ЦБ РФ дал методические рекомендации некредитным финансовым организациям в целях исполнения ими обязанностей по ПОД/ФТ

Раздел: Ломбарды
05 июля 2017 г.

Пи­ни­ги­на Еле­на Ев­ге­ньев­на, экс­перт по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу и ПОД/ФТ

Банк Рос­сии пред­ста­вил под­на­д­зор­ным субъ­ек­там ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции от 27 июня №13-МР, в ко­то­рых разъ­яс­ня­ет­ся об ис­пол­не­нии тре­бо­ва­ний в от­но­ше­нии вы­яв­ле­ния и об­слу­жи­ва­ния ино­стран­ных пуб­ли­ч­ных дол­ж­но­ст­ных лиц, дол­ж­но­ст­ных лиц пуб­ли­ч­ных ме­ж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций и рос­сий­ских пуб­ли­ч­ных дол­ж­ных лиц.

Вто­рой до­ку­мент, ко­то­рый рас­про­стра­нил Банк Рос­сии сре­ди под­на­д­зор­ных ор­га­ни­за­ций, так же яв­ля­ет­ся ме­то­ди­че­ски­ми ре­ко­мен­да­ци­я­ми от 27 июня 2017 г. №12-МР об иден­ти­фи­ка­ции бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев кли­ен­тов – юри­ди­че­ских лиц.

По пе­р­во­му до­ку­мен­ту, на­по­м­ним, что обя­за­н­ность при­ни­мать обос­но­ван­ные и до­сту­п­ные в сло­жив­ших­ся об­сто­я­тель­ствах ме­ры по вы­яв­ле­нию сре­ди фи­зи­че­ских лиц, на­хо­дя­щих­ся на об­слу­жи­ва­нии или при­ни­ма­е­мых на об­слу­жи­ва­ние, ино­стран­ных пуб­ли­ч­ных дол­ж­но­ст­ных лиц, дол­ж­но­ст­ных лиц пуб­ли­ч­ных ме­ж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций, а та­к­же лиц, за­ме­ща­ю­щих (за­ни­ма­ю­щих) го­су­дар­ствен­ные дол­ж­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, дол­ж­но­сти чле­нов Со­ве­та ди­рек­то­ров Цен­траль­но­го бан­ка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, дол­ж­но­сти фе­де­раль­ной го­су­дар­ствен­ной слу­ж­бы, на­з­на­че­ние на ко­то­рые и осво­бо­ж­де­ние от ко­то­рых осу­ще­ств­ля­ют­ся Пре­зи­ден­том Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции или Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, дол­ж­но­сти в Цен­траль­ном бан­ке Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, го­су­дар­ствен­ных кор­по­ра­ци­ях и иных ор­га­ни­за­ци­ях, со­з­дан­ных Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­ей на ос­но­ва­нии фе­де­раль­ных за­ко­нов, вклю­чен­ные в пе­реч­ни дол­ж­но­стей, опре­де­ля­е­мые Пре­зи­ден­том Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, уста­но­в­ле­на ст. 7.3. Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 7 ав­гу­ста 2001 г. N 115-ФЗ "О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма".

В це­лях по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти мер по вы­яв­ле­нию пуб­ли­ч­ных дол­ж­но­ст­ных лиц (да­лее - ПДЛ), Банк Рос­сии об­ра­ща­ет вни­ма­ние НФО на не­об­хо­ди­мость ре­а­ли­за­ции ко­м­плек­са обос­но­ван­ных и до­сту­п­ных в сло­жив­ших­ся об­сто­я­тель­ствах мер, на­прав­лен­ных на вы­яв­ле­ние сре­ди кли­ен­тов – фи­зи­че­ских лиц, при­ни­ма­е­мых на об­слу­жи­ва­ние, лиц, ука­за­н­ных в ст. Фе­де­раль­ный за­кон от 7 ав­гу­ста 2001 г. N 115-ФЗ "О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма" (да­лее - за­кон №115-ФЗ).Оз­на­ко­мить­ся с пол­ным тек­стом до­ку­мен­та

На что ре­гу­ля­тор об­ра­ща­ет вни­ма­ние НФО и что не­об­хо­ди­мо учесть НФО в ра­бо­те с кли­ен­та­ми фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми

Не­об­хо­ди­мо об­ра­тить вни­ма­ние на пе­ре­чень ме­ро­при­я­тий, ко­то­рые ре­ко­мен­ду­ет­ся вы­пол­нять в це­лях ис­пол­не­ния обя­за­н­но­сти по вы­яв­ле­нию ПДЛ, на ис­точ­ни­ки ин­фор­ма­ции для ре­а­ли­за­ции мер, а та­к­же по­ря­док фи­к­си­ро­ва­ния ин­фор­ма­ции о при­ня­тых ме­рах.

Мы не бу­дем пе­ре­ска­зы­вать со­дер­жа­ние до­ку­мен­та Бан­ка Рос­сии, а да­дим пра­к­ти­че­ские со­ве­ты к ис­пол­не­нию ре­ко­мен­да­ций ЦБ. Мы все­г­да ре­ко­мен­до­ва­ли дол­ж­но­ст­ным ли­цам субъ­ек­тов за­ко­на №115-ФЗ фи­к­си­ро­вать в ан­ке­те кли­ен­та ин­фор­ма­цию о при­ня­тых ме­рах к вы­яв­ле­нию ПДЛ т.е. ука­зы­вать в ан­ке­те кли­ен­та или в ви­де от­дель­но­го до­ку­мен­та, как при­ло­же­ние к ан­ке­те кли­ен­та (фор­ми­ро­ва­ние до­сье кли­ен­та) сле­ду­ю­щую ин­фор­ма­цию:

  • ка­кие ме­ры при­ня­ты для вы­яв­ле­ния ПДЛ (уст­ный опрос кли­ен­та, ан­ке­ти­ро­ва­ние, изу­че­ние ис­точ­ни­ков ин­фор­ма­ции);

  • ка­кие имен­но ис­точ­ни­ки ин­фор­ма­ции ис­поль­зо­ва­лись для вы­яв­ле­ния ПДЛ;

  • ре­зуль­тат при­ня­тых мер;

  • иная ин­фор­ма­ция, на­при­мер, яв­ля­ет­ся/­не яв­ля­ет­ся кли­ент близ­ким род­ствен­ни­ком (су­пру­гом) пуб­ли­ч­но­го дол­ж­но­ст­но­го ли­ца.

На всех на­ших учеб­ных ме­ро­при­я­ти­ях мы об­ра­ща­ем вни­ма­ние слу­ша­те­лей на спо­со­бы вы­яв­ле­ния ПДЛ. Од­ним из та­ких спо­со­бов (при­ня­ти­ем мер) яв­ля­ет­ся ан­ке­ти­ро­ва­ние кли­ен­та. Мы ре­ко­мен­ду­ем вклю­чать во­прос кли­ен­ту в ан­ке­ту-­за­яв­ку на пред­став­ле­ние зай­ма, за­ло­го­вый би­лет и др. до­ку­мен­ты, ис­поль­зу­е­мые НФО для ра­бо­ты с кли­ен­та­ми. На­при­мер, это мо­жет вы­г­ля­деть так:

яв­ля­е­тесь ли Вы?

- рос­сий­ским пуб­ли­ч­ным дол­ж­но­ст­ным ли­цом, то есть ли­цом, за­ни­ма­ю­щим го­су­дар­ствен­ные дол­ж­но­сти РФ, дол­ж­но­сти чле­нов со­ве­та ди­рек­то­ров ЦБ РФ, дол­ж­но­сти на фе­де­раль­ной го­су­дар­ствен­ной слу­ж­бе, на­з­на­че­ние на ко­то­рые и осво­бо­ж­де­ние от ко­то­рых осу­ще­ств­ля­ют­ся Пре­зи­ден­том РФ или Пра­ви­тель­ством РФ, дол­ж­но­сти в ЦБ РФ, го­су­дар­ствен­ных кор­по­ра­ци­ях и иных ор­га­ни­за­ци­ях, со­з­дан­ных на ос­но­ва­нии фе­де­раль­ных за­ко­нов

- ме­ж­ду­на­род­ным пуб­ли­ч­ным дол­ж­но­ст­ным ли­цом, то есть дол­ж­но­ст­ным ли­цом пуб­ли­ч­ной ме­ж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ции, ко­то­ро­му до­ве­ре­ны или бы­ли до­ве­ре­ны ею ва­ж­ные фун­к­ции

- ино­стран­ным пуб­ли­ч­ным дол­ж­но­ст­ным ли­цом, то есть пуб­ли­ч­ным дол­ж­но­ст­ным ли­цом ино­стран­но­го го­су­дар­ства.

В слу­чае ес­ли от­ме­чен хо­тя бы один из пе­ре­чис­лен­ных ва­ри­ан­тов, не­об­хо­ди­мо за­пол­нить Ан­ке­ту пуб­ли­ч­но­го дол­ж­но­ст­но­го ли­ца.

- Я яв­ля­юсь род­ствен­ни­ком ли­ца, при­на­д­ле­жа­ще­го к од­ной из пе­ре­чис­лен­ных ка­те­го­рий

К ка­кой имен­но ка­те­го­рии от­но­си­т­ся Ваш род­ствен­ник?: (у­ка­зать)

Сте­пень род­ства ме­ж­ду ва­ми: (у­ка­зать).

Ну и ко­неч­но ука­зать, что ис­поль­зо­ва­лись об­ще­до­сту­п­ные ис­точ­ни­ки ин­фор­ма­ции, в том чис­ле ре­ко­мен­ду­е­мые ЦБ РФ.

Ва­ж­но по­ни­мать и о мо­ни­то­рин­ге за­ко­но­да­тель­ства в це­лях ПОД/ФТ. Как вид­но и в ре­ко­мен­да­ци­ях ЦБ, ре­гу­ля­тор де­ла­ет ак­цент на то, что, за­ко­но­да­тель­ство о фи­нан­со­вом мо­ни­то­рин­ге не огра­ни­чи­ва­ет­ся за­ко­ном №115-ФЗ и нор­ма­тив­ным ак­та­ми Бан­ка Рос­сии, и субъ­ек­там за­ко­на №115-ФЗ не­об­хо­ди­мо са­мо­сто­я­тель­но осу­ще­ств­лять мо­ни­то­ринг за­ко­но­да­тель­ства, от­но­ся­ще­го­ся к ПДЛ.

Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции №12-МР об иден­ти­фи­ка­ции бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев кли­ен­тов – юри­ди­че­ских лиц, ука­зы­ва­ют на фор­маль­ный под­ход не­ко­то­рых НФО к уста­но­в­ле­нию и иден­ти­фи­ка­ции бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев кли­ен­тов – юри­ди­че­ских лиц. Ре­гу­ля­тор об­ра­ща­ет вни­ма­ние НФО на не­до­пу­сти­мость та­ко­го под­хо­да, ко­г­да без дол­ж­ных и не­об­хо­ди­мых мер, на­прав­лен­ных на вы­яв­ле­ние бе­не­фи­ци­а­ра, НФО при­з­на­ет та­ко­вым ру­ко­во­ди­те­ля юри­ди­че­ско­го ли­ца т.е. еди­но­ли­ч­ный ис­пол­ни­тель­ный ор­ган юри­ди­че­ско­го ли­ца. На пра­к­ти­ке та­кой под­ход яв­ля­ет­ся очень рас­про­стра­нен­ным сре­ди НФО.Оз­на­ко­мить­ся с ре­ко­мен­да­ци­я­ми

На­по­м­ним, что 21 де­ка­б­ря 2016 го­да всту­пи­ла в си­лу но­вая ста­тья 6.1. за­ко­на №115-ФЗ, ко­то­рая уста­но­ви­ла для всех юри­ди­че­ских лиц обя­за­н­ность уста­нав­ли­вать сво­их бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев, фи­к­си­ро­вать ин­фор­ма­цию о них. Та­ким об­ра­зом, ка­ж­дое юри­ди­че­ское ли­цо на се­го­д­ня­ш­ний день обя­за­но вла­деть ин­фор­ма­ци­ей о сво­их бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цах, а зна­чит, име­ет воз­мо­ж­ность пред­ста­вить та­кую ин­фор­ма­цию, в том чис­ле по за­про­су кон­тр­а­ген­та.

Как об­ра­ща­ет вни­ма­ние Банк Рос­сии, при не­пред­став­ле­нии кли­ен­том ин­фор­ма­ции о сво­ем бе­не­фи­ци­ар­ном вла­дель­це, нель­зя в «ав­то­ма­ти­че­ском» по­ряд­ке при­з­на­вать ру­ко­во­ди­те­ля юри­ди­че­ско­го ли­ца бе­не­фи­ци­а­ром, а не­об­хо­ди­мо при­нять до­ста­точ­ные ме­ры к уста­но­в­ле­нию и иден­ти­фи­ка­ции бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца.

Банк Рос­сии ре­ко­мен­ду­ет ука­зы­вать в ан­ке­те (до­сье) кли­ен­та ин­фор­ма­цию о при­ня­тых ме­рах по уста­но­в­ле­нию бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца кли­ен­та. Та­ким ме­ра­ми мо­гут быть, на­при­мер:

  • изу­че­ние учре­ди­тель­ных до­ку­мен­тов юри­ди­че­ско­го ли­ца;

  • изу­че­ние вы­пис­ки из ЕГРЮЛ;

  • изу­че­ние ин­фор­ма­ции и до­ку­мен­тов, пред­став­лен­ных са­мим кли­ен­том по ва­ше­му за­про­су;

  • ан­ке­ти­ро­ва­ние кли­ен­та и др.

Мы ре­ко­мен­ду­ем в обя­за­тель­ном по­ряд­ке на­прав­лять кли­ен­ту пись­мен­ный за­прос о пред­став­ле­нии ин­фор­ма­ции о сво­их бе­не­фи­ци­а­рах. В за­про­се не­об­хо­ди­мо ука­зать срок для пред­став­ле­ния ин­фор­ма­ции и спо­соб ее пред­став­ле­ния. На­при­мер, при­ло­жить спе­ци­аль­ную ан­ке­ту для за­пол­не­ния ее кли­ен­том. В за­про­се це­ле­со­об­раз­но ука­зать на обя­за­н­ность кли­ен­та пре­до­став­лять ор­га­ни­за­ци­ям, осу­ще­ств­ля­ю­щим опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, ин­фор­ма­цию, не­об­хо­ди­мую для ис­пол­не­ния ука­за­н­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми тре­бо­ва­ний Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ, вклю­чая ин­фор­ма­цию о сво­их вы­го­до­при­об­ре­та­те­лях, учре­ди­те­лях (у­част­ни­ках) и бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цах, со­глас­но п. 14 ст. 7 За­ко­на 115-ФЗ.

Вни­ма­ние тре­бу­ет и та­кая ре­ко­мен­да­ция, как ука­зы­вать в ан­ке­те (до­сье) кли­ен­та ин­фор­ма­цию, пред­став­лен­ную са­мим кли­ен­том, и вы­яв­лен­ную са­мо­сто­я­тель­но т.к. на пра­к­ти­ке, при при­ме­не­нии всех воз­мо­ж­ных «ин­стру­мен­тов» вы­яв­ле­ния бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев, бе­не­фи­ци­ар­ным вла­дель­цем по ва­ше­му мне­нию мо­жет ока­зать­ся не то ли­цо, ин­фор­ма­цию о ко­то­ром пред­ста­вил кли­ент.

Мы на­сто­я­тель­но ре­ко­мен­ду­ем дол­ж­но­ст­ным ли­цам НФО озна­ко­мить с ме­то­ди­че­ски­ми ре­ко­мен­да­ци­я­ми со­труд­ни­ков НФО, в обя­за­н­но­сти ко­то­рых вхо­дит иден­ти­фи­ка­ция кли­ен­та.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->