
Официальное письмо Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 21 апреля 2025 года № 25-48 содержит разъяснение по одному из нормативных правовых актов, связанных с регулированием обращения драгоценных металлов и ювелирных изделий в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Кратко о чeм документ:
Представители бизнеса или государственные органы обратились в ЕЭК с просьбой уточнить, вступило ли в силу Решение Совета ЕЭК от 5 марта 2021 года № 10, которым были утверждены технические требования к опробованию, анализу и клеймению ювелирных и других изделий.
В ответе говорится следующее:
Основные положения:
-
Правовая основа:
- Решение № 10 было принято для реализации статьи 11 Соглашения об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках ЕАЭС от 22 ноября 2019 года.
- В соответствии с пунктом 3 самого Решения, оно должно вступить в силу вместе с этим Соглашением.
-
Статус документа на 21 апреля 2025 года:
- На момент письма Соглашение ещe не вступило в силу , а значит, Решение Совета № 10 также не действует.
Что это означает на практике?
- Юридические лица, занимающиеся производством, опробованием, маркировкой или реализацией ювелирных изделий в странах ЕАЭС, не обязаны пока соблюдать требования Решения № 10.
- Действуют прежние национальные или межгосударственные правила в каждой стране — до тех пор, пока Соглашение и связанное с ним Решение ЕЭК официально не вступят в силу.
- Однако организации могут уже сейчас готовиться к новым требованиям , чтобы быть готовыми к их внедрению в будущем.
Юридическая значимость письма:
- Это информационное письмо не является нормативным правовым актом, но имеет разъяснительную функцию и может использоваться как ориентир при ведении хозяйственной деятельности.
- Оно подтверждает текущую правовую ситуацию и помогает избежать ошибок при подготовке к внедрению новых требований.
Когда может вступить в силу?
Согласно статье 14 Соглашения, оно вступает в силу после ратификации всеми государствами — членами ЕАЭС. По состоянию на апрель 2025 года этого ещe не произошло.официальное письмо Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 21 апреля 2025 года № 25-48 содержит разъяснение по одному из нормативных правовых актов, связанных с регулированием обращения драгоценных металлов и ювелирных изделий в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
ПИСЬМО
от 21 апреля 2025 г. N 25-48
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Департамент функционирования внутренних рынков Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) рассмотрел обращение по вопросу уточнения информации относительно Решения Совета Комиссии от 5 марта 2021 года N 10 и сообщает следующее.
В целях реализации статьи 11 Соглашения об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках Евразийского экономического союза от 22 ноября 2019 года (далее - Соглашение) Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 марта 2021 года N 10 утверждены Требования к опробованию, анализу и клеймению ювелирных и других изделий (далее - Решение Совета N 10).
Согласно пункту 3 Решения Совета N 10 оно вступает в силу с даты вступления в силу Соглашения с учетом положений статьи 14 данного Соглашения.
Учитывая изложенное, сообщаем, что в настоящее время Решение Совета N 10 не вступило в силу.
Директор
Департамента функционирования
внутренних рынков
С.Д.КУЛМАМБЕТОВ
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 5 марта 2021 г. № 10
(скачать pdf)
Официальное название:
«Об утверждении Требований к опробованию, анализу и клеймению ювелирных и других изделий»
Цель:
Реализация положений Соглашения об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках ЕАЭС от 22 ноября 2019 года , а именно — обеспечение единых технических требований к ювелирным изделиям, содержащим драгоценные металлы.
Основные положения Решения № 10 (по состоянию на доступную информацию):
1. Область применения:
- Распространяется на изделия из драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий), включая ювелирные изделия.
- Не распространяется на антиквариат и изделия, предназначенные исключительно для промышленного использования.
2. Требования к опробованию и анализу:
Обязательное определение:
- Проба драгоценного металла (точное содержание золота, серебра и т. д.).
- Методы анализа (например, рентгенофлуоресцентный, пробирный, спектрометрический).
- Допустимые отклонения от заявленной пробы.
Важно:
- Анализ должен проводиться аккредитованными лабораториями или специализированными организациями.
- Предусмотрены требования к маркировке результатов анализа.
3. Требования к клеймению изделий:
На каждом изделии должно быть нанесено:
- Государственный знак обращения (национальное клеймо страны-производителя).
- Проба металла (например, 585 — это 58,5% золота).
- Идентификационный знак организации-изготовителя или опробования.
- Обозначение соответствия требованиям Соглашения (после его вступления в силу).
Нанесение клейма:
- Может быть выполнено механическим способом (удар) или лазером.
- Должно быть четким, постоянным и расположенным в легко читаемом месте.
4. Переходные положения:
- Для уже находящихся в обороте изделий могут быть предусмотрены особые правила при введении новых норм.
- Возможна необходимость повторного опробования при перепродаже или перемещении между странами ЕАЭС.
5. Ответственность и контроль:
- Контроль за соблюдением требований будут осуществлять национальные органы по драгметаллам и драгкамням в каждой стране ЕАЭС.
- За нарушение может быть предусмотрена административная или уголовная ответственность.
Статус документа
Как указано в письме Коллегии ЕЭК от 21 апреля 2025 года № 25-48:
«…сообщаем, что в настоящее время Решение Совета N 10 не вступило в силу.»
Это связано с тем, что оно вступает в силу одновременно со Соглашением от 22.11.2019 , которое пока не ратифицировано всеми государствами — членами ЕАЭС.