Спрос на ювелирные изделия в премиум-сегменте вырос

Раздел: Рынки
09 февраля 2022 г.

В по­след­ние дни об­ще­рос­сий­ские СМИ ак­тив­но об­су­ж­да­ют со­об­ще­ния о ро­сте юве­ли­р­но­го ры­н­ка Рос­сии в 2021 го­ду в де­не­ж­ном вы­ра­же­нии на 27% от­но­си­тель­но по­ка­за­те­лей 2020 го­да. Что озна­ча­ют эти ци­ф­ры?

На 25,0 % в мас­се под­ня­лись за год объ­е­мы за­клей­мен­ных юве­ли­р­ных из­де­лий из зо­ло­та (с 40,69 тонн в 2020 г. до 50,86 тонн в 2021 г.). А вот в шту­ках рост за­клей­мен­ных из­де­лий из зо­ло­та со­ста­вил все­го 5,1% (с 41,74 млн. штук до 43,86 млн. штук в 2021 г.). Ис­хо­дя из то­го, что успе­хи тор­го­в­ли сти­му­ли­ру­ют спрос на но­вое про­из­вод­ство/и­м­порт, мо­ж­но кон­ста­ти­ро­вать: за год чис­ло по­ку­пок юве­ли­р­ных из­де­лий уве­ли­чи­лось все­го на 5%, а вот мас­са при­об­ре­та­е­мых из­де­лий из зо­ло­та (со­о­т­вет­ствен­но, и сто­и­мо­сть) воз­рос­ла на 20%. Раз­ни­ца су­ще­ствен­ная (15%). Вы­вод: пла­те­же­с­по­соб­ный спрос воз­рос у опре­де­лен­ной груп­пы по­ку­па­те­лей, но чис­ло пла­те­же­с­по­соб­ных по­ку­па­те­лей вы­рос­ло не сли­ш­ком силь­но.

Без­у­преч­но кор­рек­т­ный ана­лиз ры­н­ка юве­ли­р­ных из­де­лий из се­реб­ра не­воз­мо­жен из-­за от­сут­ствия ре­ле­ван­т­ной ста­ти­сти­ки: клей­ме­ние рос­сий­ских из­де­лий из се­реб­ра доб­ро­воль­ное. В 2021 го­ду 77,7% об­ще­го объ­е­ма за­клей­мен­ных из­де­лий из се­реб­ра бы­ли им­пор­т­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, для них клей­ме­ние обя­за­тель­но (в 2020 го­ду на им­порт за­клей­мен­ных из­де­лий из се­реб­ра при­хо­ди­лось лишь 52,9%).

Л­ю­бо­пы­т­но, что в се­реб­ре ди­на­ми­ка спа­да за­клей­мен­ных из­де­лий в шту­ках (19, 48 млн. штук в 2020 г. и 15,85 млн. штук в 2021 г., па­де­ние 18,6%) и в мас­се (102,1 тонн в 2020 г. и 71,12 тонн в 2021 г., па­де­ние 30,3%) име­ет про­ти­во­по­ло­ж­ный зо­ло­ту тренд: в мас­се из­де­лий па­де­ние ока­за­лось на 11,7% боль­шим, чем в шту­ках. От­сю­да вы­вод: в са­мом ни­ж­нем це­но­вом се­г­мен­те юве­ли­р­ных из­де­лий пла­те­же­с­по­соб­ный спрос за год со­кра­ти­л­ся су­ще­ствен­но, при­чем по­ку­па­те­ли ста­ли еще боль­ше эко­но­мить, вы­би­рая из­де­лия из се­реб­ра как мо­ж­но ле­г­ко­вес­нее.

Кар­ти­на ожи­да­е­мая: бо­га­тые в на­шем со­ци­у­ме про­дол­жа­ют бо­га­теть, а бед­ные – бед­неть. Ры­нок юве­ли­р­ных из­де­лий, как пред­ме­тов не са­мой пе­р­вой не­об­хо­ди­мо­сти, лишь под­твер­ж­да­ет это. Пан­де­мия, с ее след­стви­я­ми в ви­де за­кры­тых гра­ниц и па­де­ни­ем до­хо­дов ма­ло­го биз­не­са из-­за ло­к­да­у­нов, внес­ла ва­ж­ный вклад в раз­но­на­прав­лен­ную ди­на­ми­ку не толь­ко до­хо­дов рос­си­ян, но и на­прав­ле­ний их рас­хо­до­ва­ния.

По­ку­па­те­ли рос­сий­ских юве­ли­р­ных из­де­лий и до пан­де­мии бы­ли по боль­шей ча­сти не­бо­га­ты­ми, а по ми­ро­вым мер­кам бед­ны­ми лю­дь­ми. По дан­ным Рос­ста­та, сред­ние по­тре­би­тель­ские рас­хо­ды на чле­на до­ма­ш­не­го хо­зяй­ства в 2020 го­ду со­став­ля­ли все­го 18578 руб­лей в ме­сяц ($257 при сред­нем по го­ду кур­се 72,32 $/руб.). При этом все за­тра­ты на «дру­гие то­ва­ры и услу­ги, свя­за­н­ные с ор­га­ни­за­ци­ей от­ды­ха и куль­тур­ных ме­ро­при­я­тий», со­став­ля­ли в ме­сяц в сред­нем все­го 7,1% за­трат, т.е. 1319 руб. в ме­сяц (о­ко­ло $18,2). За год это 15828 руб­лей на че­ло­ве­ка. Ес­ли бы усло­в­ная сред­не­ста­ти­сти­че­ская рос­си­ян­ка все сво­бод­ные сред­ства, остав­лен­ные на раз­в­ле­че­ния, в те­че­ние го­да на­прав­ля­ла на юве­ли­р­ные из­де­лия, то смо­г­ла бы ку­пить укра­ше­ния на об­щую су­м­му в $219.

В 2019 го­ду (до пан­де­мии) сред­ний чек по­ку­п­ки в юве­ли­р­ном ма­га­зи­не по раз­ным ста­ти­сти­че­ским дан­ным со­став­лял от 6500 ($100) до 15600 руб­лей ($241). Пер­вое по­лу­го­дие 2021 го­да все­ли­ло в рос­сий­ских юве­ли­ров на­де­ж­ду: по­с­ле спа­да в пре­ды­ду­щем го­ду про­да­жи по­шли вверх, до­сти­г­нув за пол­го­да 129 млрд. руб­лей. Но не за счет объ­е­ма про­даж в штуч­ном вы­ра­же­нии (он упал), а за счет ро­ста сред­не­го че­ка на треть. Сред­ний чек в 2021 го­ду под­рос на 30-35%, но в лю­бом слу­чае мо­ж­но утвер­ж­дать, что око­ло 90% всех про­даж се­го­д­ня при­хо­ди­т­ся на юве­ли­р­ные из­де­лия це­ной до $500. Это при том, что «пре­ми­ум» се­г­мент се­го­д­ня на­чи­на­ет­ся при­мер­но от $5000.

Ес­ли при по­ку­п­ке в мас­со­вом се­г­мен­те юве­ли­р­ных из­де­лий в раз­ви­тых стра­нах при­о­ри­те­том яв­ля­ет­ся до­сти­же­ние на­и­луч­ше­го со­о­т­но­ше­ния це­на/ка­че­ство, то при­о­ри­те­том для рос­сий­ских по­ку­па­те­лей укра­ше­ний мас­со­во­го се­г­мен­та оста­ет­ся на­и­мень­шая це­на. При­чем, как в со­вет­ские вре­ме­на, це­на за грамм из­де­лия. На рос­сий­ском ры­н­ке кри­те­рий ма­к­си­му­ма со­о­т­но­ше­ния це­на/ка­че­ство в мас­со­вом се­г­мен­те вто­ри­чен, он ха­ра­к­те­рен лишь для ни­ж­не­го уро­в­ня пре­ми­аль­но­го по­треб­ле­ния. Есте­ствен­но, рос­сий­ские юве­ли­ры на­у­чи­лись удо­в­ле­тво­рять низ­кий пла­те­же­с­по­соб­ный спрос.

На­и­бо­лее со­сто­я­тель­ные рос­си­я­не пред­по­чи­та­ли юве­ли­р­ные из­де­лия из­ве­ст­ных за­ру­бе­ж­ных брен­дов. Ли­шив­шись из-­за пан­де­мии воз­мо­ж­но­сти тра­тить день­ги в за­ру­бе­ж­ных по­езд­ках, они ста­ли уде­лять вни­ма­ние рос­сий­ско­му ри­тей­лу. В 2020 го­ду вы­езд­ной ту­ризм в Рос­сии упал на 77,5%. Но до­ля рос­си­ян, чьи тра­ди­ци­он­ные тра­ты вме­сто за­мор­ских стран по­шли в рос­сий­скую эко­но­ми­ку, в про­цен­т­ном от­но­ше­нии не сли­ш­ком ве­ли­ка. Да­же за­гра­ни­ч­ные пас­пор­та име­ют­ся все­го у 30% гра­ж­дан, а это не бо­лее 40 млн. че­ло­век. Хо­тя этих со­сто­я­тель­ных лю­дей в стра­не не так уж и мно­го, имен­но их «о­став­ши­е­ся» в Рос­сии день­ги под­ня­ли рос­сий­ский юве­ли­р­ный ры­нок в 2021 го­ду.

День­ги «не­со­сто­яв­ших­ся рос­сий­ских ту­ри­стов», об­ла­да­ю­щих хо­ро­шей пла­те­же­с­по­соб­но­стью, смо­г­ли ко­м­пе­н­си­ро­вать по­те­ри юве­ли­р­но­го ры­н­ка от от­сут­ствия спро­са со сто­ро­ны ино­стран­ных ту­ри­стов. Въ­езд­ной ту­ризм в Рос­сии из-­за пан­де­мии рух­нул на 96,8%. Т.е. по­чти ни­кто из пре­ж­них 5 млн. ту­ри­стов (за 2019 год) в 2020 го­ду к нам не при­е­хал. А ведь эти ту­ри­сты, осо­бен­но из Ки­тая, пре­ж­де вно­си­ли су­ще­ствен­ный вклад в сбыт оте­че­ствен­ной юве­ли­р­ной про­дук­ции.

В­про­чем, «не­со­сто­яв­ши­е­ся рос­сий­ские ту­ри­сты» в 2021 го­ду за­ку­па­ли не толь­ко юве­ли­р­ные из­де­лия. В Рос­сии про­да­жи до­ро­го­сто­я­щих то­ва­ров дли­тель­но­го поль­зо­ва­ния вы­рос­ли в ян­ва­ре-­сен­тяб­ре 2021 го­да во мно­гих сек­то­рах то­ва­ров. Про­да­жи ча­сов уве­ли­чи­лись на 37,5% в го­до­вом вы­ра­же­нии, мо­биль­ных те­ле­фо­нов – на 27,9%, ав­то­мо­би­лей – на 24,8%. Это при том, что, по дан­ным Рос­ста­та, про­да­жи в со­по­ста­ви­мых це­нах ку­ри­но­го мя­са, яиц, со­ли, му­ки и ма­ка­рон сни­зи­лись на 2-5% по срав­не­нию с 2020 го­дом.

Дру­гим ва­ж­ным драй­ве­ром ро­ста рос­сий­ско­го юве­ли­р­но­го ры­н­ка в 2021 го­ду ста­ло раз­ви­тие элек­трон­ной ко­м­мер­ции. Ма­ло то­го, что на ры­нок юве­ли­р­ных из­де­лий при­ш­ла мо­ло­де­жь, «жи­ву­щая» в смар­т­фо­нах и но­ут­бу­ках, и «не за­ме­ча­ю­щая» стрит-ри­тей­ла, так еще и те, кто ра­нь­ше не дру­жил с ко­м­пью­те­ром, ока­за­в­шись на «у­да­лен­ке», с ко­м­пью­те­ром по­з­на­ко­ми­лись.

[ agjr.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->