Интервью итальянского дизайнера накануне приезда в Москву

Раздел:
13 апреля 2007 г.

Интервью итальянского дизайнера накануне приезда в МосквуВ преддверии семинара и мастер-класса, которые состоятся в Москве с 29 мая по 2 июня, специальный корреспондент Международного Бизнес-центра "6 карат" в Италии Мария Крякунова взяла интервью у ведущей семинара Марии Ланца, известного итальянского дизайнера, имеющего колоссальный опыт работы в ювелирных домах Bulgari и Rolex.

Мы встретились с Марией Ланца в модном кафе в самом сердце миланского Монте Наполеоне. Этот квартал экстравагантных бутиков знаменитых кутюрье и роскошных салонов самых престижных ювелирных домов стал неотъемлемой частью культурной программы для всех туристов, приезжающих в Милан со всего света. Витрины магазинов и то, что в них представлено – это уже не просто мода, это почти искусство. Где же, как ни здесь, на Монте Наполеоне, так естественно поговрить о моде и тенденциях с известным итальянским ювелирным дизайнером!

Мария, как вы пришли в ювелирный бизнес? С чего начиналась Ваша карьера ювелирного дизайнера?

 Выбор профессии для меня не был случайным. В нашей семье все питали пристрастие к искусству: моя мама прекрасно рисовала, мой дядя был известным музыкантом, а другой дядя поэтом. Искусство у меня в ДНК! (Смеется)

А если серезно, все началось с моего прихода в известный ювелирный дом “Булгари" в 22 года в качестве практикантки. Я только закончила свое обучение живописи в Милане и решила попробовать рисовать эскизы для ювелиров. Мои эскизы понравилсь Паоло Булгари – владельцу одноименного ювелирного бренда – и он пригласил меня приехать в Рим и начать работать в его фирме. В то время еще не существовало профессии “ювелирный дизайнер". Эскизы всех ювелирных изделий делали профессиональные художники. На белой и черной бумаге карандашами, а затем гуашью и акварелью: тогда и сейчас – эти материалы, привычные инструменты художника, используются для создания эскизов и финальных графических проектов ювелирных изделий. Как и любому практиканту, первый год мне приходилось быть всего лишь ассистентом великого мастера  Джанни Валии. Этот замечательный художник более 20 лет создавал ювелирные шедевры для Булгари, а в ювелирный дизайн он пришел из высокой моды. Джанни Валии работал над созданием коллекций одежды “от кутюр" в сотрудничестве с самыми известными итальянскими домами моды. Даже будучи в преклонном возрасте, мой учитель иногда приходил в лабараторию Булгари и смотрел на то, как мы работаем, давал свои советы и делал замечания по ходу нашего творческого процесса. Я же, как его ассистентка, училась смешивать краски, резала бумагу, носила в лабораторию драгоценные камни – те которые были “героями" его творений, и смотрела как мастер, сидя за эскизом, крутил между пальцев эти неповторимые по красоте камни – и затем, вдруг найдя вдохновение, на белую бумагу клал первые штрихи и мазки. Он давал жизнь самым потрясающим и неординарным ювелирным украшениям! 

Неужели обучение этой профессии настолько кропотливый и длительный процесс?

Конечно, на это уходят годы! Быть хорошим художником не достаточно, нужен большой опыт, а это годы и годы практики и упорного труда. Я это часто повторяю своим студентам на факультете ювелирного дизайна в Европейском Институте дизайна, где я преподаю вот уже более 20 лет. Мой учитель Джованни Валии сначала давал мне проектировать простые изделия: например, модернизировать уже существовавшие ювелирные украшения – те, которые приносили ему клиенты Булгари “на переделку", или украшения из золота без камней. Это база, которая необходима любому начинающему ювелирному дизайнеру, прежде чем он перейдет к созданию технически сложных ювелирных украшений. Ведь ни для кого не секрет, что стоимость отдельных украшений “высокой ювелирной моды" подчас достигает сотен тысяч долларов и проектировать эти ювелирные шедевры большая ответственность. Вершина мастерства для ювелирного дизайнера – создавать проекты, опираясь лишь на словесные характеристики объекта,  на то, как с помощью речи клиент описывает свою концепцию работы, то, как он видит свое идеальное ювелирное изделие. Подчас дизайнеру бывает давольно сложно уловить и интерпретировать проект изделия так, чтобы он совпал с идеей и пожеланиями заказчика. Но для этого и существуют секреты мастерства. Я тоже, как мой учитель, любила разглядывать и вертеть между пальцев драгоценные камни во время работы. Я ждала, что они принесут мне вдохновение! (Смеется) За пятнадцать лет работы в компании Булгари я научилась от Джанни Валии быть внимательной ко всему, что происходит вокруг: искать вдохновение и идеи в моде, последних событиях, научных открытиях и достижениях, на выставках, в музеях и архивах, на интернациональных фестивалях и праздниках, в путешествиях и исследованиях разных культур, и, конечно, в великолепной архитектуре Рима, где в те годы жила и работала.

А как началась Ваша преподавательская деятельность? Сейчас ведь вы доцент Европейского института дизайна в г. Милан?

Европейский институт дизайна имеет свои филиалы не только в Милане: он есть в Риме, Турине, Винеции, а так же в Мадриде, Барселоне и в Сан Паоло. Как раз в римский филиал меня и пригласили преподавать новую специализацию “Дизайн ювелирных изделий". В этом году будет 25 лет, как я преподаю ювелирный дизайн. В 1982 году, когда я заключила свой первый контракт с Европейским Институтом дизайна, я имела четыре года стажа работы в компании “Булгари". Потом моя карьера дизайнера и преподавателя шли параллельно.

Расскажите немного о Вашей работе в ювелирном доме “Булгари"?

Я занималась проектированием  изделий из серии “Alta gioielleria", то есть сложных и дорогостоящий изделий. В мои обязанности также входило отслеживание реализации графических проектов в готовые изделия, то есть присутствие на всех этапах создания ювелирного изделия: от эскиза до готового продукта. Только дизайнер может проконтролировать, соответствует ли готовый продукт первоначальному замыслу. В процессе создания ювелирного изделия сложной конструкции необходимо быть внимательным к массе мелких, но важных деталей. Для этого и осуществляется контроль над реализацией всего проекта ведущим дизайнером компании. Разумеется, на ключевых его этапах.

А как происходило ваше общение и совместная работа с братьями Булгари, хозяевами всемирно известного бренда? Они принимали участие в разработке проектов ювелирных фирменных изделий?

Конечно, каждое утро перед началом работы у нас происходило небольшое совещание. Мы  садились за стол и обсуждали то, над чем нам нужно будет работать сегодня. Братья Булгари давали “толчок", идею проекта. Часто это были брифинги по новым тенденциям в ювелирном мире, по потребностям рынка и анализу разных групп покупателей, по их собственной интуиции, того какой продукт ожидают клиенты – потребители их бренда и потенциальные покупатели. Вместе со мной над созданием коллекций работали еще несколько дизайнеров. В последствии я возглавила креативную команду в компании. Мне часто приходилось выбирать с ними новые поступления драгоценных камней, т.е. то, что закупал дом “Булгари" для последующего изготовления своих изделий, а иногда они просили меня изучать и проектровать для них новые необычные способы гранирования камней. Я даже специально прошла курс по гемологии в Итальянском Институте Гемологии, для того чтобы быть достаточно компетентной в работе с драгоценными камнями.

После таких совещаний я садилась за работу и рисовала множество эскизов, предлагая идею за идеей. Необходимо всегда предоставлять множество различных вариантов одного и того же изделия. Именно такая работа учит ювелирного дизайнера быть особо внимательным к множеству мелких деталей, ведь в ювелирном изделии именно детали создают неповторимый образ. Потом братья Булгари просматривали эскизы и выбирали те, которые на их взгляд более соответствовали их первоначальному замыслу. Выбранные ими эскизы я раздавала своим дизайнерам, и мы снова садились за работу, доводя до совершенства конечные эскизы. А затем мы завершали работу над проектированием, раскрашивая карандашные эскизы и доводя их до полнейшего визуального соответствия конечному изделию. Надо сказать, что проект ювелирного изделия должен на 100% соответствовать по размерам и визуальной интерпретации готовому изделию. На этой стадии Паоло Булгари брал в свой кабинет готовые эскизы и развешивал их на стене, а затем день за днем за утренним кофе внимательно их разглядывал. Если по истечении месяца  они ему не надоедали, эскизы поступали в мастерские. Паоло Булгари не уставал повторять своим дизайнерам: “Наши ювелирные изделия должны быть украшением на все времена! Если клиент потратит на колье десятки или сотни тысяч долларов, он будет передавать его из поколения в поколение. И внучка должна быть так же счастлива, надевая это колье к своему вечернему платью, как радовалась ее бабушка или прабабушка много лет тому назад". За пятнадцать лет своей работы с Булгари я почти не видела, чтобы его изделия оставались непроданными. Его принцип по отбору идей для проектов работал тогда и работает до сих пор!

А правда, что, работая с “Булгари" Вам пришлось много путешествовать?

Разумеется, это было частью моей работы. Например, я прожила два года в Саудовской Аравии, работая с арабскими клиентами. Два года я проработала в Южной Африке, изучая алмазы и проектируя изделия с бриллиантами для “Булгари". Я ездила на острова на Таити, настолько далекие и нетронутые, что туда не летают самолеты и не плавают корабли, чтобы не беспокоить воды, где культивируют лучшие в мире Тайские жемчужины. Мы путешествовали по Индии и Персии в поисках интересных традиционных украшений и редких камней. Активно изучали технику и традиционные ювелирные изделия разных стран. В общем, поездить пришлось немало. Плюс к этому, поездки по Европе и Америке для выставок и презентаций новых коллекций. 

Одна из таких презентаций мне особенно запомнилась. Это было в Берлине семнадцать лет назад, когда вся Германия праздновала историческое событие: объединение Западной и Восточной Германии и падение знаменитой Берлинской стены. Джанни Булгари – один из братьев Булгари – организовал феерическую вечеринку в честь этого великого события. Среди гостей было множество знаменитостей: видных политиков и бизнесменов из обеих частей тогда еще только объединившейся Германии. Моя роль заключалась в общении с клиентами дома “Булгари". Я сидела за столом с карандашами и бумагой и в мгновенном режиме делала наброски эскизов со слов потенциальных заказчиков из числа приглашенных на этот праздник. Некоторые приносили свои старые украшения и просили переделать их в новые изделия в стиле “а ля Булгари". После этой поездки компания открыла для себя новый рынок объединенной Германии. А Джанни Булгари выпустил в свет ряд эксклюзивных сувениров в виде куска Берлинской стены из золота, усеянного бриллиантами и рубинами. На красном рубиновом фоне красовалась надпись из белых бриллиантов “Слава коммунизму!". Эти экстравагантные сувениры разошлись в считанные дни и сейчас являются коллекционными раритетами. Так что путешествия по миру были очень интересной частью моей работы.

А были ли в Вашей карьере курьезные интересные моменты, Вы ведь работали с очень многими VIP-клиентами дома “Булгари"?

О да, среди VIP-клиентов Булгари были многие известные политики, бизнесмены, аристократы, видные ученые и звезды кино и шоу-бизнеса со всего мира. Разумеется, имена свих клиентов ювелирные дома держат в строжайшей тайне. Без их личного согласия их имена не могут быть названы ни в целях рекламы, ни в каких других целях. Например, одна очень богатая и известная итальянская заказчица Булгари, попросила меня спроектировать для нее серию неповторимых ювелирных украшений для морских прогулок на яхте.

А другой арабский клиент сделал заказ Булгари: спроектировать и изготовить для его жены “пояс верности" из золота с россыпью драгоценных камней. Для проектирования его заказа мне пришлось проштудировать массу архивов и побывать в кладовых нескольких Римских музеев. Важно было понять, как эта штука на деле функционирует! (Смеется) Но проект был мною реализован и затем изготовлен на радость этому необычному клиенту. А в другой раз жена шейха из Эмиратов принесла в лабораторию потрясающий крупный алмаз и попросила сделать колье с брильянтом в форме сердца в центре. Она хотела назвать это колье своим именем, так как такой крупный камень наверняка останется в истории и будет передаваться из поколения в поколение в их семье. Клиентку не смутило, что такой необычный способ огранки мог повредить цельность камня и при малейшей погрешности бриллиант мог треснуть. К тому же, обрезая алмаз в форме сердца, камень терял в каратах, что отражалась и на его конечной стоимости. Это было довольно рискованно и дорого по сравнению с традиционными способами огранки. Но клиентка настаивала на своем и ее не смущал возможный риск. Мастера Булгари после тщателного изучения алмаза сделали превосходный бриллиант в форме сердца, и я спроектировала по нему колье для нашей клиентки. Разумеется, в моей практике были и другие интересные истории. Был случай, когда я спроектировала для известной поп-исполнительницы из Америки колье-таллисман. Она надевала его на все свои концерты и на запись альбома, который затем долгое время возглавлял американский и мировой хит-парады. Эта звезда продолжает верить в магическую силу моего талисмана. Таких историй великое множество, но, боюсь, подробный рассказ о них отнимет у Вас слишком много времени… (Мария улыбнулась и отпила глаток ароматного эспрессо)

В конце нашей беседы мы спросили Марию о тенденциях в ювелирной моде:

Мария, скажите, что можно ожидать от ювелирных изделий в будущем?  Можно ли сказать, что в ювелирном мире также существует некая мода?

Конечно, мода есть и в ювелирном мире. Например, на смену белому золоту приходят комбинации из белого, розового и желтого золота. В изделиях стало использоваться больше крупных разноцветных полудрагоценных камней. Ювелирное изделие все больше становится модным аксессуаром.

Однако ювелирная мода не так подвержена сиюминутным изменениям, как мода на одежду, например. Особенно это относится к изделиям класса “Alta gioielleria". Изделия этого класса, конечно, должны соответствовать новым тенденциям, но не должны за ними постоянно и неотступно следовать, иначе такие изделия не смогут выдержать проверку временем. Такие дорогостоящие украшения должны передаваться из поколения в поколение, подчеркивать высокий социальный статус владельца, быть фактически произведением искусства, поэтому они должны всегда оставаться в равновесии между инновацией и традициями.

Этот баланс между роскошью и стилем, новизной и постоянством я постаралась привнести в свою работу с известным часовым и ювелирным швейцарским брендом “Монтре Роллекс". Я проработала в Швейцарии в Женеве в течение 2-х лет над созданием эксклюзивных ювелирных коллекций для этого известного бренда. Принцип невидимого баланса является фирменным знаком изделий марки “Роллекс". Каждый год компания предлагает рынку новую модель часов для того, чтобы не терять актуальности и соответствия новым тенденциям стиля. Но изменения в дизайне настолько неуловимы, что через 10 лет вы почти не сможете найти явных изменений в конечной модели знаменитых на весь мир часов. “Роллекс" всегда остается самим собой, его легко узнать и выделить среди остальных часов, но при этом некие неуловимые изменения делают его снова актуальным и при этом очень похожим на своих предшественников.

И, наконец, в преддверии Ваших мастер-классов в Москве скажите, чем Вас привлекает Россия?

В представлении итальянцев Россия – такая отличающаяся от нас, такая далекая, такая очаровательная страна! Россия долго была закрыта от Европы железным занавесем, мы так мало друг о друге знаем. Именно такие встречи, как культурные обмены, мастер-классы, могут помочь нам сблизиться и лучше понять друг друга. Они многому учат, я с нетерпением жду встречи с моими российскими коллегами и всеми теми, кто придет на встречу со мной во время моего семинара в конце мая в Москве.

Ювелирные Известия

Полезное

Полезное

 
-->