у им­пор­те­ра есть вы­бор: ре­а­ли­зо­вать из­де­лие с клей­мом стран-у­част­ниц ЕврАзЭС или на­пра­вить из­де­лия пе­ред ре­а­ли­за­ци­ей (д­ля под­твер­ж­де­ния ка­че­ства) на опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние рос­сий­ским го­су­дар­ствен­ным про­би­р­ным клей­мом.

При этом хо­чет­ся еще раз оста­но­вить­ся на том, что си­сте­ма обя­за­тель­ной IT мар­ки­ро­в­ки вве­де­на не для кон­тро­ля ка­че­ства про­дук­ции и по­вы­ше­ния до­ве­рия по­тре­би­те­лей, а для кон­тро­ля дви­же­ния то­ва­ра по всей це­поч­ке — от про­из­во­ди­те­ля к по­тре­би­те­лю. Что­бы за­щи­тить ры­нок от «се­рой» про­дук­ции и бо­роть­ся с укло­не­ни­ем от упла­ты на­ло­гов.

При усло­вии вве­де­ния обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки для юве­ли­р­ных из­де­лий пред­при­я­ти­ям (про­из­во­ди­те­лям, им­пор­те­рам, опто­ви­кам, роз­ни­це), участ­ву­ю­щим в про­ек­те «Мар­ки­ро­в­ка», бу­дет не­об­хо­ди­мо про­из­ве­сти сле­ду­ю­щие дей­ствия:

  • офор­мить уси­лен­ную ква­ли­фи­ци­ро­ван­ную элек­трон­ную под­пись ру­ко­во­ди­те­ля ор­га­ни­за­ции (д­ля по­лу­че­ния до­сту­па в си­сте­му «мар­ки­ро­в­ка»);
  • по­лу­чить в на­ло­го­вой ин­с­пе­к­ции справ­ку о том, что у ва­шей ор­га­ни­за­ции нет за­дол­ж­но­стей и/и­ли не­до­и­мо­к;
  • уста­но­вить про­гра­м­м­ное обес­пе­че­ние, под­дер­жи­ва­ю­щее об­мен дан­ны­ми с ГИСМ (Го­су­дар­ствен­ной ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мой мар­ки­ро­в­ки). Про­гра­м­м­ное обес­пе­че­ние дол­ж­но обес­пе­чи­вать пе­ре­да­чу ин­фор­ма­ции о про­дук­ции и о по­сле­ду­ю­щем дви­же­нии про­мар­ки­ро­ван­ной про­дук­ции до по­тре­би­те­ля (на всех эта­пах);
  • про­из­ве­сти за­ку­п­ку обо­ру­до­ва­ния RFID со­в­ме­сти­мую с про­гра­м­м­ным обес­пе­че­ни­ем ГИСМ;
  • всту­пить в ас­со­ци­а­цию GS1RUS (д­ля всех кто про­из­во­дит элек­трон­ное мар­ки­ро­ва­ние). На эта­пе внед­ре­ния си­сте­мы «Мар­ки­ро­в­ка» для ме­хо­вой про­дук­ции член­ство бы­ло бес­плат­но;
  • за­клю­чить до­го­вор с АО «Гознак» на из­го­то­в­ле­ние «КиЗ», по­с­ле че­го — про­из­во­дить мар­ки­ро­в­ку про­дук­ции кон­троль­но-и­ден­ти­фи­ка­ци­он­ным зна­ком (КиЗ).

«КиЗ» – это бланк стро­гой от­чет­но­сти с эле­мен­та­ми (сред­ства­ми) за­щи­ты от под­дел­ки (за­щи­щен­ная по­ли­гра­фи­че­ская про­дук­ция), со­дер­жа­щий встро­ен­ную ра­дио­ча­сто­т­ную мет­ку, пред­на­з­на­чен­ный для мар­ки­ро­в­ки то­ва­ров. Ка­ж­дая мар­ка име­ет уни­каль­ный се­рий­ный но­мер и яв­ля­ет­ся блан­ком стро­гой от­чет­но­сти. Это озна­ча­ет, что при уте­ре или пор­че ка­ж­до­го из них не­об­хо­ди­мо со­з­да­вать акт. «КиЗ» из­го­тав­ли­ва­ют­ся АО «Гознак». Сто­и­мость 1 шт. «КиЗ» для ме­хо­вой про­дук­ции 15-22 руб­лей. Но­си­те­ля­ми ин­фор­ма­ции в кон­троль­но-и­ден­ти­фи­ка­ци­он­ном зна­ке слу­жат дву­мер­ный штри­хо­вой код и мет­ка RFID. Мар­ки­ро­в­ка ме­хо­вых из­де­лий дву­мер­ным ко­дом (QR-ко­дом) не­об­хо­ди­ма для ко­неч­но­го по­тре­би­те­ля. В QR-ко­де за­ши­ф­ро­ва­на ссы­л­ка. Пе­рей­дя по ней, по­ку­па­тель смо­жет по­лу­чить ин­фор­ма­цию о шу­бе или дуб­лeн­ке на сай­те ФНС и убе­дить­ся, что из­де­лие вве­зе­но и за­ку­п­ле­но ле­галь­но. А имен­но: на­и­ме­но­ва­ние то­ва­ра, вид ме­ха, стра­на из­го­то­в­ле­ния, про­из­во­ди­тель, бренд, про­да­вец, но­мер де­кла­ра­ции со­о­т­вет­ствия. Все то, что на юве­ли­р­ной про­дук­ции ука­за­н­но на не­съe­м­ном яр­лы­ке юве­ли­р­но­го из­де­лий.

При про­да­же опто­ви­ку, роз­ни­це, по­тре­би­те­лю, про­да­вец обя­зан зай­ти в ли­ч­ный ка­би­нет на ин­фор­ма­ци­он­ном ре­сур­се «Мар­ки­ро­в­ка» и за­фи­к­си­ро­вать там факт про­да­жи из­де­лия с «КиЗ» в те­че­ние сро­ка, уста­но­в­лен­но­го за­ко­но­да­тель­ством. Это по­в­ле­чет уве­ли­че­ние на­груз­ки на бух­гал­те­ра, а на кру­п­ных пред­при­я­ти­ях воз­мо­ж­но и вве­де­ние до­пол­ни­тель­ной штат­ной еди­ни­цы, т.к. вся ин­фор­ма­ция о ре­а­ли­зо­ван­ном то­ва­ре че­рез си­сте­му «Мар­ки­ро­в­ка» дол­ж­на от­прав­лять­ся в ФНС.

За про­из­вод­ство то­ва­ров без мар­ки­ро­в­ки или с на­ру­ше­ни­ем пра­вил мар­ки­ро­в­ки, по­ку­п­ку и ре­а­ли­за­цию то­ва­ров без мар­ки­ро­в­ки пре­ду­смо­т­рен штраф:

  • для ор­га­ни­за­ций — от 50 тыс. до 300 тыс. руб­лей­;
  • для дол­ж­но­ст­ных лиц и ИП — от 5 тыс. до 10 тыс. руб­лей.

По­ми­мо штра­фа на­ру­ши­те­лей ждет и дру­гое на­ка­за­ние — кон­фис­ка­ция не­мар­ки­ро­ван­ных ме­хо­вых из­де­лий.

Та­к­же с ука­за­н­ной да­ты за от­каз от мар­ки­ро­в­ки ме­хо­вых из­де­лий при­ме­ня­ет­ся уго­ло­в­ная от­вет­ствен­ность в со­о­т­вет­ствии со ста­тьей 171.1 УК РФ.

Вве­де­ние си­сте­мы обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки ме­хо­вой про­дук­ции обу­с­ло­в­ле­но тем, что по­доб­но­го уро­в­ня кон­тро­ля ме­хо­вой ры­нок ра­нь­ше не имел, и это да­ва­ло про­стор для ре­а­ли­за­ции раз­но­об­раз­ных про­ти­во­прав­ных схем. Юве­ли­р­ная же от­расль все­г­да же­ст­ко кон­тро­ли­ро­ва­лась го­су­дар­ством на всех эта­пах обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней. По­ря­док го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля при вво­зе-­вы­во­зе, клей­ме­нии, обо­ро­те юве­ли­р­ной про­дук­ции, поз­во­ля­ет осу­ще­ств­лять тот са­мый кон­троль, ко­то­рый осу­ще­ств­ля­ет­ся си­сте­мой мар­ки­ро­в­ки ме­хо­вой про­дук­ции. В юве­ли­р­ной от­рас­ли клей­ме­ние го­су­дар­ствен­ным про­би­р­ным клей­мом да­ет го­су­дар­ствен­ную га­ран­тию ка­че­ства из­де­лий, и на­хо­дить­ся не­по­сред­ствен­но на из­де­лии, в от­ли­чие от ме­хо­вой про­дук­ции, где кон­троль за ка­че­ством про­дук­ции и со­о­т­вет­стви­ем мар­ки­ро­в­ки то­ва­ру, как и пре­ж­де, воз­ло­жен на Рос­по­треб­на­д­зор и под­твер­ж­да­ет­ся сер­ти­фи­ка­том со­о­т­вет­ствия или де­кла­ра­ци­ей о со­о­т­вет­ствии.

В за­клю­че­нии хо­чу ска­зать, что вве­де­ние обя­за­тель­ной IT мар­ки­ро­в­ки не даст ни­ка­ких пре­и­му­ществ ни рос­сий­ским про­из­во­ди­те­лям, ни го­су­дар­ству, а по­в­ле­чет за со­бой толь­ко уве­ли­че­ние фи­нан­со­вых и тру­до­вых ре­сур­сов и со­кра­ще­ния обо­ро­та про­дук­ции на эта­пе внед­ре­ния си­сте­мы, как это бы­ло в слу­чае с ме­хо­вы­ми из­де­ли­я­ми. Су­ще­ству­ю­щая си­сте­ма го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля до­ста­точ­на для пол­но­го кон­тро­ля на всех эта­пах про­из­вод­ства и ре­а­ли­за­ции из­де­лий. Я не про­тив внед­ре­ния на про­из­вод­стве со­вре­мен­ных элек­трон­ных ло­ги­сти­че­ских про­грамм. Они по­мо­га­ют кон­тро­ли­ро­вать обо­рот сы­рья и про­дук­ции, со­кра­ща­ют вре­мя опе­ра­ций по ло­ги­сти­ке и от­чет­но­сти, но при усло­вии, что ос­на­ще­ние про­из­вод­ства про­ис­хо­дит доб­ро­воль­но по ини­ци­а­ти­ве ру­ко­вод­ства, а не го­су­дар­ства. Мар­ки­ро­в­ка QR ко­дом из­де­лий для бо­лее пол­но­го рас­кры­тия ин­фор­ма­ции воз­мо­ж­но бу­дет спо­соб­ство­вать уве­ли­че­нию до­ве­рия по­тре­би­те­лей, но толь­ко ес­ли это бу­дет про­из­во­дить­ся в доб­ро­воль­ном по­ряд­ке.

У го­су­дар­ства и биз­не­са раз­ные це­ли по­это­му уто­пи­ч­но на­де­ять­ся, что при раз­ра­бо­т­ке дан­ной си­сте­мы мар­ки­ро­в­ки бу­дет ре­а­ли­зо­вы­вать­ся цель –по­вы­ше­ние до­ве­рия по­тре­би­те­лей или раз­ви­тие от­рас­ли.

[ gjr.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->