Законопроект "О старательской деятельности" («вольном приносе») он был внесен в Госдуму в апреле 2023 года.
В целях апробации предлагаемого законопроектом механизма предусмотрено, что в течение трех лет со дня вступления в силу проекта федерального закона старательская деятельность может осуществляться в пилотном режиме на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также территориях, относящихся к сухопутным территориям Арктической зоны РФ. По истечении трех лет старательская деятельность будет разрешена и на территориях иных субъектов РФ.
Также предполагается создание специальной государственной информационной системы для обеспечения старательской деятельности. Использование информационной системы обеспечит доступность и удобство процесса оформления статуса старателя, повысит эффективность взаимодействия граждан с органами государственной власти. Законопроектом предусмотрена возможность самостоятельного выбора индивидуальными предпринимателями старательских участков через информационную систему по аналогии с дальневосточным гектаром.
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 марта 2024 года.
"Инициативы разработаны с учетом анализа мирового и отечественного исторического опыта. Результатом реализации предлагаемых новаций станет создание новых рабочих мест и повышение значимости непромышленных месторождений для золотодобывающей отрасли. У граждан появятся новые экономические возможности, государство же получит дополнительные доходы в бюджет", - пояснил ранее журналистам председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
Пилотный период законопроекта "О вольном приносе", который разрешит добычу золота в РФ частным лицам, будет длиться четыре года. Об этом сообщил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в ходе пленарного заседания Госдумы в среду.
Регионами-пилотами планируется сделать Магаданскую область и Забайкальский край.
"Законопроект будет действовать только в этих регионах в течение пилотных четырех лет после принятия - три года действует договор безвозмездного пользования и один год - для подведения итогов первого этапа. В случае принятия законопроекта в первом чтении, ко второму мы соответствующим образом актуализируем финансово-экономическое обоснование применительно к условиям добычи именно в этих двух регионах", - сказал он.
Чекунков добавил, что в ходе обсуждения проекта много вопросов касалось разграничения регулирования старательский деятельности с законом о недрах. "Действующее требование закона о недрах рассчитано именно на промышленность - недропользователь должен пройти не менее десяти различных процедур в различных органах власти. <…> По факту, мелкие старатели, граждане, которые сегодня занимаются <…> нелегальной добычей, не готовы пойти на такую длительную процедуру. Распространение на старательскую деятельность требований закона о недрах приведет к возложению на граждан запредельного уровня административной нагрузки и не позволит достичь цели обелить эту сферу", - добавил министр.