Методические рекомендации по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями

Раздел: Закон 115-ФЗ ювелирам и ломбардам
05 марта 2019 г.

Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции по про­ве­де­нию оцен­ки ри­с­ков ОД/ФТ ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ще­ств­ля­ю­щи­ми опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми

I. Ввод­ные по­ло­же­ния
Насто­я­щие ре­ко­мен­да­ции под­го­то­в­ле­ны в це­лях ока­за­ния ме­то­ди­че­ской по­мо­щи ор­га­ни­за­ци­ям, осу­ще­ств­ля­ю­щим опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, и ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лям, за ис­клю­че­ни­ем кре­ди­т­ных ор­га­ни­за­ций и не­кре­ди­т­ных фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций, под­на­д­зор­ных Бан­ку Рос­сии (да­лее – субъ­ек­ты пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га), при про­ве­де­нии оцен­ки ри­с­ков ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­те­м[1], и фи­нан­си­ро­ва­нии тер­ро­риз­ма[2] (да­лее – Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции)[3].
Пра­во­вую ос­но­ву про­ве­де­ния оцен­ки ри­с­ков ОД/ФТ со­став­ля­ют:
1. Ме­ж­ду­на­род­ные стан­дар­ты по про­ти­во­дей­ствию от­мы­ва­нию де­нег, фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма и фи­нан­си­ро­ва­нию рас­про­стра­не­ния ору­жия мас­со­во­го уни­что­же­ния Гру­п­пы раз­ра­бо­т­ки фи­нан­со­вых мер борь­бы с от­мы­ва­ни­ем де­нег (ФАТФ) (да­лее – Ре­ко­мен­да­ции ФАТФ).
2. Фе­де­раль­ный за­кон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» (да­лее ‑ Фе­де­раль­ный за­кон № 115-ФЗ).
3. По­ста­но­в­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 30.06.2012 № 667 «Об утвер­ж­де­нии тре­бо­ва­ний к пра­ви­лам внут­рен­не­го кон­тро­ля, раз­ра­ба­ты­ва­е­мым ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ще­ств­ля­ю­щи­ми опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, и о при­з­на­нии утра­тив­ши­ми си­лу не­ко­то­рых ак­тов Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (да­лее – По­ста­но­в­ле­ние № 667).
4. При­каз Рос­фин­мо­ни­то­рин­га от 08.05.2009 № 103 «Об утвер­ж­де­ния Ре­ко­мен­да­ций по раз­ра­бо­т­ке кри­те­ри­ев вы­яв­ле­ния и опре­де­ле­нию при­з­на­ков не­о­бы­ч­ных сде­лок».
В со­о­т­вет­ствии с Ре­ко­мен­да­ци­ей 1 ФАТФ субъ­ек­ты пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га дол­ж­ны оце­ни­вать соб­ствен­ные ри­с­ки ОД/ФТ и при­ни­мать ме­ры по их сни­же­нию. Риск-о­ри­ен­ти­ро­ван­ный под­ход яв­ля­ет­ся ос­но­вой для эф­фек­тив­но­го рас­пре­де­ле­ния ре­сур­сов в ра­м­ках со­б­лю­де­ния ре­жи­ма про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма (да­лее – ПОД/ФТ).

II. Раз­ра­бо­т­ка субъ­ек­та­ми пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га про­гра­м­мы оцен­ки ри­с­ков ОД/ФТ

Субъ­ек­ты пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га в со­ста­ве пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля обя­за­ны раз­ра­бо­тать про­гра­м­му оцен­ки сте­пе­ни (у­ро­в­ня) ри­с­ка со­вер­ше­ния кли­ен­том опе­ра­ций, свя­за­н­ных с ле­га­ли­за­ци­ей (о­т­мы­ва­ни­ем) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­ни­ем тер­ро­риз­ма (да­лее ‑ про­гра­м­ма оцен­ки риска).
В про­гра­м­му оцен­ки ри­с­ка не­об­хо­ди­мо вклю­чить сле­ду­ю­щие раз­де­лы:
1. Ме­то­ди­ка оцен­ки и при­сво­е­ния кли­ен­ту сте­пе­ни (у­ро­в­ня) ри­с­ка до при­е­ма на об­слу­жи­ва­ние кли­ен­та и в хо­де его об­слу­жи­ва­ния, в ко­то­рой ре­ко­мен­ду­ет­ся пре­ду­смо­т­реть:
а) клас­си­фи­ка­цию ри­с­ков по сле­ду­ю­щим ка­те­го­ри­ям:
  1. ри­с­ки, свя­за­н­ные со стра­на­ми и от­дель­ны­ми гео­гра­фи­че­ски­ми тер­ри­то­ри­я­ми (да­лее – стра­но­вые ри­с­ки);
  2. ри­с­ки, свя­за­н­ные кли­ен­та­ми (да­лее – кли­ен­т­ские ри­с­ки);
  3. ри­с­ки, свя­за­н­ные с про­дук­та­ми, услу­га­ми, опе­ра­ци­я­ми (сдел­ка­ми) или ка­на­ла­ми по­ста­вок, со­вер­ша­е­мы­ми кли­ен­том (да­лее – опе­ра­ци­он­ные ри­с­ки).

Субъ­ек­ты пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га впра­ве раз­ра­ба­ты­вать до­пол­ни­тель­ные клас­си­фи­ка­то­ры ри­с­ков ОД/ФТ по сво­е­му усмо­т­ре­нию.
б) струк­ту­ру сте­пе­ней (у­ро­в­ней) риска[4].
в) по­ря­док при­сво­е­ния сте­пе­ни (у­ро­в­ня) ри­с­ка ОД/ФТ, а та­к­же пе­ре­смо­т­ра при­сво­ен­ной кли­ен­ту сте­пе­ни (у­ро­в­ня) ри­с­ка ОД/ФТ.
2. По­ря­док фи­к­си­ро­ва­ния ре­зуль­та­тов оцен­ки ри­с­ка ОД/ФТ.
3. Управ­ле­ние ри­с­ка­ми ОД/ФТ, ко­то­рый пре­ду­смат­ри­ва­ет при­ня­тие мер по сни­же­нию ри­с­ков ОД/ФТ и смя­г­че­нию их воз­мо­ж­ных по­след­ствий (раз­дел V).

III. По­ря­док оцен­ки ри­с­ка со­вер­ше­ния кли­ен­том опе­ра­ций, на­прав­лен­ных ОД/ФТ до при­е­ма его на об­слу­жи­ва­ние

Ра­бо­т­ни­ки субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га дол­ж­ны знать и по­ни­мать име­ю­щи­е­ся ри­с­ки ОД/ФТ на на­ци­о­наль­ном и сек­то­раль­ном уро­в­нях, а та­к­же на уро­в­не де­я­тель­но­сти со­о­т­вет­ству­ю­ще­го субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га.
При оцен­ке ри­с­ков дол­ж­ны учи­ты­вать­ся ре­зуль­та­ты на­ци­о­наль­ной­[5] и сек­то­раль­ных оце­нок ри­с­ков ОД/ФТ, ре­ко­мен­да­ции упол­но­мо­чен­но­го ор­га­на[6], а та­к­же име­ю­щи­е­ся ти­по­ло­гии ОД/ФТ, раз­ме­ща­е­мые в Ли­ч­ном ка­би­не­те на офи­ци­аль­ном сай­те Рос­фин­мо­ни­то­рин­га, на офи­ци­аль­ных сай­тах ме­ж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций, за­ни­ма­ю­щих­ся во­про­са­ми ПОД/ФТ, и иных до­сту­п­ных ис­точ­ни­ках.
Оцен­ка ри­с­ков до при­е­ма на об­слу­жи­ва­ние про­во­ди­т­ся в от­но­ше­нии кли­ен­тов:
- ко­то­рым пред­по­ла­га­ет­ся ока­за­ние услуг (вы­пол­не­ние ра­бот, ре­а­ли­за­ция то­ва­ров) ли­бо за­клю­че­ние сде­лок (со­вер­ше­ние опе­ра­ций) ра­зо­во­го ха­ра­к­те­ра (не пред­по­ла­га­ю­щих даль­ней­ше­го об­слу­жи­ва­ния) вне за­ви­си­мо­сти от ви­да, ха­ра­к­те­ра и раз­ме­ра ока­зы­ва­е­мых услуг (вы­пол­ня­е­мых ра­бот, ре­а­ли­зу­е­мых то­ва­ров) ли­бо за­клю­ча­е­мых сде­лок (со­вер­ша­е­мых опе­ра­ций);
- ко­то­рых пла­ни­ру­ет­ся при­нять на об­слу­жи­ва­ние, пред­по­ла­га­ю­щее осу­ще­ств­ле­ние бо­лее чем од­ной опе­ра­ции (сдел­ки).
Ре­ше­ние о при­сво­е­нии ка­кой-­ли­бо сте­пе­ни (у­ро­в­ня) ри­с­ка ОД/ФТ дол­ж­но при­ни­мать­ся на ос­но­ва­нии мо­ти­ви­ро­ван­но­го суж­де­ния, сфор­ми­ро­ван­но­го в про­цес­се ана­ли­за име­ю­щей­ся ин­фор­ма­ци­и[7] о кли­ен­те, пред­ста­ви­те­ле кли­ен­та, вы­го­до­при­об­ре­та­те­ле и бе­не­фи­ци­ар­ном вла­дель­це, а та­к­же све­де­ний, по­лу­чен­ных в ра­м­ках ре­а­ли­за­ции про­гра­м­мы изу­че­ния кли­ен­та пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля, в том числе:
- иден­ти­фи­ка­ци­он­ные дан­ные кли­ен­та, пред­ста­ви­те­ля кли­ен­та, вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля, бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца­;
- ре­зуль­та­ты про­вер­ки кли­ен­та, пред­ста­ви­те­ля кли­ен­та, вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля, бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца на пред­мет на­хо­ж­де­ния в Пе­реч­нях[8];
- ре­зуль­та­ты про­вер­ки на пред­мет на­ли­чия в от­но­ше­нии кли­ен­та, пред­ста­ви­те­ля кли­ен­та, вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля, бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца при­ня­то­го Ме­ж­ве­до­м­ствен­ной ко­мис­сии по про­ти­во­дей­ствию фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма ре­ше­ния о за­мо­ра­жи­ва­нии (б­ло­ки­ро­ва­нии) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства[9];
- ре­зуль­та­ты вы­яв­ле­ния сре­ди фи­зи­че­ских лиц, при­ни­ма­е­мых на об­слу­жи­ва­ние пуб­ли­ч­ных дол­ж­но­ст­ных ли­ц[10] ли­бо свя­за­н­ных с ни­ми лиц. Ре­ко­мен­ду­ет­ся та­к­же про­во­дить про­вер­ку бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев кли­ен­та в це­лях вы­яв­ле­ния вы­ше­у­ка­за­н­ных ли­ц;
- ре­зуль­та­ты вы­яв­ле­ния сре­ди лиц, при­ни­ма­е­мых на об­слу­жи­ва­ние, лиц, име­ю­щих ре­ги­стра­цию, ме­сто жи­тель­ства или ме­сто на­хо­ж­де­ния в го­су­дар­стве (на тер­ри­то­рии), ко­то­рое не вы­пол­ня­ет Ре­ко­мен­да­ции ФАТФ, ли­бо ис­поль­зу­ю­щих сче­та в бан­ке, за­ре­ги­стри­ро­ван­ном в ука­за­н­ном го­су­дар­стве (на ука­за­н­ной тер­ри­то­рии);
- све­де­ния о це­лях уста­но­в­ле­ния и пред­по­ла­га­е­мом ха­ра­к­те­ре де­ло­вых от­но­ше­ний кли­ен­та с субъ­ек­том пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га;
- све­де­ния о це­лях фи­нан­со­во-­хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти кли­ен­та;
- све­де­ния о фи­нан­со­вом по­ло­же­нии кли­ен­та;
- све­де­ния о де­ло­вой ре­пу­та­ции кли­ен­та;
- иные све­де­ния, са­мо­сто­я­тель­но опре­де­ля­е­мые субъ­ек­та­ми пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га.
При­ме­ни­тель­но к ре­ко­мен­до­ван­ным в раз­де­ле II Ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ций ка­те­го­ри­ям ри­с­ка ОД/ФТ не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать сле­ду­ю­щие ри­с­ки:

Стра­но­вые ри­с­ки:

  1. стра­ны­[11], по дан­ным на­де­ж­ных ис­точ­ни­ко­в[12], не име­ю­щие на­д­ле­жа­щих си­стем ПОД/ФТ[13];
  2. стра­ны, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны сан­к­ции, эм­бар­го или ана­ло­ги­ч­ные ме­ры, уста­но­в­лен­ные та­ки­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми как Ор­га­ни­за­ци­ей Объ­е­ди­нен­ных На­ций­;
  3. стра­ны, по дан­ным на­де­ж­ных ис­точ­ни­ков, име­ю­щие вы­со­кий уро­вень кор­ру­п­ции или дру­гой пре­сту­п­ной де­я­тель­но­сти, на­при­мер, не­за­кон­ный обо­рот нар­ко­ти­ков, тор­го­в­ля ору­жи­ем, лю­дь­ми, ор­га­ни­за­ция под­поль­ных аза­р­т­ных игр и т.д.;
  4. стра­ны или гео­гра­фи­че­ские об­ла­сти, ко­то­рые, по дан­ным на­де­ж­ных ис­точ­ни­ков, пре­до­став­ля­ют фи­нан­си­ро­ва­ние или под­дер­ж­ку тер­ро­ри­сти­че­ской де­я­тель­но­сти или на тер­ри­то­рии ко­то­рых дей­ству­ют уста­но­в­лен­ные тер­ро­ри­сти­че­ские ор­га­ни­за­ци­и;
  5. стра­ны с по­вы­шен­ной тер­ро­ри­сти­че­ской ак­тив­но­стью.
К­ли­ен­т­ские ри­с­ки:
  1. ­свя­за­н­ные с осо­бен­но­стя­ми струк­ту­ры соб­ствен­но­сти, ор­га­нов управ­ле­ния и т.д.:
а) струк­ту­ра соб­ствен­но­сти кли­ен­та пред­став­ля­ет­ся не­о­бы­ч­ной или из­ли­ш­не сло­ж­ной­;
б) ре­ги­стра­ция кли­ен­та и/и­ли вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля осу­ще­ств­ле­на по ад­ре­су мас­со­вой ре­ги­стра­ции юри­ди­че­ских лиц, ли­бо по ад­ре­су на­хо­ж­де­ния зда­ния (по­ме­ще­ния), не при­год­но­го для ве­де­ния де­кла­ри­ру­е­мой кли­ен­том-­ю­ри­ди­че­ским ли­цом фи­нан­со­во-­хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти;
в) пе­ри­од де­я­тель­но­сти с да­ты го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции кли­ен­та и/и­ли вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля со­став­ля­ет ме­нее 1 го­да;
г) не­объ­яс­ни­мые из­ме­не­ния в соб­ствен­но­сти кли­ен­та;
д) не­од­но­крат­ные из­ме­не­ния ор­га­ни­за­ци­он­но-­пра­во­вой струк­ту­ры кли­ен­та;
е) ча­стые или не­объ­яс­ни­мые сме­ны чле­нов ру­ко­вод­ства;
ж) чис­ло со­труд­ни­ков или ор­га­ни­за­ци­он­ная струк­ту­ра не со­о­т­вет­ству­ют раз­ме­рам или ха­ра­к­те­ру де­я­тель­но­сти кли­ен­та;
з) кли­ен­ты и/и­ли вы­го­до­при­об­ре­та­те­ли их фи­ли­а­лы или до­чер­ние ор­га­ни­за­ции име­ют ре­ги­стра­цию или осу­ще­ств­ля­ют свою де­я­тель­ность на тер­ри­то­рии го­су­дар­ств, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­ня­ют­ся спе­ци­аль­ные эко­но­ми­че­ские ме­ры в со­о­т­вет­ствии с Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 30 де­ка­б­ря 2006 го­да № 281-ФЗ «О спе­ци­аль­ных эко­но­ми­че­ских ме­рах»;
и) кли­ент и/и­ли вы­го­до­при­об­ре­та­тель яв­ля­ют­ся не­ре­зи­ден­том Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. При этом осо­бое вни­ма­ние дол­ж­но быть уде­ле­но ре­зи­ден­там го­су­дарств (тер­ри­то­рий), пре­до­став­ля­ю­щих льго­т­ный ре­жим на­ло­го­об­ло­же­ния и (и­ли) не пре­ду­смат­ри­ва­ю­щих рас­кры­тие и пре­до­став­ле­ние ин­фор­ма­ции при про­ве­де­нии фи­нан­со­вых опе­ра­ций (о­ф­ф­шор­ные зо­ны)[14];
к) сли­ш­ком мо­ло­дой ли­бо сли­ш­ком пре­к­лон­ный воз­раст ру­ко­во­ди­те­ля юри­ди­че­ско­го ли­ца­;
л) на­ли­чие све­де­ний о том, что участ­ни­ки/­учре­ди­те­ли кли­ен­та-­ю­ри­ди­че­ско­го ли­ца яв­ля­ют­ся та­ко­вы­ми в зна­чи­тель­ном ко­ли­че­стве иных юри­ди­че­ских ли­ц;
м) в от­но­ше­нии ли­ца, име­ю­ще­го пра­во дей­ство­вать без до­ве­рен­но­сти от име­ни кли­ен­та-­ю­ри­ди­че­ско­го ли­ца, име­ет­ся ин­фор­ма­ция о тя­же­лой бо­лез­ни ли­бо по­ста­но­в­ке на учет в пси­хо-, нар­ко­дис­пан­се­рах, ли­бо о его смер­ти;
  1. ­свя­за­н­ные с опре­де­лен­ны­ми ви­да­ми де­я­тель­но­сти кли­ен­та и/и­ли вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля:
а) бла­го­тво­ри­тель­но­сть, де­я­тель­ность об­ще­ствен­ных и ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ций (объ­е­ди­не­ний), ино­стран­ных не­ко­м­мер­че­ских не­пра­ви­тель­ствен­ных ор­га­ни­за­ций и их пред­ста­ви­тельств и фи­ли­а­лов, осу­ще­ств­ля­ю­щих свою де­я­тель­ность на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, или иным ви­дом не­ре­гу­ли­ру­е­мой не­ко­м­мер­че­ской де­я­тель­но­сти;
б) ин­тен­сив­ный обо­рот на­ли­ч­но­сти (в том чис­ле роз­ни­ч­ная тор­го­в­ля, об­ще­ствен­ное пи­та­ние, тор­го­в­ля го­рю­чим на бен­зо­ко­лон­ках и га­зо­за­пра­воч­ных стан­ци­ях, ав­то­са­ло­ны и др.);
в) про­из­вод­ство ору­жия или по­сред­ни­че­ская де­я­тель­ность по ре­а­ли­за­ции ору­жи­я;
г) ре­а­ли­за­ция пред­ме­тов ис­кус­ства, ан­ти­к­ва­ри­а­та, ле­г­ко­вых тран­с­пор­т­ных сред­ств, пред­ме­тов рос­ко­ши;
д) ту­ро­пе­ра­тор­ская и ту­ра­ген­т­ская де­я­тель­но­сть, а та­к­же иная де­я­тель­ность по ор­га­ни­за­ции пу­те­ше­ствий­;
е) стро­и­тель­ство;
ж) ока­за­ние кон­сал­тин­го­вых услуг.
  1. ­свя­за­н­ные с воз­мо­ж­ны­ми ри­с­ка­ми кор­ру­п­ции или хи­ще­ния бюд­жет­ных сред­ств:
а) кли­ен­та­ми и/и­ли вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля­ми и/и­ли бе­не­фи­ци­ар­ны­ми вла­дель­ца­ми кли­ен­та яв­ля­ют­ся ино­стран­ные пуб­ли­ч­ные дол­ж­но­ст­ные ли­ца, их су­пру­ги, близ­кие род­ствен­ни­ки (род­ствен­ни­ки по пря­мой вос­хо­дя­щей и нис­хо­дя­щей ли­нии (ро­ди­те­ли и де­ти, де­ду­ш­ка, ба­бу­ш­ка и вну­ки), пол­но­род­ные и не­пол­но­род­ные (и­ме­ю­щие об­щих от­ца или мать) бра­тья и сест­ра, усы­но­ви­те­ли и усы­но­в­лен­ные);
б) кли­ент и/и­ли вы­го­до­при­об­ре­та­тель и/и­ли бе­не­фи­ци­ар­ный вла­де­лец кли­ен­та яв­ля­ет­ся пуб­ли­ч­ным дол­ж­но­ст­ным ли­цом ли­бо свя­за­н­ным с ним ли­цо­м;
в) кли­ент яв­ля­ет­ся участ­ни­ком фе­де­раль­ных це­ле­вых про­грамм или на­ци­о­наль­ных про­ек­тов ли­бо ре­зи­ден­том осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны­;
г) кли­ент и/и­ли вы­го­до­при­об­ре­та­тель и/и­ли бе­не­фи­ци­ар­ный вла­де­лец кли­ен­та яв­ля­ет­ся дол­ж­но­ст­ным ли­цом пуб­ли­ч­ной ме­ж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ци­и;
д) кли­ент яв­ля­ет­ся ор­га­ни­за­ци­ей, в устав­ном ка­пи­та­ле ко­то­рой при­сут­ству­ет до­ля го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти.
  1. ­свя­за­н­ные с ре­пу­та­ци­он­ны­ми ри­с­ка­ми:

а) на­ли­чие у кли­ен­та ре­ше­ний су­да с ее уча­сти­ем в ка­че­стве от­вет­чи­ка, всту­пив­ших в за­кон­ную си­лу и не ис­пол­нен­ных в те­че­ние дли­тель­но­го пе­ри­о­да, в со­во­ку­п­но­сти с опе­ра­ци­я­ми, на­прав­лен­ны­ми на от­чу­ж­де­ние иму­ще­ства и/и­ли де­не­ж­ных средств кли­ен­та в пе­ри­од, пред­ше­ству­ю­щий на­ча­лу су­деб­но­го раз­би­ра­тель­ства;
б) на­ли­чие ин­фор­ма­ции об име­ю­щих­ся фа­к­тах при­в­ле­че­ния кли­ен­та, в том числе, дол­ж­но­ст­ных лиц кли­ен­та - юри­ди­че­ско­го ли­ца, к от­вет­ствен­но­сти за на­ру­ше­ния за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о ПОД/ФТ/ФРОМУ;
в) на­ли­чие ин­фор­ма­ции о су­ди­мо­сти за со­вер­ше­ние пре­сту­п­ле­ний эко­но­ми­че­ской и кор­ру­п­ци­он­ной на­прав­лен­но­сти еди­но­ли­ч­но­го ис­пол­ни­тель­но­го ор­га­на юри­ди­че­ско­го ли­ца­;
г) кли­ен­том яв­ля­ет­ся юри­ди­че­ское ли­цо, в от­но­ше­нии ко­то­ро­го в еди­ный го­су­дар­ствен­ный ре­естр юри­ди­че­ских лиц вне­се­на за­пись о не­до­сто­вер­но­сти све­де­ний о не­м;
д) от­сут­ствие ин­фор­ма­ции о кли­ен­те в об­ще­до­сту­п­ных ис­точ­ни­ках ин­фор­ма­ции.
5. свя­за­н­ные с по­ве­де­ни­ем ли­ца:
а) по­пы­т­ки кли­ен­та за­труд­нить по­ни­ма­ние его де­я­тель­но­сти, струк­ту­ры соб­ствен­но­сти или ха­ра­к­те­ра опе­ра­ций­;
б) от­каз кли­ен­та в до­сту­пе к до­ку­мен­там, объ­ек­там, воз­мо­ж­но­сти не­по­сред­ствен­но­го вза­и­мо­дей­ствия с опре­де­лен­ны­ми ра­бо­т­ни­ка­ми, по­тре­би­те­ля­ми, по­став­щи­ка­ми или ины­ми ли­ца­ми, от ко­то­рых мо­ж­но бы­ло бы по­лу­чить све­де­ния о де­ло­вой ре­пу­та­ции кли­ен­та, его фи­нан­со­вом по­ло­же­ни­и;
в) за­пу­ги­ва­ние со­труд­ни­ков субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га при за­про­се у кли­ен­та све­де­ний в ра­м­ках ре­а­ли­за­ции по­ло­же­ний Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ;
г) не­о­бос­но­ван­ные за­дер­ж­ки кли­ен­том в пре­до­став­ле­нии за­про­шен­ной ин­фор­ма­ци­и;
д) впе­чат­ле­ние то­го, что ру­ко­вод­ство кли­ен­та дей­ству­ет в со­о­т­вет­ствии с ука­за­ни­я­ми тре­тьих лиц, но не рас­кры­ва­ет све­де­ний о ни­х;
е) не­же­ла­ние кли­ен­та пре­до­став­лять всю не­об­хо­ди­мую ин­фор­ма­ци­ю;
ж) осу­ще­ств­ле­ние кли­ен­том де­я­тель­но­сти в не­сколь­ких юри­с­ди­к­ци­ях в от­сут­ствие цен­тра­ли­зо­ван­но­го кор­по­ра­тив­но­го управ­ле­ни­я;
з) ис­поль­зо­ва­ние услуг де­ло­вых по­сред­ни­ков, эко­но­ми­че­ская обос­но­ван­ность ко­то­рых пред­став­ля­ет­ся не­о­че­вид­ной.

О­пе­ра­ци­он­ные ри­с­ки:

  1. ­свя­за­н­ные с про­ве­де­ни­ем тран­с­гра­ни­ч­ных опе­ра­ций:
а) опе­ра­ции (в том чис­ле со свя­за­н­ны­ми сто­ро­на­ми), вы­хо­дя­щие за ра­м­ки обы­ч­ной де­я­тель­но­сти, в том чис­ле при­во­дя­щие к вы­во­ду ак­ти­вов кли­ен­та;
б) опе­ра­ции кли­ен­та, про­во­ди­мые на тран­с­гра­ни­ч­ной ос­но­ве в юри­с­ди­к­ци­ях с раз­но­об­раз­ны­ми куль­ту­ра­ми и об­сто­я­тель­ства­ми ве­де­ния биз­не­са;
в) пла­те­жи за по­лу­чен­ные то­ва­ры или услу­ги в ад­рес по­лу­ча­те­лей из стран от­ли­ч­ных от юри­с­ди­к­ций, из ко­то­рых то­ва­ры или услу­ги бы­ли по­лу­че­ны­;
г) зна­чи­тель­ные по объ­е­му тран­с­гра­ни­ч­ные пе­ре­во­ды де­не­ж­ных сред­ств, не име­ю­щие ко­м­мер­че­ско­го обос­но­ва­ни­я;
д) опе­ра­ции по сдел­кам, на­прав­лен­ным на при­об­ре­те­ние иму­ще­ства, с усло­ви­я­ми об от­сроч­ке (рас­сроч­ке) пла­те­жа под про­цен­ты за от­сроч­ку (рас­сроч­ку), ес­ли про­цен­ты пе­ре­чис­ля­ют­ся на сче­та за­ру­бе­ж­ных бан­ко­в;
е) на­ли­чие со­м­ни­тель­ных ос­но­ва­ний пе­ре­чис­ле­ния де­не­ж­ных средств за ру­беж, пе­ре­чис­ле­ние средств по мни­мы­м­/­при­твор­ным сдел­кам (бес­про­цен­т­ным до­го­во­рам зай­ма, опла­та юри­ди­че­ских/­кон­сал­тин­го­вы­х/ре­кла­м­ных услуг), ис­пол­ни­тель­ным до­ку­мен­та­м;
ж) про­ве­де­ние пред­ва­ри­тель­ной опла­ты по вне­ш­не­эко­но­ми­че­ским кон­тра­к­там с по­сле­ду­ю­щим рас­тор­же­ни­ем этих кон­тра­к­тов и воз­вра­ще­ни­ем пред­о­пла­ты­;
з) со­вер­ше­ние кли­ен­том сде­лок ку­п­ли-­про­да­жи то­ва­ров, со­глас­но ко­то­рым то­ва­ры при­об­ре­та­ют­ся (про­да­ют­ся) ре­зи­ден­та­ми у не­ре­зи­ден­тов без их вво­за на тер­ри­то­рию РФ или вы­во­за с тер­ри­то­рии РФ;
и) пе­ре­во­ды на сче­та оф­шор­ной ко­м­па­нии, ко­то­рая не яв­ля­ет­ся сто­ро­ной по кон­тра­к­ту;
к) осу­ще­ств­ле­ние кли­ен­том опе­ра­ций по пе­ре­чис­ле­нию де­не­ж­ных средств в стра­ны с по­вы­шен­ной тер­ро­ри­сти­че­ской ак­тив­но­стью­;
  1. ­свя­за­н­ные с воз­мо­ж­ным «об­на­ли­чи­ва­ни­ем» де­не­ж­ных сред­ств:
а) опе­ра­ции кли­ен­та, со­вер­шен­ные с при­ме­не­ни­ем со­м­ни­тель­ных ме­то­дов для ми­ни­ми­за­ции за­яв­лен­ной при­бы­ли по со­об­ра­же­ни­ям, свя­за­н­ным с на­ло­го­об­ло­же­ни­е­м;
б) опе­ра­ции кли­ен­та, при­во­дя­щие к воз­ни­к­но­ве­нию кру­п­ных сумм на­ли­ч­ных де­не­ж­ных сред­ств;
в) опе­ра­ции кли­ен­та с ма­те­ри­аль­ны­ми цен­но­стя­ми, име­ю­щи­ми ма­лый раз­мер, вы­со­кую цен­ность или поль­зу­ю­щих­ся вы­со­ким спро­со­м;
г) опе­ра­ции кли­ен­та с ак­ти­ва­ми, ле­г­ко кон­вер­ти­ру­е­мы­ми в день­ги, как, на­при­мер, об­ли­га­ции на предъ­яви­те­ля, бри­л­ли­ан­ты и т.д.;
д) пла­те­жи, по­лу­ча­е­мые от не­свя­за­н­ных или не­из­ве­ст­ных тре­тьих сто­рон;
е) пла­та воз­на­гра­ж­де­ния на­ли­ч­ны­ми в слу­ча­ях, ко­г­да это не яв­ля­ет­ся обы­ч­ным спо­со­бом опла­ты­;
ж) осу­ще­ств­ле­ние боль­шо­го ко­ли­че­ства опе­ра­ций с на­ли­ч­ны­ми сред­ства­ми;
з) сня­тие юри­ди­че­ским ли­цом на­ли­ч­ных де­не­ж­ных сред­ств, по­лу­чен­ных в ка­че­стве кре­ди­та под за­лог не­ли­к­вид­ных объ­ек­тов не­дви­жи­мо­сти с вы­со­кой оце­нен­ной сто­и­мо­стью­;
3. свя­за­н­ные с об­ра­ще­ни­ем цен­ных бу­маг:
а) опе­ра­ции с цен­ны­ми бу­ма­га­ми, не име­ю­щие оче­вид­но­го эко­но­ми­че­ско­го смысла;
б) пе­ре­вод при­на­д­ле­жа­щих цен­ных бу­маг на сче­та в ино­стран­ном де­по­зи­та­рии (и­но­стран­ных де­по­зи­та­ри­ях);
в) опе­ра­ции по при­об­ре­те­нию и по­сле­ду­ю­ще­му от­чу­ж­де­нию кли­ен­том цен­ных бу­маг в ко­ро­т­кие сро­ки;
г) опла­та от­чу­ж­да­е­мых цен­ных бу­маг осу­ще­ств­ля­ет­ся пу­тем встреч­но­го пред­став­ле­ния дру­гих ак­ти­вов, ко­то­ры­ми пре­и­му­ще­ствен­но вы­сту­па­ют то­ва­ры, за­чет встреч­ных тре­бо­ва­ний по опла­те вы­пол­нен­ных ра­бот, ока­за­н­ных услуг, ли­бо от­чу­ж­де­ние цен­ных бу­маг осу­ще­ств­ля­ет­ся пу­тем их про­да­жи в рас­сроч­ку, ли­бо с от­сроч­кой пла­те­жа, ли­бо в пре­ду­смо­т­рен­ные усло­ви­я­ми сдел­ки сро­ки, при ко­то­рых фа­к­ти­че­ская опла­та цен­ных бу­маг по­ку­па­те­лем не про­из­во­ди­т­ся;
д) при­об­ре­те­ние цен­ных бу­маг, име­ю­щих зна­чи­тель­ную сто­и­мо­сть, не со­о­т­вет­ству­ет обы­ч­ной фи­нан­со­во-­хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти кли­ен­та;
е) ак­тив­ное уча­стие кли­ен­та в тор­го­в­ле не­ли­к­вид­ны­ми цен­ны­ми бу­ма­га­ми;
4. свя­за­н­ные с воз­мо­ж­ным хи­ще­ни­ем, мо­шен­ни­че­ством или пред­на­ме­рен­ным бан­к­ро­т­ством и т.д.:
а) ин­ве­сти­ции в не­дви­жи­мость по за­вы­шен­ны­м/­за­ни­жен­ным це­на­м;
б) за­вы­ше­ние или за­ни­же­ние сумм в сче­тах за то­ва­ры­/услу­ги;
в) не­од­но­крат­ное вы­став­ле­ние сче­тов на од­ни и те же то­ва­ры­/услу­ги;
г) мно­го­чис­лен­ные пе­ре­про­да­жи то­ва­ро­в/услу­г;
д) де­я­тель­ность кли­ен­та, в ра­м­ках ко­то­рой про­из­во­дят­ся опе­ра­ции по за­чис­ле­нию де­не­ж­ных средств на бан­ко­в­ский счет и спи­са­нию де­не­ж­ных средств с бан­ко­в­ско­го сче­та, что не со­з­да­ет обя­за­тельств по упла­те на­ло­гов ли­бо на­ло­го­вая на­груз­ка яв­ля­ет­ся ми­ни­маль­ной­;
е) осу­ще­ств­ле­ние опе­ра­ций (сде­лок), в слу­ча­ях, ес­ли су­м­ма обя­за­тельств по­с­ле их со­вер­ше­ния пре­вы­сит сто­и­мость ак­ти­вов, за счет ко­то­рых дан­ные обя­за­тель­ства мо­гут быть по­га­ше­ны­;
ж) со­вер­ше­ние опе­ра­ции (сдел­ки) в слу­чае, ес­ли та­кая опе­ра­ция (сдел­ка) мо­жет быть ква­ли­фи­ци­ро­ва­на как сдел­ка с пред­по­чте­ни­ем в со­о­т­вет­ствии с Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О не­со­сто­я­тель­но­сти (бан­к­ро­т­стве)»;
з) опе­ра­ции по офор­м­ле­нию про­ще­ния дол­га по не­ис­пол­нен­ным обя­за­тель­ства­м;
и) опе­ра­ции по сдел­кам, пре­ду­смат­ри­ва­ю­щим пе­ре­да­чу в поль­зу аф­фи­ли­ро­ван­но­го пар­т­не­ра по сдел­ке иму­ще­ства и/и­ли де­не­ж­ных сред­ств;
к) опе­ра­ции кли­ен­та, не от­но­ся­щи­е­ся к сфе­ре его де­я­тель­но­сти;
л) опе­ра­ции с ис­поль­зо­ва­ни­ем но­вых про­дук­тов или де­ло­вой пра­к­ти­ки,
м) опе­ра­ции с ис­поль­зо­ва­ни­ем но­вых или раз­ви­ва­ю­щих­ся тех­но­ло­гий как для но­вых, так и для уже су­ще­ству­ю­щих про­дук­тов, ко­то­рые по­тен­ци­аль­но бла­го­при­ят­ству­ют ано­ни­м­но­сти;
н) на­ли­чие по­до­зре­ния, что де­не­ж­ные сред­ства или иное иму­ще­ство кли­ен­та, с ко­то­ры­ми со­вер­ша­ет­ся опе­ра­ция (сдел­ка), по­лу­че­ны в ре­зуль­та­те со­вер­ше­ния пре­ди­кат­но­го пре­сту­п­ле­ни­я[15].
5. свя­за­н­ные с ли­ца­ми, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­ня­ют­ся це­ле­вые фи­нан­со­вые сан­к­ции:
а) осу­ще­ств­ле­ние кли­ен­том опе­ра­ций (сде­лок), с ли­ца­ми, вклю­чен­ны­ми в пе­ре­чень ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му, или в пе­ре­чень ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к рас­про­стра­не­нию ору­жия мас­со­во­го уни­что­же­ния, а та­к­же ли­ца­ми, в от­но­ше­нии ко­то­рых Ме­ж­ве­до­м­ствен­ной ко­мис­си­ей по про­ти­во­дей­ствию фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма при­ня­то ре­ше­ние о за­мо­ра­жи­ва­нии (б­ло­ки­ро­ва­нии) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства;
б) осу­ще­ств­ле­ние кли­ен­том опе­ра­ций (сде­лок), в слу­чае, ес­ли од­ной из сто­рон по та­ким опе­ра­ци­ям (сдел­кам) яв­ля­ют­ся ли­ца, в от­но­ше­нии ко­то­рых дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по при­о­ста­но­в­ле­нию опе­ра­ций с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, пре­ду­смо­т­рен­ные Фе­де­раль­ным за­ко­ном № 115-ФЗ.
Вы­ше­при­ве­ден­ные пе­реч­ни ри­с­ков не яв­ля­ют­ся ис­чер­пы­ва­ю­щи­ми и мо­гут са­мо­сто­я­тель­но до­пол­нять­ся субъ­ек­та­ми пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га, ис­хо­дя из скла­ды­ва­ю­щей­ся пра­к­ти­ки вза­и­мо­дей­ствия с кли­ен­том, ана­ли­за его опе­ра­ций, ак­ту­аль­ных ти­по­ло­гий (схем) ОД/ФТ, ре­ко­мен­да­ций на­д­зор­ных ор­га­нов и т.д., а та­к­же спе­ци­фи­ки осу­ще­ств­ля­е­мой де­я­тель­но­сти.

IV. По­ря­док оцен­ки ри­с­ков ОД/ФТ в хо­де об­слу­жи­ва­ния кли­ен­та

Субъ­ек­ты пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га про­во­дят оцен­ку ри­с­ка при об­слу­жи­ва­нии кли­ен­та на ос­но­ва­нии ин­фор­ма­ции, по­лу­ча­е­мой от кли­ен­та в про­цес­се осу­ще­ств­ле­ния опе­ра­ций (сде­лок), а та­к­же об­но­в­ле­нии све­де­ний, по­лу­чен­ных при его иден­ти­фи­ка­ции и изу­че­нии.
Та­к­же субъ­ек­там пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать ин­фор­ма­цию и ри­с­ки, ука­за­н­ные в раз­де­ле III на­сто­я­щих Ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ций.
До­пол­ни­тель­ны­ми ос­но­ва­ни­я­ми для пе­ре­смо­т­ра уро­в­ня ри­с­ка кли­ен­та яв­ля­ют­ся:
- со­вер­ше­ние кли­ен­том опе­ра­ций (сде­лок), в от­но­ше­нии ко­то­рых у субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га воз­ни­ка­ют по­до­зре­ния, что та­кие опе­ра­ции (сдел­ки) на­прав­ле­ны на ле­га­ли­за­цию (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма, на­при­мер, опе­ра­ции (сдел­ки) по сво­е­му ха­ра­к­те­ру со­о­т­вет­ству­ю­щие кри­те­ри­ям и при­з­на­кам не­о­бы­ч­ных сде­лок, уста­но­в­лен­ных При­ка­зом № 103;
- ре­а­ли­за­ция в от­но­ше­нии кли­ен­та пра­ва от­ка­за в вы­пол­не­нии рас­по­ря­же­ния о со­вер­ше­нии его опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, пре­ду­смо­т­рен­но­го пун­к­том 11 ста­тьи 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ[16];
- от­сут­ствие по ад­ре­су ме­ста на­хо­ж­де­ния юри­ди­че­ско­го ли­ца по­сто­ян­но дей­ству­ю­щих ор­га­нов управ­ле­ния, иных ор­га­нов или лиц, име­ю­щих пра­во дей­ство­вать от име­ни та­ко­го юри­ди­че­ско­го ли­ца без до­ве­рен­но­сти.
- кли­ент осу­ще­ств­ля­ет вза­и­мо­дей­ствие с субъ­ек­том пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га ис­клю­чи­тель­но че­рез пред­ста­ви­те­ля, дей­ству­ю­ще­го по до­ве­рен­но­сти ли­бо ис­клю­чи­тель­но с ис­поль­зо­ва­ни­ем элек­трон­ной по­чты (при от­сут­ствии воз­мо­ж­но­сти свя­зать­ся по те­ле­фо­ну) и т.д.

V. Управ­ле­ние ри­с­ка­ми ОД/ФТ

Ха­ра­к­тер мер по ПОД/ФТ, при­ме­ня­е­мый субъ­ек­та­ми пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га, дол­жен за­ви­сеть от сте­пе­ни (у­ро­в­ня) ри­с­ка ОД/ФТ.
Вы­со­кие ри­с­ки ОД/ФТ тре­бу­ют при­ме­не­ния уси­лен­ных мер по на­д­ле­жа­щей про­вер­ке кли­ен­та, низ­кие – упро­щен­ных. При этом при­ме­не­ние упро­щен­ных мер не­до­пу­сти­мо при на­ли­чии по­до­зре­ний на ОД/ФТ.
Субъ­ек­ты пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га дол­ж­ны осу­ще­ств­лять мо­ни­то­ринг при­сво­ен­но­го кли­ен­ту уро­в­ня ри­с­ка ОД/ФТ, под­ра­зу­ме­ва­ю­щий на по­сто­ян­ной ос­но­ве оцен­ку фа­к­то­ров, на ос­но­ва­нии ко­то­рых он был при­сво­ен.
Кро­ме то­го, субъ­ек­там пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га не­об­хо­ди­мо раз­ра­бо­тать про­це­ду­ры по управ­ле­нию ри­с­ка­ми ОД/ФТ:
1. По­ря­док пе­ре­смо­т­ра при­сво­ен­но­го кли­ен­ту уро­в­ня ри­с­ка ОД/ФТ.
Пе­ре­смотр уро­в­ня ри­с­ка осу­ще­ств­ля­ет­ся ис­хо­дя из на­ли­чия со­во­ку­п­но­сти фа­к­то­ров, ха­ра­к­те­ри­зу­ю­щих опре­де­лен­ный уро­вень риска.
2. По­ря­док при­ме­не­ния мер, на­прав­лен­ных на сни­же­ние ри­с­ка ОД/ФТ.
К на­зван­ным ме­рам мо­ж­но от­не­сти:
а) уси­лен­ные ме­ры по на­д­ле­жа­щей про­вер­ке кли­ен­та:
- за­прос до­пол­ни­тель­ных све­де­ний о кли­ен­те, пред­ста­ви­те­ли кли­ен­та, вы­го­до­при­об­ре­та­те­ли, бе­не­фи­ци­ар­ном вла­дель­цы в ра­м­ках изу­че­ния кли­ен­та;
- за­прос до­пол­ни­тель­ных све­де­ний, по­яс­ня­ю­щих ха­ра­к­тер опе­ра­ции (сдел­ки);
- за­прос до­пол­ни­тель­ных све­де­ний о це­лях уста­но­в­ле­ния и пред­по­ла­га­е­мом ха­ра­к­те­ре их де­ло­вых от­но­ше­ний с субъ­ек­том пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га, о це­лях фи­нан­со­во-­хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти, о фи­нан­со­вом по­ло­же­нии, о де­ло­вой ре­пу­та­ции кли­ен­тов, а та­к­же об ис­точ­ни­ках про­ис­хо­ж­де­ния де­не­ж­ных средств и (и­ли) ино­го иму­ще­ства;
- бо­лее ча­стое об­но­в­ле­ние све­де­ния о кли­ен­те, пред­ста­ви­те­ле кли­ен­та и вы­го­до­при­об­ре­та­те­ле, бе­не­фи­ци­ар­ном вла­дель­це кли­ен­та со­раз­мер­но при­сво­ен­ной кли­ен­ту сте­пе­ни (у­ро­в­ня) риска.
б) на­прав­ле­ние в Рос­фин­мо­ни­то­ринг со­об­ще­ний о по­до­зри­тель­ных опе­ра­ци­ях;
в) ре­а­ли­за­ция пра­ва, пре­ду­смо­т­рен­но­го пун­к­том 11 ста­тьи 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ;
г) иные ме­ры, раз­ра­бо­тан­ные субъ­ек­том пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га.
Ре­ше­ние о при­ме­не­нии ка­кой-­ли­бо из мер, на­прав­лен­ных на сни­же­ние ри­с­ка ОД/ФТ, при­ни­ма­ет­ся субъ­ек­том пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га са­мо­сто­я­тель­но. При этом, при при­ня­тии со­о­т­вет­ству­ю­ще­го ре­ше­ния дол­ж­на обес­пе­чи­вать­ся ми­ни­ми­за­ции ри­с­ка воз­мо­ж­но­го во­в­ле­че­ния как субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га, так и его со­труд­ни­ков в про­цес­сы ОД/ФТ.

V. Ре­ко­мен­да­ции по ин­фор­ми­ро­ва­нию Рос­фин­мо­ни­то­рин­га о вы­яв­ля­е­мых ри­с­ках ОД/ФТ

Субъ­ек­там пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га ре­ко­мен­ду­ет­ся ин­фор­ми­ро­вать Рос­фин­мо­ни­то­ринг об ак­ту­аль­ных ри­с­ках ОД/ФТ, име­ю­щих­ся в их де­я­тель­но­сти не ре­же од­но­го ра­за в год или по ме­ре вы­яв­ле­ния но­вых ри­с­ков ОД/ФТ.
Ука­за­н­ную ин­фор­ма­цию ре­ко­мен­ду­ет­ся на­прав­лять в элек­трон­ной фор­ме че­рез Ли­ч­ный ка­би­нет субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га на пор­та­ле Рос­фин­мо­ни­то­рин­га (раз­дел – «Рис­ки ОД/ФТ» / «Ис­хо­дя­щие»).
При этом в от­чет о ри­с­ках ОД/ФТ це­ле­со­об­раз­но вклю­чить сле­ду­ю­щую ин­фор­ма­цию:
- пе­ре­чень вы­яв­ля­е­мых ри­с­ков, с при­сво­ен­ной им сте­пе­нью (у­ро­в­нем);
- обос­но­ва­ние при­сво­е­ния вы­яв­ля­е­мым ри­с­кам со­о­т­вет­ству­ю­щих уро­в­ней риска;
- опи­са­ние при­ме­ня­е­мых мер по управ­ле­нию ри­с­ка­ми;
- опи­са­ние про­б­лем, воз­ни­ка­ю­щих при вы­яв­ле­нии со­о­т­вет­ству­ю­щих ри­с­ков,
- иная зна­чи­мая по мне­нию субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га ин­фор­ма­ция.
Пред­став­лен­ная субъ­ек­та­ми пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га ин­фор­ма­ция бу­дет ис­поль­зо­ва­на при под­го­то­в­ке оче­ред­ных на­ци­о­наль­ных и сек­то­раль­ных оце­нок ри­с­ков ОД/ФТ.

[1] риск ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем - воз­мо­ж­ность на­не­се­ния ущер­ба ор­га­ни­за­ции, фи­нан­со­вой си­сте­ме и эко­но­ми­ке в це­лом пу­тем со­вер­ше­ния фи­нан­со­вых опе­ра­ций (сде­лок) в це­лях ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­ния) пре­сту­п­ных до­хо­дов или фи­нан­си­ро­ва­ни­ем тер­ро­риз­ма;

[2] риск фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма - ве­ро­ят­ность при­ме­не­ния тер­ро­ри­ста­ми ли­бо тер­ро­ри­сти­че­ски­ми груп­па­ми спо­со­ба при­в­ле­че­ния, пе­ре­ме­ще­ния или ис­поль­зо­ва­ния де­не­ж­ных средств вви­ду ря­да об­сто­я­тельств (до­сту­п­но­сти и ви­ди­мо­сти), что при­во­дит к тер­ро­ри­сти­че­ским про­яв­ле­ни­я­м;

[3] Дан­ные Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции та­к­же мо­гут ис­поль­зо­вать­ся ад­во­ка­та­ми, но­та­ри­у­са­ми и ли­ца­ми, осу­ще­ств­ля­ю­щи­ми пред­при­ни­ма­тель­скую де­я­тель­ность в сфе­ре ока­за­ния юри­ди­че­ских или бух­гал­тер­ских услуг, пе­ре­чис­лен­ны­ми в ста­тье 7.1 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ;

[4]­на­при­мер, вы­со­кий, по­вы­шен­ный, уме­рен­ный, низ­кий­;

[5] От­че­ты о на­ци­о­наль­ной оцен­ке ри­с­ков ОД/ФТ раз­ме­ще­ны на офи­ци­аль­ном сай­те Рос­фин­мо­ни­то­рин­га и Ли­ч­ных ка­би­не­тах субъ­ек­тов пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га.

[6] Ин­фор­ма­ци­он­ное пись­мо Рос­фин­мо­ни­то­рин­га от 02.08.2011 № 17 «О при­з­на­ках опе­ра­ций, ви­дов и усло­вий де­я­тель­но­сти, име­ю­щих по­вы­шен­ный риск со­вер­ше­ния кли­ен­та­ми опе­ра­ций в це­лях ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма», а та­к­же на­сто­я­щие Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ци­и;

[7] Субъ­ек­ты пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га обя­за­ны по­лу­чать со­о­т­вет­ству­ю­щую ин­фор­ма­цию на ос­но­ва­нии тре­бо­ва­ний Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ и По­ста­но­в­ле­ния № 667;

[8] Пе­ре­чень ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му и Пе­ре­чень ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к рас­про­стра­не­нию ору­жия мас­со­во­го уни­что­же­ни­я;

[9] Пункт 1 ста­тьи 7.4 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 07.08.2001 «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма»;

[10] Ино­стран­ных пуб­ли­ч­ных дол­ж­но­ст­ных лиц, вклю­чая их су­пру­гов и близ­ких род­ствен­ни­ков, дол­ж­но­ст­ных лиц пуб­ли­ч­ных ме­ж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций, а та­к­же лиц, за­ме­ща­ю­щих (за­ни­ма­ю­щих) го­су­дар­ствен­ные дол­ж­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, дол­ж­но­сти чле­нов Со­ве­та ди­рек­то­ров Цен­траль­но­го бан­ка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, дол­ж­но­сти фе­де­раль­ной го­су­дар­ствен­ной слу­ж­бы, на­з­на­че­ние на ко­то­рые и осво­бо­ж­де­ние от ко­то­рых осу­ще­ств­ля­ют­ся Пре­зи­ден­том Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции или Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, или дол­ж­но­сти в Цен­траль­ном бан­ке Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, го­су­дар­ствен­ных кор­по­ра­ци­ях и иных ор­га­ни­за­ци­ях, со­з­дан­ных Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­ей на ос­но­ва­нии фе­де­раль­ных за­ко­нов, вклю­чен­ные в пе­реч­ни дол­ж­но­стей, опре­де­ля­е­мые Пре­зи­ден­том Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и;

[11] Здесь и да­лее под стра­на­ми по­ни­ма­ют­ся го­су­дар­ства (ю­ри­с­ди­к­ции), ре­зи­ден­том ко­то­рых яв­ля­ет­ся кли­ент или его бе­не­фи­ци­а­ры и кон­тр­а­ген­ты­;

[12] «На­де­ж­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми» счи­та­ют­ся об­ще­из­ве­ст­ные ор­га­ни­за­ции, ко­то­рые, как пра­ви­ло, поль­зу­ют­ся ав­то­ри­те­том и ши­ро­ко рас­про­стра­ня­ют ин­фор­ма­цию. По­ми­мо ФАТФ и ре­ги­о­наль­ных ор­га­ни­за­ций, со­з­дан­ных по ти­пу ФАТФ, к на­де­ж­ным ис­точ­ни­кам мо­ж­но от­но­сить та­кие на­д­на­ци­о­наль­ные или ме­ж­ду­на­род­ные ор­га­ни­за­ции, как Ме­ж­ду­на­род­ный ва­лют­ный фонд, Все­ми­р­ный банк, груп­па ор­га­нов фи­нан­со­вой раз­вед­ки «Э­г­монт»;

[13] ак­ту­аль­ный пе­ре­чень юри­с­ди­к­ций, име­ю­щих стра­те­ги­че­ские не­до­стат­ки в на­ци­о­наль­ных си­сте­мах ПОД/ФТ, с опи­са­ни­ем ос­но­в­ным на­прав­ле­ний ра­бо­ты в це­лях устра­не­ния су­ще­ству­ю­щих про­бе­лов раз­ме­ща­ет­ся ­на офи­ци­аль­ном сай­те ФАТФ;

[14] См., на­при­мер, при­каз Мин­фи­на Рос­сии от 13.11.2007 № 108н «Об утвер­ж­де­нии Пе­реч­ня го­су­дарств и тер­ри­то­рий, пре­до­став­ля­ю­щих льго­т­ный на­ло­го­вый ре­жим на­ло­го­об­ло­же­ния и (и­ли) не пре­ду­смат­ри­ва­ю­щих рас­кры­тия и пре­до­став­ле­ния ин­фор­ма­ции при про­ве­де­нии фи­нан­со­вых опе­ра­ций (о­ф­шор­ные зо­ны)»;

[15] уча­стие в ор­га­ни­зо­ван­ной пре­сту­п­ной груп­пе и рэ­кет; тер­ро­ризм, в том чис­ле фи­нан­си­ро­ва­ние тер­ро­риз­ма; тор­го­в­ля лю­дь­ми и не­за­кон­ный ввоз ми­гран­то­в; сек­су­аль­ная экс­плу­а­та­ция, вклю­чая сек­су­аль­ную экс­плу­а­та­цию де­тей; не­за­кон­ный обо­рот нар­ко­ти­че­ских средств и пси­хо­тро­п­ных ве­ще­ств; не­за­кон­ная тор­го­в­ля ору­жи­е­м; не­за­кон­ный обо­рот кра­де­ных и иных то­ва­ро­в; кор­ру­п­ция и взя­точ­ни­че­ство; мо­шен­ни­че­ство; под­дел­ка де­не­ж­ных зна­ко­в; под­дел­ка и кон­тра­фа­к­ция про­дук­ци­и; эко­ло­ги­че­ские пре­сту­п­ле­ни­я; убий­ства, на­не­се­ние тя­ж­ких те­лес­ных по­вре­ж­де­ний; по­хи­ще­ние лю­дей, не­за­кон­ное ли­ше­ние сво­бо­ды и за­хват за­ло­ж­ни­ко­в; огра­б­ле­ние или кра­жа; кон­тра­бан­да (в том чис­ле в от­но­ше­нии та­мо­жен­ных и ак­ци­з­ных сбо­ров и на­ло­гов); на­ло­го­вые пре­сту­п­ле­ния (свя­за­н­ные с пря­мы­ми и кос­вен­ны­ми на­ло­га­ми); вы­мо­га­тель­ство; под­ло­г; пи­рат­ство; и ин­сай­дер­ские сдел­ки и ма­ни­пу­ли­ро­ва­ние ры­н­ко­м;

[16] В со­о­т­вет­ствии с пун­к­том 11 ста­тьи 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 07.08.2001 № 115-ФЗ субъ­ек­ты пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га впра­ве от­ка­зать в вы­пол­не­нии рас­по­ря­же­ния кли­ен­та о со­вер­ше­нии опе­ра­ции, за ис­клю­че­ни­ем опе­ра­ций по за­чис­ле­нию де­не­ж­ных сред­ств, по­сту­пив­ших на счет фи­зи­че­ско­го или юри­ди­че­ско­го ли­ца, ино­стран­ной струк­ту­ры без об­ра­зо­ва­ния юри­ди­че­ско­го ли­ца, по ко­то­рой не пред­став­ле­ны до­ку­мен­ты, не­об­хо­ди­мые для фи­к­си­ро­ва­ния ин­фор­ма­ции в со­о­т­вет­ствии с по­ло­же­ни­я­ми на­зван­но­го Фе­де­раль­но­го за­ко­на, а та­к­же в слу­чае, ес­ли в ре­зуль­та­те ре­а­ли­за­ции пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля у ра­бо­т­ни­ков субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га воз­ни­ка­ют по­до­зре­ния, что опе­ра­ция со­вер­ша­ет­ся в це­лях ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, или фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма;

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->