Аналитический разбор «Атамекен» разносит в пух и прах аргументы за маркировку ювелирных изделий в Казахстане
Инициатива правительства Казахстана по введению обязательной маркировки ювелирных изделий с 2026 года столкнулась с очередным, на этот раз системным и бескомпромиссным, препятствием. Национальная палата предпринимателей «Атамекен», ключевой голос казахстанского бизнеса, выпустила жесткое аналитическое заключение, которое ставит под сомнение не только экономическую целесообразность, но и саму правовую основу предлагаемых мер.Представители «Атамекен» ставят под сомнение и заявленные экономические выгоды от маркировки. Они указывают, что утверждения о росте налоговых поступлений и снижении теневого оборота построены на неаргументированных допущениях и игнорируют негативный опыт других отраслей, где маркировка не дала ожидаемого эффекта.
Более того, НПП опровергает заявления, что маркировка решит проблему занижения объемов продаж. Вместо этого они предлагают более простое и эффективное решение: специальный налоговый режим для розничной торговли с лимитом до 2,4 млрд тенге без обязательной постановки на учет по НДС, который уже предусмотрен в проекте нового Налогового кодекса. Этот режим способен решить проблему, не требуя многомиллиардных инвестиций в систему маркировки.
В своем заключении НПП «Атамекен» также развенчивает и другие заявленные цели:
Заключение НПП «Атамекен» было высоко оценено представителями ювелирной отрасли. Председатель Лиги ювелиров Казахстана Динмухамед Табылды прокомментировал ситуацию, поблагодарив коллег:
"Мы благодарим коллег из НПП 'Атамекен' за объективность анализа и профессиональный разбор несостоятельности инициативы правительства Казахстана по маркировке ювелирных изделий. Именно для представления интересов и защиты прав предпринимателей существует палата, и она всегда должна учитывать мнения бизнес-сообщества и не быть заложником политических игр в угоду исполнительной власти, теряя доверие предпринимателей в стране. Мы приветствуем такую беспристрастность НПП 'Атамекен'."
Это заявление подчеркивает важность консолидированной позиции бизнес-сообщества и институтов его защиты. Представленный анализ «Атамекен» не оставляет сомнений в том, что инициатива по маркировке, в еe нынешнем виде, является неэффективной и избыточной мерой, которая нанесет ощутимый урон отечественной ювелирной отрасли, не решая при этом заявленных проблем.