Эксперты ТПП РФ обсудили вопросы налогообложения при производстве и торговле ювелирными изделиями из драгоценных металлов

Раздел: Власть
11 июля 2022 г.

8 июня 2022 го­да со­сто­я­лось за­се­да­ние Ко­ми­те­та ТПП РФ по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным ка­м­ням.

Ме­ро­при­я­тие про­во­ди­лось в свя­зи с при­ня­ти­ем Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О вне­се­нии из­ме­не­ний в часть вто­рую На­ло­го­во­го ко­дек­са Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции», от­ме­нив­шим на­лог на до­бав­лен­ную сто­и­мость на по­ку­п­ку сли­т­ков дра­го­цен­ных ме­тал­лов для фи­зи­че­ских лиц и пре­кра­ща­ю­щим с 1 ян­ва­ря 2023 го­да при­ме­не­ние упро­щен­ной си­сте­мы на­ло­го­об­ло­же­ния и па­тен­т­ной си­сте­мы на­ло­го­об­ло­же­ния для ор­га­ни­за­ций и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, осу­ще­ств­ля­ю­щих де­я­тель­ность в сфе­ре про­из­вод­ства и тор­го­в­ли юве­ли­р­ны­ми и дру­ги­ми из­де­ли­я­ми из дра­го­цен­ных ме­тал­лов.

С при­вет­ствен­ным сло­вом к участ­ни­кам за­се­да­ния об­ра­ти­л­ся ви­це-­пре­зи­дент ТПП РФ Вла­ди­мир Па­дал­ко, ко­то­рый со­об­щил о том, что в Тор­го­во-­про­мы­ш­лен­ную па­ла­ту Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции по­сту­пи­ло зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство об­ра­ще­ний юве­ли­ров – ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей по по­во­ду воз­мо­ж­ных не­га­тив­ных по­след­ствий для субъ­ек­тов МСП в юве­ли­р­ной от­рас­ли, к ко­то­рым, по мне­нию ав­то­ров дан­ных об­ра­ще­ний, мо­гут при­ве­сти при­ня­тые из­ме­не­ния. Пред­при­ни­ма­те­ли про­сят Па­ла­ту ока­зать со­дей­ствие в от­ме­не уже при­ня­то­го за­ко­на и со­хра­не­нии спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов для ма­ло­го юве­ли­р­но­го биз­не­са.

В­ме­сте с тем, оче­вид­но, что толь­ко что при­ня­тый за­кон сра­зу не бу­дет от­менeн. За­кон про­шел все не­об­хо­ди­мые про­це­ду­ры, под­пи­сан Пре­зи­ден­том стра­ны и всту­пил в дей­ствие. Со­о­т­вет­ствен­но, не­об­хо­ди­мо со­сре­до­то­чить­ся на ана­ли­зе пра­к­ти­ки при­ме­не­ния и по ито­гам под­го­то­вить, в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти, ар­гу­мен­ти­ро­ван­ные и про­ра­бо­тан­ные пред­ло­же­ния. При этом ва­ж­но ис­хо­дить из при­о­ри­те­та со­хра­не­ния по­тен­ци­а­ла юве­ли­р­ной от­рас­ли, ра­бо­чих мест для лю­дей, за­ня­тых в сфе­ре про­из­вод­ства и тор­го­в­ли юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми.

Ви­це-­пре­зи­дент ТПП РФ по­б­ла­го­да­рил пред­ста­ви­те­лей фе­де­раль­ных ор­га­нов вла­сти за уча­стие в ме­ро­при­я­тии, го­то­в­ность к ди­а­ло­гу и об­су­ж­де­нию в кон­струк­тив­ном клю­че пред­ло­же­ний биз­не­са и вы­ра­зил убе­ж­дeн­ность в том, что все­сто­рон­нее рас­смо­т­ре­ние воз­мо­ж­ных по­след­ствий об­су­ж­да­е­мо­го за­ко­на для от­рас­ли дра­го­цен­ных ме­тал­лов, оцен­ка со­ци­аль­ных ре­зуль­та­тов его при­ме­не­ния поз­во­лят снять су­ще­ству­ю­щие раз­но­гла­сия и най­ти ко­м­про­мис­с­ное ре­ше­ние, от­ве­ча­ю­ще­го ин­те­ре­сам го­су­дар­ства, биз­не­са и по­тре­би­те­лей.

От­кры­вая дис­кус­сию, пред­се­да­тель Ко­ми­те­та ТПП РФ по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным ка­м­ням Ми­ха­ил Дя­ги­лев на­по­м­нил о том, что при­ня­тый за­кон – это ре­зуль­тат боль­шой мно­го­лет­ней ра­бо­ты, и ос­но­в­ной це­лью его яв­ля­ет­ся пре­до­став­ле­ние фи­зи­че­ским ли­цам воз­мо­ж­но­сти при­об­ре­те­ния «фи­зи­че­ско­го» зо­ло­та.

Во­прос об от­ме­не НДС при про­да­же сли­т­ков фи­зи­че­ским ли­цам воз­ник по­с­ле ис­клю­че­ния в 2004 го­ду из пе­реч­ня ва­лют­ных цен­но­стей зо­ло­та и дру­гих дра­го­цен­ных ме­тал­лов, ко­то­рые фа­к­ти­че­ски пе­ре­шли в раз­ряд то­ва­ров. По­с­ле кри­зи­сов 2008 и 2014 го­дов во­прос ис­поль­зо­ва­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов на­се­ле­ни­ем в ка­че­стве сред­ства сбе­ре­же­ний и ин­ве­сти­ций аль­тер­на­тив­но­го ино­стран­ной ва­лю­те, ста­но­ви­л­ся все бо­лее ак­ту­аль­ным.

Од­на­ко в рос­сий­ском за­ко­но­да­тель­стве не су­ще­ство­ва­ло ни по­ня­тия «ин­ве­сти­ци­он­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы», ни льго­т­но­го на­ло­го­об­ло­же­ния для них. При этом во мно­гих ев­ро­пей­ских и ази­ат­ских стра­нах про­да­жи ин­ве­сти­ци­он­ных сли­т­ков дра­го­цен­ных ме­тал­лов бы­ли осво­бо­ж­де­ны от НДС и та­кие про­да­жи из­ме­ря­лись де­сят­ка­ми тонн.

При­ня­тый за­кон при­но­сит по­ло­жи­тель­ные ре­зуль­та­ты уже сей­час. По осто­ро­ж­ным про­г­но­зам экс­пе­р­тов толь­ко до кон­ца это­го го­да фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми мо­жет быть при­об­ре­те­но бо­лее 20 тонн дра­го­цен­ных ме­тал­лов в сли­т­ках.

В то же вре­мя не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что при­ня­тый за­кон из­ме­ня­ет си­ту­а­цию в ма­лом юве­ли­р­ном биз­не­се. Та­к­же Ми­ха­ил Дя­ги­лев об­ра­тил вни­ма­ние участ­ни­ков ме­ро­при­я­тия на то, что и до при­ня­тия за­ко­на и по­с­ле бы­ли как про­тив­ни­ки при­ме­не­ния спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов в юве­ли­р­ной от­рас­ли, так и сто­рон­ни­ки их при­ме­не­ния, ар­гу­мен­ты их из­ве­ст­ны. За­да­ча Ко­ми­те­та – по ито­гам об­су­ж­де­ния всех мне­ний сфор­му­ли­ро­вать пред­ло­же­ния, ко­то­рые по­мо­гут ор­га­нам вла­сти при­нять луч­шее, сба­лан­си­ро­ван­ное ре­ше­ние.

Пред­се­да­тель Со­ве­та Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии», пре­зи­дент Юве­ли­р­ной ко­м­па­нии «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ» Флун Гу­ме­ров по­дроб­но из­ло­жил участ­ни­кам ме­ро­при­я­тия свое ви­де­ние си­ту­а­ции и мер, не­об­хо­ди­мых для под­дер­ж­ки ма­лых юве­ли­р­ных пред­при­я­тий, бо­лее ко­м­фор­т­но­го пе­ре­хо­да к но­вой си­сте­ме на­ло­го­об­ло­же­ния.

Ге­не­раль­ный ди­рек­тор Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» Эду­ард Ут­кин в своeм вы­сту­п­ле­нии под­чер­к­нул, что од­но­вре­мен­но с за­пре­том воз­мо­ж­но­сти при­ме­не­ния спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов юве­ли­р­ная от­расль под­вер­га­ет­ся и иным де­ста­би­ли­зи­ру­ю­щим фи­нан­со­вое по­ло­же­ние участ­ни­ков ры­н­ка фа­к­то­рам. В их числе: за­прет на при­ме­не­ние на­ло­го­во­го ре­жи­ма ЕНВД и (о­т­расль дли­тель­ное вре­мя ада­п­ти­ро­ва­лась к из­ме­нив­ше­му­ся ре­жи­му на­ло­го­об­ло­же­ния); внед­ре­ние ГИИС ДМДК (с 1 мар­та 2023 го­да вво­ди­т­ся са­мый сло­ж­ный и за­трат­ный для биз­не­са этап на­не­се­ния мар­ки­ро­в­ки не­по­сред­ствен­но на юве­ли­р­ные из­де­лия); сан­к­ци­он­ное дав­ле­ние на Рос­сий­скую Фе­де­ра­цию, се­рьез­но за­тро­нув­шее юве­ли­р­ную сфе­ру как в ча­сти уси­ле­ния про­б­лем экс­пор­та из­де­лий, так и в ча­сти воз­ни­к­но­ве­ния про­б­лем с по­став­ка­ми не­об­хо­ди­мых для про­из­вод­ства рас­ход­ных ма­те­ри­а­лов, ко­м­плек­ту­ю­щих и обо­ру­до­ва­ни­я; эко­но­ми­че­ские про­б­ле­мы всех от­рас­лей Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, вы­звав­шие есте­ствен­ное па­де­ние спро­са на юве­ли­р­ные из­де­лия.

При ли­к­ви­да­ции упро­щен­ной си­сте­мы на­ло­го­об­ло­же­ния (УСН) по­ряд­ка 17000 субъ­ек­тов ма­ло­го юве­ли­р­но­го биз­не­са Рос­сии ожи­да­ют уве­ли­че­ние цен на но­вую про­дук­ци­ю; уве­ли­че­ние на­ло­го­вой на­груз­ки (по оцен­кам экс­пе­р­тов, в 2 ра­за); усло­ж­не­ние и удо­ро­жа­ние сто­и­мо­сти ве­де­ния бух­гал­тер­ско­го учeта; об­щее сни­же­ние мар­жи­наль­но­сти и ин­ве­сти­ци­он­ной при­в­ле­ка­тель­но­сти юве­ли­р­ной от­рас­ли и со­кра­ще­ние то­чек роз­ни­ч­ной ре­а­ли­за­ции юве­ли­р­ных из­де­лий, ряд дру­гих до­пол­ни­тель­ных фи­нан­со­вых и ад­ми­ни­стра­тив­ных обя­за­н­но­стей, су­ще­ствен­но усло­ж­ня­ю­щих ве­де­ние пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти. На­и­боль­ший рост из­дер­жек ожи­да­ет про­из­во­ди­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий из се­ре­бра, так как у них до­бав­лен­ная сто­и­мость зна­чи­тель­но пре­вы­ша­ет сто­и­мость сы­рья.

С це­лью по­ис­ка вы­хо­да из сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции, бы­ло про­ве­де­но го­ло­со­ва­ние сре­ди участ­ни­ков ры­н­ка, вхо­дя­щих в Ас­со­ци­а­цию «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии», ито­ги ко­то­ро­го по­ка­за­ли, что боль­шин­ство счи­та­ет са­мым при­е­м­ле­мым из­ме­не­ние при­н­ци­па на­ло­го­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния - за­ме­на НДС как ви­да на­ло­га на на­лог с про­даж. На­лог с про­даж – это по­нят­ный, про­з­ра­ч­ный, ле­г­ко ад­ми­ни­стри­ру­е­мый и, в от­ли­чие от НДС, не до­пус­ка­ю­щий воз­мо­ж­но­сти не­за­кон­но­го воз­ме­ще­ния на­лог. Од­на­ко ре­а­ли­за­ция дан­но­го ре­ше­ния не­воз­мо­ж­на в от­дель­но взя­той сфе­ре ДМДК, по­это­му дан­ная на­ло­го­вая ре­фор­ма под­ра­зу­ме­ва­ет вне­се­ние из­ме­не­ний во всех от­рас­лях эко­но­ми­ки.

Об­су­ж­де­ние но­вых ре­а­лий и пу­тей ре­ше­ния воз­мо­ж­ных про­б­лем ма­ло­го юве­ли­р­но­го биз­не­са, свя­за­н­ных с от­ме­ной спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов (СНР), про­дол­жи­ли ге­не­раль­ный ди­рек­тор ООО «Юве­ли­рГолд», ин­ди­ви­ду­аль­ный пред­при­ни­ма­тель Илья Бы­р­дин; ге­не­раль­ный ди­рек­тор Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Ура­ла», вла­де­лец юве­ли­р­но­го до­ма CHAMOVSKIKH Алек­сандр Ча­мо­в­ских; пре­зи­дент Со­ю­за «На­ци­о­наль­ное объ­е­ди­не­ние ло­м­бар­дов» Ан­д­рей Жи­р­ны­х; пред­ста­ви­тель Юве­ли­р­но­го До­ма «Эстет» Ан­д­рей Па­де­рин; за­ме­сти­тель пред­се­да­те­ля прав­ле­ния Ас­со­ци­а­ции юве­ли­ров Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за Ва­дим Се­ро­в; ин­ди­ви­ду­аль­ный пред­при­ни­ма­тель Ве­ра Со­ди­ко­ва; ге­не­раль­ный ди­рек­тор ООО «Сол­неч­ный свет» (ю­ве­ли­р­ная сеть SUNLIGHT) Ан­на Сер­ге­е­ва; ; ге­не­раль­ный ди­рек­тор ЗАО «Алек­сан­д­рит» Сер­гей Ры­ба­ко­в; пред­ста­ви­тель юве­ли­р­ной ко­м­па­нии AGRA Ага­си Мел­ко­нян; ко­м­мер­че­ский ди­рек­тор Бел­го­род­ско­го юве­ли­р­но­го за­во­да «КАРАТ» Ди­а­на Де­ни­со­ва; пре­зи­дент Ас­со­ци­а­ции ко­м­па­ний ин­тер­нет-тор­го­в­ли Ар­тем Со­ко­ло­в; ге­не­раль­ный ди­рек­тор юве­ли­р­ной се­ти ADAMAS Игорь Да­ни­лов.

У­част­ни­ки дис­кус­сии ак­цен­ти­ро­ва­ли вни­ма­ние на том, что от­ме­на СНР и пе­ре­ход на об­щую си­сте­му на­ло­го­об­ло­же­ния – это за­щи­т­ная ме­ра для ры­н­ка, при­зван­ная не до­пу­стить ис­поль­зо­ва­ния в про­из­вод­стве юве­ли­р­ных из­де­лий ин­ве­сти­ци­он­ных сли­т­ков, при­об­ре­тен­ных фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми без упла­ты НДС. Ма­лый и кру­п­ный биз­нес не дол­ж­ны про­ти­во­по­став­лять­ся друг дру­гу, а быть пар­т­не­ра­ми. При­ня­тые ре­ше­ния адек­ват­ны се­го­д­ня­ш­не­му вре­ме­ни, при­з­ва­ны обес­пе­чить всем участ­ни­кам ры­н­ка рав­ные усло­вия и спо­соб­ству­ют, в том числе, де­дол­ла­ри­за­ции эко­но­ми­ки стра­ны.

В­ме­сте с тем при­во­ди­лись ар­гу­мен­ты о том, что спе­ци­аль­ные на­ло­го­вые ре­жи­мы для ма­ло­го биз­не­са вво­ди­лись с це­лью его раз­ви­тия и ко­м­пе­н­са­ции ад­ми­ни­стра­тив­ных за­трат при ве­де­нии биз­не­са, а та­к­же для упро­ще­ния ве­де­ния уче­та и от­чет­но­сти. От­ме­на спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов без пре­до­став­ле­ния аль­тер­на­тив­ных мер бу­дет иметь ка­та­стро­фи­че­ские по­след­ствия, при­не­сет зна­чи­тель­ные по­те­ри ма­ло­му и ми­к­ро-­биз­не­су и мо­жет при­ве­сти к уве­ли­че­нию се­ро­го и чер­но­го ры­н­ков и к по­те­рям ра­бо­чих ме­ст.

Пред­ла­га­лось вос­ста­но­в­ле­ние спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов для про­из­вод­ства и тор­го­в­ли юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми с од­но­вре­мен­ным вве­де­ни­ем за­пре­та на при­ме­не­ние для ор­га­ни­за­ций, ве­ду­щих де­я­тель­ность по ску­п­ке дра­го­цен­ных ме­тал­ло­в; пе­ре­нос вве­де­ния за­пре­та на при­ме­не­ние спе­ц­ре­жи­мов в юве­ли­р­ной от­рас­ли на 2024 или 2025 год; со­з­да­ние аль­тер­на­тив­ной си­сте­мы на­ло­го­об­ло­же­ния для ма­ло­го биз­не­са; рас­смо­т­ре­ние при­ме­не­ния ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ной упро­щен­ной си­сте­мы на­ло­го­об­ло­же­ния (АУСН); вы­де­ле­ние груп­пы пред­при­я­тий, за­ни­ма­ю­щих­ся про­из­вод­ством не­се­рий­ных из­де­лий, ху­до­же­ствен­ных цен­но­стей с це­лью ад­рес­ной под­дер­ж­ки дан­ной ка­те­го­рии.

За­ме­сти­те­ли ру­ко­во­ди­те­ля Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты Дми­т­рий За­мы­ш­ля­ев и Дми­т­рий Бо­го­ди­ст, на­чаль­ник от­де­ла НДС Управ­ле­ния на­ло­го­об­ло­же­ния юри­ди­че­ских лиц ФНС Рос­сии Сер­гей Се­ме­нов и за­ме­сти­тель на­чаль­ни­ка от­де­ла раз­ви­тия про­мы­ш­лен­но­сти раз­ви­тия про­мы­ш­лен­но­сти ред­ких, ред­ко­зе­мель­ных, дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней Де­пар­та­мен­та ме­тал­лур­гии и ме­тал­лов Мин­про­м­тор­га Рос­сии Са­ла­ват Ур­ман­цев вы­ра­зи­ли точ­ку зре­ния ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти, ко­то­рая за­клю­ча­ет­ся в том, что при­ня­тие за­ко­на дол­ж­но ис­клю­чить схе­мы, ко­г­да дей­ство­вав­шие для юве­ли­р­ной от­рас­ли спе­ци­аль­ные на­ло­го­вые ре­жи­мы при­во­ди­ли к пред­на­ме­рен­но­му дроб­ле­нию кру­п­ных про­из­во­ди­те­лей на мел­кие ко­м­па­нии в це­лях ухо­да от упла­ты на­ло­гов. Го­су­дар­ство за­ин­те­ре­со­ва­но в том, что­бы все участ­ни­ки ры­н­ка ра­бо­та­ли в рав­ных на­ло­го­вых усло­ви­ях, ис­клю­ча­ю­щих воз­мо­ж­ность воз­ни­к­но­ве­ния про­ти­во­прав­ных схем, не­доб­ро­со­ве­ст­ной кон­ку­рен­ции.

Пред­ста­ви­те­ли ре­гу­ля­то­ров про­ко­м­мен­ти­ро­ва­ли вы­сту­п­ле­ния спе­ци­а­ли­стов и экс­пе­р­тов от­рас­ли, обос­но­ва­ли не­воз­мо­ж­ность ре­а­ли­за­ции ря­да про­зву­чав­ших пред­ло­же­ний, в то же вре­мя пред­ло­жи­ли пе­р­с­пе­к­тив­ные, на их взгляд, на­прав­ле­ния, су­ще­ству­ю­щие уже сей­час ме­ха­низ­мы с на­ло­го­вы­ми пре­фе­рен­ци­я­ми, поз­во­ля­ю­щие от­рас­ли ра­бо­тать в од­ном на­ло­го­вом ре­жи­ме.

По ито­гам за­се­да­ния ре­зо­лю­ция с обоб­щeн­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми от­рас­ле­во­го пред­при­ни­ма­тель­ства бу­дет на­прав­ле­на в ад­рес про­филь­ных фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти.

Де­пар­та­мент по ра­бо­те с объ­е­ди­не­ни­я­ми пред­при­ни­ма­те­лей, О.Ге­ра­си­мо­ва

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->