Палладий: «пузырь», который дороже золота

Раздел: Рынки
18 февраля 2020 г.

Стре­ми­тель­ный рост це­ны пал­ла­дия в 2019 — на­ча­ле 2020 го­дов вы­де­ля­ет его сре­ди осталь­ных пред­ста­ви­те­лей се­мьи дра­г­ме­тал­лов. Пал­ла­дий, ко­то­рый в ос­но­в­ном ис­поль­зу­ет­ся в ка­та­ли­ти­че­ских филь­трах-­ней­тра­ли­за­то­рах вы­х­ло­пов ав­то­мо­би­лей, опе­ре­дил на­и­бо­лее по­пу­ляр­ные дра­г­ме­тал­лы в 2019 го­ду, по­до­ро­жав на $700, до $1920 за ун­цию. В ян­ва­ре, под вли­я­ни­ем но­во­стей о со­кра­ще­нии до­бы­чи в Юж­ной Аф­ри­ке и под­пи­са­ния пе­р­вой ча­сти тор­го­вой сдел­ки ме­ж­ду США и Ки­та­ем, фью­черс на пал­ла­дий до­стиг $2500, та­ким об­ра­зом, по­до­ро­жав на 75% за 12 ме­ся­цев. При­чи­ной яв­ля­ет­ся огра­ни­чен­ность пред­ло­же­ния и рост спро­са из-­за уже­сто­че­ния эко­ло­ги­че­ских стан­дар­тов в Ев­ро­пе и Ки­тае. Не­смо­т­ря на то, что рал­ли пал­ла­дия объ­яс­ня­ет­ся фун­да­мен­таль­ны­ми фа­к­то­ра­ми, те­м­пы ро­ста сто­и­мо­сти дра­г­ме­тал­ла уже пре­взо­шли все про­г­но­зы и обес­по­ко­и­ли да­же «Но­риль­ский ни­кель», ко­то­рый яв­ля­ет­ся ос­но­в­ным про­из­во­ди­те­лем пал­ла­дия и бе­не­фи­ци­а­ром по­вы­ше­ния цен. Опрос London Bullion Market Association (LBMA), опуб­ли­ко­ван­ный в на­ча­ле фев­ра­ля, го­во­рит о том, что экс­пе­р­ты не ви­дят боль­шо­го ап­сай­да для пал­ла­дия с до­сти­г­ну­тых им в ян­ва­ре ма­к­си­му­мов. Од­на­ко ве­ли­ки ря­ды сто­рон­ни­ков дру­гой точ­ки зре­ния: что струк­тур­ный де­фи­цит на фо­не уве­ли­че­ния по­треб­ле­ния обес­пе­чит пал­ла­дию про­дол­же­ние уве­рен­но­го ро­ста. По­ме­шать это­му мо­жет толь­ко за­ме­ще­ние пал­ла­дия бо­лее де­ше­вой пла­ти­ной, ко­то­ро­го по­ка не вид­но, или бур­ное раз­ви­тие элек­тро­мо­би­лей при ста­г­на­ции тра­ди­ци­он­ных бен­зи­но­вых ав­то­мо­би­лей.

ФАКТОРЫ РОСТА

Це­на пал­ла­дия по­с­ле ко­ро­т­ко­го всплес­ка в 2000 го­ду дол­гое вре­мя бы­ла ста­биль­но ни­же пла­ти­ны, бо­лее вос­тре­бо­ван­ной в про­мы­ш­лен­но­сти и юве­ли­р­ном де­ле. С раз­ви­ти­ем ис­поль­зо­ва­ния пла­ти­но­и­дов в ав­то­ка­та­ли­за­то­рах, сни­жа­ю­щих то­к­си­ч­ность вы­бро­сов угар­но­го га­за, пла­ти­на и пал­ла­дий на­шли при­ме­не­ние: пла­ти­на — в ди­зель­ных дви­га­те­лях, пал­ла­дий — в бен­зи­но­вых. Ос­но­вы для рал­ли пал­ла­дия бы­ли за­ло­же­ны в 2015 го­ду, ко­г­да вспы­х­нул «Ди­зель­гейт» — вы­яс­ни­лось, что ав­то­кон­церн Volkswagen под­де­лы­вал эко­ло­ги­че­ские па­ра­мет­ры ди­зель­ных дви­га­те­лей на сво­их ав­то. По­с­ле это­го под дав­ле­ни­ем ре­гу­ля­то­ров ев­ро­пей­ский ры­нок ди­зель­ных ав­то­мо­би­лей стал те­рять по­зи­ции в поль­зу ма­шин с бен­зи­но­вы­ми и ги­брид­ны­ми дви­га­те­ля­ми, в ка­та­ли­ти­че­ских эле­мен­тах ко­то­рых со­дер­жа­ние пал­ла­дия су­ще­ствен­но вы­ше.

О­се­нью 2017 го­да пал­ла­дий впе­р­вые за 16 лет обо­г­нал пла­ти­ну, а с 2018 го­да он уже ста­биль­но тор­гу­ет­ся вы­ше зо­ло­та.

Не­смо­т­ря на то, что пал­ла­дий дол­го го­то­ви­л­ся к сво­е­му ны­не­ш­не­му ме­сту, ди­на­ми­ка его ро­ста в 2019 го­ду ока­за­лась сюр­при­зом для ана­ли­ти­ков и экс­пе­р­тов. Ре­гу­ляр­ный опрос LBMA, про­во­див­ший­ся в кон­це 2018 - на­ча­ле 2019 го­дов, от­во­дил пал­ла­дию роль худ­ше­го сре­ди че­ты­рех дра­го­цен­ных ме­тал­лов (зо­ло­та, се­ре­бра, пла­ти­ны и пал­ла­дия). Кон­сен­сус­ным ре­зуль­та­том опро­са бы­ло па­де­ние сред­ней це­ны на 3,1%, до $1268 за ун­цию. В ито­ге про­г­ноз экс­пе­р­тов ока­за­л­ся на 17,5% ни­же сло­жив­ше­го­ся в те­че­ние го­да по­ка­за­те­ля в $1537. Клю­че­вым ар­гу­мен­том в поль­зу то­го, что рост пал­ла­дия бу­дет сдер­жан­ным, бы­ли опа­се­ния на­с­чет ро­ста про­из­вод­ства ав­то­мо­би­лей в Ки­тае и ма­к­ро­эко­но­ми­че­ская не­о­пре­де­лен­но­сть.

Но не­смо­т­ря на со­кра­ще­ние ав­то­мо­биль­но­го ры­н­ка в 2019 го­ду, спрос на ме­талл ока­за­л­ся вы­со­ким. Ва­ж­ную роль сыг­ра­ло уже­сто­че­ние эко­ло­ги­че­ских стан­дар­тов. «У­же­сто­че­ние за­ко­но­да­тель­ства о вы­бро­сах и бо­лее стро­гие ре­жи­мы ис­пы­та­ний тран­с­пор­т­ных средств в на­сто­я­щее вре­мя при­во­дят к уве­ли­че­нию за­гру­зок пал­ла­дия в ав­то­ка­та­ли­за­то­рах на ос­но­в­ных ры­н­ках», - го­во­ри­лось в май­ском об­зо­ре Johnson Matthey, кру­п­ней­ше­го в ми­ре дис­три­бью­то­ра ме­тал­лов пла­ти­но­вой груп­пы. Вве­де­ние но­во­го эко­ло­ги­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния пра­к­ти­че­ски во всех клю­че­вых ре­ги­о­нах, в том чис­ле China 6 в Ки­тае, Tier 3 в США, Euro 6d в ЕС, Bharat 6 в Ин­дии поз­во­ли­ло ко­м­пе­н­си­ро­вать не­га­тив­ный эф­фект от сла­бых объ­е­мов про­даж ав­то­мо­би­лей, от­ме­чал «Нор­ни­кель» в от­че­те за первую по­ло­ви­ну 2019 го­да.

Вслед за ЕС в 2019 го­ду но­вые эко­ло­ги­че­ские стан­дар­ты ста­ли дей­ство­вать в Ки­тае, где не­ко­то­рые го­ро­да и про­вин­ции ра­нее, чем пла­ни­ро­ва­лось, пе­ре­шли на стан­дарт бен­зи­на China 6 в ра­м­ках трех­лет­ней про­гра­м­мы «Би­т­ва за го­лу­бое не­бо». По оцен­кам спе­ци­а­ли­стов, это при­ве­ло к уве­ли­че­нию объ­е­ма пал­ла­дия в ка­та­ли­за­то­рах ав­то­мо­би­лей для ки­тай­ско­го ры­н­ка при­мер­но на 30%. «Око­ло тре­ти про­из­вод­ства ле­г­ко­вых ав­то­мо­би­лей с бен­зи­но­вым дви­га­те­лем в этом го­ду бу­дут со­став­лять мо­де­ли, со­о­т­вет­ству­ю­щие China 6, и это при­ве­дет к дву­з­на­ч­но­му ро­сту со­дер­жа­ния пал­ла­дия в ка­та­ли­за­то­рах, уве­ли­чив спрос на пал­ла­дий в ки­тай­ской ав­то­мо­биль­ной про­мы­ш­лен­но­сти по­чти на пол­ми­л­ли­о­на ун­ций, до 2,56 млн ун­ций», - по­яс­ня­лось в об­зо­ре Johnson Matthey. Оче­ред­ной ра­унд уже­сто­че­ния эко­ло­ги­че­ских норм в Ки­тае на­ме­чен на 2023 год.

В то же вре­мя спад про­даж ав­то­мо­би­лей, на ко­то­рые при­хо­ди­т­ся 70% спро­са на пал­ла­дий, ока­за­л­ся в про­ш­лом го­ду не та­ким боль­шим, как ожи­да­лось. Про­да­жи ав­то­мо­би­лей в США к но­яб­рю по­ка­за­ли рост на 2% по­с­ле па­де­ния на 3% в на­ча­ле го­да, в ЕС – на 5% по­с­ле па­де­ния на 2%. В Ки­тае про­да­жи со­кра­ти­лись, но ди­на­ми­ка ста­ла ме­нее удру­ча­ю­щей: ми­нус 4% в но­яб­ре про­тив ми­нус 13% в на­ча­ле го­да.

В 2020 го­ду, по оцен­ке «ВТБ Ка­пи­та­ла», гло­баль­ные про­да­жи ав­то­мо­би­лей вы­рас­тут на 4,8% про­тив 4-­про­цен­т­но­го па­де­ния в 2019 го­ду, что уси­лит де­фи­цит пал­ла­дия, ко­то­рый уве­ли­чи­т­ся до 1,8 млн ун­ций (15% от спро­са). Си­ту­а­ция не из­ме­ни­т­ся в бли­жай­шие го­ды и де­фи­цит бу­дет на­рас­тать до 2023 го­да, ко­г­да он до­сти­г­нет 2,34 млн ун­ций, счи­та­ет банк.

ПРОИЗВОДСТВО И ДЕФИЦИТ

Улуч­ше­ние спро­са в ав­то­про­ме про­ис­хо­дит на фо­не сни­же­ния по­ста­вок ме­тал­ла и ро­ста де­фи­ци­та, и это про­во­ци­ру­ет опа­се­ния, что рас­ту­щий спрос на пал­ла­дий не бу­дет удо­в­ле­тво­рен за счет по­ста­вок гор­но­до­бы­ва­ю­щих ко­м­па­ний и вто­ри­ч­но­го про­из­вод­ства. Про­из­вод­ство пал­ла­дия в Юж­ной Аф­ри­ке про­дол­жа­ет сни­жать­ся из-­за ис­то­ще­ния шахт и не­до­фи­нан­си­ро­ва­ния.

Исто­ри­че­ски пал­ла­дий вы­сту­пал в ро­ли по­боч­но­го про­дук­та в гор­ной до­бы­че — в Рос­сии он со­дер­жи­т­ся в ру­дах, из ко­то­рых про­из­во­ди­ли в первую оче­редь ни­кель, в Юж­ной Аф­ри­ке — пла­ти­ну. Един­ствен­ные в ми­ре ме­сто­ро­ж­де­ния с пре­и­му­ще­ствен­ным со­дер­жа­ни­ем пал­ла­дия на­хо­дят­ся в Се­вер­ной Аме­ри­ке.

Ос­но­в­ная часть ми­ро­во­го пал­ла­дия про­из­во­ди­т­ся «Но­риль­ским ни­ке­лем», на ко­то­рый при­хо­ди­т­ся 41% гло­баль­но­го про­из­вод­ства это­го дра­г­ме­тал­ла. В 2019 го­ду «Нор­ни­кель» вы­пу­стил 2,922 млн ун­ций пал­ла­дия и 702 тыс. ун­ций пла­ти­ны. Ко­м­па­ния про­из­во­дит пла­ти­но­и­ды из суль­фид­ных руд Тай­мы­р­ско­го по­лу­о­ст­ро­ва, где он яв­ля­ет­ся по­боч­ным про­дук­том. В от­ли­чие от юж­но­а­ф­ри­кан­ских, по­тен­ци­ал ме­сто­ро­ж­де­ний Тай­мы­ра не ис­чер­пан, и ли­дер­ство «Нор­ни­ке­ля» толь­ко укре­пи­т­ся с вво­дом про­ек­та «Ар­к­тик Пал­ла­дий», за­па­сы ко­то­ро­го со­дер­жат око­ло 4,3 тыс. т пла­ти­но­и­дов. Дру­гие кру­п­ные про­из­во­ди­те­ли пал­ла­дия - Anglo American Platinum (Amplats), ли­ди­ру­ю­щий в ми­ре по про­из­вод­ству пла­ти­ны, Sibanye-Stillwater, вы­пус­ка­ю­щий 2,1 млн ун­ций, и Impala Platinum с 850 тыс. ун­ций.

Пер­ви­ч­ное пред­ло­же­ние пал­ла­дия в 2019 го­ду, по оцен­кам «Нор­ни­ке­ля», со­ста­вит 7,1 млн ун­ций (рост на 250 тыс. ун­ций к 2018 го­ду). Про­из­вод­ство из ло­мов та­к­же уве­ли­чи­т­ся до 3,3 млн ун­ций (на 100 тыс. ун­ций). Од­на­ко, да­же с уче­том ро­ста, пред­ло­же­ние бу­дет ни­же спро­са, ры­нок про­дол­жит оста­вать­ся в струк­тур­ном де­фи­ци­те, ко­то­рый оце­ни­ва­ет­ся в 600 тыс. ун­ций.

С­прос на пал­ла­дий в 2018 го­ду вы­рос до 10,1 млн ун­ций с 9,3 млн ун­ций в 2016 го­ду, ос­но­в­ным его драй­ве­ром яв­ля­ет­ся ав­то­мо­биль­ная от­расль, по­треб­ность ко­то­рой в пал­ла­дии вы­рос­ла за это вре­мя до 8,6 млн ун­ций с 7,9 млн ун­ций, го­во­ри­т­ся в об­зо­ре Johnson Matthey.

Johnson Matthey оце­ни­ва­ет де­фи­цит пал­ла­дия в 2019 го­ду в 809 тыс. ун­ций про­тив 121 тыс. ун­ций го­дом ра­нее. В те­че­ние пред­ше­ству­ю­щих не­сколь­ких лет не­до­ста­ток ме­тал­ла на ры­н­ке ко­м­пе­н­си­ро­вал­ся за счет би­р­же­вых фон­дов, ори­ен­ти­ро­ван­ных на вло­же­ния в пал­ла­дий. Но с се­ре­ди­ны 2015 го­да ак­ти­вы та­ких фон­дов сни­зи­лись в пять раз — с 3 млн ун­ций до ме­нее 0,6 млн ун­ций, сви­де­тель­ству­ют дан­ные Bloomberg. «За­па­сы ме­тал­ла в ETF ... уже не мо­гут по­кры­вать раз­ни­цу ме­ж­ду про­мы­ш­лен­ным по­треб­ле­ни­ем и по­став­ка­ми», - го­во­ри­т­ся в ис­сле­до­ва­нии Johnson Matthey.

«Нор­ни­кель» ожи­да­ет, что в 2020 го­ду спрос на пал­ла­дий по­вы­си­т­ся на 4% (на 400 тыс. ун­ций) при ро­сте по­ста­вок про­из­во­ди­те­лей на 3% (на 300 ун­ций). Экс­пе­р­ты «Нор­ни­ке­ля» про­г­но­зи­ру­ют пре­вы­ше­ние по­треб­ле­ния пал­ла­дия над про­из­вод­ством вплоть до 2025 го­да. Это свя­за­но в первую оче­редь с уве­ли­че­ни­ем ко­ли­че­ства ме­тал­ла, ис­поль­зу­е­мо­го в ка­та­ли­за­то­рах ма­шин с дви­га­те­ля­ми внут­рен­не­го сго­ра­ния, в том чис­ле ги­бри­дов. «Де­фи­цит пал­ла­дия уси­ли­т­ся в свя­зи с по­сте­пе­н­ным вос­ста­но­в­ле­ни­ем ав­то­мо­биль­но­го про­из­вод­ства. Ожи­да­ет­ся, что это про­и­зой­дeт бла­го­да­ря ме­рам го­су­дар­ствен­ной под­дер­ж­ки про­даж ав­то­мо­би­лей в Ки­тае, а та­к­же уси­ли­ям ав­то­про­из­во­ди­те­лей по со­о­т­вет­ствию но­вым за­ко­но­да­тель­ным тре­бо­ва­ни­ям. В дол­го­сроч­ной пе­р­с­пе­к­ти­ве про­г­но­зи­ру­ет­ся по­треб­ность в су­ще­ствен­ном до­пол­ни­тель­ном про­из­вод­стве пал­ла­дия, ко­то­рое мо­жет быть обес­пе­че­но за счет стро­и­тель­ства но­вых про­ек­тов его клю­че­вы­ми участ­ни­ка­ми и пе­ре­ра­бо­т­ки вто­ри­ч­но­го сы­рья», - го­во­ри­лось в от­че­те «Нор­ни­ке­ля».

ПУЗЫРЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНЫЙ ИТОГ ДЕФИЦИТА?

Рал­ли пал­ла­дия вы­з­ва­ло бес­по­кой­ство у «Нор­ни­ке­ля», ко­то­рый стра­те­ги­че­ски за­ин­те­ре­со­ван в сни­же­нии во­ла­тиль­но­сти ме­тал­ла, при­но­ся­ще­го сей­час око­ло 45% вы­руч­ки. Фи­нан­со­вые спе­ку­лян­ты со­з­да­ли на ры­н­ке пал­ла­ди­е­вый «пу­зы­рь», что мо­жет пло­хо от­ра­зить­ся на от­рас­ли, за­явил в ян­ва­ре аген­т­ству Bloomberg ди­рек­тор де­пар­та­мен­та мар­ке­тин­га «Нор­ни­ке­ля» Ан­тон Бер­лин. «Пря­мой спрос со сто­ро­ны про­мы­ш­лен­но­сти рас­тет не так быст­ро, как мо­ж­но бы­ло бы сде­лать вы­вод, ис­хо­дя из ди­на­ми­ки це­ны», - по­яс­нил он.

«Нор­ни­кель» го­тов пред­при­нять ша­ги, что­бы сгла­дить опа­се­ния де­фи­ци­та на ры­н­ке. «Нор­ни­кель» в ос­но­в­ном вы­пус­ка­ет пал­ла­дий в по­ро­ш­ках, но та­кой вид это­го дра­г­ме­тал­ла не ис­поль­зу­ет­ся фи­нан­со­вы­ми ин­ве­сто­ра­ми. По­это­му ко­м­па­ния пла­ни­ру­ет уве­ли­чить про­да­жи пал­ла­дия в сли­т­ках ин­ве­сти­ци­он­но­го ка­че­ства вме­сто по­ро­ш­ков, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся про­мы­ш­лен­ны­ми по­тре­би­те­ля­ми. Тем са­мым «Нор­ни­кель» на­де­ет­ся сни­зить во­ла­тиль­ность на ры­н­ке пал­ла­дия.

Рал­ли на ры­н­ке пал­ла­дия не яв­ля­ет­ся «пу­зы­рем» и мо­жет про­дол­жить­ся, по­сколь­ку Ки­тай фор­си­ру­ет про­гра­м­му по со­кра­ще­нию вы­бро­сов, счи­та­ет гла­ва Amplats Крис Гри­ф­фит. Де­фи­цит пред­ло­же­ния в раз­ме­ре око­ло 1 млн ун­ций бу­дет под­дер­жи­вать це­ны до тех пор, по­ка ав­то­про­из­во­ди­те­ли не на­ч­нут за­ме­нять пал­ла­дий пла­ти­ной, за­явил он: «Есть огро­м­ный де­фи­цит, и это при­во­дит к ро­сту цен. Это не «пу­зы­рь» и то, что про­ис­хо­дит, от­нюдь не стран­но. Не су­ще­ству­ет крат­ко­сроч­но­го ре­ше­ния про­б­ле­мы де­фи­ци­та по­ста­вок».

ПРОГНОЗЫ ПО ЦЕНЕ

О­жив­ле­ние про­даж ав­то­мо­би­лей и рост со­дер­жа­ний пал­ла­дия в ка­та­ли­за­то­рах, по оцен­ке «ВТБ Ка­пи­та­ла» мо­гут при­ве­сти к по­вы­ше­нию сред­ней це­ны пал­ла­дия в на­сту­пив­шем го­ду до $2000 за ун­цию, при­чем крат­ко­сроч­но в на­ча­ле го­да она мо­жет при­б­ли­зить­ся к $2500.

А­на­ли­ти­ки BofA в кон­це ян­ва­ря по­вы­си­ли про­г­ноз цен на пал­ла­дий в 2020 го­ду на 82% - до $2988 за ун­цию (по­тен­ци­ал ро­ста в 22% к спо­то­вой це­не) с ожи­да­е­мым пи­ком в $3,5 тыс. за ун­цию в IV квар­та­ле 2020 го­да. Про­г­ноз­ная сто­и­мость пал­ла­дия в 2021 го­ду бы­ла по­вы­ше­на на 102% - до $2625 за ун­цию.

Банк ABN Amro по­вы­сил про­г­ноз по це­нам в 2020 го­ду на 27%, до $1968 за ун­цию, от­ра­жая про­и­зо­шед­ший рост цен, но от­ме­тил уяз­ви­мость пе­р­с­пе­к­тив это­го дра­г­ме­тал­ла в за­ви­си­мо­сти от успе­ха от­рас­ли элек­тро­мо­би­лей. Ожи­да­ния по сред­ней це­не пал­ла­дия в 2021 го­ду ABN Amro по­вы­cил на 10%, до $1613 за ун­цию.

Све­жий про­г­ноз LBMA 2020 Precious metals forecasts survey пред­по­ла­га­ет сред­нюю це­ну пал­ла­дия на уро­в­не $2116 за ун­цию. Уже в ян­ва­ре пал­ла­дий до­стиг $2500, пре­вы­сив про­г­но­зы не­ко­то­рых ана­ли­ти­ков на весь год. По­это­му, хо­тя про­г­ноз­ный по­ка­за­тель на 38% вы­ше сред­ней це­ны 2019 го­да, рост по срав­не­нию с ян­ва­рем очень скро­мен — все­го 2,5%. Это го­во­рит о пре­и­му­ще­ствен­но кон­сер­ва­тив­ных ожи­да­ни­ях и воз­мо­ж­но­сти рез­кой про­са­д­ки ме­тал­ла в 2020 го­ду. «Это слу­чай, ко­г­да сто­ит при­сте­г­нуть на­ши ре­м­ни, по­то­му что нам пред­сто­ит пу­те­ше­ствие по боль­шим уха­бам (bumpy ride) в 2020 го­ду», - за­клю­ча­ет LBMA.

Од­на­ко сло­ж­но по­ру­чить­ся, что ре­аль­ность не смо­жет вновь силь­но опе­ре­дить про­г­но­зы. Один из са­мых успе­ш­ных про­г­но­зи­стов в ис­то­рии опро­сов LBMA, не­за­ви­си­мый ана­ли­тик Росс Нор­ман, про­г­ноз ко­то­ро­го по це­не пал­ла­дия в 2019 го­ду ока­за­л­ся на­и­бо­лее близ­ким к дей­стви­тель­но­сти, ожи­да­ет сред­нюю це­ну на уро­в­не $2485. «Бы­чья» ис­то­рия про­дол­жа­ет­ся, и спе­ку­лян­ты в ней, ско­рее все­го, не при­ня­ли уча­стия, так как объ­ем пал­ла­дия в ETF сни­жал­ся за по­след­ние 2 го­да, упав до 1 млн ун­ций, счи­та­ет Нор­ман. Вз­лет пал­ла­дия — это, ско­рее, ис­то­рия не­до­ста­точ­но­го пред­ло­же­ния, чем ак­тив­но­го спро­са, объ­яс­ня­ет он. Уси­ли­ва­ю­щий­ся в те­че­ние 8 лет де­фи­цит обер­нул­ся устой­чи­вым со­кра­ще­ни­ем до­сту­п­ных за­па­сов. При при­б­ли­же­нии к уро­в­ням их ис­то­ще­ния, эф­фект для це­ны пал­ла­дия ста­нет не­про­пор­ци­о­наль­ным, ее мо­жет ждать экс­по­нен­ци­аль­ный ро­ст.

РИСКИ

Клю­че­вая ис­то­рия для пал­ла­дия — спрос со сто­ро­ны тра­ди­ци­он­но­го ав­то­про­ма и уве­ли­че­ние вы­пус­ка ав­то­мо­би­лей с бен­зи­но­вы­ми или ги­брид­ны­ми дви­га­те­ля­ми.

Рис­ком для рал­ли вы­г­ля­дит ­со­кра­ще­ние про­даж ав­то­мо­би­лей­, что осла­б­ля­ет дав­ле­ние на це­ны, но по­ка это ко­м­пе­н­си­ру­ет­ся уже­сто­че­ни­ем гло­баль­ных стан­дар­тов по вы­х­ло­пам, за­клю­ча­ет Росс Нор­ман.

«Пу­зырь мо­жет сдуть­ся, по­сколь­ку ав­то­мо­биль­ная про­мы­ш­лен­но­сть, ко­то­рая все­це­ло не­сет от­вет­ствен­ность за рост спро­са на пал­ла­дий, мо­жет охла­дить по­тен­ци­ал ме­тал­ла», – счи­та­ет ана­ли­тик бло­га Mining Technology Д.Кей­си.

Он та­к­же от­ме­ча­ет си­м­п­то­мы то­го, что «­пред­ло­же­ние на­чи­на­ет до­го­нять спрос» - ряд про­ек­тов на­хо­ди­т­ся в ста­дии по­лу­че­ния раз­ре­ше­ний или рас­кон­сер­ви­ру­ет­ся, го­то­вясь вне­сти свой вклад в сна­б­же­ние ры­н­ка ме­тал­лом. В част­но­сти, ка­на­д­ский гор­но­до­бы­т­чик Ivanhoe за­вер­шил feasibility study про­ек­та Platreef в ЮАР, где пла­ни­ру­ет про­из­во­дить 219 тыс. ун­ций пал­ла­дия в год. Ко­м­па­ния North American Palladium пла­ни­ру­ет про­дол­жить под­зе­м­ные опе­ра­ции на сво­ей ра­нее за­кон­сер­ви­ро­ван­ной из-­за низ­ких цен шах­те Lac Des Illes в Ка­на­де и про­из­ве­сти там 2,32 млн ун­ций ме­тал­ла до 2027 го­да. Аме­ри­кан­ская Platinum Group Metals, в пар­т­нер­стве с тя­же­ло­ве­сом ин­ду­стрии Implats и JOGMEC, ин­ве­сти­ру­ет $874 млн в про­ект Waterberg в ЮАР, за­па­сы ко­то­ро­го на­с­чи­ты­ва­ют 19,5 млн ун­ций пал­ла­дия. Ко­м­па­ния ожи­да­ет, что Waterberg ста­нет од­ним из на­и­бо­лее при­быль­ных руд­ни­ков в от­рас­ли, про­из­во­дя еже­год­но око­ло 420 тыс. ун­ций в год в те­че­ние 45 лет. Тем не ме­нее, про­ек­ты, свя­за­н­ные с про­из­вод­ством пре­и­му­ще­ствен­но пал­ла­дия, как мы уже от­ме­ча­ли, очень ред­ки; ча­сто да­же на­ли­чие боль­ших за­па­сов не все­г­да га­ран­ти­ру­ет фи­нан­со­вую при­в­ле­ка­тель­но­сть, по­это­му ли­де­ры ин­ду­стрии на де­ся­ти­ле­тия за­стра­хо­ва­ны от по­яв­ле­ния кру­п­ных кон­ку­рен­тов.

В дол­го­сроч­ной пе­р­с­пе­к­ти­ве ре­ша­ю­щим фа­к­то­ром бу­дет успех от­рас­ли элек­тро­мо­би­лей­, го­во­ри­т­ся в об­зо­ре ABN Amro. Ес­ли этот ры­нок стре­ми­тель­но вы­рас­тет, а об­щие про­да­жи тра­ди­ци­он­ных ав­то ока­жут­ся уме­рен­ны­ми, спрос на пал­ла­дий упа­дет. Дер­жа это со­об­ра­же­ние в уме, про­из­во­ди­те­ли пал­ла­дия, ско­рее все­го, не за­хо­тят ин­ве­сти­ро­вать в дол­го­сроч­ные про­ек­ты по до­бы­че это­го ме­тал­ла. Ско­рее, они по­пы­та­ют­ся из­влечь вы­го­ду из те­ку­ще­го со­сто­я­ния ры­н­ка и вы­со­ких цен. Ес­ли рал­ли на ры­н­ке пал­ла­дия оста­но­ви­т­ся, це­на бу­дет близ­ка к $1500 за ун­цию на ос­но­ве фун­да­мен­таль­ных по­ка­за­те­лей, счи­та­ют ана­ли­ти­ки ABN Amro.

Е­ще один риск — ­за­ме­ще­ние пал­ла­дия в ав­то­ка­та­ли­за­то­рах пла­ти­ной­. Ди­на­ми­ка це­ны на пла­ти­ну ме­нее впе­чат­ля­ю­щая, чем у пал­ла­дия — в про­ш­лом го­ду ме­талл по­до­ро­жал на 21%, не вос­пол­нив по­терь, на­не­сен­ных «Ди­зель­гей­том». Пре­мия пал­ла­дия к пла­ти­не по ито­гам 2019 го­да до­сти­г­ла $675, что ста­вит во­прос о це­ле­со­об­раз­но­сти ис­поль­зо­ва­ния в ав­то­ка­та­ли­за­то­рах бо­лее де­ше­вой и близ­кой по ха­ра­к­те­ри­сти­кам пла­ти­ны.

По мне­нию ана­ли­ти­ков Bank of America Merrill Lynch, хо­тя огра­ни­чен­ные по­став­ки пал­ла­дия по-­пре­ж­не­му под­дер­жи­ва­ют це­ны, ав­то­про­из­во­ди­те­ли мо­гут об­ра­тить­ся к аль­тер­на­тив­ным ва­ри­ан­там. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что в бли­жай­шие не­сколь­ко лет у ав­то­про­из­во­ди­те­лей мо­гут воз­ни­к­нуть пе­ре­бои с пал­ла­ди­ем, так как ми­ро­вые по­став­ки бу­дут оста­вать­ся на пре­ж­нем уро­в­не (о­ко­ло 10,2 млн ун­ций в год). «Ав­то­про­из­во­ди­те­ли на­чи­на­ют ис­кать за­ме­ну. Ве­ро­ят­но, на это уй­дет еще 12-18 ме­ся­цев, – ска­зал Financial Times ана­ли­тик Bank of America Май­кл Вид­мер. - Чем быст­рее они най­дут за­ме­ну или из­ме­нят ка­та­ли­за­то­ры, тем быст­рее за­кон­чи­т­ся рал­ли».

«В свя­зи с тем, что це­ны на пал­ла­дий уста­но­ви­ли но­вые ре­кор­ды, а сред­няя пре­мия к пла­ти­не вы­рос­ла до бо­лее чем $600 за ун­цию, по­яви­лись cпе­ку­ля­ции о воз­мо­ж­но­сти пе­ре­хо­да от пал­ла­дия к пла­ти­не в не­ко­то­рых ви­дах ав­то­ка­та­ли­за­то­ров», - го­во­ри­лось в про­ш­ло­год­нем об­зо­ре Johnson Matthey.

Тем не ме­нее, Johnson Matthey кон­ста­ти­ро­вал, что «на се­го­д­ня­ш­ний день рост цен на пал­ла­дий не ока­зал за­мет­но­го вли­я­ния на спрос ав­то­про­ма на пла­ти­но­и­ды». «В бли­жай­шем бу­ду­щем мо­жет по­явить­ся воз­мо­ж­ность за­ме­ны ча­сти пал­ла­дия пла­ти­ной в сек­то­ре ле­г­ких ди­зель­ных дви­га­те­лей, но за­ме­на трех­ко­м­по­нен­т­ных бен­зи­но­вых ка­та­ли­за­то­ров зай­мет боль­ше вре­ме­ни и по­тре­бу­ет зна­чи­тель­ных улуч­ше­ний тех­но­ло­гии», - под­чер­к­нул Johnson Matthey.

У пла­ти­ны и пал­ла­дия, при всей их бли­зо­сти, есть ряд раз­ли­чий в свой­ствах, по­яс­ня­ет Johnson Matthey. «Вы­со­кие це­ны на пал­ла­дий при­ве­ли к ин­тен­си­фи­ка­ции про­грамм по раз­ра­бо­т­ке и ис­пы­та­нию пла­ти­но­со­дер­жа­щих трех­ко­м­по­нен­т­ных ка­та­ли­за­то­ров. Од­на­ко до сих пор сло­ж­но со­по­ста­вить ха­ра­к­те­ри­сти­ки су­ще­ству­ю­щих пал­ла­ди­е­во-ро­ди­е­вых ка­та­ли­за­то­ров, по­сколь­ку пал­ла­дий име­ет луч­шую тер­ми­че­скую ста­биль­но­сть, чем пла­ти­на, при оди­на­ко­вых те­м­пе­ра­ту­рах вы­х­ло­п­ных га­зов бен­зи­на. Да­же ес­ли обо­га­щен­ные пла­ти­ной трех­ко­м­по­нен­т­ные ка­та­ли­за­то­ры мо­гут де­мон­стри­ро­вать эк­ви­ва­лен­т­ную про­из­во­ди­тель­но­сть, лю­бая зна­чи­мая за­ме­на, ве­ро­ят­но, зай­мет не ме­нее 2-3 лет», - счи­та­ет Johnson Matthey.

«Нор­ни­кель» та­к­же не фи­к­си­ру­ет при­з­на­ков угро­зы пал­ла­дию, обу­с­ло­в­лен­ных его по­до­ро­жа­ни­ем. «Со­глас­но на­шим на­б­лю­де­ни­ям, ав­то­кон­цер­ны не то­ро­пят­ся за­ме­щать пал­ла­дий на пла­ти­ну, по­сколь­ку в дан­ный мо­мент все их уси­лия на­прав­ле­ны на со­о­т­вет­ствие но­вым эко­ло­ги­че­ским стан­дар­там, осо­бен­но с уче­том бо­лее тре­бо­ва­тель­ных те­стов в усло­ви­ях ре­аль­но­го во­ж­де­ния», - от­ме­ча­ла ко­м­па­ния.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->