И бумага…

Раздел: Ювелиры и компании
04 ноября 2016 г.

28 ок­тяб­ря 2016 го­да в Рос­сий­ском Эт­но­гра­фи­че­ском му­зее бы­ли под­ве­де­ны ито­ги XII Ме­ж­ду­на­род­но­го кон­кур­са мо­ло­дых ди­зай­не­ров юве­ли­р­ных укра­ше­ний «Образ и фор­ма». Ра­бо­ты участ­ни­ков пред­став­ля­лись на Ме­ж­ду­на­род­ной вы­став­ке ав­тор­ско­го юве­ли­р­но­го ис­кус­ства в Мра­мор­ном за­ле.

В этом го­ду Санкт-Пе­тер­бур­г­ский Со­юз ди­зай­не­ров, стал ин­фор­ма­ци­он­ным пар­т­не­ром фо­ру­ма и се­го­д­ня наш рас­сказ об ито­гах кон­кур­са. Би­ен­на­ле «Образ и фор­ма» пре­до­став­ля­ет воз­мо­ж­ность мо­ло­дым юве­ли­рам про­де­мон­стри­ро­вать свои но­ва­тор­ские идеи и не­стан­дар­т­ное мы­ш­ле­ние в об­ла­сти со­вре­мен­но­го юве­ли­р­но­го ис­кус­ства. Ка­ж­дый год за­да­ет­ся опре­де­лен­ная те­ма кон­кур­с­ной про­гра­м­мы, ко­то­рая от­ра­жа­ет­ся и рас­кры­ва­ет­ся в ра­бо­тах участ­ни­ков. В 2016 го­ду ма­сте­ра по­ка­зы­ва­ли че­рез укра­ше­ния свое ви­де­ние то­го, как свя­зан та­кой ма­те­ри­ал как бу­ма­га с юве­ли­р­ным ис­кус­ством, ведь те­мой кон­кур­са яв­ля­лась «Бу­ма­га и …». Те­му опре­де­ля­ет ав­тор и глав­ный ор­га­ни­за­тор кон­кур­са, пре­зи­дент фон­да «Фор­ма» – Га­ли­на Ни­ко­ла­ев­на Ко­ва­ле­ва.

В кон­кур­се участ­ву­ют две воз­рас­т­ные ка­те­го­рии: ху­до­ж­ни­ки от 15 до 30 лет и ху­до­ж­ни­ки от 30 до 45 лет. Для участ­ни­ков стар­ше, от­кры­та про­гра­м­ма фо­ру­ма и вы­став­ка ра­бот вне кон­кур­са. В ка­ж­дой но­ми­на­ции: «Фан­та­зия» и «Про­из­вод­ство», есть две ка­те­го­рии: «Из­де­лие» и «Ма­кет». Тра­ди­ци­он­но в про­гра­м­му фо­ру­ма вхо­дит куль­тур­ная про­гра­м­ма и лек­ции. Лек­ции чи­та­ют чле­ны жю­ри. Вз­гляд при­знан­ных про­фес­си­о­на­лов ис­кус­ство­ве­дов, все­г­да ин­те­ре­сен.

Лео­нид Юрье­вич Сал­мин, пред­се­да­тель жю­ри кон­кур­са, кан­ди­дат ис­кус­ство­ве­де­ния, про­фес­сор Ураль­ской Го­су­дар­ствен­ной Ар­хи­тек­тур­но-ху­до­же­ствен­ной Ака­де­мии: «Встре­ча бу­ма­ги с юве­ли­р­ным ис­кус­ством – со­бы­тие ис­то­ри­че­ское. Дви­же­ние бу­ма­ги и юве­ли­р­ных укра­ше­ний на встре­чу друг дру­гу мо­ж­но про­сле­жи­вать на про­тя­же­нии ве­ков и да­же ты­ся­че­ле­тий. Мы яв­ля­е­м­ся сви­де­те­ля­ми то­го ис­то­ри­че­ско­го мо­мен­та, ко­г­да вдруг они встре­ти­лись не­по­сред­ствен­но в юве­ли­р­ных из­де­ли­ях. Дви­же­ние мо­ж­но на­чи­нать про­сле­жи­вать с древ­них вре­мен, с пе­ча­ток, за­да­ча, фун­к­ция ко­то­рых за­пе­чат­ле­ние и ко­м­му­ни­ка­ция. При этом па­рал­лель­но раз­ви­ва­лась куль­ту­ра ма­те­ри­а­ла, на ко­то­ром дол­ж­ны бы­ли быть за­фи­к­си­ро­ва­ны по­сла­ния, тек­сты, со­об­ще­ния. Пер­во­на­чаль­но это бы­ли па­пи­рус, пе­р­га­мент, позд­нее – бу­ма­га. В этом смыс­ле юве­ли­р­ные ве­щи и бу­ма­га – эле­мен­ты ко­м­му­ни­ка­ции, но­си­те­ли текста, со­об­ще­ния, но­си­те­ли зна­ка. Спо­соб­ность та­кой юве­ли­р­ной ве­щи, как пе­чат­ка, за­пе­чат­ле­вать, из­на­чаль­но пред­по­ла­га­ет ее дви­же­ние в сто­ро­ну текста. Осо­бен­но хо­ро­шо вид­но сбли­же­ние бу­ма­ги и юве­ли­р­но­го ис­кус­ства в офор­м­ле­нии кни­ги».

Пред­став­ля­ем Вам ра­бо­ты, ко­то­рые по­ка­за­лись нам на­и­бо­лее убе­ди­тель­ны­ми в сво­ем ди­зай­нер­ском ре­ше­нии рас­кры­тии те­мы.


Сер­гей Фа­де­ев. То­льят­ти. Шей­ное укра­ше­ние «На мо­ей пла­не­те». Се­ре­бро, бу­ма­га. 3 ме­сто. Фан­та­зия-Ма­кет. Воз­рас­т­ная ка­те­го­рия 15-30 лет.

Участ­ни­ки кон­кур­са пред­ста­ви­ли раз­ли­ч­ные под­хо­ды к отоб­ра­же­нию дан­ной те­мы: од­ни – от­тал­ки­ва­лись от воз­мо­ж­но­стей са­мо­го ма­те­ри­а­ла, его ху­до­же­ствен­ных сред­ств, со­з­да­вая укра­ше­ние, от­сы­ла­ю­щее к ске­ле­ту жи­во­т­но­го или де­мон­стри­ру­ю­щее ле­г­кость и воз­ду­ш­ность эле­мен­тов. Дру­гие – иг­ра­ли с ко­да­ми, из­ве­ст­ны­ми зна­ка­ми, во­п­ло­щая их в не­стан­дар­т­ных ма­те­ри­а­лах.

Осо­бен­но хо­чет­ся от­ме­тить ре­ше­ния, где не бы­ло бу­ма­ги как та­ко­вой, но ее вы­ра­зи­тель­ные воз­мо­ж­но­сти ис­поль­зо­вал ис­пан­ский юве­лир Ferran Iglesias Baron, вы­пол­нив укра­ше­ние в се­ребре. Он вос­про­из­вел в дра­го­цен­ном ме­тал­ле «бу­ма­ж­ный» кон­струк­тор, окра­шен­ный в яр­кие, раз­но­цвет­ные то­на, ко­то­рый воз­мо­ж­но тран­с­фор­ми­ро­вать и по раз­но­му ко­м­по­но­вать. Ху­до­ж­ник под­ме­ня­ет ма­те­ри­а­лы для мо­де­ли­ро­ва­ния фор­мы, тем са­мым де­мон­стри­руя воз­мо­ж­но­сти од­но­го ма­те­ри­а­ла в дру­гом.


Ferran Iglesias Baron. Ис­па­ния. Ко­лье и бро­ши из кол­лек­ции «Ори­га­ми». Се­ре­бро, пи­г­мент. Спе­ци­аль­ный ди­п­лом жю­ри. Вне­кон­кур­с­ная про­гра­м­ма.

При­мер свя­зи раз­ли­ч­ных ма­те­ри­а­лов – брошь Люд­ми­лы Со­мо­вой. Ин­те­рес­ный при­ем ис­поль­зу­ет ма­стер в со­з­да­нии об­ра­за укра­ше­ния, ис­пол­нив его в ви­де кры­ла, от­сы­ла­ю­ще­го к изоб­ра­же­нию стре­ко­зы, де­лая ак­цент на свя­зи бу­ма­ги и квар­ца, че­рез ми­ни­а­тюр­ный эле­мент.

Люд­ми­ла Со­мо­ва. Санкт-Пе­тер­бург. Брошь «М­г­но­ве­ние». Бу­ма­га, се­ре­бро, кварц. 1 ме­сто. Про­из­вод­ство-Из­де­лие. Воз­рас­т­ная ка­те­го­рия 31-45 лет.
Опре­де­лен­ное ко­ди­ро­ва­ние ис­поль­зу­ют Ца­га­на Ба­да­е­ва и Юрий Бы­л­ков в коль­це «К ко­фе». За ос­но­ву взя­та всем из­ве­ст­ная бу­ма­ж­ная упа­ко­в­ка сли­вок, во­п­ло­щен­ная в де­ре­ве. Та­ким об­ра­зом, осу­ще­ств­ля­ет­ся от­сы­л­ка к ма­те­ри­а­лу, из ко­то­ро­го вы­пол­нен сам про­дукт и к ма­те­ри­а­лу, из ко­то­ро­го и со­з­да­ет­ся бу­ма­га. Ди­п­лом Санкт-Пе­тер­бур­г­ско­го Со­ю­за ди­зай­не­ров по­лу­чи­ла имен­но эта ра­бо­та за со­о­т­вет­ствие уро­в­ню арт-­ди­зай­на.


Ца­ган Ба­да­е­ва, Юрий Бы­л­ков. Санкт-Пе­тер­бург. Коль­цо «К ко­фе». Де­ре­во,а­крил. Ди­п­лом Санкт-Пе­тер­бур­г­ско­го Со­ю­за ху­до­ж­ни­ков. Ди­п­лом Санкт-Пе­тер­бур­г­ско­го Со­ю­за ди­зай­не­ров.

При­мер бле­стя­ще­го ди­зай­нер­ско­го ре­ше­ния, где вме­сте с тра­ди­ци­он­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми при­сут­ству­ет и бу­ма­га.


По­ли­на Ни­ко­ла­е­ва. Ека­те­рин­бург. Бро­ши «Momento mori». Се­ре­бро, бу­ма­га, лин­зы. Ди­п­лом участ­ни­ка вы­став­ки. Вне­кон­кур­с­ная про­гра­м­ма.
Связь юве­ли­р­но­го из­де­лия и пе­чат­ной гра­фи­ки де­мон­стри­ру­ет По­ли­на Ни­ко­ла­е­ва в бро­шах «Momento mori». Ра­бо­та пред­став­ля­ет со­бой фра­г­мент гра­вю­ры в се­реб­ря­ной окан­то­в­ке. Опре­де­лен­ным ху­до­же­ствен­ным эф­фек­том слу­жат уве­ли­чи­тель­ные лин­зы для луч­ше­го рас­смо­т­ре­ния изоб­ра­жен­ных мель­чай­ших де­та­лей. Ко­м­би­ни­ро­ва­ние дра­го­цен­но­го ма­те­ри­а­ла и эле­мен­тов из бу­ма­ги, от­сы­ла­ет к ис­то­кам вза­и­мо­о­т­но­ше­ний дан­ных ма­те­ри­а­лов в ис­кус­стве кни­ж­но­го офор­м­ле­ния.


На­та­лия и Та­тья­на Та­ра­со­вы. Санкт-Пе­тер­бург. Серь­ги «Чи­та-Гри­та». Се­ре­бро, бу­ма­га. 1ме­сто. Фан­та­зия-из­де­лие. Воз­рас­т­ная ка­те­го­рия 31-45 лет.
Не­о­бы­ч­ную фа­к­ту­ру опе­ре­ния пти­цы ими­ти­ру­ют На­та­лия и Та­тья­на Та­ра­со­вы из Санкт-Пе­тер­бур­га в серь­гах «Чи­та-Гри­та», со­з­да­вая объ­е­м­ные фор­мы укра­ше­ния из гоф­ри­ро­ван­ной бу­ма­ги. Се­реб­ря­ные эле­мен­ты под­чер­ки­ва­ют плав­ные кон­ту­ры укра­ше­ний и со­з­да­ют цве­то­вой кон­траст.

Юрий Бы­л­ков. Санкт-Пе­тер­бург. Се­рия брас­ле­тов «Ме­га­по­лис». Бу­ма­га, клей, ал­кид­ная эмаль. 2 ме­сто. Фан­та­зия-из­де­лие. Воз­рас­т­ная ка­те­го­рия 31-45 лет.
Дру­гим ин­те­рес­ным при­ме­ром слу­жат брас­ле­ты Юрия Бы­л­ко­ва «Ме­га­по­лис». Ощу­ще­ние мас­сив­но­сти, тя­же­сти воз­ни­ка­ет при взгля­де на из­де­лия, вы­пол­нен­ные из бу­ма­ги, за счет ис­поль­зо­ва­ния мо­ти­ва ре­шет­ки и чер­но­го цве­та. Мастер со­з­да­ет силь­ный кон­траст ле­г­ко­сти, и мо­щ­но­сти кон­струк­ции, бла­го­да­ря при­ме­ня­е­мо­му ма­те­ри­а­лу. В дру­гой се­рии бро­шей «Кру­ги» Юрий Бы­л­ков с по­мо­щью бу­ма­ги вос­про­из­вел та­кой ма­те­ри­ал, как ке­ра­ми­ка, пе­ре­да­вая ше­ро­хо­ва­тую, не­ро­в­ную по­верх­ность эле­мен­тов.

Ис­поль­зуя для со­з­да­ния укра­ше­ний бу­ма­гу, ма­сте­ра ими­ти­ро­ва­ли дру­гие ма­те­ри­а­лы. Бла­го­да­ря это­му, ху­до­ж­ни­ки внес­ли но­вые вы­ра­зи­тель­ные сред­ства в юве­ли­р­ные укра­ше­ния и опре­де­лен­ные эле­мен­ты иг­ры, «об­ман­ки».


Ан­тон Вол­ков. Санкт-Пе­тер­бург. Брас­лет на пред­пле­чье «Бэг-Бэг». Ней­зиль­бер. 2 ме­сто. Фан­та­зия-из­де­лие. Воз­рас­т­ная ка­те­го­рия 31-45 лет. Ди­п­лом Санкт-Пе­тер­бур­г­ско­го Со­ю­за ху­до­ж­ни­ко­в


На­та­лия и Та­тья­на Та­ра­со­вы. Санкт-Пе­тер­бург. Серь­ги «Су­пре­ма­ти­че­ская фан­та­зия». Се­ре­бро, бу­ма­га, ко­рун­ды. Ди­п­лом Санкт-Пе­тер­бур­г­ско­го Со­ю­за ху­до­ж­ни­ко­в

Helene Schneider. Гер­ма­ния. Коль­цо «С­ло­ва на ве­тер». Де­ре­во, бу­ма­га. Участ­ник по­лу­фи­на­ла.

Юрий Бы­л­ков. Санкт-Пе­тер­бург. Се­рия Бро­шей «Кру­ги». Се­ре­бро, бу­ма­га, клей, хо­лод­ная эмаль. 3 ме­сто. Про­из­вод­ство-из­де­лие. Воз­рас­т­ная ка­те­го­рия 31-45 лет
Еле­на Гор­бу­но­ва. Гер­ма­ния. Гар­ни­тур «Ра­сти­тель­ное про­ис­хо­ж­де­ние». Де­ре­во, бу­ма­га. 1 ме­сто. Фан­та­зия-из­де­лие. Воз­рас­т­ная ка­те­го­рия 15-30 лет. Де­не­ж­ный приз от Санкт-Пе­тер­бур­г­ско­го юве­ли­р­но­го за­во­да «Са­нис»
Ви­к­тор Во­т­ский. Санкт-Пе­тер­бург. Му­ж­ские коль­ца «Фол­ли I – Мо­то», «Фол­ли II – Конь­ко­бе­жец». Се­ре­бро, хо­лод­ная эмаль. Ди­п­лом участ­ни­ка вы­став­ки. Вне­кон­кур­с­ная про­гра­м­ма
Фи­наль­ная це­ре­мо­ния на­гра­ж­де­ния ла­у­ре­а­тов – это боль­шой празд­ник для вы­пуск­ни­ков шко­лы «Фор­ма» всех лет! Тра­ди­ци­он­ное ме­сто встре­чи. Ве­ду­щие ди­зай­не­ры юве­ли­р­ных фирм, по­бе­ди­те­ли про­фес­си­о­наль­ных кон­кур­сов, по­сто­ян­ные участ­ни­ки вы­ста­вок. Их ра­бо­ты в му­зе­ях. Этот кон­курс для всех яви­л­ся ва­ж­ным эта­пом в пу­ти. Уни­каль­ность это­го кон­кур­са, це­нят участ­ни­ки, чле­ны жю­ри и го­сти.

Та­ра­со­ва Та­тья­на, юве­лир, ди­зай­нер, участ­ник кон­кур­са: «К кон­кур­су у ме­ня са­мое по­ло­жи­тель­ное от­но­ше­ние, по­то­му что это един­ствен­ный ди­зай­нер­ский юве­ли­р­ный кон­курс, ко­то­рый про­хо­дит у нас в стра­не. Боль­ше по ди­зай­ну кон­кур­сов у нас нет. Осталь­ные все про­мы­ш­лен­ные и по­это­му тол­чок для но­вых идей, но­во­го раз­ви­тия мо­ж­но по­лу­чить толь­ко здесь».

Ан­на Вла­ди­ми­ро­в­на Рат­ни­ко­ва, член жю­ри, ве­ду­щий на­уч­ный со­труд­ник Рос­сий­ско­го Эт­но­гра­фи­че­ско­го му­зея: «М­не кон­курс все­г­да нра­ви­л­ся, нра­ви­т­ся и бу­дет нра­вить­ся, на­вер­ное, имен­но за сме­ло­сть, за воз­мо­ж­ность во­п­ло­тить свои идеи са­мые-­са­мые не­ве­ро­ят­ные и, на­вер­ное, имен­но за то, это кон­цен­тра­ция аван­гар­д­ной юве­ли­р­ной мыс­ли».

На­де­ж­да Ана­то­льев­на Пав­ло­ва, по­се­ти­тель вы­став­ки, про­фес­сор Ху­до­же­ствен­но-­про­мы­ш­лен­ной ака­де­мии им. А.Л. Шти­г­ли­ца: «Ме­ня удив­ля­ет на этой вы­став­ки до­сту­п­ность ма­те­ри­а­ла и боль­шой ху­до­же­ствен­ный эф­фект, ко­то­рый воз­ни­ка­ет по­с­ле то­го, как ма­стер де­ла­ет из это­го ма­те­ри­а­ла укра­ше­ния. Очень ра­до­ст­но то, что юве­ли­ры не идут по тра­ди­ци­он­но­му пу­ти, а ищут что-то но­вое и удив­ля­ют нас».

Яки­мов Дми­т­рий­, юве­лир мо­де­льер, вы­пуск­ник шко­лы «Образ и фор­ма»: «Дру­гих ана­ло­ги­ч­ных кон­кур­сов нет и этим, по-­мо­е­му, все ска­за­но. Я та­кие ве­щи не де­лаю, но все­г­да вос­хи­ща­юсь ими. Я за­ни­маю тра­ди­ци­он­ны­ми юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми, но это на­прав­ле­ние счи­таю све­жим, мо­ло­дым и не­стан­дар­т­ным».

Кон­курс «Образ и фор­ма» – со­бы­тие, де­мон­стри­ру­ю­щее всю пол­но­ту и раз­но­об­ра­зие идей, но­вых ма­те­ри­а­лов, не­стан­дар­т­но­го мы­ш­ле­ния в об­ла­сти со­вре­мен­но­го юве­ли­р­но­го ис­кус­ства. Имен­но дан­ный кон­курс спо­соб­ству­ет при­в­ле­че­нию вни­ма­ния к мо­ло­дым ма­сте­рам, ко­то­рые за­кла­ды­ва­ют ос­но­вы в раз­ви­тие юве­ли­р­но­го мы­ш­ле­ния и ма­стер­ства в на­шей стра­не.

С ре­ше­ни­ем жю­ри кон­кур­са Вы смо­же­те озна­ко­мить­ся ­на стра­ни­це груп­пы ор­га­ни­за­то­ров.

Ека­те­ри­на Ку­ле­шо­ва,
ис­кус­ство­вед

[ designspb.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->