ПРОТОКОЛ и КРАТКАЯ СТЕНОГРАММА «круглого стола», организованного в «ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЕ» Московской Ассоциацией Предпринимателей (МАП)

Раздел: Власть
09 марта 2004 г.

«Создание лабораторий по клеймению продукции на ювелирных предприятиях как альтернатива пробирного надзора России»*

* Публикация в средствах массовой информации или информационноаналитических приложений к ним дозволяется с ПИСЬМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ председателя Комитета специальных программ МАП

г. Москва
25 февраля 2004 г.

ПРОТОКОЛ РАБОТЫ

I. ПРИСУТСТВОВАЛИ:
(29 участников, в алфавитном порядке)

АНТОНОВА Людмила Семеновна — Начальник Пробирного надзора Пробирной палаты РФ
БАРАНОВ Андрей Васильевич — Директор НКО «Гильдия ювелиров «Золотое кольцо Руси»
БОНДАРЕНКО Виталий Алексеевич — Генеральный директор ООО «ЮТВ»
БУЙКИН Юрий Анатольевич — Руководитель Департамента нетарифного регулирования Минэкономразвития РФ
БУЛАТОВА Хельга Евгеньевна — Заместитель председателя Комитета специальных программ Московской Ассоциации предпринимателей
ГЕВОРКЯН Арам Гургенович — Генеральный директор ООО «ПК ЮВЭСТ»
ГОРЮНОВ Олег Викторович — Председатель Комитета специальных программ Московской Ассоциации предпринимателей
ГУМЕРОВ Флун Фагимович — Председатель «Гильдии ювелиров Центрального региона»
ДЕРЯБИН Александр Дмитриевич — Директор ООО «Морион Д»
ЕВСЕЕВА Людмила Михайловна — Менеджер Ассоциации «Гильдия ювелиров России»
ЗАВЬЯЛОВ Дмитрий Олегович — Консультант Департамента экономики
Администрации Президента РФ
ЛЕВЧЕНКО Татьяна Дмитриевна — Выпускающий редактор журнала «Ювелирное обозрение»
МОРОЗОВ Эдуард Евгеньевич — Заместитель председателя Комитета специальных программ Московской Ассоциации предпринимателей
ОНУФРИЕНКО Александр Константинович — Заместитель директора по науке и новым технологиям ООО «Ювелирный завод «Альфа» (г. СанктПетербург)
ПИЧКОВ Борис Петрович — Заместитель руководителя Экономического Управления Президента Российской Федерации
ПОДСТРЕШНЫЙ Артем Константинович — Директор информац. агентства «Русская ювелирная сеть»
РАДАШЕВИЧ Валерий Борисович — Вицепрезидент Ассоциации «Гильдия ювелиров России»
РОЗЕНБАУМ Вадим Валерьевич — Директор по внешнеэкономическим связям
ООО «ПК ЮВЭСТ»
ТОЛПЕЖНИКОВ Леонид Федорович — Начальник Управления драгоценных металлов и драгоценных камней Минфина РФ
ТЮЛЬПАКОВА Ольга Николаевна — Главный редактор журнала «Московский ювелир»
ХАКИМОВ Борис Васильевич — Консультант Аппарата Государственной Думы РФ
ЧИГАСОВ Валерий Глебович — Коммерческий директор ООО «Морион Д»
ЧУРИН Юрий Владимирович — Генеральный директор ОАО Московский экспериментальный ювелирный завод «Ювелирпром»
ШАДРИН Сергей Васильевич — Директор ООО «Золотая орхидея» (г. Ижевск, Удмуртия)
ШАЙДУЛЛИН Николай Зинатович — Генеральный директор ООО «Ювелирный завод «Альфа»
(г. СанктПетербург)
ШЕМЕНЕВ Николай Иванович — Гендиректор ООО «Циркон» г. Таганрог Ростовской обл.
ШЕМЕНЕВА Галина Николаевна — Директор ООО «Циркон» г. Таганрог Ростовской обл.
ШИКАЛОВИЧ Татьяна Григорьевна — Исполнительный директор Гильдии ювелиров Центр. региона
II. ПОВЕСТКА ДНЯ:

Московская Ассоциация Предпринимателей в целях установления диалога между федеральными органами исполнительной, законодательной власти и руководителями производственных ювелирных предприятий провела «круглый стол», на обсуждение были вынесены следующие вопросы:

1) ежегодная динамика роста зарегистрированных именников на ювелирном рынке России и, как следствие, постоянная задержка Пробирной палатой сроков клеймения, что приводит предприятия к дополнительным затратам или необоснованным потерям прибылей;
2) целесообразность (или нецелесообразность) увеличения штата пробирных органов, не приводящего к существенному улучшению ситуации на рынке;
3) возможность создания негосударственных лабораторий по клеймению продукции на самих ювелирных предприятиях, аттестация и их контроль деятельности.

III. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Представители ювелирной общественности отметили, что проблемы с клеймением продукции в пробирных инспекциях РФ объективно связаны:
1.1. с ежегодным ростом объемов ювелирных изделий;
1.2. с превышением отдельными региональными чиновниками пробирного надзора полномочий;
2. Участники «круглого стола» отметили, что увеличивать штат пробирных органов нецелесообразно, потому что это приведет к дополнительной нагрузке на федеральный бюджет, но существенно не разгрузит пробирные органы по части клеймения ювелирных изделий. В данной ситуации следует обратиться к опыту зарубежных стран – основных производителей ювелирных изделий в мире и пересмотреть систему опробования и клеймения в части передачи полномочий по физическому клеймению под государственным контролем. Данная мера позволит Пробирной палате усилить контроль розничной торговли, поскольку сейчас основная масса персонала Пробирной палаты занята физической процедурой клеймения ювелирных изделий, что, конечно, не позволяет говорить об эффективном надзоре.
3. Участники «круглого стола» отметили острую необходимость в создании специализированных участков по клеймению под 100 проц. контролем Пробирной палаты. Хотя обнаружилась детальное несогласование среди представителей малых, средних и крупных предприятий следующего вопроса: по какому именно принципу государство должно определять, кому доверять собственноручное клеймение, а кому нет.
4. Представители отраслевых общественных организаций приходят к выводу, что либерализация системы пробирного надзора РФ может развиваться в нескольких направлениях:
4.1. полная отмена государственной монополии на опробование и клеймение ювелирных изделий;
4.2. сохранение государственной монополии на опробование и клеймение с передачей прав на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом организациям, производящим ювелирные и другие бытовые изделия на основании выдаваемой лицензии;
4.3. сохранение государственной монополии на опробование и клеймение с созданием на ряде предприятий (по перечню) совместно с Пробирной палатой участков по клеймению.
4.4. сохранение государственной монополии на опробование и клеймение с наделением ряда предприятий (по перечню) правом на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ.
5. Участники круглого стола (представители профилирующих общественных организаций и производственных компаний) пришли к выводу, что на сегодняшнем этапе представляется нецелесообразным полный отказ государства от монополии на опробование и клеймение ввиду недостаточной развитости рыка ювелирных изделий и их производства, большого объема контрабандной ювелирной продукции ненадлежащего качества.
6. Ассоциация «Гильдия ювелиров России» усматривает, в торможении соответствующего позитивного законодательного процесса нежелание руководства Управления драгоценных металлов и драгоценных камней Минфина решать конкретные вопросы ювелирной промышленности и отсутствие контроля в Минфине за поручениями Правительства РФ и руководства Министерства.
7. На основании изложенного в настоящем Протоколе участники «круглого стола» рекомендуют:
7.1. внести соответствующие изменения в ФЗ «Закон о драгметаллах и драгкамнях» (нужно признать, что без освещения остался вопрос, какие именно? МАП склоняется к выводу, что данная проблема до конца не урегулирована между участниками ювелирного рынка);
7.2. частично изменить Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 года №643 «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов», а именно дополнить пункт 2 абзацами следующего содержания: «Российская Государственная Пробирная палата может создавать совместно с организациямиизготовителями ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, имеющими аттестованные лаборатории обученный персонал, специализированные участки для осуществления технологических операций опробования и клеймения указанных изделий работниками этих организаций. Руководство и постоянный контроль за их деятельностью осуществляются работниками Пробирной палаты РФ».

IV. КОНКРЕТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Поскольку 50 проц. ювелирных изделий изготовлены из серебра, то краткосрочным (до конца 2004 года) решением данной проблемы могут стать три варианта, которые не вызвали серьезных нареканий участников представителей исполнительной и законодательной власти:
1.1. вывести серебро из понятия драгметаллов;
1.2. отменить гос. монополию на опробование и клеймение ювелирных изделий из серебра; порядок опробования и клеймения изделий из серебра будет определяться Правительством РФ;
1.3. отменить обязательное клеймение ювелирных изделий из серебра, поставляемых российскими производителями на экспорт, необходимость клеймения будет определяться условиями контракта с иностранным партнером.
2. Комитет по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы РФ может взяться за разработку соответствующих поправок в ФЗ «О драгметаллах и драгкамнях».
3. Московская Ассоциация Предпринимателей может взять на себя ответственность по организации парламентских слушаний в Госдуме РФ по данному вопросу.

КРАТКАЯ СТЕНОГРАММА

В.Б. РАДАШЕВИЧ: С 2002 года наша гильдия занимается этим вопросом, но пока ситуация так и не разрешилась. Мы неоднократно готовили официальные письма и в Минфин, и в Правительство РФ <…> В последние годы в стране идет значительный рост реализации и производства ювелирных изделий. В 2002 году годовой объем в штуках увеличился по сравнению с 1999 г. на 16,92 миллионов штук составил 29,82 млн. штук изделий. Ожидаемый за 2003 год объем производства составил около 39 млн. штук. А в 2004 году прогноз составляет около 50 млн. штук изделий. Увеличение количества иностранных изделий, поступающих в пробирные инспекции, приводит к увеличению сроков пробирных операций, которые в отдельных случаях уже достигли трех недель, а то и месяца. Это влечет за собой дополнительные издержки производителей изза значительных потерь времени. Каждый год ювелирная промышленность теряет на этом около 50 миллионов долларов. Увеличивается и штат пробирных органов, природа не терпит пустоты, однако существенно это ситуацию не изменило. <…> Нужно внести коррективы в Постановление Правительства №643, создать подзаконные акты, регламентирующие порядок выдачи лицензий на право осуществления самостоятельного клеймения.

В.В. РОЗЕНБАУМ: Пробирные инспекции помимо контролирующих функций выполняют функции чисто производственного характера. Эти операции являются составными, обязательными, включенными в технологический процесс изготовления ювелирных изделий. Причем производственные операции, закрепленные за пробирными инспекциями, являются не окончательными, а промежуточными, после которых требуется проведение заключительной доработки: заправка клейма, вставок, полировка, глянцовка.

А.Г. ГЕВОРКЯН: К сожалению, включенные в обязательном порядке операции на опробование и клеймение ювелирных изделий значительно удлиняют производственный цикл изготовления изделий.

О.Н. ТЮЛЬПАКОВА: Справедливости ради необходимо отметить, что временной фактор не является единственной проблемой в отношениях между нами и инспекцией. Как известно, способы нанесения оттиска клейма пробирного надзора делятся на «ударный» и «лазерный». Первый способ использовался традиционно, а лазерный способ, наиболее «щадящий», является результатом технического прогресса. Этот способ позволил художникам и конструкторам проектировать ювелирные изделия с использованием ажурных, утонченных, почти воздушных элементов.

Ф.Ф. ГУМЕРОВ: Сама Пробирная палата, на сто процентов клеймит, на 10 проц. проверяет. Придут с проверкой к производителю раз в десять лет. Мы никогда в жизни не проверим розницу. Был случай, когда привезли в пробирную инспекцию с 50 проц. левым клеймом. Исчезло клеймо, не могли найти его в Костромской области. <…> Мы лучше знаем, кто торгует Арменией, Белоруссией. Не дожидаясь закона о драгметаллах, мы можем раньше начать. Закон может так и не появится. Правительство должно издать указ, разрешающий создавать эти лаборатории. Есть примеры, как решаются вопросы рядом с нами. Украина, к примеру. Хороший пример – Италия.

О.Н. ТЮЛЬПАКОВА: Система опробования – это обычная функция отдела технического контроля, который есть на любом ювелирном предприятии. Вопервых, он также осуществляет контроль над соблюдением технических и нормативных характеристик выпускаемой продукции; а вовторых, гарантирует потребителю заявленное производителем качество и соблюдение ГОСТов. <…> В СССР был один единственный собственник производства, цеха которого были разбросаны по всей территории страны, это государство. Заказчик тоже был один опять же государство. ОТК и пробирный надзор были одним и тем же. Получалось, что ОТК (пробирная палата) не просто защищала интересы собственника, но и стоит на страже государственных интересов, т.к. государство и собственник и заказчик выступали в одном лице. Сейчас и производство и торговля на 100 проц. перешли в частный сектор. Чьи интересы сейчас соблюдает Пробирная палата? Вопервых защищает ли интересы производителя? Служит ли гарантом качества изделий, реализуемых в торговой сети? Если Пробирная палата всего лишь на 10 проц. контролирует розницу (иными словами – вообще не гарантирует), имеет ли смысл говорить о том, что она защищает интересы потребителей? В настоящий момент Пробирная палата является антигосударственной структурой, способствующей коррупции и теневому бизнесу. <…> Для сравнения возьмем Италию, город Валенца население 24000 человек, 1300 ювелирных фирм, перерабатывается 30 тон в год золота. В Италии 25 тысяч магазинов, в России 21 тысяч магазинов, 6586 производителей находится на спец. учете в пробирном надзоре, из них только 3515 имеют зарегистрированные именники. Итак, в Италии ставить идентификационное клеймо должны все производители, для чего они делают запрос в местную ТПП и уплачивают годовой взнос (от 70 до 500$ в зависимости от количества рабочих). Это дает им право самостоятельно пробировать под свою юридическую ответственность. Все это не помешало бы ввести и в России.

Л.С. АНТОНОВА: По поручению Минфина РФ Пробирная палата сейчас рассматривает вопрос об увеличении мощностей по опробированию и клеймению ювелирных изделий. Руководство не уполномочило меня давать более развернутые ответы.

А.В. БАРАНОВ: Я на стороне пробирного надзора. Мне кажется, что у крупных предприятий есть большая заинтересованность, чтобы получить клеймо себе, но это унизит небольших производителей.

О.Н. ТЮЛЬПАКОВА: Все производители должны быть в равных условиях: и малые, и крупные.

Л.Ф. ТОЛПЕЖНИКОВ: Я внимательно выслушал все полемические выступления, которые здесь прозвучали, но есть некоторые моменты в этом вопросе, которые забывают наши коллеги. Нельзя всей страной переместится в Италию и жить по тем законами, у нас свое историкоправовое наследие. Наша задача готовить предложение, а политическую линию проводит руководство Минфина. Мы с вами живем в некотором историческим процессе. Он неразрывен. Нельзя жить по итальянским законам, которые там вырабатывались веками. Главное не пойти по пути развития производства спиртных напитков. Все проблемы ювелирной промышленности достаточно хорошо изучены, но надо сказать – это самая счастливая отрасль в нашей стране. Вопрос до конца окончательно не решен, т.к. завязан на многих нормативных документах, на общей системе законодательства страны ростом благосостояния, и трудно представить, что производство вдруг пойдет на спад. Одна из причин, почему нельзя было решать этот вопрос вплоть до декабря прошлого года – это закон о валютном регулировании и валютном контроле. <…>
Драгкамни и драгметаллы относились к валютным ценностям, и соответственно вся система нормативных документов требовала нашего строгого контроля за движением этих ценностей. Да не секрет, что в советское время, когда страна развивалась в замкнутой экономике в стране не хватало твердой валюты. Драгкамни и металлы были ориентированы отраслью на экспорт, и только небольшая часть оставалась в стране на розничную торговлю. Сегодня конечно времена не те, но до изменения закона о валютном регулировании и контроле радикальные шаги было сделать очень сложно. Почему мы не можем чтолибо изменить в практике Пробирной палаты без изменения в законе о драгметалах и драгкамнях, потому что мы рискуем попасть в зону не правовой деятельности. И к этому подвигают нас коллеги из отрасли. Для того чтобы строить прозрачную систему, которая адекватно отвечала бы и проблемам отрасли и работе органам государственной власти, то мы должны работать не наскоками. Призываем к сдержанности и последовательности работы по этим вопросам. <…>
С чем мы сегодня сталкиваемся и о чем здесь, к сожалению, не говорят. Невозможно адекватно измерить отклонение от нормы по количеству клейменого товара на рынке. Наш инструментарий в силу заскорузлости проблемы тоже не позволяет нам адекватно измерять такое отклонение от нормы. И поэтому Минфин пошло на мудрый, хотя немного застарелый метод, запоздавший по времени решение: была произведена замена руководства в Пробирной палате, мы рассчитываем, что сегодня уже будут проходить определенные позитивные изменения в этом направлении. Сегодня закон о драгметаллах и камнях внесен в план законотворческой деятельности Правительства РФ. Думаем, что определенные изменения будут сделаны. <…> В силу очевидной причины принято политическое решение об увеличении заработной платы бюджетникам. В результате бюджетные расходы резко увеличивались. На настоящий момент есть 4 варианта возможных действий:

1. оставить все как есть, но это самый неудачный ход.
2. попытаться заниматься партизанщиной, то есть создать такую химеру, когда государственной монополии, прописанную законом федеральным мы передаем частично в частные руки. Даже механизм такой трудно представить. До конца не понятно, кто будет проверять соответствие. Есть базовые противоречия в системе подхода государства. Если мы с вами, если у вас есть бюджетная функция, то бюджет должен за нее платить. То есть государство должно платить частной фирме. Может, такой ход приемлем для крупных предприятий, но в целом проблема решена бы не была.
3. можно было бы попытаться изменить, внести соответствующие изменения в закон «О драгметаллах и драгкамнях», и в соответствии с этим дополнить закон о лицензировании видов деятельности одной нормой о том, что вправе выдавать лицензию на вид деятельности на простановку пробирного клейма соответствующим организациям. Это примерно то, что и происходит в Италии. Естественно в том виде, какой преминителен к нашим условиям. Но здесь есть неприятный для вас момент: федеральный закон о лицензировании видов деятельности подразумевает, что выдачу лицензий осуществляют исполнительные органы государственной власти. И соответствующий контроль за использованием этой лицензии, тоже производит госорганы федеральной власти. Это способ на наш взгляд более объективный. Для этого нам надо будет перевести Пробирную палату в центральный аппарат Минфина. Общее движение как раз идет по этому пути.
4. другой путь – это использование саморегулируемых организаций. Закон пока только движется, но пока не готов. Но сама идея, что государство делегирует часть полномочий таким саморегулируемым обществам, тоже возможный путь, но пока нет закона.
<…> Я согласен, мы немного затягиваем срок принятия документов, чтобы успеть учесть те реалии, что складываются, те предложения, что выдвигает отрасль. Недаром мы создали рабочую группу, которая могла бы заниматься разработкой закона. Трудности в том, что даже в ювелирной отрасли нет единого мнения, вопрос сложно привести все к общему знаменателю. Взять и радикально сломать всю систему не можем, так как легко утратить представление, куда и как и каким образом развивается отрасль. Минфин и Правительство РФ внимательно присматриваются к этой проблеме, она уже понятна, и не замалчивается, и соответственное изменение нормативных документов будут произведены даже в более короткие сроки, чем оценивают коллеги из отрасли. Есть предложение двигаться последовательно.

В.Б. РАДАШЕВИЧ: Мы боимся больше всего, что это нарыв будет зреть, пока не возникнет кризисная ситуация. Прогнозируемый на 2004 г. рост производства будет сдерживаться возможностями пробирных инспекций, численность которых за последние годы увеличилась всего на 15 проц.. А возникший на ювелирном рынке дефицит будет удовлетворяться незаконно произведенной и контрабандной продукцией.

Б.В. ХАКИМОВ: Комитет по природным ресурсам и природопользованию Госдумы РФ готов пойти навстречу ювелирам и разработать ряд поправок к закону о драгметаллах и камнях. Имея большой опыт в законотворчестве мы можем создать необходимые, но не вызывающие поправки.

Г.Н. ШЕМЕНЕВА: Я бы хотела заострить внимание на проблемах регионального производителя. Наш «Циркон» – предприятие, которое хорошо зарекомендовало себя на рынке. Мы платим все налоги. Развиваемся. А знаете, что нам говорят в нашей донской инспекции? «Чтото вы много стали привозить..» Я считаю, что Пробирная палата работает не на государство, а на себя. Комуто задерживают, а когото за деньги вперед всех обслуживают. Как на выставку ехать или под Новый год закрываются 25 декабря. А у нас это самый сезон. Начнешь предъявлять претензии, на 8 Марта вообще тебя в последнюю очередь обслужат… Или другой момент. Нас подделывают и выдают свою некачественную продукцию за «Циркон». Если покупатель обнаружит обман, с кем он должен судиться? Ведь пробирная инспекция поставила на таких изделиях свое клеймо! С кем судиться? С Пробирной палатой? А если у нас будет собственная лаборатория по клеймению, за качество я буду отвечать. Со мной и судись.

В.Б. РАДАШЕВИЧ: Необходимо Минфину заниматься этим вопросом. Экономического смысла нет разбавлять сплав серебра. Авторитет вашей организации, что на «круглый стол» пришел господин Толпежников. Он ни на одном отраслевой конференции не появлялся, ни на одном нашем мероприятии…

А.Д. ДЕРЯБИН: При современных технологиях время изготовления одного ювелирного изделия из серебра весом 2,4 г (это средний вес массового изделия из серебра) составляет 1,48 нормо/часа. Но вместе с тем, чистое время нахождения этого изделия в инспекции пробирного надзора составляет как минимум 72 часа (без учета времени на транспортировку в инспекцию и обратно).

А.К. ОНУФРИЕНКО: Мы уверены, что если государство возложит эту операцию на самих производителей (как в большинстве стран) с сохранением за собой жесткого контроля, эта проблема будет решена. Вот почему мы предлагаем начать с ювелирных изделий из серебра. Эти изделия не являются особо дорогостоящими и относятся к классу драгоценностей скорее в силу традиции.

Н.И. ШЕМЕНЕВ: Наше предложение: вместе с именником ставить клеймо. Подготовить предложение, предусмотреть санкции за нарушение. Турецкая психология позволяет зарабатывать деньги, а наша – нет… Чиновники долго реагируют на письма. Мы боимся с ними поссориться, а вопрос не решается.

[ Комитет специальных программ МАП ]

Полезное

Полезное

 
-->