Отчетность ювелирного сектора об операциях, подлежащих обязательному контролю

Раздел: Закон 115-ФЗ ювелирам и ломбардам
04 октября 2022 г.

Ор­га­ни­за­ции и пред­при­ни­ма­те­ли, осу­ще­ств­ля­ю­щие ску­п­ку, ку­п­лю – про­да­жу дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней, юве­ли­р­ных из­де­лий и ло­ма та­ких из­де­лий яв­ля­ют­ся субъ­ек­та­ми Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ о про­ти­во­дей­ствии пре­сту­п­ных до­хо­дов и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма, и на них воз­ла­га­ет­ся ряд обя­за­н­но­стей­.

Ста­тья 6 ука­за­н­но­го за­ко­на обя­зы­ва­ет субъ­ек­тов ­пре­до­став­лять ин­фор­ма­ци­ю в Рос­фин­мо­ни­то­ринг об опе­ра­ци­ях, со­вер­ша­е­мых их кли­ен­та­ми. При этом та­кие опе­ра­ции под­ле­жат обя­за­тель­но­му кон­тро­лю не­за­ви­си­мо от на­ли­чия в них при­з­на­ков не­о­бы­ч­ных опе­ра­ций, при­з­на­ния их по­до­зри­тель­ны­ми или не­по­до­зри­тель­ны­ми.

О ка­ких имен­но опе­ра­ци­ях ор­га­ни­за­ции и ИП юве­ли­р­но­го сек­то­ра (кро­ме ло­м­бар­дов) обя­за­ны пре­до­ста­вить ин­фор­ма­цию в Рос­фин­мо­ни­то­ринг в обя­за­тель­ном по­ряд­ке, разъ­яс­ня­ет экс­перт по ПОД/ФТ Пи­ни­ги­на Еле­на.

Со­глас­но п. 4 ст. 6 Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ участ­ни­ки юве­ли­р­но­го сек­то­ра, осу­ще­ств­ля­ю­щие ску­п­ку, ку­п­лю - про­да­жу дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней обя­за­тель­но на­прав­ля­ют со­об­ще­ния по фор­ме, утвер­ж­ден­ной Фе­де­раль­ной слу­ж­бой по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу (ФЭС) че­рез ли­ч­ный ка­би­нет на сай­те Рос­фин­мо­ни­то­рин­га о сле­ду­ю­щих опе­ра­ци­ях:

С по­ро­го­вым зна­че­ни­ем:

О­пе­ра­ция с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, ес­ли су­м­ма, на ко­то­рую она со­вер­ша­ет­ся, рав­на или пре­вы­ша­ет 1 ми­л­ли­он руб­лей ли­бо рав­на су­м­ме в ино­стран­ной ва­лю­те, эк­ви­ва­лен­т­ной 1 ми­л­ли­о­ну руб­лей, или пре­вы­ша­ет ее:

- за­чис­ле­ние или пе­ре­вод на счет де­не­ж­ных сред­ств, пре­до­став­ле­ние или по­лу­че­ние кре­ди­та (зай­ма), опе­ра­ции с цен­ны­ми бу­ма­га­ми в слу­чае, ес­ли хо­тя бы од­ной из сто­рон яв­ля­ет­ся фи­зи­че­ское или юри­ди­че­ское ли­цо, име­ю­щее со­о­т­вет­ствен­но ре­ги­стра­цию, ме­сто жи­тель­ства или ме­сто на­хо­ж­де­ния в го­су­дар­стве (на тер­ри­то­рии), ко­то­рое (ко­то­рая) не вы­пол­ня­ет ре­ко­мен­да­ции ФАТФ, ли­бо ес­ли ука­за­н­ные опе­ра­ции про­во­дят­ся с ис­поль­зо­ва­ни­ем сче­та в бан­ке, за­ре­ги­стри­ро­ван­ном в ука­за­н­ном го­су­дар­стве (на ука­за­н­ной тер­ри­то­рии).

На се­го­д­ня­ш­ний день та­ки­ми го­су­дар­ства­ми яв­ля­ют­ся Иран, КНДР.

- ску­п­ка, ку­п­ля-­про­да­жа дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, юве­ли­р­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий­;

- пре­до­став­ле­ние юри­ди­че­ски­ми ли­ца­ми, не яв­ля­ю­щи­ми­ся кре­ди­т­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми, бес­про­цен­т­ных зай­мов фи­зи­че­ским ли­цам и (и­ли) дру­гим юри­ди­че­ским ли­цам, а та­к­же по­лу­че­ние та­ко­го зай­ма.

При этом опе­ра­ции по по­лу­че­нию де­не­ж­ных средств (и­му­ще­ства) по до­го­во­ру зай­ма от сво­е­го учре­ди­те­ля и о воз­вра­те та­ко­го зай­ма не под­ле­жат обя­за­тель­но­му кон­тро­лю. Ука­за­н­ная по­зи­ция вы­ра­же­на Фе­де­раль­ной слу­ж­бой в Ин­фор­ма­ци­он­ном пись­ме для юве­ли­ров №63 от 20.09.2021.

Без по­ро­го­во­го зна­че­ния (не­за­ви­си­мо от су­м­мы опе­ра­ции):

- Опе­ра­ция по по­лу­че­нию или рас­хо­до­ва­нию не­ко­м­мер­че­ской ор­га­ни­за­ци­ей де­не­ж­ных средств и (и­ли) ино­го иму­ще­ства, ес­ли та­кая ор­га­ни­за­ция не яв­ля­ет­ся ор­га­ном го­су­дар­ствен­ной вла­сти, иным го­су­дар­ствен­ным ор­га­ном, ор­га­ном управ­ле­ния го­су­дар­ствен­ным вне­бюд­жет­ным фон­дом, го­су­дар­ствен­ной кор­по­ра­ци­ей, го­су­дар­ствен­ной ко­м­па­ни­ей, пуб­ли­ч­но-­пра­во­вой ко­м­па­ни­ей, по­тре­би­тель­ским ко­о­пе­ра­ти­вом, го­су­дар­ствен­ным (му­ни­ци­паль­ным) об­ра­зо­ва­тель­ным учре­ж­де­ни­ем, ре­а­ли­зу­ю­щим про­гра­м­мы до­школь­но­го, об­ще­го об­ра­зо­ва­ния, то­ва­ри­ще­ством соб­ствен­ни­ков не­дви­жи­мо­сти, в том чис­ле то­ва­ри­ще­ством соб­ствен­ни­ков жи­лья, са­до­вод­че­ским и ого­род­ни­че­ским не­ко­м­мер­че­ским то­ва­ри­ще­ством, объ­е­ди­не­ни­ем ра­бо­то­да­те­лей, за­ре­ги­стри­ро­ван­ной в уста­но­в­лен­ном за­ко­ном по­ряд­ке тор­го­во-­про­мы­ш­лен­ной па­ла­той.

В ука­за­н­ном слу­чае не под­ле­жат обя­за­тель­но­му кон­тро­лю опе­ра­ции, свя­за­н­ные с упла­той на­ло­гов и сбо­ров, та­мо­жен­ных пла­те­жей, стра­хо­вых взно­сов в ПФР, ФСС, и иных обя­за­тель­ных пла­те­жей в бюд­жет­ную си­сте­му РФ, уста­но­в­лен­ных за­ко­но­да­тель­ством РФ, опла­той жи­ло­го по­ме­ще­ния и ко­м­му­наль­ных услуг, упла­той ко­мис­си­он­но­го воз­на­гра­ж­де­ния, взи­ма­е­мо­го при со­вер­ше­нии опе­ра­ций (сде­лок) ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ще­ств­ля­ю­щи­ми опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, а та­к­же с на­чис­ле­ни­ем про­цен­тов по вкла­дам (де­по­зи­там) и иным фи­нан­со­вым ин­стру­мен­там.

- В слу­чае, ес­ли хо­тя бы од­ной из сто­рон яв­ля­ет­ся ор­га­ни­за­ция или фи­зи­че­ское ли­цо, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му, ли­бо юри­ди­че­ское ли­цо, пря­мо или кос­вен­но на­хо­дя­ще­е­ся в соб­ствен­но­сти или под кон­тро­лем та­ких ор­га­ни­за­ции или ли­ца, ли­бо фи­зи­че­ское или юри­ди­че­ское ли­цо, дей­ству­ю­щее от име­ни или по ука­за­нию та­ких ор­га­ни­за­ции или ли­ца.

В це­лях вы­яв­ле­ния та­ких опе­ра­ций участ­ни­ки юве­ли­р­но­го сек­то­ра про­во­дят про­вер­ку кли­ен­та, пред­ста­ви­те­ля кли­ен­та, бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца, учре­ди­те­ля и иных лиц, ко­то­рые «кон­тро­ли­ру­ют» ор­га­ни­за­цию или яв­ля­ют­ся ее соб­ствен­ни­ка­ми по пе­реч­ням тер­ро­ри­сто­в/­экс­тре­ми­стов, и по ре­ше­ни­ям о за­мо­ра­жи­ва­ни­и/б­ло­ки­ро­ва­нии де­не­ж­ных средств и ино­го иму­ще­ства, раз­ме­щен­ных в ли­ч­ном ка­би­не­те на сай­те Рос­фин­мо­ни­то­рин­га.

- В слу­чае, ес­ли хо­тя бы од­на из сто­рон яв­ля­ет­ся ор­га­ни­за­ци­ей или фи­зи­че­ским ли­цом, вклю­чен­ны­ми в пе­ре­чень ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к рас­про­стра­не­нию ору­жия мас­со­во­го уни­что­же­ния, ли­бо юри­ди­че­ским ли­цом, пря­мо или кос­вен­но на­хо­дя­щи­м­ся в соб­ствен­но­сти или под кон­тро­лем та­ких ор­га­ни­за­ции или фи­зи­че­ско­го ли­ца, ли­бо фи­зи­че­ским ли­цом или юри­ди­че­ским ли­цом, дей­ству­ю­щи­ми от име­ни или по ука­за­нию та­ких ор­га­ни­за­ции или фи­зи­че­ско­го ли­ца.

О­пе­ра­ции, опре­де­ля­е­мые Рос­фин­мо­ни­то­рин­гом:

- В слу­чае ее опре­де­ле­ния упол­но­мо­чен­ным ор­га­ном или упол­но­мо­чен­ным ор­га­ном по со­гла­со­ва­нию с Цен­траль­ным бан­ком Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

При опре­де­ле­нии опе­ра­ции в ка­че­стве под­ле­жа­щей обя­за­тель­но­му кон­тро­лю Рос­фин­мо­ни­то­ринг уста­нав­ли­ва­ет вид дан­ной опе­ра­ции, су­м­му ее со­вер­ше­ния, ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щие опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, пред­став­ля­ю­щие све­де­ния о дан­ной опе­ра­ции, а та­к­же пе­ри­од вре­ме­ни, в те­че­ние ко­то­ро­го све­де­ния о под­ле­жа­щей обя­за­тель­но­му кон­тро­лю опе­ра­ции под­ле­жат на­прав­ле­нию в упол­но­мо­чен­ный ор­ган и ко­то­рый не мо­жет пре­вы­шать два го­да.

Мы пе­ре­чис­ли­ли все опе­ра­ции, под­ле­жа­щие обя­за­тель­но­му кон­тро­лю, о ко­то­рых участ­ни­ки юве­ли­р­но­го сек­то­ра (кро­ме ло­м­бар­дов) ин­фор­ми­ру­ют Рос­фин­мо­ни­то­ринг не­за­ви­си­мо от на­ли­чия в та­ких опе­ра­ци­ях при­з­на­ков не­о­бы­ч­ных опе­ра­ций (сде­лок). Обра­ща­ем Ва­ше вни­ма­ние на то, что пре­до­став­ле­ние ин­фор­ма­ции, не пре­ду­смо­т­рен­ной за­ко­но­да­тель­ством для юве­ли­р­но­го сек­то­ра, яв­ля­ет­ся из­ли­ш­ней и сви­де­тель­ству­ет о не­пра­виль­ном при­ме­не­нии субъ­ек­том норм Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ. За пре­до­став­ле­ние из­ли­ш­них со­об­ще­ний мо­жет на­сту­пить ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность по ст. 15.27 КоАП РФ.

Об осо­бен­но­стях на­прав­ле­ния ин­фор­ма­ции по до­го­во­рам ку­п­ли – про­да­жи (по­став­ки) юве­ли­р­ных из­де­лий, до­го­во­рам ко­мис­сии, аген­т­ским до­го­во­рам, ре­ко­мен­ду­ем озна­ко­ми­т­ся с Ин­фор­ма­ци­он­ным пись­мо­м Фе­де­раль­ной слу­ж­бы по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу для юве­ли­ров от 20 сен­тяб­ря 2021 г. № 63 «О при­ме­не­нии ор­га­ни­за­ци­я­ми и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, осу­ще­ств­ля­ю­щи­ми ску­п­ку, ку­п­лю-­про­да­жу дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней, юве­ли­р­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий, от­дель­ных норм за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма».

Ав­тор: Еле­на Пи­ни­ги­на – экс­перт по ПОД/ФТ

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->